Тамаго Табеми и самурайские бургеры

Новый маскот японского макдональдса рекламирует бургеры «со вкусом Японии». Разбираемся, что это такое — Samurai Mac. И с чем их едят.

Тамаго Табеми и самурайские бургеры

Отличная штука — бургеры. Их любят все, а кто не любит, тот просто их ещё никогда не пробовал. В Японии, в стране с настоящим культом еды — причём еды «правильной» и здоровой — бургеры вместе с остальным фастфудом на удивление быстро набрали бешеную популярность. Познакомили японцев с бургерами, понятное дело, американцы (а если точнее, то американские военные), но местные быстро смекнули, какие с такой новинкой появляются возможности и начали открывать свои рестораны.

Так, например, приблизительно в 1950 году в городке Сасебо, недалеко от Нагасаки, появилось несколько новых ресторанчиков с «модными» угощениями в американском стиле. Жителям новая еда пришлась по вкусу и начался настоящий бургерный бум — хотя сначала во многие заведения приходили только американские военные с местной базы.

Сасебо бургер (один из них).<br />
Сасебо бургер (один из них).

Сейчас в городе работает более двадцати «бургершопов», в которых можно попробовать самые разные бургеры и даже увидеть несколько культурных артефактов — старые рекламные брошюры, флажки, фотографии и журнальные заметки старых времён. Сасебо считается местом рождения бургера в Японии, и все местные ресторанчики (Hikari, Log Kit, Big Man, Buruu Sukai, Misa Rosso, Bikken Bikken) входят в так называемую ассоциацию Sasebo Burger, а все гамбургеры, которые они предлагают, обобщённо называются, вы не поверите, Sasebo Burgers («бургеры из Сасебо» или просто Сасебо бургеры).

Ресторан Big Man.<br />
Ресторан Big Man.
Ресторан Hikari.<br />
Ресторан Hikari.

А ещё у Sasebo Burger есть свой маскот, Бургер-бой. И у него есть подружка Боко-тян. Нарисовал их сам Такаси Янасэ, создатель Анпанмана.

Про Сасебо можно накатать отдельную статью, чем я обязательно займусь в будущем (надеюсь). Там можно и подробнее описать каждый ресторанчик, и по меню пройтись, и рассказать, как сеть начала распространяться по всей стране. Но меня унесло.

McDonald's

Макдональдс появился в Японии в 1971 году и стал серьёзной угрозой для маленьких бургерных, много лет сражающихся друг с другом за место под восходящим солнцем. В эту тему углубляться мы сейчас не будем, не время и не место. Как-нибудь потом. Главное — сегодня, в 2025 году мы, то есть японцы, можем закусить вкусными бургерами и в модном ресторане крупной международной сети, и в небольшой бургерной практически в любом городке, где заботливая тётенька и её ворчащий муж всегда готовы накормить гостей недорогим комбо-обедом.

Так вот, Макдональдс. Макдональдс, как и другие фастфудные сети, часто предоставляет жителям разных регионов какие-нибудь интересные бургеры, как в качестве «ограниченных серий», так и в роли постоянных резидентов меню — это уже зависит от решений руководства и обстоятельств. Так мы можем попробовать макфалафели и бури-бургеры в Африке, бургеры «Сёгун» в Китае, «Махараджа Мак» в Индии и пулькоги-бургеры в Южной Корее.

Рекламка с терияки бургерами, да не простыми, а СПАЙСИ, с соусом от музыканта Йосики (X Japan, The Last Rockstars). Коллаборация состоялась в честь 30-летия терияки бургера.<br />
Рекламка с терияки бургерами, да не простыми, а СПАЙСИ, с соусом от музыканта Йосики (X Japan, The Last Rockstars). Коллаборация состоялась в честь 30-летия терияки бургера.
Гратен корокке бургер.<br />
Гратен корокке бургер.

А Япония? О, в Японии Мак разошёлся не на шутку: тут тебе и терияки бургеры, и гратен корокке бургеры (корокке — это панированная лепёшка из картофельного пюре с добавлением креветок, капустки и кацу-соуса), и сальса бургеры, и уме наггетсы (макнаггетсы со сливовым дип-соусом), и напиток McFizz со вкусом сакуры, и много, много чего ещё. У них даже кримпай в меню есть! Я не шучу, Otona no Cream Pie — Adult Cream Pie — это десерт для «утончённых взрослых», подобие пирожочка со вкусом чизкейка или шоколада (на ваш выбор). Пошлые испорченные иностранцы со своим английским языком в интернете вовсю стебутся и ехидничают, а бедные девушки-работницы за кассой непонимающе моргают, когда видят перед собой очередного рядового Пайла, еле сдерживающего отвратительную ухмылку.

И вот в 2020 году, 2 апреля, официальный аккаунт японского Мака сообщил в твиттере об очередной новинке, имя которой — «Самурай Мак» или «Самурай бургер».

Samurai Mac

Новый бургер, с нотками самурайского духа, появился в двух ипостасях: «фракции диких» (Wild Faction) и «фракции потакающих своим желаниям» (Self Indulgent Faction). Последнюю фракцию в некоторых изданиях называют «эгоистами» (Selfish Faction). Трудности перевода.

Тамаго Табеми и самурайские бургеры

Первый самурай на самом деле называется Aburi Soy Sauce Style Double Thick Beef — «двойная утолщённая говядина с опалённым соевым соусом» (aburi — это буквально техника опаления пламенем, мяса или соуса или чего ещё). В паре с этими двумя котлетками идут пластинки сыра Чеддер и хрустящий лук. Булочка сверху щедро посыпана маковыми семенами.

Aburi Soy Sauce Style Double Thick Beef.<br />
Aburi Soy Sauce Style Double Thick Beef.

Второго героя зовут Aburi Soy Sauce Style Bacon Tomato Thick Beef — «утолщённая говядина в опалённом соевом соусе с беконом и помидоркой». Бекон копчёный, томат свежий, хрустит салат-латук и лучок, а из-под булки выглядывает Чеддер, но уже белый.

Aburi Soy Sauce Style Bacon Tomato Thick Beef.<br />
Aburi Soy Sauce Style Bacon Tomato Thick Beef.

Амбассадором новой рекламной кампании стал актёр Масато Сакаи, часто появлявшийся на телевидении в роли самураев. Сама акция прошла с 8 апреля до середины мая. Кто не успел, тот опоздал.

Масато Сакаи.<br />
Масато Сакаи.

Otona wo tanoshime

«Наслаждайся взрослой жизнью» — это главный девиз McDonald's Japan и рекламный слоган для их линейки вкусностей (включая вышеупомянутый кримпай). Полученный позитивный фидбек от новых бургеров удовлетворил руководство, оно целый год чесало репу и 7 апреля 2021 года решило включить самурайский дуэт в меню на постоянной основе.

А в начале 2022 года к нему решили добавить ещё два новых бургера: Umakara Double Thick Beef и Smoked Mayo Triple Bacon Thick Beef. По традиции новинки были доступны лишь некоторое время — до первых чисел февраля.

Масато Сакаи предлагает попробовать новые бургеры.<br />
Масато Сакаи предлагает попробовать новые бургеры.

Umakara Double Thick Beef — гигантский бургер с двумя традиционными толстыми котлетками, парой пластинок острого оранжевого сыра Чеддер, кусочками лука и соусами: чили и тамари. Слово umakara, образованное (я погуглил) из слов umai (вкусный) и karai (острый), можно перевести примерно как «жгучево-вкуснючево».

Umakara Double Thick Beef.
Umakara Double Thick Beef.

Smoked Mayo Triple Bacon Thick Beef — «толстая говядина с тройным беконом и копчёным майонезом». Майонез пощипывает кусочками чёрного перца, а под ним на кусочке Чеддера лежат ломтики лука и салат-латук.

Smoked Mayo Triple Bacon Thick Beef.
Smoked Mayo Triple Bacon Thick Beef.

А в 2025 году случилось СТРАШНОЕ. Макдональдс взял и кардинально изменил состав уже ставшего классикой бургера: он убрал ломтики лука. Вместо него под верхней булочкой теперь покоится жалкая луковая кашица. Фанаты негодуют: без хрустящей прослойки мясная масса теперь обволакивает полость рта целиком. Бургер чуть ли не стал вкуснее, жуть.

Но есть и хорошие новости. Мозговые центры японского мак-подразделения решили, что нужно активнее обрабатывать наиболее впечатлительную и падкую на модные тренды аудиторию — зумеров. И они пустили в ход тяжёлую артиллерию: заменили бедного Сакаи на преемницу анимешки Дабути: Тамаго Табеми. Как, я ничего не сказал о Дабути? Исправляемся.

Imadakedabuchitabemi

Новый маскот, созданный гениальным сверхразумом последователей Рональда в лучшей стилистике на планете Земля — аниме. Весёлая жизнерадостная девчушка с другом-хомяком, работающая на кассе в местном Маке — в ярком халатике цветов франшизы. Дизайн народу понравился, а старички оценили гигантские кроссовки, будто украденные прямиком у ведьмочки Дореми.

Официальный арт из твиттера. <br />
Официальный арт из твиттера.

Дабути появилась на свет — или, можно сказать, приехала на подработку — 22 октября 2024 года. В первые же дни интернет наполнился десятками и сотнями артов от самых разных художников, воспитанных и не очень. Среди них попадались и невероятно забавные картинки, которые всегда веселят меня, стоит на них только взглянуть. Пошлые я постить не буду, я их и не сохранял, я не такой! Осуждаем хентаев.

А имя-то, имя её что означает? Imadakedabuchitabemi можно разбить на части, получится ima dake dabuchi tabemi. ima dake — «только сейчас», т.е. доступна только какое-то время. Не в том смысле, что вы подумали, а в контексте самой рекламной акции: вместе с девушкой пополнилось и меню ресторана. Пополнилось двумя новыми двойными чизбургерами или, как говорят сами японцы, Daburu Chiizubaаagaaа, часто сокращая это название до короткого Dabuchi. Чизбургеры эти были не простые, а лимитированные (один острый, с уже знакомым рыжим Чеддером, а второй с чесноком и луком, ммм), отсюда и «има даке». А Tabemi — женское имя, образованное от слова taberu — «есть, кушать».

Тамаго Табеми и самурайские бургеры

В общем, можно звать её по имени — Табеми, а можно Дабути. Но всё хорошее быстро заканчивается, и на смену бедной неряхе-милахе пришла её близняшка.

Samurai Tamago Tabemi

Она же «красавица-самурай, что поедает бургер с яйцом». Кроссовки были заменены на гэта, рубашка с галстуком — на самурайскую безрукавку. За спиной катана, на голове верного хомяка — боевой шлем. К службе готова!

McDonald's Japan представил нового маскота 28 марта сего года (и вежливо попросил всех художников соблюдать манеры) и тут же назначил его командовать раскруткой последнего самурайского бургера — Aburi Soy Sauce Style Egg Bacon Thick Beef. В этот раз к толстой котлете, бекону и латуку под опалённым соевым соусом добавилось поджаренное яйцо.

Aburi Soy Sauce Style Double Thick Beef и Aburi Soy Sauce Style Egg Bacon Thick Beef.
Aburi Soy Sauce Style Double Thick Beef и Aburi Soy Sauce Style Egg Bacon Thick Beef.

На картинке выше как раз изображена свежая реклама с «обновлённым», гррр, бургером Wild Faction (вверху) и новым самурайским полумакмаффином (внизу). Эту сладкую парочку неспроста поместили рядом — 25 марта из меню убрали Aburi Soy Sauce Style Bacon Tomato Thick Beef, и новинка заняла его место.

Японский Макдональдс, кстати, не единственный в Азии креативщик от бога. В Сингапуре люди тоже работают вовсю и стараются привлечь внимание к своей продукции самыми разными способами: и акцию устроят с бесплатными обедами, и самурая-иноземца для промо придумают, и бургеры вручную нарисуют. Настоящие молодцы.

Конец

Вот и всё, кажется. Про аниме-маскотов рассказал, про самурайские бургеры тоже. Тема с локальными бургерными меню достаточно интересная, но, если честно, она меня особо не привлекает. Вот японский регион — другое дело. Да и его мы коснулись здесь поверхностно, немного разведали обстановку. Возможно, к японскому маку, да и к фастфуду вообще, я ещё вернусь в будущем — есть пара идей для текстов. Но загадывать пока рано.

Надеюсь, вы узнали что-нибудь новое или интересное для себя. Ну или хотя бы картинки посмотрели. Держите напоследок ещё Тамаго — и увидимся.

Галерея

Спасибо всем, кто прочитал до конца. Тем, кто прочитал меньше половины, тоже спасибо. Ешьте бургеры.

Тамаго Табеми и самурайские бургеры
26
2
1
14 комментариев