Сега-челлендж? Сега-челлендж!

Сега-челлендж? Сега-челлендж!

Сигнальные огни челленджа зажглись! Re: Carnage зовёт поучаствовать. И ЛиЛи явится!

Всем привет, сеганы! Полагаю, не будет преувеличением заявить, что для большинства пользователей, особенно за 30, слово «SEGA» ассоциируется с консолями: когда один скажет: «Сега», миллионы ответят: «Мега драйв». Но, по правилам челленджа, разговор будет исключительно о играх этой славной компании. Да и, сдаётся мне, мало кому охота читать очередные ностальгаторские простыни о жизни от рандомного старого пердуна из интернетов, верно?

Если коротко, то счастливым обладателем «мега драйва» я стал в начале 2000-го года и коротал часы после уроков и домашних заданий в компании этой приставки на протяжении четырёх лет до появления в доме первого персонального компьютера. Разумеется, это был не подлинник, а клон от конторы «нью гейм», и именовался он гордо «Магистр Драйв 2». Выглядел, впрочем, почти как оригинальная японская сега, разве что шторки слота для картриджа были синего цвета.

Все игры, что мне покупали родители, для этой консоли вышли из под пера сторонних разработчиков. Все, кроме одной.

Phantasy Star II

Этот арт, эта музыка. Девочки, простите, я снова плачу.
Этот арт, эта музыка. Девочки, простите, я снова плачу.

Моя первая игра авторством внутренней студии Sega, и, в то же время, моя самая первая JRPG в жизни!

Небольшая ремарка — бОльшую часть своей тогдашней коллекции игр я выбирал не по обложке картриджа, как было в эпоху «Денди. У меня был чит — вот такая книжка с кодами и секретами.

Моя копия, увы, не сохранилась. 
Моя копия, увы, не сохранилась. 

Приобрёл я её на накопленные деньги после того, как продавец на рынке, где мы с отцом ходили покупать новые картриджи, в ответ на моё очередное «а покажите вот эту игру» устало ответил зеркально мему про рыбов: «парень, я здесь не показываю, а продаю игры, бери уже что-нибудь». Дабы не впасть в немилость дяде-продавцу (ведь у него и выбор был больше, и цены ниже, чем в магазине — потом через несколько месяцев за новой игрой снова к нему идти же) я взял первую попавшуюся игру, оказавшуюся в последствии лютым трэшем (кажется, называлась «Даффи Дак идёт в Голливуд», или что-то типа того).

В книжке же, помимо секретов и чит-кодов, было краткое описание каждой игры и её рейтинг, составленный, вероятно, на личный вкус автора. И вот по этим параметрам я составлял себе «список желаемого» на тетрадном листке, с котором теперь всегда ходил на ту точку, а дядя-продавец, читая мои каракули, подбирал игры из тех, что были у него в наличии.

И вот так однажды в моих руках оказалась она — Её Величество Phantasy Star II.

Первое впечатление, впрочем, не было столь ярким. Стоит упомянуть, что в те годы я предпочитал больше платформеры-стрелялки-бродилки. Про какие-то там РПГ, тем более J, я знать не знал. Эта же игра вместо того, чтобы сразу бросить рубить врагов в капусту, встречала меня в городе, где нужно было сперва сходить побеседовать с квестодателем, а затем ещё почитать немного диалогов с розоволосой девочкой. Обилие текста немного огорчало, учитывая мои тогдашние нулевые знания английского (я в школе немецкий учил, entschuldigen sie bitte).

Но вот наконец я покинул город, — сейчас начнётся потеха! Смотрим на обстановку и….а где все-то? Сплошные пустые поля и луга. Ладно пойдём. И, стоило сделать несколько шагов, как экран мигнул, пейзаж с «карты мира» сменился на футуристичную арену с монстрами и моими персонажами, стоящими напротив них и спиной ко мне. Вот оно, думаю, началось! Жму кнопки на джойстике, а ничего крутого на экране телевизора не происходит, только какие-то окошки со списками мигают. Поразбиравшись некоторое время с принципами управления, снизошло понимание — драться тут нужно не в динамике, а тыкая на кнопку «атаковать» и смотреть анимацию. Разочарованию на тот момент не было предела — не такое я себе представлял, выбирая игру.

Ищем в меню мелок "Машенька
Ищем в меню мелок "Машенька

Ну ладно, что теперь поделать. Следующую игру родители купят, если повезёт, через 4 месяца, при условии, что я учиться хорошо буду. Подожду, а пока придётся «жевать кактус». Однако, в отличие от вышеупомянутого «Даффи Дака», чем дольше я проводил за «Звездой Фантазии» время, тем больше процесс мне начинал нравится.

Во-первых, у нас здесь открытый мир, чего я раньше не в играх не видел, пусть и на первых порах ограниченный в свободе передвижения. Можно было сходить в другой город. Можно было побродить по научной лаборатории под названием Климатрол. Либо пошариться по полям-лугам, гоняя гигантских тараканов и мух. То есть не просто бежать в бок, как в платформерах, а самому решать, когда и куда идти.

Во-вторых, помимо атак мечами\кинжалами тут можно было кидаться во врагов магией. Ну круто же! А розововолосая девочка по имени Ней умела магией лечить раны.

Отдельно отмечу крутую фишку под названием «сохранение». Можно было в домике ведьмы, что расположен в стартовом городе, сохранять свой прогресс, и, в случае, например, смерти персонажа, не платить денежку за воскрешение, а просто загрузить сейв. Да это же прямо как на компьютере! Жаль только, что после выключения приставки, этот сейв исчезал, и всё надо было начинать заново.

Полагаю, после этих строк читатель верно догадался, что игру я так и не смог пройти. Дальше первого подземелья — того самого Климатрола, я ничего в то время не увидел. Не только из-за «стирающихся» сейвов — тогда я свои игровые сессии строго ограничивал одним часом, ведь так гласил параграф в инструкции к приставке. Я из небогатой семьи, и очень дорожил своей сегой — все же покупка недешёвая была, и я это прекрасно понимал. Мне не хотелось, чтобы она сгорела, как мой самый первый китайский клон фамикома шестью годами ранее, тем более что мой второй клон — тот самый «Денди Джуниор» отдали родственникам после покупки «мега драйва», и мне очень не хотелось бы остаться в какой-то момент без видеоигр вообще.

Но, теряя каждый раз прогресс, и уже после покупки следующих игр из своего широкого списка, я продолжал запускать Phantasy Star просто ради удовольствия поразваливать местную фауну.

Представьте моё изумление, когда после обретения заветного титула ПК-боярина, мне поведали, что мой картридж был способен сохранять прогресс даже после отключения приставки! Как выяснилось, для этого в конструкции картриджа была предусмотрена батарейка, но конкретно моя ПРОСТО БЫЛА СЕВШАЯ!!! Достаточно было её заменить, и сейвы бы больше никуда не пропадали! Но я никогда не разбирал картридж…

Году где-то в 2009-ом я впервые узнал о существовании такой штуки под названием «эмулятор», что позволяла запускать игры от «мега драйва» на ПК в пару кликов с возможностью в любой момент сохранятся. Заинтересовавшись, я первым делом скачал и запустил ром Phantasy Star II. Да, спустя 5 лет я снова оказался там. На планете Мотавия сисемы Альго. Мы дома, Чуи. И теперь никакой перегревающийся за час блок питания меня не остановит.

Окошко эмулятора.
Окошко эмулятора.

Игра оказалась куда масштабнее, чем я предполагал. Со временем открывались новые города, пати наполнялась новыми лицами, поля-луга становились всё шире, монстры жирнее, а лабиринты сложнее. Если Климатрол я в своё время досконально выучил, то по новым подземельям приходилось изрядно плутать. Ориентиров в данжах нет никаких — всё такое похожее, так ещё разработчики, чтобы окончательно сбить с толку игрока, напихали обилие телепортов, а какой-либо интерактивной или не очень карты в игре само-собой нет.

Рандом-энкаунтеры, или, проще говоря, случайные битвы в этой игре чрезмерно частые. Иной раз и пару шагов не дают ступить, как начинается очередной замес. До боссов с таким подходом удаётся добраться более-менее в нужной кондиции, но из всех JRPG, что я на данных момент играл, эта игра в этом плане самая злая. Впрочем, не то, чтобы я много этих самых японских ролевых игр на своём веку повидал. Вероятно, гуру этого жанра смогут назвать два-три десятка тайтлов похлеще.

И всё же, если отбросить синдром утёнка, игра для своего времени достойная. Сюжет довольно закрученный, подаётся через диалоги. В какой-то момент мы из хороших парней внезапно превратимся в предателей целой планеты, и вынуждены будем слинять от преследования властей аж на другую планету — покрытый снегом Дезолис, населенный «зелёными человечками». Состав команды оскудеет, когда одного из персонажей убьют у нас глазах без возможности воскрешения из мёртвых, или, как здесь это называют, клонирования. Просто для сравнения — в вышедшей через год после второй «Звезды» Final Fantasy III история буквально такая: «Ты и твои 3 соратника избранные, пойдите и найдите 4 кристалла и победите саму Тьму». У ребят из SEGA определённо “фантазии” побольше.

Однако игру я и со «второй попытки» не прошёл. Я окончательно заблудился в одном из подземелий Дезолиса. Решусь ли я на третью попытку? Вероятно нет, так как хочется ещё много чего попробовать, в том числе, третью и четвёртую часть серии Phantasy Star. В своё время найти их на картридже так и не удалось.

Рекомендую ли я попробовать эту игру сейчас? Только если она у вас была в детстве, либо если вы не страдаете топографическим кретинизмом, как я, цените классические JRPG и не чураетесь 16-битной графики.

Valkyria Chronicles

Он не ниже ростом, просто из танчика выглядывает.
Он не ниже ростом, просто из танчика выглядывает.

С этой великолепной серией мне впервые довелось познакомиться в виде анимэ-сериала. Я был в курсе о существовании игры, но основе которой этот сериал сняли, однако никаких приставок после «мега драйва» не то, что не имел, а даже в глаза не видел (впрочем, тут я немного приврал — в PS1 довелось полчасика поиграть однажды), и свои шансы ворваться в мир рагнитопанка я оценивал как нулевые.

К счастью, в середине десятых Сега закончила со своими бета-тестами на мыловарне и даровала доступ к военным приключениям девочки-булочницы всем желающим пекарям. Я даже скидок толковых в стиме ждать не стал, и почти сразу швырнул наличку в монитор.

Суть игры проста и понятна: есть поле битвы, командование ставит задачу отбить территорию у врага силами небольшого отряда, состав которого мы подбираем по полезности для конкретной вылазки и своему вкусу.

Члены отряда при этом не рандомные безликие болванчики, а уникальные личности с именами, фамилиями и со своими особенностями, нравами и предпочтениями, что отражается, в том числе, на геймплее. Простой пример: персонаж, имеющий аллергию на пыльцу, при укрытии в траве может чихнуть, чем моментально демаскирует себя. Либо персонаж может недолюбливать даркийцев (это евреи местного разлива), отчего в компании с сослуживцем этой расы получает, если мне не изменяет память, дебаф к меткости.

Помимо личных качеств, наши служивые отличаются специальностью: штурмовик, снайпер, ракетчик, разведчик или инженер. Командир отряда, один из центральных сюжетных персонажей, на поле боя передвигается исключительно на танке. Есть ещё читерская «Валькирия», разваливающая всё и вся магией, но она всего одна, да и та на службе у врага, впрочем, немного порулить ей можно в отдельном сценарии.

Непосредственно геймплей представляет собой полупошаговую тактику с щепоткой РПГ — мы вольны контролировать каждого члена отряда в реалтайме, но ограниченное число времени. За этот промежуток очень желательно занять удобную оборонительную позицию, или устранить цель, либо эвакуировать раненного соратника. Спустя несколько ходов, наступает черёд противника, где мы наблюдаем последствия наших решений. Закидывать врага собственным мясом не рекомендуется — персонажи, кроме нескольких ключевых, смертны, и, если вовремя не спасти трёхсотого, то, после пары ходов, наш обречённый воитель отправится в страну вечной охоты и более не будет доступен.

Кто понял, тот понял. 
Кто понял, тот понял. 

Элементы РПГ заключаются в системе прокачки специальностей. Чем эффективнее мы выполняем задачи, тем больше очков мы получаем для повышения опыта конкретных видов войск. Так, например, разведчики со временем научатся дальше передвигаться за ход, а штурмовики получат подствольный огнемёт. Танчику тоже можно прокачать броню или дальность хода.

Завязка сюжета незатейлива: жили-поживали и бобра пожирали в небольшом посёлке городского типа друзья-товарищи — девочка, пекущая пирожки и прочую сдобу в местной кулинарии, и парень-грамотей со своей сводной сестрой. И всё у них было хорошо, но я сейчас вам расскажу откуда на городок готовилось нападение: большая империя, напоминающая кайзеровскую Германию начала XX века, затеяла маленькую победоносную, и первый удар пришёлся на родину наших новых знакомых. Делать нечего, молодежь записалась добровольцами в отряд милиции и отправилась на фронт. Как и положено, по ходу повествования будут и свои маленькие радости, и горе, и вотэтоповороты.

Спустя несколько лет, Сега разработает и выпустит на ПК четвёртую часть (вторая и третья так и остались эксклюзивами PSP), отличающуюся отдельной историей, происходящей во время конфликта первой части, но уже с другими действующими лицами. Из геймплейных фишек появится новый класс-полом «гренадёр» — миномётчик, гроза танков и пехоты, запускающий в полёт бамбуэ на полкарты.

Сега-челлендж? Сега-челлендж!

Серия «Хроники Валькирии» является моей самой любимой франшизой сеги. Очень жаль, что сама компания ей нынче внимания не уделяет, и, весьма вероятно, пятая часть, или, хотя бы, ремастеры двойки-тройки едва ли увидят свет. Я горячо рекомендую ознакомиться с первой игрой серии любителям пошаговых тактик, даже если вы хейтите японские игры и анимэобразную стилистику в частности.

Yakuza 0

Вот эти ребята. 
Вот эти ребята. 

О, эту серию во второй половине нулевых с подачи какого-то игрожура иначе как японской ГТА не называли, придавая прилагательному «японской» негативный оттенок. В те годы я с большой симпатией относился ко второй и третьей части приключений великого автоугонщика, равно как и к «Городу греха», поэтому титул «японская ГТА» в моих фантазиях сулил крутой боевик с ребятами, вооружёнными катанами и угоняющими культовые «Сильвии», «Прелюды» и «Селики». Как и с «валькириями», ничто тогда не предвещало появления «Подобного Дракону» на наших ЭВМ.

Но чудеса случаются, пусть и со значительной задержкой, и в паровой магазинчик дяди Гейба Сега отгружает свой знаменитый блокбастер.

Полагаю, уж про эту игру и её геймплей на этом сайте рассказывать смысла нет — читатель и так с ней знаком, хотя бы по мемам с «Бакамитаи». Я же на момент запуска мемы эти не застал. В голове лишь верталась та самая дежурная игрожурная фраза.

Спустя же пару-тройку игровых сессий, миф нулевых для меня рухнул: герой чинно и спокойно гуляет по городу, играет в видеоигры, катает радиоуправляемые машинки и с пенсионерами ставит «рыбу» в маджонге (пардон за доминошный термин — ничего не понимаю в этом затейливом развлечении, и какой-нибудь иццу от тоитои не отличу). В драку Кирю (так зовут нашего протагониста) первым, как правило, не лезет, а если дело доходит до рукоприкладства, то обходится без огнестрела и принципиально никого не убивает. Единственный же транспорт, доступный Кирюхе, это такси, выполняющее роль фаст-трэвела между районами. Выходит, Анти-ГТА какая-то.

Но не смотря на несовпадение предполагаемого с действительным, игра мне понравилась. Нарочитая серьёзность основной истории в сочетании с абсурдно-комедийными сайд-квестами — отличный рецепт коктейля от сеговских миксологов, не хуже, вероятно, взболтанной водки с мартини. Особо мне полюбилась мини-игра в управленца кабаре-клуба — едва ли не четверть всего игрового времени я провёл за тюнингом девочек вкупе с подачей пепельниц клиентам.

Топ-девочка нашего кабаре. 
Топ-девочка нашего кабаре. 

Пока что на нулевой части моё знакомство с бытом виртуальных ОПГ Японии закончилось. Марафонить серию не стал, прикупил ещё Кивами 1 и 2, а остальное оставил на потом. На дворе лето 2020-го — игры никуда не денутся, ну не пропадут же они из магазина, ведь правда? *горькая усмешка*. Впрочем, я не держу на Сегу зла — бизнес есть бизнес, репутация, все дела. Но и исследовать звериные тропы, дабы заносить денежку, не считаю для себя рациональным. Для тех же, кто обнаружил себя в какой-нибудь другой стране, не вставая с дивана, я рекомендую ознакомиться с Yakuza 0. Кто в Камурочо не бывал — красоты не видал!

***

Небольшое отступление. Вероятно, у вас уже сложилось мнение, что вся моя простыня, начёрканная для Сега-челленджа, это исключительно хвалебная ода японской компании. Мол, да-да-да, тебе всё нравится, мы поняли. Так ли это? Ну что ж, познакомьтесь с игрой, сожравшей у меня понапрасну два игровых месяца! Как там говориться, я в это сыграл, чтобы вам не пришлось.

Shining Resonance Refrain

Geben sie mir bitte etwas kopeek auf dem stück brot.
Geben sie mir bitte etwas kopeek auf dem stück brot.

Помните, в самом первом блоке про Phantasy Star II я упоминал про книжку с кодами для «мега драйва»? Так вот, в ней к определённым тайтлам, помимо читов, публиковали целые текстовые гайды по прохождению, и одной из таких избранных игр была Shining Force II. История борьбы с демонами была перечитана мной не один десяток раз, и, вследствие чего, эта игра была в моём «вишлисте в клеточку» на первом месте, но ни у дяди с рынка в его лавке в виде морского контейнера, ни в местном магазинчике заветный картридж так и не был найден. Прошли годы, родители подарили «ПК для учёбы», и первой же «учебной дисциплиной», установленной на жёсткий диск, стал Морровинд, удовлетворивший тогда мои запросы в героических эпосах с магией и клинками.

Уже в новейшее время я увидел страничку в стиме со словом Shining в названии и «Sega» в качестве издателя. Гугл подтвердил, что этот «Сияющий резонанс» — потомок той самой неуловимой в моём детстве игры, после чего на ближайшей распродаже новинка пополнила мою библиотеку и была оставлена на «как-нибудь потом». Это «потом» наступило в апреле 2025, так что мои воспоминания в сравнении с вышеупомянутыми играми ещё тёпленькие.

Завязка сюжета игры незатейлива — принцесса из большой сильной империи наскребла войско и напала на маленькое королевство. Однако цель принцессы не завоевание, а поиск тайных знаний об обретении бессмертия в пользу своего тяжелобольного бати-императора. Дескать, стоит только самодержцу сыграть в ящик, как жадные дворяне затеют гражданскую, и тогда стабильности настанет карачун. Саму же юную принцессу, как потенциальную наследницу трона, никто из знати всерьёз не воспринимает, однако для своего похода за мифическим средством вечной жизни наша августейшая особа находит союзников в лице местного ордена паладинов, чей первосвященник и рыцарь-командир пообещали подсобить с ритуалом обретения вечной жизни.

После краткого пролога сразу начинается движуха: вот вам контроль над девочкой в броне, вот твердыня тех самых паладинов, давай штурмуй. Задача нашей мадемуазели — вытащить из крепости пленного подростка, который чуть позже станет центральным персонажем истории. И на этом моменте звучит первый тревожный звоночек: наш спасённый паренёк — нытик восьмидесятого уровня. Он отказывается сражаться, он не хочет никому вредить, и, спустя пару коридоров после побега, выдаёт перл, мол, лучше бы вы оставили меня и дальше сидеть в камере и терпеть паладинские пытки. Я достаточно повидал в других JRPG протагонистов-валенков различных сортов и оттенков, но этот индивид был просто за гранью понимания. Но деньги уплочены, продолжаем играть.

Познакомитесь, это Юма. 
Познакомитесь, это Юма. 

После побега из крепости мы прибываем в столицу осаждаемого имперскими войсками королевства. Девочка в броне, рисковавшая жизнью ради спасения этого бурдюка, оказалась аж дочерью местного короля! Она располагает нашего горе-героя в гостиницу и готовится отбывать на следующее задание, но тут протагонист включает режим ОЯШа-маморыша и, после недолгих сомнений, вызывается помочь отразить натиски имперцев. Вот такое вступление.

История подаётся в виде диалогов, оформленных в стиле визуальной новеллы. Диалоги очень долгие, персонажи могут трепаться и трепаться, сцена за сценой — иной раз будут ни о чём чесать языками минут по 30-40. Тряпка-протагонист будет выбешивать всё больше и больше, но каким-то мистическим образом все девочки в игре его любят, оказывают знаки внимания и мечтают сходить с ним на свидание. Парни-альфачи же относятся к нему как к своему бро вот прям с первых минут знакомства. Нет, серьёзно? Сайд-квесты в игре тоже есть, но это бесконечные «пойди убей 10 волков», или «собери и принеси 5 цветочков». Meh.

Город представляет собой хаб, из которого нам предстоит делать вылазки. Беда в том, что из города выходят только две дороги, каждая из которых ведёт в иную локацию, которая, в свою очередь, ведёт в следующую и т.д. Иными словами, мировая карта напоминает рога лося, где каждая ветка уходит в свою сторону, и, дабы вернуться назад в город, нужно из раза в раз, из главы в главу, ходить пешочком туда-сюда.

Сражения проходят в реалтайме, где мы контролируем одного из персонажей на выбор, тогда как ИИ берет на себя остальных. Максимально на поле боя учувствуют четыре героя, остальные будут сидеть на скамейке запасных. В первой главе будут доступны 3 героя, остальных мы завербуем по ходу истории. Сама боёвка, как бы это сказать, деревянная и не очень отзывчивая, и дело тут не моём беспроводном геймпаде. Персонаж как будто-то бы ленится подчиняться командам — тревожный звоночек номер два.

Оружие покупать нельзя, только прокачивать скилл владения имеющимся, причём для повышения мастерства необходимо топать обратно в город к специальному NPC. Брони как таковой нет вообще, персонаж «жиреет» с каждым уровнем, от чего успешнее сопротивляется атакам. К слову об уровнях — тут всё по классике: бьём живность и получаем за неё опыт. Беда в том, что неважно насколько жирую рядовую животину ты завалил: что за 5 Lvl, что за 55 Lvl вы получите где-то 400-600 очков опыта. Само-собой с каждым добытым уровнем шкала до достижения следующего увеличивается, а опыт всё тот же. Это уже не звоночек — это целый колокол!

И вот, сам не заметил, как чем дольше я продолжал играть, тем меньше мне хотелось, собственно, играть — то засяду видосики посмотреть, то на DTF подеградировать, постоянно откладывая прохождение «на завтра». В какой-то момент я шлёпнул себя по щекам, мол, надо добить эту проклятую игру. Я уверенно двинулся в этом направлении и жевал кактус пока не случился сюжетный поворот, от которого я волком завыл и снёс ко всем чертям с матерями это поделие. Подробности далее.

В какой-то момент сюжета нам требовалось проникнуть на хорошо охраняемую территорию. Герои, посовещавшись, решили, что двое из них отвлекут охрану, а остальные тихонько пролезут внутрь. И всё бы ничего, только выбрать этих двоих самостоятельно нельзя, а вызвались, как назло, персонажи-вагоны, которых я не прокачивал вообще!!! И вот против толпы 60-с-лишним уровневых мобов выходят наши бравые вояки 16-го и 30-го уровня. Конец немного предсказуем. Безусловно, можно было разрулить этот вопрос — просто предварительно перед миссией включить их в пати и немного погриндить. Ну как немного, часов 15-20.

Примерно так я срезонировал от этого безобразия. 
Примерно так я срезонировал от этого безобразия. 

Что можно сказать: часов 40 слито в отхожее место! Так-то можно было бы ещё пострадать, не впервой, но ради чего? История неинтересная и становится предсказуемой уже ко второй главе. Персонажи все картонные и унылые (кроме Йоахима — он харизматичный, весёлый и позитивный), глав.герой и вовсе худший из всех, за кого я когда-либо играл в японских играх. Вкупе с дурацкой системой прокачки и желейной боёвки со странными хитбоксами (показательным примером был второй босс-дракон, только начинавший анимацию атаки, когда по героям уже прилетало), ничто меня больше не мотивировало завершить начатое.

Есть ли хоть что-нибудь в игре хорошего? Ну, модельки персонажей для своих лет симпатичные. Музыкальное сопровождение приемлемое, не шедевры или хиты уровня композиторов из Falcom, но неплохое. Мне особо понравилась тема дождливой погоды в городе.

Не знаю, о чём пиджаки из SEGA думали, когда создавали этот продукт. Вероятно, позавидовали возрастающей популярности серии «Tales of» от Namco и спустили задачу по-быстренькому склепать что-нибудь похожее, да подешевле, а потом просто прикрутили плашку «Shining» и в продакшн. Если вы никогда не играли в JRPG, держитесь от этой игры подальше, иначе испортите себе первый опыт, и пополните ряды хейтеров жанра. Всем сильным духом дам совет «вкладываться» в Агнама и Лестина, чтобы не застрять и не закончить как я.

Shenmue

Коллажик.
Коллажик.

***

Пишу этот блок всего лишь через несколько часов после просмотра финальных титров второй части. Можно было бы подумать, что прохождение классической дилогии готовилось непосредственно к челленджу, но то просто совпадение.

***

Чаще всего со словом «Шенму» я сталкивался в подмножестве статей или ретроспектив, связанных с консолью «Sega Dreamcast», где её именовали не иначе как визитной карточкой этой системы. Увы, дримка прожила недолгую жизнь, но, к счастью, игра не осталась навечно запертой на мёртвой платформе и ближе к концу десятых волей руководства Сега обосновалась на актуальных на тот момент консолях и, разумеется, ПК. Кто-то говорит, что игры быстро устаревают и «плохо старятся», а кто-то сравнивает цифровые развлечения с хорошим выдержанным вином. Тем любопытнее было узнать какие эмоции подарит мне игра уже чуть более чем четвертьвековой давности.

В прологе мы знакомимся с обычным японским старшеклассником по имени Хазуки Рё. Парень, вернувшийся после уроков домой, внезапно столкнулся с незваными гостями, одним из которых был китаец в приметном халате, представившийся Лан Ди (или Ран Тэ в японской озвучке). Парой мгновений спустя, этот супостат, применив какое-то хитрое кунг-фу, убивает главу семейства Хазуки — мастера каратэ, на секундочку, да ещё и прямо на глазах нашего гимназиста, попутно утащив с собой приметного вида зеркало. Вместо того чтобы обратиться с заявлением в полицию, наш школьник решает найти и самостоятельно наказать убийцу своего батьки, и с этого момента сия задача становятся и нашей тоже.

Первое, чем вот сразу удивляет игра, это детальной проработкой дома. Получив под свой контроль Рё, вы вправе исследовать свою хату, где каждая полка, каждый шкафчик и ящик доступны для осмотра: можно открыть холодильник и забрать доступное содержимое, можно проверить тумбочку под телевизором и найти «Сегу Сатурн», можно даже зайти в комнату пожилой домработницы семейства Хазуки и заглянуть в её комод с бельём! Правда цвет трусиков Инэ-сан вы не узнаете — бабуля прячет их где-то под слоем другой одежды, а Рё слишком воспитанный, чтобы шурудить в ящичке руками.

Досконально облазив жилплощадь и поживившись ништяками, самое время отправиться на улицу. Нам доступны для посещения придворовая территория с тренировочным залом, небольшой спальный район Сакурагаока и торговая улица Добуита. В спальном районе особо ничего интересного нет, кроме магазинчика и небольшого святилища, неподалёку от которого местные детишки подкармливают беспризорного котёнка (его маму насмерть сбила машина удирающего Лан Ди). А вот торговая улица своей проработанностью намекает откуда у серии «Якуза» растут ноги. Тут нам открывается поразительная для игры конца девяностых картина: все NPC имеют, помимо полностью озвученных диалогов, собственные уникальные модели и физиономии, даже статисты, не имеющие никакой роли в сюжете! Вы не встретите ни одного «близнеца» на улице! И всё это народонаселение не просто стоит без дела, а, за редким исключением, живёт по своему собственному расписанию: например, утром торговец открывает лавку, потом отправится пообедать, пока его заменяет жена, а вечером пойдёт опрокинет стаканчик-другой в местном баре. Все заведения тоже имеют свои часы работы. До выхода нашей горячо любимой «Готики» имени Майка Хоге оставалось ещё 3 года…

- Ниче у тебя котлы-то. Сеговские что ли?
- Ниче у тебя котлы-то. Сеговские что ли?

Геймплей и повествование также очень напоминают «Подобного Дракону» (вернее, наоборот, конечно, — просто с приключениями Кирю я познакомился раньше), разница лишь в количестве мордобоя на единицу времени: если в «Якузе» мы где-то 70% времени мнём бока всякой гопоте, то в «Шенму» на это отводится примерно 20%. Всё остальное время мы будем опрашивать прохожих и лавочников. Постараюсь примерно воссоздать для читателя срез движения по сюжету — представьте, мы в поисках местонахождения убийцы, подходим к первому приглянувшемуся человеку и начинаем диалог:

- Здравствуйте, Исаак Ааронович, вы часом не знаете, где у нас тут китайцы живут?

- Ой-вей, Г’ёша, да шоб я знал! Сходи-ка до синагоги и спг’оси у кого-нибудь там!

Далее мы подходим к другому NPC и задаём уже иной вопрос:

- Тётя Сима, скажите пожалуйста, как пройти до синагоги?

- Ну шо ты как в пег’вый раз, Г’ё? Иди вдоль улицы, пока не увидишь общественный туалет. Таки от него налево и будет синагога.

Идём по описанному маршруту (да-да, граждане-зумеры, маркеров на карте тут нет!), заходим в здание и опрашиваем одного из присутствующих там граждан:

- Добрый день, Моисей Соломонович, а не известно ли вам, где в нашем районе китайцы обитают?

- Таки здг’авствуй, Г’ёшенька! Конечно знаю, куда деваться. Кучкуются в доме напг’отив, шекель заняли и не отдают, шоб они все были здог’овы!

И вот примерно так мы проведём первую половину игры. Далее ещё круче: в поисках неуловимого Лан Ди мы устроимся на подработку! И это не просто серия кат-сцен или «нажми X, чтобы поработать», нет: будем натурально «в прямом эфире» грузить ящики в местном порту на погрузчике. Вышел c утра на смену и вперёд: подцепил ящик, отвёз на склад, выгрузил. Повторить до обеденного перерыва. Покушал и снова за дело до вечера. В рамках культурного времяпрепровождения, с мужиками в гонках на этих самых погрузчиках поучаствуем. Ну кайф же!

Из необязательных активностей, позволяющих скоротать часок-другой, у нас имеется гейм-центр, где представлен дартс, а также автоматы с аркадными играми (производства сега, разумеется). Любителям пособирать внутриигровые коллекции тоже раздолье — в магазинах за покупки проводят лотереи с призами, а по городу развёрнуты автоматы с гачей, где за денежку нам будут выдавать капсулы с фигурками на «сеговскую тематику». Ну и не забываем кормить котёнка!

Что до боевых сцен, то они больше напоминают файтинг. Есть базовые удар ногой, рукой, уворот, захват. Есть удары позатейливее, исполняемые сочетанием кнопок направления и буквенных. Драки несложные, хотя некоторых противников не получится просто «закликать», как рядовых «шестёрок». В принципе, всё просто, и после пары драк освоится не составит проблемы.

А вот что помотало мои нервишки, так это обилие QTE. Да-да, именно «Шенму» внедрил и ввёл в моду эту бесовскую механику! В определённых кат-сценах нас принудят вовремя зажимать буквенные клавиши или кнопки направления, и, в случае провала, повторять снова.

Вторая часть Шенму является прямым продолжением первой. То есть, за одну игру история не закончится — гражданина Лан Ди бы будем искать уже в Гонконге! И тут сеговские разработчики заморочились пуще прежнего: в нашем распоряжении где-то шесть или семь улиц Гонконга, каждая из которых по проработке, как Добуита из предыдущей части! И опять целый легион новых NPC с уникальными лицами. Справедливости ради, теперь «двойники» всё же попадаются на разных локациях, но никогда одновременно! Но не Гонконгом единым, мы ещё и в Цзюлун съездим! Возможно сейчас такое изобилие никого не впечатлит, но, просто напомню, речь о игре эпохи «дримкаста»!

Лучшая девочка, и точка. 
Лучшая девочка, и точка. 

Правда и QTE тут сделали ещё злее. Теперь, помимо единичных нажатий, нужно быстро вводить комбинации клавиш, например «вниз, вперед, X». За опоздание наказывают иной раз переигрованием целого игрового сегмента или даже боя. Финального босса мне пришлось разматывать раз 5 заново, а всё из-за штрафа за косячный инпут!

Стоит ли играть в Шенму сейчас? Вопрос относительный: если вам перевалило за тридцатник, и вы не являетесь графонорождённым, то, с высокой долей вероятности, игра зайдёт. В иных случаях высок риск заскучать или потеряться уже на старте. Я остался доволен дилогией — тамошняя тёплая атмосфера немного согрела мои прохладные сентябрьские вечера. А пока, наблюдая за инсталляцией третьей части на свой накопитель, я ставлю точку на описании своих впечатлениях от игр пера разработчиков «Сеги» и перехожу к заключению.

***

Вот таким вышел мой прямо сказать небогатый опыт с играми от старой доброй компании на четыре синих буквы. Я не стал включать в этот список игры, вроде Bayonetta или End of Eternity, так как они являются плодами творчества независимых студий, а участие Сеги ограничивалось лишь финансовой да маркетинговой поддержкой. Без внимания остались и хиты от Atlus, ибо, во-первых, эти ребята в рамках компании имеют широкую автономию, а, во-вторых, моё знакомство с играми этой студии ограничивается лишь «Катериной», которую Atlus создали ещё до того, как влились в семью имени скоростного синего ежа.
Спасибо пользователю Re: Carnage за организацию крутого челленджа, спасибо компании «Сега» за крутые игры (за некрутые нет — переделывайте!), и спасибо тебе, читатель, что перемотал до конца.

14
2
1
1
18 комментариев