Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Как всё же необычно когда человек из цифрового века , восседая в своих современных покоях, озарённых мерцанием монитора и светом RGB подсветки компьютера, прикасается к жизни тех, кто шесть столетий назад влачил существование под свинцовыми небесами Богемии. Добро пожаловать в Kingdom Come Deliverance 2 !

В самом сердце Европы, там, где улочки Праги помнят топот копыт лошадей и интриганский шёпот вельмож, в 2011 году родилась студия, которая решила сделать игру с духом подлинного средневековья. Их дебютный проект, Kingdom Come: Deliverance не был типичным фэнтези РПГ - там была только суровая, потная и кровавая реальность средневековой Богемии. И вот спустя 7 лет вышел сиквел, который многие так сильно ждали и игра не ударила в грязь лицом.

Kingdom Come: Deliverance 2 это не просто игра, а попытка воскресить дух того времени, когда простой человек, будь то крестьянин, кузнец или солдат-наёмник, жил между молотом феодального гнёта и наковальней суровой природы, не зная, принесёт ли завтрашний день хлеб на стол или погибель.

В этой игре, в этой цифровой летописи тех времён, нет места героям-полубогам, мечи которых рассекают полчища врагов и нет места волшебству - здесь лишь Индржих, сын кузнеца, чья жизнь столь же хрупка, сколь и жизнь любого смертного человека в те лихие времена. Как же невероятно точно, разработчики из Warhorse Studios, передали ту гнетущую и суровую атмосферу средневекового быта, где каждый шаг был сопряжён с опасностью, где даже поход в лес за хворостом может обернуться встречей с волками или бандой разбойников, а неосторожное слово в кабаке дракой.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

И насколько же многогранно и глубоко простое, на первый взгляд, изображение, встречающее игрокам при входе в цифровое воплощение средневековой Богемии! Казалось бы - всего лишь картина природы: река, лес, солнце пробивающееся через облака, да замок на горе где-то вдали. Но насколько многослойна эта композиция, если вглядеться в нее взглядом не просто игрока, но человека, стремящегося постичь саму суть воссозданной эпохи в этой игре! Ведь не спроста именно эту местность выбрали разработчики для стартового экрана игры.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Река, неторопливо катящая свои воды на переднем плане это не просто элемент пейзажа. Это словно река времени, текущая из прошлого в будущее. В ее водах отражается эпоха. Что есть эта игра, как не зеркало, поднесённое к лицу истории? Мы, простые люди современности, через экран приобщаемся к миру, где голод был постоянным спутником, где болезни косили целые деревни, а закон не существовал для тех, у кого в кошельке звенело серебро и золото.

Когда видишь это изображение, видишь эти витиеватые шрифты меню, готовясь начать игру, уже чувствуешь вкус настоящего средневековья - не приукрашенного рыцарскими романами, а подлинного, сложного и многогранного, со всеми нюансами и невзгодами. И ты понимаешь, что разработчики создали не просто начальный экран, они вложили в него посыл и душу, они хотели задать тон и настроение, с первой же секунды.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Когда мы рассуждаем о подлинной реконструкции прошлого, мы неизбежно сталкиваемся с одним важным вопросом: может ли современный человек, живущий после сотни лет прогресса, по-настоящему понять и воссоздать ушедшую эпоху? Может ли он её почувствовать через искусство?

Разработчики Kingdom Come Deliverance 2 не просто ответили на этот вопрос - они создали великолепный "симулятор" средневековья, где каждая травинка, каждый луч света, падающий сквозь листву лесов Богемии, и каждый камень Аполены дышат подлинной историей этого прекрасного памятника природы.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Леса здесь не просто декорации, это храм первозданной природы, еще не укрощенной человеческой рукой, живой лабиринт опасностей и возможностей, где каждая полянка может хранить припасы разбойников, а каждая тропа - вести либо к сокровищам, либо к гибели. Деревни пахнут (почти ощутимо через экран) дымом очагов, со стоящими котлами на огне, навозом, свеже испеченным хлебом, скошенной травой и прелой соломой - точь в точь как описывают средневековые хроники летописцев. Дороги извиваются капризно, как мысли пьяньчуги из трактира, что выпил слишком много шнаппса, боясь испортить диалог с дамой сердца, - никаких удобных прямых дорог, только исторически точные тракты, повторяющие рельеф местности.

Средневековье это эпоха, окутанная пеленой приукрашений и романтизации, где рыцари в сияющих доспехах сражаются за честь прекрасных дам, мудрые монахи хранят древние знания в тиши монастырских скрипторий, а простой народ веселится на ярмарках и гуляниях, под звуки лютни и флейты. Именно так простой обыватель представляет те времена и этот образ, тщательно выстроенный романтиками и подхваченный массовой культурой, стал для многих волшебной сказкой, в которой нет места грязи, болезням, жестокости и безысходности. И если кто-то хочет понять то непростое время по-настоящему, стоит смахнуть позолоту с рыцарских доспехов и взглянуть на настоящую историю: жестокую, мрачную, неоднозначную, где всё было не так красиво и романтично.

Разработчики из Warhorse Studios хотели передать ту эпоху как можно ближе к реальности. Подлинное средневековье - это не глянцевые рыцарские романы и не фэнтези, а грязь под ногтями у всего населения, грязь на дорогах, лачуги, поношенная, заплатанная одежда, еда, которая выглядит съедобной, но не очень аппетитной по меркам современной кухни.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Жизнь простого люда, в сени Богемских гор и полей, под скипетром короля, чья власть, была подобна осеннему солнцу, которое то скрывается за тучами тягот и проблем, то проливается слабым светом на крестьянские наделы. Как же сложна была судьба тех людей, которые не были рождены в пурпурных одеяниях и золоте, а в грубых холщовых рубахах, и чьи дни измерялись не придворными интригами, балами и пиршествами, а тяжким трудом от зари до заката, под неумолимым взором господина или стража.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

В ту эпоху, когда сама Священная Римская империя трещала по швам от распрей, а гуситские проповеди уже шепчутся в пражских храмах и получают всё большее распространение, готовые вспыхнуть пламенем реформации, простой люд, будь то пахарь, ткач или угольщик, пребывают в вечном круговороте повиновения, страха и смутной надежды на изменения в их жизни. Их бытие - это не история королей и битв, а тихое, непрестанное борение с землёй, с непогодой и с податями, что словно ненасытные толстые пиявки, высасывали последние гроши из тощего кошеля простого человека.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Земля, кормилица, требует от человека всего: его сил, его здоровья, его самой жизни. Крестьянин пашет каменистую богемскую почву, зная, что треть, а то и половина урожая уйдет местной знати , другая часть - церкви, а что останется - едва ли хватит, чтобы пережить суровую зиму. Жизнь бедного крестьянина в средневековье была подобна тяжкому пути по бескрайнему зимнему полю, где каждый шаг требовал усилий, а урожай зависел не только от труда, но ещё и от милости небес. Если лето будет сухим, а осень - ранней, то уж кому как не крестьянину знать, что сие значит: опухшие от голода дети, скот, режущийся на мясо, и последние зерна, отдаваемые феодалу под страхом кнута голод. Вечный спутник бедности, голод, постучится в двери убогой, простецкой хижины, выстроенной из жердей да глины.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

А меж тем жизнь течет, как река, медленно и неотвратимо. Женится крестьянин на соседской девушке порой не по любви, а по расчету - ибо ещё один работник в хозяйстве всегда нужен. Дети рождаются, многие умирают в младенчестве, - от оспы или лихорадки, и лишь самые крепкие доживают до того, чтобы самим взяться за соху и начать помогать родителям в поле.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

И когда приходит смерть, простых людей хоронят без пышных эпитафий, под простым деревянным крестом, а через несколько десятков лет и могилу его забудут, а имя его растворится во времени, как дым над костром растворяется в небе. В пятнадцатом веке, смерть была всегда рядом - она сидела за каждым столом, шла по пятам за пахарем в поле, дремала в углу хижины, где ребенок боролся с лихорадкой и подстерегала в тени лесов, сверкая жёлтыми глазами. Она была столь же обыденной, как утренний туман над прудом в Семине.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Человек той эпохи видел смерть в гниющих трупах на дереве за чертой городских ворот, в черных пятнах болезни, расползающихся по коже соседа, в бледном лице павшего в стычке наемника, чей труп еще не обгладали волки, но душа уже отлетела в неведомое. Смерть не спрашивала - она забирала. Без различия сословий. Без предупреждения. Крестьянин умирал с молитвой на устах, но и с проклятием, ибо знал, что без него, его дети завтра могут голодать. Рыцарь или наёмник, умирал с мечом в руках, но и с трепетом, ибо не был уверен, примет ли господь его душу, столь часто грешившую и отнявшую столько жизней. Купец умирал с расчетом, ибо даже на смертном одре торговался за место в склепе поближе к алтарю.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Церковь обещала спасение, но требовала плату. Индульгенции продавались, как капуста на рынке, это стало обыденностью. Священник мог за монетку "замолвить словечко" перед господом богом. А что же бедняк, у которого нет ни гроша? Одни относились к своей участи с покорностью, видя в страданиях испытание, ниспосланное свыше. Другие - с глухим ропотом, который, однако, редко перерастал в открытое негодование, ибо страх перед карами земными и небесными был сильнее отчаяния. Для многих крестьян церковь была единственным светом в кромешной тьме их существования. Она обещала справедливость в мире ином, где их страдания земные подарят им место в райском саду. Но чем больше простой люд вглядывался в служителей алтаря, тем чаще замечал, что те живут не по заповедям, а по законам мира сего.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

В 1403 году богемская церковь уже была не столько духовна как раньше. Аббаты жили в роскоши и перестали стесняться этого, пока их паства голодала, монахи торговали "святыми реликвиями" (порой поддельными), а екпископы заключали сделки с местной знатью, обменивая "отпущение грехов" на политические услуги и привелегии. Церковь превратила страх перед казнью господней в прибыль. Она сделала отчаяние людей источником власти.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Папская булла об индульгенциях не согласуется с учением Христа. Ибо, если так продавать отпущение грехов, которое может даровать один только Бог, тогда и сам дьявол мог бы явиться и дать монету, и тотчас попал бы на небо!

Ян Гус

В те годы все громче звучат проповеди магистра Яна Гуса, обличающего пороки церкви и именно поэтому вскоре Богемия восстанет против нее с мечом в руках, но пока в 1403 году простой люд все еще крестится и платит, шепча молитвы в темноте. Жизнь простого человека в Богемии 1403 года есть непрестанное балансирование над пропастью. Каждый день - борьба: с природой, с людьми, с собственной отчаянной нуждой.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

И возможно мы бы не знали столько о жизни в те времена, без летописцев, которые возжелали для потомков сохранить мудрость и историю. Как слабый свет факела в подземелье, пробивающийся через щели и решетку темницы, так и знания о прошлом доходят до нас через хрупкую цепь пергаментных свитков, выцветших чернил и полустертых букв. Без кропотливых трудов безымянных монахов, без скрипучих перьев городских писцов, без забытых хроник, десятилетиями пылившихся в монастырских библиотеках — разве смогли бы мы сегодня узреть подлинный лик Богемии 1403 года? Смогли бы разработчики Kingdom Come: Deliverance 2 воссоздать ту эпоху с такой потрясающей достоверностью? Когда мы бродим по деревушкам и городам в Kingdom Come: Deliverance 2, мы должны помнить - каждый камень на этой дороге, каждый лист на этом дереве, каждое дуновение приятного летнего ветра существуют только потому, что кто-то когда-то посчитал важным записать то о чём спорили в городских тавернах, сколько стоил хлеб, что ел обыкновенный люд, как одевались и как говорили. Бессмертие обретают не только короли и полководцы, вписанные в историю, но и безымянный монах, скрупулезно записывавший, "какого числа начался дождь и сколько дней он длился".

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Но порой летописцы, эти самоназначенные хранители памяти, чьи чернильницы полны, а голова порой пуста, предавались искусству, коему подобало бы именоваться не историописанием, а словоблудием, ибо суть их трудов зачастую сводилась к заполнению драгоценного пергамента словами и высказываниями пространными, но пустыми и смысла не несущими, подобно тому как крестьянин, не имея зерна, наполняет мешак мякиной, дабы вид был тучен. Страх перед пустотой листа, казался некоторым летописцам обвинением в невежестве. И дабы не показаться нерадивым писакой, он множит эпитеты, вплетает в повествование, то о чём писать и не стоило.

Как видите, мне действительно захотелось подражать риторам нашего времени, которые считают себя уподобившимися богам, если им удаётся прослыть мастерами пера и слова, и которые полагают верхом изящества пересыпать латинские речи греческими словечками, словно бубенцами, хотя бы это и было совсем некстати. Если же не хватает им заморской тарабарщины, они извлекают из полуистлевших грамот несколько устарелых речений, чтобы пустить пыль в глаза читателю. Кто понимает, тот тешится самодовольством, а кто не понимает, тот тем более дивится, чем менее понимает. А ежели среди невежественных слушателей и читателей попадутся люди самолюбивые, они смеются, рукоплещут, на ослиный лад, дабы другие не сочли их несведущими.

"Похвала глупости", Эразм Роттердамский

Ибо чем объемнее фолиант, тем значительнее кажется труд, и тем весомее выглядит сам сочинитель и его текст в глазах других людей. И куда легче написать десять страниц общих слов, нежели одну страницу - но точную и осмысленную, которая сразу переходит к сути. Хуже всего то, что такое многословие порождает иллюзию знания у людей читающих. Ибо если некий известный летописец исписал три листа о "благочестивых размышлениях, навеянных видом природы Аполены и реки протекающей там", то будущий читатель, который сам того не видел, может возвести сие писание в ранг абсолютной правды. Там, где слова льются рекой, но мысль не движется вперёд - там пустота, прикрытая количеством витиеватых слов, а истина она лаконична.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Когда мы говорим о подлинной реконструкции прошлого, мы неизбежно сталкиваемся с парадоксом: как передать не только события и даты, но само дыхание эпохи? Современный человек, утопая в потоке мгновенных сообщений и цифрового шума, с трудом может представить тяжесть кольчуги на плечах или горечь голода в неурожайный год. Но игры подобные Kingdom Come Deliverance 2, становятся не просто развлечением, а подлинными инструментами познания истории. Такие игры позволяют ощутить пространство эпохи - узость средневековых улиц, размер крестяньских изб, масштаб соборов, реальные расстояния между поселениями. А так же помогают увидеть повседневность тех времен. Ценность таких игр в том, что они превращают историю из абстракции в опыт и показывают прошлое не как заставший музейный экспонат, а как живую реальность. Они напоминают, что люди прошлого были не просто картинками в учебнике и образами на картинах, а такими же людьми со страхами, мечтами и надеждами.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

И когда современный подросток, отложив геймпад, идет искать информацию о Богемии XV века, потому что его заинтересовала история, благодаря Kingdom Come: Deliverance 2 - это ли не лучшее доказательство того, что такие "цифровые реконструкции эпохи" стали новым мостом между прошлым и будущем? Мостом, построенным не из камня и дерева, а из пикселей, полигонов, текстур и страсти разработчиков.

Kingdom Come Deliverance 2. Отражение лика эпохи в цифровом зеркале игры

Вот и всё, всем спасибо за внимание и уделенноё время на прокручивание поста. За подготовку материалов спасибо тому кто придумал возможность делать скриншоты в играх, в Steam. У меня нет Boosty и я не считаю себя великим журналистом, а все совпадения случайны, но вы можете помочь в создании серьезного текста по The Midngiht Walk.

31
4
1
1
1
21 комментарий