Гусляры в русских былинах — кем они были?

Гусляры в русских былинах — кем они были?

Пока готовим к публикации демку нашей новеллы «Волшебная свадьба гусляра Ивана», хочу еще немного рассказать об источниках вдохновения для истории, а именно — про самих гусляров, их образ и роль в древнерусской культуре. Исторических свидетельств осталось мало, но образ гусляра прекрасно передан в былинах.

Вот что интересно: во всех случаях игра на гуслях соседствует с любовной и брачной символикой! Так что совершенно логично, что именно парень, умеющий играть на гуслях — главный герой нашей новеллы. Музыка и романтика связаны всегда и везде.

Я многое почерпнула из паблика «Сокол-корабль» в ВК, который ведет Александр Бабкин — музыкант, знаток народной культуры и настоящий современный сказитель. Далее — перепечатка поста из этого паблика. Просто хочу поделиться увлекательным текстом. Очень советую заглянуть в сам паблик — это самое интересное, что можно найти в интернете про русский эпос прямо сейчас.

Былинные гусляры

Какой инструмент первым приходит на ум, когда вас просят назвать самый русский музыкальный инструмент? Большинство людей сразу ответят "балалайка", но думаю не меньшее число людей вспомнят такой древний инструмент, как "гусли".

Пару лет назад, только-только начав ознакамливаться с былинами я думал, что на гуслях играет только Садко - богатый гость. Но чем больше я погружался в былинный мир, тем сильнее убеждался — умение играть на гуслях показатель высокой культуры, часть любовный игры и вообще полезный навык для богатыря.

И так, кто же в русских былинах владел искусством игры на этом струнном инструменте?

Садко — богатый гость.

Самый известный былинный гусляр, начало его эпической биографии дается в уникальном по своей полноте тексте пудожского сказителя Андрея Пантелеевича Сорокина — бедного гусляра перестали приглашать на пиры и он ходит играть на берег Ильмень-озера:

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Показался царь морской…

Но гораздо чаще в былинах Садко играет на гуслях, когда попадает в плен Морского царя. От музыки Садко, последний пускается в пляс из-за которого гибнут в море многие люди крещенные и по их молитвам в дело вмешивается сам Святой Николай, советующий Садко скорее разломать гусли. Гусли сломаны — разрушительные пляски стихии остановлены. К счастью для моряков Садко:

"Учился играть да во гусли звончаты,

Не учился я починить гусли звончаты!"

(Зап. Ончуковым Н.Е. от сказителя Шальникова Николая Петровича, с. Великая Виска Пустозерской вол.)

Соловей Будимирович

Герой одной из самых неконфликтных русских былин. Соловей Будимирович приплывает из своих далеких земель, выполняет близкое сказочным сюжетам свадебное испытание (выстраивает три терема в садах невесты), но влюбляется Забава Путятична в него сама — только услышав его чудесную игру на гуслях (или на скрипке с балалайкой — этого богатыря сказители любят делать музыкантом в принципе):

А сидит тут младый Соловей,

А сидит на стуле и ременцятом,

А играт во гусли во звонцяты...

Соловей спрашивает у Забавы, не взяла ли её "кретня неизумелая" — то есть сильное сладострастное желание, доходящее до безумия.

...Говорит Запава Путевисьна:

«Меня, Запаву, не кретня взела,

Не кретня взела неизумелая,

Я пришла к тибе и насвататьсе:

Не возьмешь ли ты меня за собя взамужь?»

(Зап. Озаровской О.Э. от сказительницы Кривополеновы Марьи Дмитриевны, д. Шотогорки Михайловской Пинежского уезда)

Соловей Будимирович и Забава Путятична
Соловей Будимирович и Забава Путятична

Вообще, когда девушка сама себя просватывает, событие редкое и идущее наперекор традиции. Но на такую решительность Соловей мог ответить только согласием на брак.

Добрыня Никитич

Играет на гуслях и один из самых известных богатырей русского эпоса. "Окрутившись" скоморохом он после долгой отлучки в чистом поле отправляется на свадьбу своей жены на Алёше Поповиче. Услышав искусную игру Добрыни все присутствующие начинают о чем-то догадываться:

Принесли тут прохожому золоты гусли

Тут начал прохожой поигрывать,

И начал прохожой всё выигрывать...

Догадалса Илеюшка Муромец,

Догадалса притом и Владимер-князь,

Што зашол им во грынюшку и не прохожей же,

Не прохожэй калика, не долгополой же,

Но пришол к ним — Добрынюшка Мекитич млад

(Зап. Григорьевым А.Д. от сказителя Аникиева Василия Петровича на Русановском заводе)

Юный Добрыня учится играть на гуслях
Юный Добрыня учится играть на гуслях

Ставр Годинович

Черниговский боярин так же, как и Добрынюшка играет на гуслях во время свадьбы своей жены... Но есть нюанс. Она, переодевшись в иноземного посла женится на племяннице князя Забаве Путятичне. А главной мотивацией вызволить Ставра из темницы, куда его засадил князь, являлось то, что мало кто из музыкантов княжьего двора способен потягаться с ним в этом:

Приводили тогда да всё гусельщыков,

Ай играют гусельщыки всё невесело.

Говорит опять и князю да ныньче солнышку:

«Ай и нету ля у тя дак затюремщыков,

Ой затюремщыков у тя нет ле гусельщыков?»

Тут задумалсэ Владимер стольно-киёвской:

«Уж я выпущу Ставра, дак не видать Ставра,

Ай не выпущу Ставра, дак разгневить посла!»

(Зап. Балашовым Д. М от сказителя Лагеева Василия Игнатьевича и его жены Кирилловой Евдокии Ниловны, сел. Усть-Цильма, респ. Коми)

Дунай Иванович

А этот богатырь кем только не служил при дворе ляховинского короля — и чашником, и конюхом, и привратником... Но в нескольких вариантах былины, записанных на Мезени он служит у короля толи придворным гусляром, толи личным музыкантом Апраксии-королевичны:

А говорила тут Опраксея-королевисьна:

«А проходи-ко, Дунай да сын Ивановиць!

А садись-ко, Дунай, да за дубовой стол,

А бери-тко, Дунай, ты звоньцяты гусли —

А утешай-ко меня, да красну девушку!»

(Зап. А. Д. Григорьевым от сказителя Рассолова Ермолая Васильевича, д. Кузьмин Городок Погорельской вол.)

Говорил тут король таково слово:

«Уж ты ой еси, Дунаюшко сын Иванович!

Уж ты жить ле пришол але служить ко мне?

У миня тибе робота не цяжолая:

А играть-де тибе нонь в звоньчаты гусли —

Утешать Опраксею-королевисьню»

(Зап. А. Д. Григорьевым от сказителя Чупова Ивана Алексеевича д. Кильца Погорельской вол.)

Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Художник Андрей Рябушкин
Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Художник Андрей Рябушкин

А в единичных, уникальных вариантах былин на гуслях могут играть так же Алёшенька Попович, издеваясь при этом над Тугарином:

Да сидит-то Олёшенька Попович же,

Да сидит-то на пецьки да на муравляной,

Он играт-то во гусли да яровцятыя,

Да сидит-то, над Тугарином насмехаицсэ.

(Зап. А. Д. Григорьвым от Потруховой Анны Васильевны, д. Дорогая Гора Дорогорской вол.)

Новгородский богатырь Василий Буслаевич, играет на гуслях во время хождения по морю, осуществляя таким образом магический диалог с морской стихией:

Да Васильюшко по караблицьку похаживат,

Да в звоньцяты гусли Васильюшко поигрыват.

Да пошли они здраво за синё морё.

(Зап. А. Д. Григорьевым 25 июля 1901 г.: д. Кильца Погорельской вол. — от Чупова Ивана Егоровича)

а иногда даже враг-иноплеменник берет в руки гусли, чтобы созвать свои войска (предположу, что играл царь какой-нибудь наигрыш «под драку», а его сила-армия в этот момент плясала-ломалась):

Сидел король на да Леховинския

На стуле на ременчатом,

Брал король золоты ключи,

Отперал он золоты ларци,

Да взял король да звончаты гусли,

Заиграл король да по-военному:

«Сбирайтесь, пановья-улановья

И вся сила неверная,

Да берите добра молодца,

Катите тележку ордынскую,

Запрягайте два коня ногайския

И путайте добра молодца путы-ты шелковыма!

Куйте в жалеза немецькия,

Ручны, ножны и заплецныя

И везите во чисто полё-Рубите буйну голову!»

(Зап. А. Д. Григорьевым от сказителя Иконникова Ивана, д. Угзеньга Леуновской вол. Пинежского у.)

Самое характерное, что можно выделить в былинных гуслярах — их игра чаще всего наполнена любовной и брачной символикой. За Садко сватают морских девиц после его игры; Забава просватывает себя сама, услышав игру Соловья; Добрыня Никитич и Ставр Годинович воссоединяются со своими женами, после игры на гуслях. С другой стороны явственно видна магическая функция гусельной музыки — в диалог с морской стихией и её владыкой вступает Садко, а Василий Буслаевич игрой на гуслях обеспечивает «здравый ход» своего носада по синему морю.

***

Подписывайтесь на блог Александра и добавляйте нашу новеллу в желаемое, если тема заинтересовала :)

8
6 комментариев