Katanagatari и тяжесть наследия

Наследие — вещь странная. Оно может вдохновлять на величайшие проявления героизма, искусства, не имея при этом осязаемой формы. Становится фундаментом народов, империй и также легко приводит их к гибели. Наследие может предопределить каждый наш шаг. Но когда наши действия становятся лишь историей, то что нам остаётся?

Katanagatari и тяжесть наследия

Оригинал. Внимание! Спойлеры! Перед чтением рекомендую ознакомиться с аниме Katanagatari (12 серий по 45 минут).

Katanagatari относится к этому неоднозначно. Два главных героя — Тогамэ и Шичика — по-своему воплощают наследие: жажда отомстить за отца движет Тогамэ, а Шичика сам — живой представитель семейного наследия, боевого стиля Кёторю. Помимо того, что он — «Меч», его приоритеты совпадают с намерениями Тогамэ: в начале сериала его можно разозлить только оскорблениями в адрес дома и школы его отца. И он изначально влюбляется в Тогамэ из-за её преданности отцу. Тот факт, что его отец лично убил её отца, не учитывается — ведь он был всего лишь мечом, выполняющим свой долг. Обиды же, связанные с этим, не имеют ничего общего с самим оружием.

Она была готова обратиться за помощью к врагам своего отца, чтобы забрать эти мечи?
Она была готова обратиться за помощью к врагам своего отца, чтобы забрать эти мечи?

К слову, мечи играют ключевую роль в «Katanagatari». Центральный сюжет истории посвящен сбору Двенадцати Великих Мечей — мистического оружия, созданного шарлатаном Шикизаки, ведущего свои игры с наследием. Однако определение меча в аниме довольно уникально: один «меч» — доспехи, другой — пара пистолетов, и Шичика, в большей степени, считает себя мечом. Так и какое же у них определение?
На самом деле всё просто: меч — это оружие, инструмент для навязывания своей воли всему миру. Когда Шичика говорит, что он — меч Тогамэ, он не шутит: в начале сериала он — всего лишь продолжение её воли, лишённый индивидуальности, морали и сомнений. Будучи её мечом, он также выполняет долг перед отцом: именно он приказал герою освоить стиль Кёторю и постановил, что наследие семьи — быть мечами, и только мечами. Медленный путь Шичики от меча к человеку — центральная арка персонажа, а признаки этого пути неизменно проявляются на протяжении всего повествования. Во втором эпизоде, после того как Тогамэ останавливает его от беспощадного убийства бандитов, он прямо спрашивает её, не является ли это особой традицией материка. В третьем эпизоде его воля как меча остаётся непоколебимой даже перед лицом просьб Мейсай, умоляющей о пощаде ради своей миссии и приюта. Но постепенно влияние Тогамэ и других, с кем он встречается, начинает менять его, и он открывает в себе сострадание, милосердие, чувство юмора и любовь — черты, присущие не мечу, а человеку.

Мне тяжело просто смотреть, как тебя вот так загоняют в угол.
Мне тяжело просто смотреть, как тебя вот так загоняют в угол.

Не многие в сериале достигают таких успехов. Тогамэ, несмотря на свою страсть к Шичике, в конечном итоге — тоже лишь меч. Ею движет само наследие — она всего лишь орудие воли отца, её действия рассчитаны на месть и безжалостное претворение его идей до самого конца. Несмотря на это, она тоже учится любить Шичику — но эта любовь становится ещё одним инструментом для служения наследию, и только в конце, когда надежды на выполнение этой роли рушатся, она позволяет себе принять свою любовь к нему. Даже это скромное признание выделяет её среди других: строгая рука наследия направляет большинство персонажей к гибели, поскольку её поиски ведут их от одного угасающего рода к другому в поисках мечей. Эти мечи служат одновременно и громоотводами для амбиций наследия, и маркерами угасающей эпохи. В сериале, одержимом фехтованием и хрупкостью наследия, логично, что последний «меч» — пара пистолетов — и ещё более логично, что их первая миссия — штурм когда-то величественного замка, теперь засыпанного песком. То, как вес прошлого противопоставлен личному бремени фамилий и ожиданий, которое несут почти все персонажи, — лишь одна из многих трагических параллелей Katanagatari.

Здесь нет русского перевода для текста, переведённого с японского
Здесь нет русского перевода для текста, переведённого с японского

В конце концов, несмотря на растущую любовь к Шичике, Тогамэ погибает из-за неспособности забыть прошлое и стать человеком. Последнее, что она делает как хозяйка Шичики, — приказывает ему забыть и идти дальше — к счастью. К тому моменту он уже перестал быть мечом, и как человек он не обязан повиноваться. Вместо этого он делает человеческий выбор — разорвать цикл, умереть, если придётся, и положить конец как личным обидам, погубившим Тогамэ, так и разрушающему влиянию Шикизаки в наследие. В финальной сцене он уничтожает все мечи Шикизаки вместе с вымышленной империей и последним из великих мечей — Эмондзаэмона-хранителя. Эмондзаэмон и принцесса Хитеи постоянно контрастируют с главными героями, а в конце выживают только те, кто отказался от тяги наследия — Шичика, наконец ставший человеком, и принцесса, которая признаёт, что ей безразлично, как сложится судьба предков. После того как пыль уляжется, Шичика обретает идентичность, личность. Хотя шрамы от его любви к Тогамэ совпадают с её необычными глазами, эта любовь теперь — его собственный выбор, и он будет относится к ней как человек.

Я желаю сражаться только в интересах принцессы
Я желаю сражаться только в интересах принцессы

Что касается скучных рецензий: Katanagatari обладает невероятно оригинальным и, честно говоря, прекрасным визуальным стилем, наполненным стилизованными и хорошо поставленными моментами коротких сцен боя. Странно упоминать дизайн костюмов в аниме рецензии, но здесь он просто потрясающий — у каждого персонажа своя тема и эстетика, многие из которых также тематически значимы (например, осенний лист, кружась в падении, или вечный змей, пожирающий себя, который обвивает Тогамэ). Саундтрек эклектичен и отличен, диалоги отчётливо отражают стиль Исина, при этом фокусируясь на раскрытии характеров и расширении тем, что для него не характерно. Его стиль явно не для всех, и можно спорить о его медленном, запутанном повествовании, но все элементы шоу направлены на достижение одних и тех же целей, и я считаю, что медитативный темп идёт ему на пользу. Персонажи дополняют друг друга в своих путях и убеждениях (честно говоря, я только начал проводить параллели), личные темы отражают универсальные, а структура целого плавно вырастает из каждой отдельной истории, превращая Katanagatari в элегию целой эпохи мечей и наследия, одновременно рассказывая пронзительно личную историю любви и самопознания. Это прекрасно, креативно и абсолютно непримиримо. У меня нет никаких претензий.

Потому что таким образом мне не придется убивать тебя.
Потому что таким образом мне не придется убивать тебя.

А теперь мои личные мысли: вау! маняме! крута! многа диалогов! Нисио Исин! И вот снова мне выбирать что смотреть. Моногатари закончены, Катанагатари тоже. Видимо, пойду дальше по его произведениям. Поругайте перевод хорошенько! Спасибо!

8
2 комментария