Ностальгия на больших скоростях: вспоминаю свои любимые гонки и их саундтреки
Во времена первой PlayStation одним из моих любимейших жанров были гонки — причём мне нравились как аркады, так и симуляторы. Это было не столь важно, главное — ощутить себя за рулём шикарного спорткара и почувствовать тот новый "дух скорости", который дарила 3D-графика. Да, в гонки я играл и до PS1 (например, в великолепную F1 Sensation на Денди или задорные Road Rash на Сеге), но именно с этого поколения полюбил их всерьёз и... увы, ненадолго. Уже во времена PC/PS2 стал замечать, что, хоть и до сих пор не прочь прокатиться с ветерком, но к автомобильной тематике уже тяготею далеко не так сильно.
Так что на PS1 остались мои самые любимые гоночные игры. В которые пусть я уже и не захочу всерьёз погружаться вновь, но одна их часть до сих пор — основа моей ностальгии, что радует меня и по сей день. Какая? Их саундтреки.
В очередных своих воспоминаниях я расскажу, как меня очаровала Рэйко Нагасэ из Ridge Racer Type 4, а Need For Speed: High Stakes помогла мне "раскусить" создателей фейкового альбома The Prodigy.
Wipeout 2097 (Psygnosis, 1996)
1997 год. Из динамиков моих советских "ВЕГА 15АС-109" доносятся модные и агрессивные звуки с кассеты "The Fat of the Land" любимой на тот момент группы The Prodigy. Берегитесь, соседи!
Электронную музыку я всегда любил — пусть всерьёз тогда ею и не увлекался, но искренне ценил хотя бы то, что было мне доступно. Помню, как радовался, когда по ТВ удавалось зацепить клип "Ni Ten Ichi Ryu" от Photek или Squarepusher'ский "Come On My Selector". Для моего уха этот необычайный музыкальный рисунок казался чем-то захватывающим, будто ко мне пришли мелодии из будущего. Подкрепляли впечатление и стильные видео таких исполнителей — хотя клипы Aphex Twin'а я всегда считал жуткими, и всё равно не мог оторвать взор от телеэкрана.
Когда в 1998-м у меня появилась PlayStation, это стало хорошим подспорьем в том числе и в расширении музыкального кругозора. Во-первых, PS1 стала моим первым "CD-проигрывателем" (до этого у меня был лишь кассетный магнитофон), я стал покупать музыкальные диски. Также приятным открытием стал тот факт, что в некоторых играх можно было услышать лицензированные треки различных исполнителей. Например, больше половины моей любви к серии FIFA было связано с её музыкальным наполнением — а ласкающих слух поп/рока и электроники там было хоть отбавляй, я часами мог сидеть в менюшках этих футбольных симуляторов, просто наслаждаясь музыкой.
В общем, когда узнал, что есть такая игра — Wipeout 2097 (известная в США под названием Wipeout XL) — да ещё и с модным саундтреком от уже знакомых мне The Prodigy, Photek и The Chemical Brothers, как я мог её пропустить?
Идея антигравитационных гонок будущего мне понравилась. Не скажу, что я прямо-таки проникся геймплеем игры (долгое время мне не давались повороты на высоких скоростях), зато очень, очень нравились все эти аскетичные, но невероятно стильные меню, лейблы гоночных команд и рекламные постеры на трассах. Уже в будущем я узнаю, что за дизайн Wipeout была ответственна знаменитая британская студия The Designers Republic, с её неповторимым почерком.
И, конечно, саундтрек - вот что заставляло меня снова и снова наматывать круги. Инструментал хитовой "Firestarter" от вездесущих The Prodigy мне полюбился даже больше альбомного варианта, а футуристическая, холодная Photek "The Third Sequence" с её металлическими драм-паттернами только усиливала напряжение от гонки, когда болид позади в любой момент мог уничтожить тебя прямо перед финишем.
В 1996-м Virgin Music выпустила приуроченный к игре компакт-диск Wipeout 2097: The Soundtrack. Релиз не полностью повторяет музыку из игры — есть несколько дополнительных треков от других исполнителей (среди них, например, именитые Daft Punk), а некоторые "игровые" треки туда, увы, не попали. Особенно обидно за две отличные вещи от CoLD SToRAGE ("Body in Motion", "Canada"), написанные специально для игры (и потому не входившие в лицензированный Virgin материал). Под этим псевдонимом композиции писал работающий тогда с Psygnosis валлийский музыкант Тим Райт (он же — автор большинства треков первой Wipeout). Интересный факт: позже Тим основал компанию Jester Interactive, которая была известна своими музыкальными редакторами Music и Music 2000 для PS1 (я и сам в своё время создал там немало любительских треков).
Впрочем, музыка на игровом диске Wipeout 2097 ведь тоже записана в формате Audio CD, как отдельные аудиодорожки (что на PS1 было не всегда) — поэтому я, недолго думая, создал себе "ультимативную" подборку, объединив как материал с официального саундтрека, так и все "игровые-only" треки. Так и слушаю по сей день.
Need For Speed: High Stakes (Electronic Arts, 1999)
Знакомство с серией Need For Speed у меня началось с третьей части, легендарной Hot Pursuit. На тот момент (середина 1998 года) это, однозначно, была моя любимая игра на гоночную тематику, которая пленяла всем — разнообразными и живописными трассами (пусть их, как понимаешь сейчас, было не так и много), крутыми авто, увлекательными погонями от копов. Я как-то сразу "притёрся" к механикам именно этой гонки, и всё мне давалось в ней приятно и легко. К тому же в недавно купленном журнале "Official PlayStation Россия" я увидел эффектный рекламный разворот NFS III и ещё больше проникся ^_^.
Музыкальное сопровождение в Hot Pursuit также было выше всяких похвал — особое наслаждение всегда приносил трек "sirius 909" от композитора серии Rom Di Prisco.
А теперь сделаю небольшой флэшбек в начало 1999 года. Как-то раз, просматривая прилавок с пиратскими музыкальными CD, я наткнулся на некий альбом Prodigy под названием "The Castbreeder". Запомнилось, что на обратной стороне диска была изображена корова, которая как будто так и норовила промолвить "Well Done!". Альбом был незамедлительно куплен, но вот когда дело дошло до прослушивания... Нет, треки мне, безусловно, понравились, но как-то уж совсем не по-"продидживски" звучал диск...
А весной 1999-го подоспела новинка в серии Need For Speed — долгожданная четвёртая часть. Она шла с подзаголовком "High Stakes" (в Европе — "Road Challenge", но пиратки у нас были с американской версии). Я не был разочарован. Графика, как мне тогда показалось, весьма существенно шагнула вперёд (меня, неискушённого геймера, впечатляли даже такие, казалось бы, несущественные детали, как прозрачные стёкла и водитель внутри салона, который даже как-то там пытался рулить — всё это лишь подкрепляло воображение). Полюбил я и трассы, особенно ставшие чуть ли не "родными" немецкую Landstrasse и Route Adonf во Франции, с её приятными пастельными тонами и красочной лесной аллеей в конце. Да и в целом игра меня порадовала некоторым "сдвигом" в реализм, не в ущерб веселью и комфорту от игрового процесса. Правда, NFS IV на PS1 в нагруженных местах страдала от существенных просадок fps, но кого тогда это волновало?
И какой же в High Stakes был саундтрек, бальзам на душу! Только вот я тогда, впервые знакомясь с ним, осознал, что некоторые треки мне уже известны. Ну, "Naked and Ashamed" от Dylan Rhymes я ранее слышал в FIFA 99 (хотя там был несколько другой микс), а вот ещё несколько композиций... И тут меня осенило — это же с того самого диска с коровой, что я покупал в начале года! А когда зашёл в музыкальный проигрыватель в опциях игры, где были перечислены все исполнители, то и узнал, что пираты оставили нас, "недо-меломанов" того времени в дураках. Никакими The Prodigy там, естественно, и не пахло.
Наполненные энергией брейкбита "No Remorse" и "War", задорная "Def Beat" и вводящая в транс "Fight", что были под вымышленными названиями на фейковом альбоме Prodigy, оказались творениями нидерландца Тома Холкенборга, более известного под именем Junkie XL. Эти треки я успел полюбить ещё до игры, но они же и стали моими самыми-самыми во время многочасовых заездов в четвёртом Need For Speed.
Через много лет я куплю себе в коллекцию оригинальный CD Junkie XL с альбомом "Saturday Teenage Kick", где изначально были опубликованы вышеупомянутые композиции из игры. Это и прекрасный образец электронной музыки 90-х, и хорошая память о том, как я наслаждался пейзажами, проезжая по канадскому парку, а вдали мчался поезд.
Ridge Racer Type 4 (Namco, 1998)
Январь 1999-го. Мой очередной день рождения. PlayStation мне подарили на предыдущий, а на сей раз я разжился целыми 7-ю новыми дисками для неё, чему также был несказанно рад. Какие игры мне подарили? Например, Road Rash 3D, в которой, к слову, был образцовый рок-саундтрек (благодаря которому в будущем я открою для себя отличную сёрф-группу The Mermen). Ещё был "симулятор спецназа" Tom Clancy's Rainbow Six, первая часть знаменитой ныне серии (я до сих пор содрогаюсь от воспоминаний о её управлении, а когда увидел эту игру в подборке мини-консоли PlayStation Classic, аж съёжился).
Разглядывая диски, обратил внимание на ярко-жёлтую обложку, где красовался крупный логотип R4, а чуть ниже было дописано — Ridge Racer Type 4. С серией Ridge Racer я тогда ещё не сталкивался (кроме демки Rage Racer с комплектного к консоли демо-диска), поэтому с интересом вставил диск в приставку.
Как сейчас помню этот первый момент. На экране появился крутящийся регулятор громкости на Hi-Fi аппарате, симпатичная девушка просыпается под энергичный женский вокал... И тут музыка набирает обороты, а по городу мчатся крутые авто. Уже настраивает на хороший лад. Ой, наша девушка-бедняжка каблук сломала. Идёт к нам. Наклоняется к окну машины.
И тут она, немного помявшись, таааак улыбнулась, что я аж опешил. Реально засмущался! Вот так, Рэйко Нагасэ стала моим первым "игровым крашем". Ну да, с Ларой Крофт я познакомился раньше, но во времена PS1 как женский персонаж она меня не слишком вдохновляла, мне просто очень нравилась сама игра. А вот Рэйко сразу очаровала.
После такого удара под дых я уж и забыл, что тут вообще-то про гонки. И опять отвлекают от дел — залип в интерфейсе игры. Тогда он меня искренне поразил своим отточенным и прогрессивным дизайном, плавными шрифтами, иконками и линиями. Которые ещё и танцевали в такт музыке — рассказывать бесполезно, лучше один раз увидеть!
Как гоночный продукт RRT4 поначалу мне понравилась поменьше, чем тот же NFS, но со временем я нашёл для себя основную прелесть этой игры. После драйвовой Need For Speed и, напротив, реалистичной Gran Turismo, нередко держащих тебя в напряжении, Ridge Racer Type 4 дарила ощущение приятного спокойствия. Нет, соревновательного духа тут тоже было в достатке, но почему же у меня возникало такое чувство? Как мне представляется, благодаря идеально выверенной стилистике игры на удивительно плавных 30 fps (я без всякой иронии!). Когда заезжаешь в туннель, на машине загораются огни, от которых тянутся шлейфы на поворотах — и вот нигде это не было сделано так броско (в хорошем смысле слова), так изысканно, как в RRT4.
Изысканный. Этим словом можно назвать и саундтрек игры. Обожаю его. В нём удивительным образом перемешаны вкуснейшие оттенки электроники, фанка и эйсид-джаза, и этот коктейль создаёт самые различные настроения. Слушая "Quiet Curves", так и ощущаешь приятный летний ветерок и любуешься проносящимися красотами, а пульсирующая "The Objective" будто отcчитывает каждый километр до финиша, оставляя позади соперников. Ну а зажигательная "Movin' in Circles" с выразительным вокалом Кимары Ловелас, звучащая на последней гонке турнира, ещё больше заряжает тебя на победу.
Диск с саундтреком игры под названием "RIDGE RACER TYPE 4 - DIRECT AUDIO" выходил в Японии на лейбле Media Factory. Я был очень рад, когда удалось раздобыть этот CD в коллекцию и нередко его переслушиваю.
Gran Turismo (SCEI / Polyphony Digital, 1997)
Когда осенью 1998-го я покупал аналоговый контроллер Dual Shock (ведь моя PS1 комплектовалась ещё обычным джойстиком без стиков), продавец порекомендовал взять к нему игру под названием Gran Turismo. Как же я ему благодарен!
Именно этот тандем "Gran Turismo + Dual Shock" вывел впечатления от нового контроллера на совершенно новый уровень. Да, геймпад неистово дёргался в руках и в посредственной The Fifth Element, которая была куплена в тот же день, но именно в Gran Turismo я понял, что теперь могу прочувствовать каждый отбойник на трассе, да что там отбойник, саму машину!
Gran Turismo сразу выделялась своей физической моделью. Во что я играл до неё? V-Rally, NFS I-III. Кататься в них было приятно, но до GT я совсем не задумывался о реализме в гоночных играх. Здесь же автомобили ощущались настолько глубже и основательнее, что я даже первое время вообще забил на турниры и какой-то прогресс в игре, а просто экспериментировал с поведением различных авто на трассах.
Удивил меня и автопарк, представленный в игре, не говоря уж о его немыслимом по тем временам объёме и разнообразии. Я плотно "подсел" на все эти старенькие японские седаны и купе из 80-х. В других гонках мне попадались только крутые спорткары или раллийные образцы, а здесь я мог вполне ощутить себя, тогда ещё юного пацана, солидным таким автолюбителем-скуфом, выводящим по выходным из гаража свою старую "ласточку" :)
Когда первоначальный восторг от игры поутих, начал разбираться в основном режиме "Gran Turismo". И тут тоже был шок — сдавай лицензии, покупай и прокачивай тачку, а от количества турниров глаза разбегались. Тем не менее, меня было уже не остановить.
Переходя к разговору о музыке игры, тут было не всё так сразу и однозначно, как в других гонках, о которых я упоминал выше. Нужно отметить, что мне попалась японская версия игры с саундтреком от проекта "Andy's" (Masahiro Andoh & Ted Namba). Попадись мне в своё время европейская или американская версия игры с другим музыкальным наполнением — я бы сейчас вспоминал, как зажигал под модную электронику и альтернативу тех лет. А более размеренные гитарные композиции Андо с джазовыми вкраплениями меня зацепили не сразу, хотя и были приятными слуху.
По-настоящему проникся я музыкой Gran Turismo только уже в середине 00-х. Конец 2005-го, PS1 и все игры уже проданы, а я три года как новоявленный "ПК-боярин". Да только игры на ПК что-то не особо радуют, всё больше и больше времени провожу за эмуляторами, в том числе и PS1. И вот мне вновь попадается любимая когда-то Gran Turismo. Предаюсь ностальгии, но постойте-ка...
Неожиданно замечаю, что те самые, незаметные ранее мелодии, очень и очень хороши! Особенно проникаюсь вступительной "Moon over the Castle", но и завораживающие гитарные пассажи в "Kiss You Good-bye" и "Nobody" тоже никак не уходят из головы. Узнаю на фан-сайтах Gran Turismo больше о композиторе игры. Так-так, значит, он лидер легендарного инструментального коллектива из Японии. Так всплывает название группы "T-Square".
А потом был и мучительный поиск записей этой "таинственной" группы для ознакомления (стоит понимать, времена были другие, и получить любой контент по одному щелчку было немыслимым делом), и решение собирать лучшие альбомы T-Square на оригинальных CD, заказывая их из Японии. Я тогда как раз только начинал свою коллекцию музыки на оригинальных носителях, так что эти диски были по-настоящему желанными. Так и началось моё увлечение японской музыкой 70-80-х.
И ещё забавный случай вспомнился. В конце 00-х, уже слушая саундтрек GT, я обнаружил у себя в библиотеке популярного на тот момент сервиса Last.fm некоего рыжебородого товарища по имени Joseph Williams. "Откуда он взялся?" — недоумевал я. Оказывается, заключительную песню из титров Gran Turismo исполнял именно он, вот и попал ко мне в списки. Из любопытства познакомился с его творчеством поближе, и мне понравилось! Дебютный сольник Уильямса даже купил на виниле, нередко слушаю. А уж группу Toto, где данный чувак числился, я ещё больше зауважал. Получается, ни одна игра не повлияла на мои музыкальные вкусы настолько, как Gran Turismo.
Более подробно об истоках саундтрека японской версии Gran Turismo я уже писал на DTF, так что, если вам интересно, милости прошу.
Что было после?
Когда в 1999-м стали появляться первые подробности о грядущей супер-консоли PlayStation 2, а в одной из местных телепередач о видеоиграх я увидел знаменитые кадры с презентации Sony (тот самый тизер нового Ridge Racer с милашкой Рэйко и ещё более блестящие и детализированные машинки из Gran Turismo 2000), мне оставалось лишь мечтательно вздыхать, ведь PS2 тогда казалась чем-то далёким и несбыточным. Добралась до меня эта консоль относительно поздно, только в 2006 году, и я, конечно, в первую очередь поиграл в Ridge Racer V и Gran Turismo 3/4. Провёл в них время не без удовольствия, но отметил, что они уже не так цепляют, как предшественники. Четвёртую Gran Turismo я и вовсе забросил на полпути (а ведь когда-то не пасовал, и проходил гигантскую Gran Turismo 2 почти на 100%).
Третья часть футуристических гонок Wipeout вышла осенью 1999-го, и я был от неё в полном восторге. От одного оформления стартовых меню захватывало дух, а как игра выросла в графическом и геймплейном отношении! Наконец-то я прочувствовал силу воздушных тормозов для гладких поворотов, чему способствовал и грамотный дизайн трасс. До сих пор считаю Wipeout 3 лучшей в серии, хотя и признаю немалые заслуги предшественников. А вот Wipeout Fusion на PS2 мне не понравился от слова совсем. Я даже после него надолго охладел к серии.
Что касается серии Need For Speed, отношения у меня с ней после High Stakes складывались не слишком. Когда вышла пятая часть (Porsche Unleashed), которую я так ждал, она меня по большому счёту... разочаровала. PS1-версию разрабатывала не сама EA, а сторонняя студия по её заказу, и я сразу почувствовал подвох. Графика, физическая модель, всё это не было похоже на предыдущие игры серии. Конечно, в итоге и за этой частью я провёл немало времени и нашел в ней положительные стороны, но любимую NFS4 она так и не затмила... Когда же через два года у меня появился ПК, я был поражён, насколько оригинальная Need For Speed 5 отличалась от PS1-версии — по сути, это были две разные игры, объединённые общей идеей. А потом пошла новая эпоха: Underground 1&2, Carbon, Most Wanted… Культовые для многих вещи, а я по разным причинам играл в них довольно мало и поверхностно. С тех пор уже практически не слежу за серией.
Небольшое "дежа-вю" от лицезрения коробочек со знакомыми названиями я испытал в 2014-м, когда купил PS Vita. Принялся изучать библиотеку этой портативки и узнал, что для неё выходили эксклюзивные Ridge Racer и Wipeout 2048. Последний своими циферками вообще навевал воспоминания о легендарной Wipeout 2097, так что немедленно приобрёл оба картриджа. Ridge Racer мне поначалу понравился, ибо со стилистикой и саундтреком у него было всё в порядке (я даже скачал в PSN дополнения с треками из любимого RRT4). Только вот отсутствие в этой игре каких-либо турниров или других стимулов для прохождения огорчило. Покатался я там с призраками других игроков и забросил.
А что Wipeout 2048? Увы, совсем мимо меня. Ни стилистически, ни геймплейно игра всерьёз не увлекла. Запомнился только стартовый экран с играющей на фоне "Aerodynamik" от Kraftwerk. Как фанат легендарных электронщиков из Дюссельдорфа, сей момент оценил :)
Приятные забытые чувства
Вероятно, по ходу моих воспоминаний у читателя могло создаться впечатление, что чем дальше я удалялся от эпохи PS1, тем меньше любил и ценил гоночные игры. В какой-то мере это так — если раньше гонки были одним из моих любимейших жанров, если не самым любимым, то позже их стали оттеснять те же JRPG и в целом японские игры. Если вспоминать, я всё равно порой не мог удержаться от новых ярких гонок на PS2, одна Burnout Revenge чего стоила! Но к началу 10-х годов уже ничего не радовало меня из новых рейсинг-проектов. Играл в бесчисленные Dirt и Grid, скорее, чтобы просто забить ими время. Но вскоре нашёл отдушину в другом — перепробовал всевозможные симуляторы дальнобойщиков и автобусов. И мне понравилось, я до сих пор люблю и ценю такие игры, в одни только Euro/American Truck Simulator у меня наиграно в Стиме вкупе под 800 часов :).
А в самом начале этого года здесь, прямо на DTF, мне попалась новость о скором возрождении легендарной серии Tokyo Xtreme Racer. Не буду приукрашивать и придумывать то, чего не было — я никогда не был фанатом этой серии. Dreamcast меня обошла стороной (а именно там дебютировала эта гонка), а на PS2 я играл в TXR: Zero, но мало, и воспоминаний о ней практически не осталось. И, тем не менее, как только увидел первые предрелизные скриншоты, особенно мою любимую Toyota AE86 на них, сразу заинтересовался проектом. Новая гонка, да ещё и от давнего японского разработчика? Звучало так заманчиво.
И вот, 23 января, в день релиза игры в раннем доступе Steam, я сидел и думал — брать или не брать. Полез на YouTube, где стали появляться первые обзоры. Начал смотреть какой-то из них. И как же мне понравилось то, что я увидел! Так захотелось купить эту игру. А потом вспомнил: у меня же вчера ДР был, что я, не могу себе ещё один запоздалый подарок сделать? :)
И новая Tokyo Xtreme Racer оказалась именно тем, чего я и хотел. Мне никогда не нужен был сюжет в гонках — за это недолюбливал современные NFS и Forza Horizon, что приходится смотреть неинтересные ролики с ненужными мне персонажами. А в TXR всё просто: история, завязка есть, но она подаётся максимально ненавязчиво, в виде текстовых диалогов, как, например, в той же RRT4. Не хочешь вникать — просто промотай, да и всё.
Наверное, я как-то неправильно играю в гонки, но меня никогда не привлекал стайлинг автомобилей. Мне нравится чистый, первозданный вид машин, без всех этих "татуировок". Но за что я ценю новую TXR: никто тебя не заставляет и не побуждает этим заниматься, если не хочешь, не принуждает проходить обязательные туториалы. В этих аскетичных меню ты наслаждаешься этой простотой, свободой выбора. А ещё — музыкой, звучащей там. Tokyo Xtreme Racer подарила мне давно забытые ощущения, когда я просто сидел в меню и кайфовал от трека, что играет на фоне!
Да и сами гонки меня порадовали. Я быстро проникся местной системой так называемых SP-битв, когда лишь сильнейший может продержаться впереди. Это и азарт, и постоянное напряжение, когда любая ошибка может поменять вас с соперником местами, и тогда прощай победа.
Да, приятные забытые чувства. И всё же, Tokyo Xtreme Racer 2025 — это уникальный случай. Редкий, штучный образец игры "как будто из 90-х и 00-х", за что большое спасибо Genki, её разработчикам. Но, увы, этого недостаточно, чтобы вернуться в те славные времена, когда игры с переливающимися машинками радовали глаз и слух. Да и зачем? Мои любимые гонки ведь остались в моей памяти. Ощущения, воспоминания, диски в коллекции... И их саундтреки. То, что всегда останется для меня актуальным. Проверено десятилетиями! :)
Приятного прослушивания!
♦ Плейлисты с полными саундтреками (YouTube)
♦ Мои посты на DTF с музыкой из игр: