Что делать, если ты казуал? [Записи прохождения Bloodborne ФИНАЛ]
Напомню цель сей задумки — разобраться, почему soulslike и другие хардкорные игры вызывают такое жёсткое разделение среди игроков и что с этим можно сделать. Я - настоящий казуал: не играл и не прошёл ни одного soulslike, лишь пробовал некоторые минут по 10 — и это вызывало у меня сильное отторжение.
Тем не менее я решил пройти хотя бы один souls, попутно рефлексируя и ведя дневник. Выбор пал на эстетически приятный для меня Bloodborne. Для наглядности каждый день я вёл заметки с ощущениями от игры. Это моё имхо, не претендующее на абсолютную истину.
Оглавление
Разделение среди игроков
Перед началом прохождения и в первые дни игры я пытался тезисно описать почему мне не нравится soulslike игры. Так же я обращался к комментариям других игроков казуалов и использовал их тейки, с которыми был солидарен.
Как можно заметить из записок, во время прохождения со мной произошла метаморфоза. И теперь я буду пробовать сам ответить на свои же претензии и пытаться их отрефлексировать. Распишу, на мой взгляд, самое ключевое.
Претензия 1 - Скилл игрока
Позиция казуала: Однозначно, в соулсах важен скилл. Но зачем мне скилл в сингл-игре? Что ради этого? С кем и как им мериться? Я могу понять SC2, например. Почему нельзя сделать вариант сложности попроще? У меня нет мотивации потеть и тренировать свой скилл для одиночной игры настолько сильно.
Позиция после: Не могу сказать, что это можно прямо сравнить со скиллом в SC2 или CS. Скорее — это про понимание игры. Последний босс у меня прошёлся с первой попытки и двумя хилками, но при этом я не могу утверждать, что научился мастерски парировать или что долго оттачивал какую-то стратегию. Всё больше связано с привыканием к давлению и общим пониманием механик — как в любой другой игре.
Претензия 2 - Прохождение одного и того же
Позиция казуала: Всё отличие заключается в разных мувсетах и их заучивании. Мне не интересно играть в одно и то же. Мне не интересно пробираться по одной и той же локации, чтобы в сотый раз попытаться убить того же босса.
Позиция после: Действительно, локации, в которых ты уже был много раз, становятся скучны и превращаются в рутину или фарм-споты. Но даже после первого прохождения у меня осталось столько дыр в понимании игры, и мне столько всего теперь хочется узнать и попробовать: найти более удобные страты или сделать крутую пушку с топовыми камнями. Я даже с топором ещё не все мувсеты освоил и только под конец игры нашёл очень удобную круговую комбинацию.
Претензия 3 - Потеря прогресса
Позиция казуала: После смерти необходимо заново пробираться к месту через мобов и терять время. Для чего? Неужели нельзя было сделать сейв-поинты и т. п.? Зачем меня заставляют страдать? Это сковывает. Во время начала прохождения мне было не интересно изучать новые локации.
Позиция после: На самом деле никакой потери прогресса нет. Да, игрок теряет валюту, но всё остальное остаётся на месте: шот-каты, расходники, смерть ключевых мобов. Под конец игры я просто пробегал мимо, и это было настолько комфортно и спокойно, что я даже не понимаю, о чём писал перед игрой.
Размышления
Напрашиваются 2 ключевых момента, которые проводят водораздел между игроками и вызывают негодование у казуалов.
1. В игру страшно играть не потому что она хоррор, а потому что ты боишься умереть и потерять прогресс — это сковывает и мешает наслаждаться. Через время это ощущение уходит, и игра открывается по-новому. Самые сложные боссы для меня были в самом начале. Пик сложности пришёлся на первые дни. Я успел победить первого босса в NG+ — и по ощущениям это было совсем не то же самое, что первое прохождение: уже не я бегал от босса, а босс от меня. Все разговоры о сложности и скилле в конечном счёте вызваны давлением самого игрока на себя.
2. Вытекающее из первого пункта размышление - высокий порог входа. В игре слабое обучение, которое ни каким образом не помогает новичку не игравшему в жанр. Оно интригует матерых, но сильно отпугивает казуалов. А это напрямую связано с наигранностью человека. Чем меньше он играл подобное, тем тяжелее ему будет в начале.
Вывод
Понижать сложность в soulslike потому, что кому-то сложно, — равносильно просьбе изменить механику в стратегии, потому что игроку, ранее не игравшему в этот жанр, не удобно.
Теперь я против понижения сложности в хардокрных играх. И не потому что это система "свой-чужой". И не потому что так задумали разработчики (да, они так задумали, но не из-за этого).
А потому что это те самые эмоциональные качели и тот путь, пройдя который ты меняешься, и твоё отношение к игре меняется. И это удивительно и захватывающе.
Что делать казуалам?
Если хочешь приобщиться и моя ситуация очень похоже на твою, просто наберись терпения и мужества. Садись и играй. Играй, пока не пройдёшь.
Маленькие нюансы, которые, возможно, облегчат твой путь:
- Выбери ту игру, которая тебе нравится эстетически — это будет подспорьем для твоей мотивации. Я выбрал для себя Bloodborne.
- Не бойся двигаться вперёд, потому что ты что-то пропустишь или заблудишься. Игра всегда приведёт тебя куда надо, а времени собрать лут у тебя будет предостаточно. Просто двигайся.
- То, что ты потерял отголоски, абсолютно ничего не значит и не отбрасывает тебя по прогрессу. Просто поверь и не расстраивайся из-за этого.
- Если ты не понимаешь, для чего какая-то штука — попробуй её использовать. Эти игры многоразовые, ты точно не испортишь себе персонажа или прохождение
- Не бойся сложности драки. Тебе не придётся специально учиться — просто пробуй, и твои руки всё сделают сами. Но если совсем тяжко, не стесняйся посмотреть гайды.
Продолжение дневника. Финал
Ознакомиться с записями прошлых дней можно в предыдущем посте.
День 12
С нетерпением захожу в игру. Долго не могу найти надгробье, чтобы телепортнуться на последнюю открытую локацию. Начинаю разведку: много раз свалился, нашёл какой-то шлем, но со слабыми статами. Мобы стали сильнее и всё время мешаются, поэтому моя тактика терпилы перестала работать. Вдалеке иногда слышится плач ребёнка. Я задумался, насколько далеко прошёл игру и не потеряю ли контент в данжах, которые пока решил отложить.
Всё зачистил. Нашёл ещё одну записку, но везде тупики. Есть один лифт, но там, как обычно, «открывается с другой стороны». Не понимаю, куда идти дальше. Бегу на точку, куда отправил бабку наверху ранее, — там была закрытая дверь. Она и осталась закрытой… Брожу уже час или даже больше. Встретил враждебного охотника в месте, где раньше была Амелия. Но это никак не спасло ситуацию.
Ещё минут 30 — и я не выдерживаю. Только мне начала нравиться игра, и вот тебе на. Лезу очень аккуратно в интернет, и нахожу информацию о локации Кейнхёрст. Отправляюсь туда немедленно. Немного расстроен, что пришлось гуглить.
Дошёл до лечебницы и решил пробежаться до стартового фонаря. На меня там накинулся моб из Старого Ярнама. Базовые чудики полезли за мной по лестнице, хотя раньше такого не делали. Есть ощущение напряжения, но оно не такое фрустрирующее, как раньше. Я чувствую себя гораздо увереннее. Да и в целом игра прям меняется. Очень круто.
Зачистил лечебницу. Нашёл приглашение в Кейнхёрст и убил странную женщину, которая явно хотела во что-то превратиться, как тот людоед, на котором я жёстко лоханулся. В итоге решил отложить поездку на следующий день, а этот посвятить фарму. Хилки давно закончились, хотя раньше я о них даже не думал — ну и лвл до 70 апну, осталось 3 уровня.
День 13
Вернулся с работы. Всё сделал, чтобы не отвлекаться. Интересно узнать, что там в новой локации. Есть небольшие переживания и страх, но вместе с ними и интерес к исследованию, которого раньше не было. Скорее всего буду писать чуть меньше заметок, потому что хочу погрузиться полностью.
Мобы неприятные, долго бью их, хилки заканчиваются. Понял, что всю игру проходил с факелом и совершенно не научился парировать. Надо будет выбрать себе ствол и закрыть пробел. С тревогой и удовольствием добрался до шотката. Пока лока вызывает приятные ощущения: путаться негде, все маршруты понятны. Нашёл применение камням — ими можно скидывать гаргулий. Мобы плотные. На призраков уходит три тяжёлые атаки топором. Надо будет прокачать пушку, осколки вроде подобрал.
Нашёл много каких-то крутых штук для местной магии, сеты и т. п., но в итоге опять застрял в комнате с книгами. Там вроде была лестница между стеллажами, но я не понимаю, как её сдвинуть. В итоге как-то пролез на карниз и двинул дальше. Всё получилось. Приятная локация и жутковатая. Кайф.
Дохожу до Логариуса и эпично делаю тп через метку охотника. Бл****. На 17-й попытке он оставался на лоу хп, и я мискликнул… Кончились хилки — надо фармить. Заодно поменяю что-то с резистов магии на физическую броню. Ну и на 18-й раз побеждаю его. Вух. Удовольствие получил и научился парировать. Двигаемся дальше. А нет — тут не так много. Принял клятву и, видимо, опять упёрся. Где-то что-то я пропустил.
В магаз накидали много прикольных пушек и шмоток, но нет отголосков. Наверное, пофармлю оставшееся время и попробую поискать, что же упустил. Но это немного разочаровывает. Купил сет, пошёл искать продолжение игры. И о боги — как я в первый раз проглядел проход? Он был на видном месте. Короче, всё это время страдал фигнёй, а там был обычный проход. Решил разведать и попал в какой-то апокалипсис: лучи, взрывы, в меня летит огромное количество коктейлей.
Сейчас попробую ещё разок и думаю — всё на сегодня. По ощущениям гораздо лучше: нет злости от потери прогресса и того, что надо снова бежать через мобов. Прошёл страх, и это стало рутиной. Плюс я стал пропускать некоторые участки — просто пробегаю мимо. В итоге дошёл до фонаря, который не работает, и, по-моему, я тут уже бывал. Там три жёстких охотника отпинали меня. Немного расстроился и схавал дозу адреналина, которая мне не понравилась. В мультиплеерах это ощущение адреналина совсем другое и приятное. А тут — нет. Пока шёл повторно, оказалось, что я пропустил один фонарь по пути) приятно) И ещё одна приятность: в прошлый раз я успел забрать одного охотника с собой, и теперь он мёртв. Отпинал остальных и вернулся к фонарю. Хорош на сегодня.
День 14
Игра продолжает затягивать, но ещё есть внутреннее сопротивление. Какие-то вещи очень дискомфортны, и их страшно совершать — например, пробираться сегодня снова через мобов. Но это уже не настолько страшно, как когда я начинал. А ещё я так много всего наоткрывал, что теперь сильно путаюсь в фонарях. Ну и на новых локациях всё же тяжеловато запоминать маршруты под таким давлением. Приходится по 10–20 раз пробегать, чтобы отложилось что-то в голове.
Итак. Перед ужином думаю быстренько зайти размяться. И на серьёзных щах с первого трая забираю Возродившегося. Локу сильно не пылесосил — в основном просто пытался пробираться вперёд. Исследовал мумия и попал в новую локацию — какой-то универ. Супер. Теперь можно и перекусить. А да, топорик я уже на +9 заточил.
Всё проходит комфортно. Убил паука, а он меня «другом» назвал. Теперь жалею об этом. Решил посмотреть все двери — и меня в какой-то кошмар закинуло, что было не очень приятно. Я не хотел в другую локу. Потом какое-то око Саурона из окна начало безумие накладывать. Я побежал, и всё вроде бы нормально, но в спину прилетает камень и ваншотает меня. Чёт мне не нравится, куда я попал, и фонаря нет, чтобы обратно вернуться. Потом пауки, какой-то хрен с мечом Людовига. Всё это мне не очень нравится, потому что я не собирался покидать ту локацию.
Пробегая в очередной раз, я наткнулся на пропущенный фонарь, и мне стало легче на душе. Попробую вернуть отголоски и вернуться обратно в универ. И просто как последняя мразь лагаю на этом изичном ублюдке — просто потому что я заигрался... Как же я начинаю злиться. В следующий заход я его сношу, и с него выпадает сгусток. Его вроде бы просила королева в крепости — по крайней мере там была такая интеракция, и надо бы сбегать отнести. Бррр. На шоткате куда-то уезжаю, и мой процессор начинает с тяжестью сводить карту в мозгах. Кажется, надо просто начать с простого: отнести сгусток и доразведать универ.
Получил эмоцию за сгусток. Зачистил универ и вышел с какой-то другой стороны опять в странную локацию. Грохнул ещё двух хлопчиков и получил с них ещё сгустки. Ужасная лока — очень сложно ориентироваться и запоминать. Благо всё-таки отыскал фонарь. По итогу брождений нарвался на Миколаша — как лошара проиграл ему на второй стадии. Было обидно, потому что тупо миссклики и ошибки, и я теперь хз, как до него идти. Оказалось — всё быстро и просто. Со второй попытки побеждаю и иду к фонарю после моста. Для справки: я 78 лвл, играю с топором +9.
Добираюсь до женщины в белом, которая появилась после смерти Рома. Понимаю, что если буду взаимодействовать — то триггерю босс-файт, поэтому аккуратно всё обследую и нахожу удобный шоткат на лифте. Топаю сливать отголоски в лвл. Вернулся, но она не агрится. Бить её не стал — жалко. Пошёл дальше и опа — вот босс: Кормилица. Сначала думал, будет просто, но на второй стадии она задала мне жару. Пока катался к боссу, заметил, что у одного лифта не закрывается дверца, и по пути есть дыра, в которую теоретически можно спрыгнуть с лифта. А там какие-то мозги, которые жёстко наваливают безумие и ваншотают меня.
По итогу кое-как пробрался, скинул куда-то какой-то шар мяса, набрал много камней, откровения и отголосков и почти доехал до фонаря — но меня съели черви. Из наблюдений: моя жопа не горит, и я играю, а не страдаю.
Но камни оказались говном, мобы почему-то опять меня отпинали, и опять тупорылые черви. Только говорил, что не горит — и вот горит. Хилок нет, отголосков нет. Надо фармить. Топаю в Хемвик. Пока фармлю, думаю, что надо бы посмотреть и собрать сет и руны против безумия и попробовать пофармить мозги, потому что с одного падает 10к. В итоге я разок прошёлся. Но слил все 10 успокоительных. Не понимаю пока, как бороться с безумием. На этом, наверное, и закончу. Перед сном загуглил — вся проблема в том, что у меня 96 очков озарения, а оно понижает резист.
День 15 - ФИНАЛ
Перед работой размышляю, куда мне слить всё озарение: на осколки для заточки или ещё что-то вроде свитков на пушки. Продумал, подумал, заточил топор на +10 и решил потратить время на несколько траев Кормилицы.
С первой попытки — с электрическим свитком и в сете Кейнхёрста — забираю её, чему очень безмерно рад. Озарение 97, лвл 83. Лечу в сон апнуть ещё 1–2 уровня. Съедаю пуповину, кстати, но прошлые апы дали озарение на 3, а на этот раз — на 2.
А тут — бац: во сне хата горит. Бегу спасать инвалида, но его нет опять. Начинаю всё обнюхивать. Нашёл в новой части локации — говорит: «Молодец, ща отправлю домой». Но надо отдать жизнь? Я же во сне. Короче говоря — отказываю ему. И этот инвалид, как Данте с косой, разделал меня как дитя. Попробую ещё пару раз.
И ЧТО ПОТОМ БЫЛО!?!?!?
Не поверят же люди — я даже не успел подснять. Короче: деда я завалил со второй попытки. Он то меч и дробаш брал, то дэши с косой делал. Хорошо, что я запотел и научился парировать с пистолета. Я на него слил 18 аптечек и очень много пуль. НО ПОБЕДИЛ!
ПОТОМ прилетела какая-то шляпа, и я начал махаться с ней. Свитков молнии ещё 6 было, но хилок всего две. Я давай ещё палкой бить. Он частенько вставал и что-то кастовал, а я в это время по три заряженных тяжёлых давал. У него остаётся где-то 1/6, и у меня хп 10. Отхожу прожать хилки — а они не тратятся. Кое-как отмансил и отбежал. В панике нажал хилки, и, наконец-то, прожалось. Всё — у меня 0 хилок, и мы бежим друг другу в лоб. Жёстко размениваюсь с ним, и он ПАЛ!!!
Боже, как я кайфанул, что с первого трая его убил, да и деда со второго. Кайф!!! Отлично поиграл перед работой. Дрался в сете Кейнхёрста. Теперь я какой-то глист. В планах — платина (видимо NG+) и смотреть много-много видосов про лор, потому что он меня очень сильно интригует. Ну и смотреть прохождения — я не спас людей и, судя по всему, куча всего пропущена.
Буду рад, если кому то мой опыт поможет познать мир soulslike игр)