[Челлендж] Личная история с играми CAPsule COMputers
История моего знакомства с легендарной компанией.
Короткое вступление
Как и многие, я познакомился с Capcom ещё в детстве благодаря Денди и играм по диснеевским мультсериалам (Чип и Дейл, Чёрный плащ, Утиные истории). Самой Денди у меня не было, но я играл в гостях, у друзей и знакомых.
Но на тот момент мне не было ещё и десяти лет, о "людях за кремнием" я не задумывался.
Был неудачный опыт с сеговской Ghouls'n'Ghosts, где я даже первый уровень пройти не смог и спустя пару дней уговорил родителей сменить картридж. Удалось, поменяли на Quackshot. Но о разработчиках я тогда тоже не задумался.
Потом я попал в стан пекабояр и успешно был там много лет, пока не подобралась смена поколений железа, а именно — поголовное распространение шейдеров третьей версии.
Мой комп и так был не особо мощным. Ладно когда не идёт хайповый тогда первый Dead Space, но когда у тебя не идёт на вид простая Bionic Commando Rearmed — обидно, знаете ли.
Это сподвигло меня искать игры постарее, которые могли бы пойти на моём компе. Так я вышел на old-games.ru, на emu-land.net, на группы ромхакеров и понеслась. Скачивание всего этого добра — отдельная история, но до "ТОЛЬКО НЕ ДИСКОННЕКТ!" уже не доходило.
Да, знакомые и родственники с компами помощнее у меня были и иногда я всё же заценивал новинки.
На этом вступление заканчивается и начинается разделение по сериям.
Киборги-коммандос
Начнём с того самого Bionic Commando Rearmed. "Раз у меня не завелся ремейк, может стоит попробовать оригинал?" подумал я.
Оригинал вынес меня с ноги, т.к. помимо моих кривых рук и слабого тогда ещё знания языка нужно было читать мануал. Дополнительно я называл серию Киборги-коммандос, т.к. не знал значения слова "бионический".
Хорошо хоть двоюродный брат одним летом сжалился и дал пройти на его компе ремейк почти до конца. Почти, т.к. для финального босса нужно было использовать управляемые ракеты, а я так и не понял, как ими управлять на клавиатуре не двигая самого персонажа.
Закрыл гештальт на другом домашнем компе только будучи студентом.
Спустя какое-то время у друга я попробовал игру 2009 года. Прошёл тогда только самое начало, так и не научившись работать с железной рукой, а друг, уже прошедший игру, выделывал невероятные кульбиты и чуть ли не хэдшоты раздавал. Выглядело круто, мы даже поражались, что игрожуры закопали игру, дескать, тут акробатика с пушками и киборгами, "Чего вам ещё надо?". Ещё запомнился момент в официальном переводе, где задание "Train Wreck" перевели как "Белорусский партизан".
Только спустя годы я сам прошёл эту версию, очень годная штука, хотя сюжет скомканный и прерывается на полуслове.
Ошибка резидента
Сразу скажу, что сначала я познакомился с фильмами Пола Андерсона и откуда-то знал, что фильмы основаны на играх, но оценить оригиналы почему-то не захотел.
Где-то в 2009 году выходит Resident Evil 5.
На форумах была "своя атмосфера" по поводу места действия игры, но в оффлайне среди моего окружения на это внимание не обращали, т.к. часть, игравшая в игры серии, считали, что тему страншых африканских болезней рано или поздно затронут, а неигравшие до этого просто почему-то забили. Всех нас тогда особо впечатлила графика игры, но не мимика и проработка лиц, а мускулы, причём как Криса и Шевы, так и врагов — среди них есть тощие, люди потолще и помускулистее и почему всем привиделось, что есть сокращение мышц и игра света от пота.
Пятую часть я тогда не сыграл, а когда сыграл, то не прошёл до конца. Надо бы добить как-нибудь.
В тот момент я решил оценить четвёртую часть, тот самый бесславный порт. Взял у одноклассника пиратку и лучше бы поднакопил на лицензию, т.к. там Новый Диск сам оценил качество порта и на развороте обложки подписал управление.
Сам я в этой версии дошёл до боя со старейшиной деревни, остановило не только криворукое управление, но и расточительство с припасами.
Прошло несколько лет, начали появляться моды на исправление багов и на управление мышкой. Летом 2012 года я скачал репак-сборку с этими модами и наконец полноценно оценил. Четвёртый резидент стал одной из моих любимых игр (наравне с RE Revelations 1, но об этом позже), в основном из-за этого чувства почти ускользающего контроля на ситуацией, приятно щекочущего нервы.
Шестую часть (лицензию от 1CSC) я купил на ПК практически на старте, в конце апреля 2013, будучи студентом потратил значительную часть стипендии, аж целых 590 рублей.
Вот только она меня больше разочаровала, чем порадовала. Фишки с атмосферой "почти контроля над ситуацией" не осталось (в серии её по большей части потеряли, но, например, в оригинальной трилогии Dead Space переняли и даже развили), игровые ситуации — сплошной экшн-адреналин безо всякого смысла, сюжет из боевика уровня Б перешёл на уровень C, особенно сюжетка за Криса.
Вернулся я к серии вскоре после выхода седьмой части, но, как это у меня было раньше, к другим частям, на этот раз к Revelations 1 и к Origins (нулевая часть и ремейк первой).
Resident Evil Revelations я считаю лучшим резидентом и советую поиграть даже если вам не нравятся хорроры. Тут и "ощущение почти контроля над ситуацией", и адвенчурные элементы, и сюжет на уровне, не скатывающемся в закос под "Call of the Battlefield". Особенно сильно смеялся с высадки Криса на корабль.
Настоятельно рекомендую играть с фанатской русской озвучкой, ощущения "сериала с Ren TV" гарантированы. За вторую часть пока не брался, но как-нибудь возьмусь.
Чуть поменьше понравилась Resident Evil Zero, больше всего запомнился поезд и пара загадок (на поезде с комбинаторикой и в комплексе на теорию графов). Отсутствие "ящиков с гномиками" и два персонажа в около-классическом резиденте тоже прикольно как минимум на один раз.
Ремейк первой части зацепил ещё меньше, хотя особняк меня впечатлил и головоломка со смешиванием тоже.
Прошло ещё время, и я, не прикасавшийся к классическим резидентам, купил на распродаже в PSN ремейки второй и третьей частей.
Обе, как по мне, нечто среднее между старой четвёртой частью и шестой. Игры, тем не менее, отличные, но, как мне кажется сделанные скорее для реткона событий старых игр.
Спустя долгое время, уже после выхода Деревни, поиграл в дилогию Уинтерса.
Седьмая часть, как по мне, копирует элементы кучи инди-хорроров, лишь добавляя фирменные элементы резидентов вроде метода сохранений и интерфейса. Но вот DLC про Криса починило вообще всё, жаль что оно короткое вышло, хотелось бы всю игру в таком духе. Восьмая часть оказалась именно такой. Другой прикол, что даже я, повторюсь, не фанат хорроров, ловил отсылки то там то тут, на другие игры серии, на вообще другие хорроры (как игры, так и фильмы), на мифологию, на произведение разных писателей (от Лавкрафта до Баркера). Как итог — тоже советую поиграть даже если вам не нравятся хорроры.
Ну и наконец ремейк четвёртой. Что-то в игре починили (сюжет тут складнее оригинала), что-то сломали, русская озвучка, как по мне, отличная, хотя торговца чуть-чуть не дожали в русской версии. Хорошая игра — да, советую ли — да, заменяет оригинал — нет.
Десница Божья
С этой игрой, God Hand, я познакомился недавно, но ткнуть её кроме как сюда некуда.
Это последняя разработка Clover Studio, подразделения Capcom, разработчиков серии Viewtiful Joe, Okami, а также участвовавших в разработке других игр Capcom той эпохи. В частности, God Hand использует движок Resident Evil 4, вероятно ассеты оттуда же и из других частей Resident Evil и Devil May Cry тех лет. После выхода игры (спустя неделю, если правильно помню) студию закрыли, народ растаскали по другим отделениям, а несогласные ушли в Platinum Games. Последнее чувствуется, какой полёт фантазии, как в плане геймплея, так и сюжета. С другой стороны — куча всего сделана дешево, на уровне фигни на Юнити, а что сделано качественно — явно стырено из других игр. В общем, это точно была игра "на сдачу".
По сути это файтинг/битемап с вывернутой схемой управления и специфическим балансом. Например, тут танковое управление как в RE4, но с упором на ближний бой с тасованием приёмов на кнопках действия. В игре чувствуется глубина боевой системы, но вот наловчиться в ней у меня толком не получилось с определённого момента я стал играть с читами, враги даже на лёгком уровне сложности наносят гигантский урон. Удивительно, игра даже так осталась интересной.
По сюжету — действие происходит в каком-то постапокалиптическом мире аля Кулак Полярной Звезды пополам с Берсерком c комедийно-пародийным уклоном. Весь мир развален демонами, повсюду Дикий Запад и т.п. Главный герой Джин решил помочь даме в беде и лишился правой руки, но спасённая девушка по имени Оливия подогнала ему новую, артефакт "Десница Божья" из названия игры, которая даёт ему способности к мордобою с демонами. Оливия же тащит его по всяким заварушкам, чтобы он спас мир.
Заводная финальная песня в наличии, как заведено у Платинумов.
Ах да, в игре нет субтитров, но кто-то сделал версию с машинным переводом озвучки в духе переводов VHS.
Дьявольский Крик Мея
Возвращаюсь обратно в 2008.
Ещё до этого я читал в отечественном игрожуре (даже Игромания про эту игру писала, во дела) про ещё один бесславный порт, Devil May Cry 3. Играть тогда не стал ни ни мои знакомые.
А вот вышедшая в том году четвёртая часть хайпанула. Из графики многим почему-то запомнились эффекты частиц от оружия, архитектура города ("там видно брусчатку") и проработка ткани (плащи, ремни, изделия из кожи и т.д.). Ещё многим зашёл саундтрек и "edgy"-сюжет и такие же персонажи, хотя никто не играл в предыдущие игры и не знал подоплёки (хотя учитывая сюжет именно этой части — не так страшно). Даже временная консольная эксклюзивность (на полгода вроде) только подогрела интерес.
Понятное дело — на моём компе она бы не пошла и я пошёл играть в неё у двоюродного брата. Игра вышла летом и все начали играть в пиратку с подстрочником вместо перевода где-то с середины-конца июля, русская версия от 1С добралась до моего города только с первыми заморозками того же года. Собственно, вместе с ним мы и скинулись на пиратку и проходили по очереди.
Прохождение за Неро было вполне себе простым и удобным даже на клавиатуре, я даже поражался "А что там такого в третьей части сложного может быть?", а потом началась вторая половина игры за Данте. Вот тут то я и приуныл, не хватило ума и ловкости рук для обращения со стилями и оружием.
Но игру мы прошли, поматирившись втихую на пару моментов. Их было явно несколько, но по прошествии лет вспомнилась только настолка. Причём мы почти сразу поняли принцип выпадения кубика но выбить правильно не хватало реакции. Из сюжета мы поняли примерно ничего.
А ещё мой друг, к которому я в 2009 ходил играть в Bionic Commando, застрял на финальном боссе и я ему его прошёл.
После этого серия затихла, разве что я летом 2010 урывками зацепил аниме по серии на том ещё 2x2, где название перевели как "Демон против демонов".
Ну а в 2013 случился перезапуск DmC: Devil May Cry. Атмосфера вокруг перезапуска была та ещё, даже удивительно, что отечественные игрожуры заняли тогда относительно взвешенную позицию (вероятно из-за чемоданов), некоторые предположения о разработке и маркетинге в итоге даже оказались правдой.
Эту игру я купил почти на релизе, в конце января 2013, потратив на лицензию от 1C аж целых 550 рублей (у меня относительно недавно был день рождения и появились деньги). Она мне очень даже зашла по геймплею (тем более к тому моменту я уже обзавёлся геймпадом для ПК), хотя с сюжетом были вопросики.
Но Capcom не устроил выхлоп и серию на время прикрыли.
Я же вернулся к ней где-то в 2017 году, когда нашёл сборку с фанатскими модами и даже русской озвучкой.
На этот раз я даже умудрился вполне неплохо проходить игру, пока сильно не застрял на Нэван (ведьме-гитаре), на миссии с высушивающим артефактом и на рефайтах в финале. Но в итоге одолел и прошёл. Отличная игра, но новичкам в серии рекомендовать нельзя.
Пятую часть я опять купил по скидке в PSN, прошёл. Годнота, которая, однако, напомнила старые фанатские теории с форумов, дескать...
Данте, Вергилий и Неро не полудемоны, а самые настоящие демоны. Воспоминания братьев о матери фальшивые, а появились они в результате распада Спарды и при возможности они могут собраться обратно аки Супер-Саян. Вергилий экспериментами с Ямато породил Неро и оставил в Фортуне.
Первые две части всё ещё в бэклоге.
Мегамужики
Был у меня в своё время мобильный телефон Siemens C75 и конечно же я качал на него игры и обменивался ими. В один из таких обменов от одной одноклассницы я получил порт Mega Man 3.
Восьмерых роботов я в этой версии одолел, но вот замок Вайли мне уже не дался. Поиски других частей серии для мобильников выдали только вторую часть, в которой я долго не продвинулся.
Они кардинально отличались от большинства игр для мобилок (ну вы помните, какие они тогда были). Казалось, что вот она, полноценная игра на мобильном телефоне, а потом я узнал, что это игры с Денди и что старый конь не только не испортит борозды, но и один из немногих, кто её вообще может проложить.
Играть в оригиналы я тогда не стал, т.к. поиски Мегаменов вывели меня на Mega Man X5 на олдгеймс.
2D-экшн с видом сбоку, про истребляющих друг друга роботов в будущем, который точно пойдёт на моём компе, да ещё и рип весит меньше ста мегабайт.
ДАЙТЕ ДВЕ!
Долгими часами я качал пятую и потом четвёртую часть через ADSL на 256 КБ/с, хорошо на тот момент интернет уже был безлимитный.
Игра была удивительна, хорошо тут обучение есть отдельным уровнем.
Вступительный ролик с катастрофой, целых восемь разнообразных уровней, каждый со своей изюминкой, Динамо, неудачные попытки с орбитальным орудием и косплей фильма Армагеддон. Восемь уровней и боссов были сложны, но проходимы, а вот финальные уровни уже остановили, точнее местный Тёмный Дьявол.
Дальше пошли эксперименты с порядком прохождения уровней, открытие уязвимостей боссов (да, я умудрился пройти половину игры не зная одного из главных нюансов), один раз даже выстрел из орудия на старте безо всякого прохождения сработал.
А ещё даже пятнадцатилетний я выкупил отсылки на Guns'n'Roses.
Игру я тогда допрошёл с читами, ничего не поняв из сюжета и перешёл к четвёртой части.
Тут игра оказалась чуть полегче, я даже дошёл чуть ли не до конца, до Сигмы.
Ну а дальше я начал подсерию X с самого начала.
Первую часть даже прошёл честно, достаточно сбалансированная игра, пока дело не доходит до крепости Сигмы и его самого, но проходимо. А вот вторая и третья уже душили респаунящамися врагами, благо на эмуляторе были сейвстейты.
Параллельно на сайте ромхак-переводчиков Шедевра нашёл переводы первых двух частей Mega Man Zero.
Тут даже сейвстейты не помогли. =(
И вот, наконец, самые первые несовские мегамены.
Игры устаревшие, но с условностями всё ещё держатся (+ сейвстейты на эмуляторе в начале уровня и перед боссами).
На время я серию подзабросил, пока в 2011 не попытался одолеть всю линейку X-Zero, пусть иногда и используя читы.
Возникла проблема с X6 (проблема с настройкой ePSXe, из-за чего игра тормозила, хотя PS1-финалки и Parasite Eve шли без проблем) и с X7 (тот корейский порт).
Иногда с читами, но под-серии я одолел и перепроходить начал уже с выходом разных Legacy Collection.
Игры хорошие, но для входа могу порекомендовать только Mega Man 2 и Mega Man 3 в случае классической серии, а также Mega Man X1 и Mega Man X4 в X-серии.
ЗЫЗа
В 2012 году после летней подработки я осуществил одну мечту детства (одну из многих) — купил PSP.
Купил PSP E1000, она же Street, кто знает — тот знает.
Конечно я сразу её взломал и накачал игр, среди них были сборники аркадных игр от Capcom — Capcom Classics Collection Remixed и Capcom Classics Collection Reloaded.
На удивление многие игры мне зашли.
Pirate Ship Higemaru — одноэкранная аркада про борьбу с пиратами.
Strider с его акробатикой, выстроенными уровнями и необычными врагами, среди которых казахские роботы-пионеры в папахах, не говоря уже о боссах.
Битемапы Final Fight (классика жанра), Captain Commando, King of Dragons и Knights of the Round (классикой вроде как не считаются, но игры всё равно отличные).
Экшны Black Tiger, оригинальный аркадный Bionic Commando, Magic Sword, Mega Twins, солянка Three Wonders (где три игры в одном аркадном автомате) и дилогия Commando/Mercs.
Да даже часть скроллшутеров понравилась — Eco Fighters, Three Wonders (помимо экшна есть и скролл-шутер), оригинальный Gun.Smoke.
Да, это всё были короткие и сложные аркадные игры, но с бесконечными монетками почти всё проходимо (а в сборниках ещё и читы можно открыть). Отличное возвращение в детство вышло (в хорошем смысле).
Но и игры для PSP я покупал, так я натолкнулся на Darkstalkers Chronicle: The Chaos Tower, скриншоты и видео уж очень запали и показались чем-то знакомыми. Как оказалось, неспроста, я как-то урывками увидел аниме по франшизе.
Игра гениальна в простоте своей задумки — в файтингах всегда творится какая-то чертовщина, так почему бы не сделать файтинг с потусторонними существами?
Capcom и сделала, аж в 1994 году и потом продавала проапгрейдженные версии как новые части ещё дважды, в 1995 и 1997, потом несколько раз переиздавала (игра для PSP тоже переиздание), а ещё использовала спрайты из Darkstalkers чуть ли в неизменном виде 10 лет подряд в кроссоверах и в качестве отсылок.
Я откровенно плохой игрок в файтинги, но эстетика некоторых игр просто невероятна. В основном это касается 2D-файтингов и серия Darkstalkers — одна из них.
Играть толком так и не научился, но послевкусие всё равно было шикарное.
Обзоров на эту серию в отечественном Ютубе немного, так что вот те, с которыми я более-менее согласен.
Именно после этих двух знакомств я решил поглубже копнуть в аркадное прошлое компании и в итоге нашёл в кроличьей норе открытый ящик Пандоры с надкушенным плодом познания.
Но начнём с чего-то хорошего, и это одна из самых угарных баек в индустрии, про разработку первой Darkstalkers.
Существует две версии появления серии Darkstalkers, инициатива американского офиса и самодеятельность разработчиков. По первой из них — почти вся разработка шла в Японии с корректировками и планами из американской Capcom. Изначально планировалось получить лицензию на использование персонажей хорроров студии Universal, но не вышло. В итоге стали работать, условно говоря, с архетипами. На очередном совещании американской части разработчиков с японской менеджер с американской стороны сказал про персонажа Морриган (которая тогда планировалась вампиром по образу Леди Кармиллы), что один вампир у них уже есть и может быть стоит сделать её кем-нибудь ещё, например, суккубом. Японцы закатили глаза "Опять правки!", но в ответ спросили "А что такое суккуб?" и когда им объяснили, в комнате случился анекдот "Вот тут-то мне, Петька, карта и попёрла!" и художники мигом воодушевились и начали переговариваться "О дааа!", "Давайте так и сделаем!" и "Круто!".
Другой прикол состоял в том, что выложенное на сборниках где-то половина-треть настоящего аркадного наследия компании. Чего-то нет из-за лицензий (например, игр по сторонним лицензиям), что-то выходило на более мощном железе и нужно было больше времени на разработку портов.
Но, например, по слухам битемап Battle Circuit в 1997 сделали исключительно для того, чтобы Рёдзо Цудзимото, сыну гендира и основателя Capcom Кендзо Цудзимото, было где начать работать и чем потом отметиться при получении высокой должности. Впоследствии Рёдзо стал продюссером серии Monster Hunter, в игры на PSP из которой я пытался сыграть, но это оказалось такое душнилово что ну их в пень. Про Battle Circuit же Capcom не вспоминали больше двадцати лет вплоть до выхода Capcom Beat 'Em Up Bundle в 2018.
Есть история с развитием серии Street Fighter, когда Capcom носило из стороны в сторону с этим гусём, несущим золотые яйца.
Есть история с реорганизацией аркадного подразделения, точнее, его закрытия и слияния с подразделением, работающим с домашними платформами.
Про Мегаменов уже есть целая тонна материалов от Марисы.
Про колебание резидентов, про "эпоху Инафунэ" и про монетизацию современных проектов вы, скорее всего, и так знаете.
И это только верхушка айсберга, по каждой из которой можно писать отдельную статью. В общем, прозвище Crapcom несправедливо, но явно небезосновательно.
Первоклассный адвокат Вениамин Правдин
Про эту серию я узнал из роликов Зулина про лучшие игры на NDS, которые в оригинале смотрел ещё на старом Рутубе (приложу, понятное дело, версии с его Ютубовского канала).
Однако, хотя Зулин и поставил Аса-Адвоката на первое место, это всё равно была визуальная новелла. И у меня, как у завсегдатая тогдашних игровых форумов сложилось впечатление, что визуальные новеллы (если это не "горячее сакэ") можно заценить скорее от людей и компаний, которые в основном как раз не занимаются исключительно визуальными новеллами, т.к. только в таком случае в игре может оказаться хоть какой-то геймплей.
И хотя Ace Attorney подходил под это определение, возникла другая проблема — языковая. На тот момент я был студентом-первокурсником и мой английский был достаточно плох, даже первое дело со статуэткой я не прошёл.
Серию я отложил надолго, очень надолго. Успели выйти ответвления, продолжения, кроссовер с Профессором Лэйтоном, сборник оригинальной трилогии.
Пока мне на глаза не попались переводы этого сборника, аж два с половиной.
- Перевод английского сценария от Failing Forward
- Перевод японского сценария от Dant с именами в духе "врач Комуто Хировато" и "водитель Тояма Токанава"
- Перевод японского сценария от Dant с оригинальными именами
Тогда сборник как раз был по скидке и я решился проверить игру в переводе от Failing Forward.
Прошёл, это оказалась действительно неплохая игра, которая неожиданно задела некоторые струны моей игровой души. Да, там есть дикая нелогичность, упор на эмоциональность персонажей и местами непорная тупость всех подряд. Вот только я рос на русских квестах, меня этим не напугать, а иногда можно даже привлечь. И Ace Attorney с, как мне кажется, неплохой адаптацией гоголевских имён-фамилий, вернул меня в детство.
Но тогда в их переводе была только первая часть, да и то не вся (4 дела из 5, но пятое добавили в переиздании на NDS и основной сюжет закончен). Попытался я продолжить прохождение на английском, шло тяжело. Первое дело второй части я прошёл, но дальше с каждым разом всё сложнее и сложнее, в конце я сдался и смиренно ждал обновления русификатора, проходя игру за игрой.
Наконец оригинальная трилогия пройдена, что же дальше?
Дальше вышла вторая трилогия Apollo Justice: Ace Attorney Trilogy, которая на английском пошла уже как по маслу. Хотя понимать я стал лучше, общее впечатление смазанное — графомания по большей части как минимум терпима, персонажи не выбиваются из образов. В плане детективной составляющей всё более-менее стабильно.
Из обидного — эти части действительно в том числе про Аполло и подзаголовок тоже неспроста, но есть парадокс. Чем больше раскрывают прошлое Джастайса — тем проще и "площе" он становится как персонаж. Неудивительно, что в конце шестой части его де-факто выкинули.
Из прикольного — Capcom на обложке сборника отдельно написала "Для полноценного наслаждения игрой нужно уметь читать".
Параллельно прошёл Ghost Trick: Phantom Detective про призрака с амнезией, пытающегося выяснить своё прошлое и разобраться в причинах своей смерти.
Моментально узнаётся подчерк создателя Ace Attorney с его "ВОТ ЭТО ПОВОРОТ!" и "В принципе логично, но ЧТОЗАН**?!".Игра достаточно долго удерживает планку и не скатывается в цирк почти до самого конца, когда раскрываются тайны.Из прикольного — в игре нужно спасать людей от смерти, переписывая их судьбу (обезвредить или обмануть убийцу, помочь взять лекарство, ещё как-то уберечь от гибели от предметов обстановки). Одного из главных персонажей нужно будет спасать аж пять раз и если первые два мы обезвреживаем убийц, в последний пятый раз переделываем непреодолимые обстоятельства, то третий и четвёртый — явно пародия на "Пункт назначения".Ну и концовка тоже как в Ace Attorney, но явно на уровне, если не выше.
Есть перевод на русский от Dant, как оригинальной NDS-версии, так и переиздания.
И вот Capcom перевыпустила последнюю недостающую часть серии, дилогию прокурора (есть ещё кроссовер, но о нём потом).
Да, тут тоже требуется уметь читать.
Это уже не визуальная новелла. Это, вы не поверите, сьерровский квест.
Тут совсем нет мистики, а истории убийств, по большей части, вполне понятные и логичные, хотя в финалах всё равно будет традиционное добивание злодея раз эдак пять подряд. Когда в третьей части играл в сегмент за Майлза — хотелось увидеть побольше его собственной работы и вот оно. Саундтрек тоже хорош (как и ожидалось), отличились новые темы Майлза, девочки-ниндзя и агента Ланга из Интерпола.
И самое ценное что тут есть, главные злодеи каждой части.
В первой — кукловод и манипулятор, серый кардинал, который только благодаря упорству сил правопорядка запутался в собственной паутине. Во второй — жертва обстоятельств, где-то совершающий глупые ошибки и выживающий благодаря удаче, а где-то искусно обводящий всех участников вокруг пальца, но в итоге пришедший к известному финалу.
Если захотите вкатится в серию, то могу предложить несколько вариантов:
- Самый отдалённый, пройти кроссовер Professor Layton vs Phoenix Wright на 3DS. Немного перетасовывает идеи и персонажей обеих серий, но общее представление даёт.
- Просто пройти первую часть Ace Attorney (она же Phoenix Wright: Ace Attorney), относительно самодостаточна.
- Пройти вышеупомянутую первую часть и дилогию прокурора (две части Ace Attorney Investigations). Дилогия тоже относительно самодостаточна, можно начинать после первой части, дополнительно там не так много мистики и больше упора на логику.
- Пройти первую трилогию/оригинальную трилогию/трилогию Феникса (так их называют фанаты, Phoenix Wright: Ace Attorney, Phoenix Wright: Ace Attorney - Justice for All и Phoenix Wright: Ace Attorney - Trials and Tribulations) и, по желанию, дилогию прокурора. Собственно, тот самый душевный цирк, про который в своё время говорил в своём топе игр на NDS Зулин, поставивший трилогию Феникса на первое место.
- После прохождения оригинальной трилогии, если вам захочется ещё, то можно идти дальше. Apollo Justice: Ace Attorney Trilogy (вторая трилогия/трилогия Аполло), приквел The Great Ace Attorney Chronicles, а также Ace Attorney Investigations Collection, Professor Layton vs Phoenix Wright и Ghost Trick: Phantom Detective (да, Capcom частично и опосредственно включила его в мир и канон Ace Attorney).
Собственно, самые яркие впечатления я описал в этом посте. Тут пропущены попытки поиграть в Lost Planet (будь ты проклят, GFWL), нет Dead Rising, может быть я что-то ещё забыл.
Жду Pragmata, анонсированную ещё в 2020 году, на старте PS5.
По геймплею, судя по всему, что-то соулсоподобное.
По сюжету, как мне кажется, отсылается местами к Хайнлайну и Азимову.