Блэк-метал: 10 ключевых альбомов жанра [qobuz]
Зародившийся в Скандинавии в 80-х, блэк-метал не всегда пользовался безупречной репутацией. За ним надолго закрепился образ жестокого и мрачного субжанра, отталкивающий многих. Однако именно он вдохнул новую жизнь в тяжёлую музыку 90-х. Это доказывают десять альбомов того периода, ставших вехами в истории жанра.
Чаще всего в блэк-метале на первый план выходит его провокационная, разрушительная сущность — с репутацией, в которую вписаны не только музыкальные, но и уголовные проступки. Достаточно вспомнить Burzum или вокалиста группы Taake, чьи действия закончились реальными сроками. Однако за пределами этого скандального образа скрывается нечто большее: именно художественные эксперименты представителей жанра превратили металл в ещё более холодную, тревожную и отрешённую форму искусства.
Хотя истоки движения восходят к 80-м, именно Норвегия 90-х дала старт второй волне — в эти годы оформились каноны жанра, появились его ключевые альбомы и символы. Это десятилетие стало прочным фундаментом, на котором до сих пор строится творчество новых блэк-метал-исполнителей.
Перед вами — 10 альбомов, которые помогут открыть (или переоткрыть) этот маргинальный, но влиятельный субжанр экстремальной музыки.
1. Darkthrone — «A Blaze in the Northern Sky» (1992)
Хотя по счёту это второй релиз коллектива, сами участники Darkthrone считают «A Blaze in the Northern Sky» своим настоящим дебютом. Первый альбом был скорее дэт-металлическим по звучанию, а здесь группа окончательно нашла своё лицо. Изменение стиля ощущается с первых секунд — даже визуально: обложка в чёрно-белой гамме с классическим «corpse paint» стала иконой жанра.
Звук альбома намеренно «сырой» — записан он с минимальными техническими средствами, практически на коленке. Но именно это придаёт ему особую тьму и насыщенность, идеально отражающие атмосферу композиций. Простота и прямолинейность песен наполняют альбом панковской энергией, которая останется визитной карточкой Darkthrone на долгие годы.
Лаконичный по форме, но вовсе не спешащий — открывающий трек «Kathaarian Life Code» длится почти 11 минут — «A Blaze in the Northern Sky» стал краеугольным камнем современного блэк-метала. Хотя истоки жанра уходят ещё дальше и связаны с другими именами, именно Darkthrone вошли в число тех, кто сформировал вторую волну и радикально изменил направление его развития.
Зловещая мрачность пронизывает каждую ноту альбома, погружая слушателя в звуковой кошмар, тревожный и беспощадный. Темп может меняться — как, например, в более медленном, но не менее яростном «Paragon Belial» — но гнетущая атмосфера остаётся неизменной. Это была настоящая музыкальная революция, которой не понадобились ни крупный лейбл, ни дорогая студия, чтобы быть услышанной.
2. Immortal — «Pure Holocaust» (1993)
Как и в случае с Darkthrone, именно второй альбом Immortal стал по-настоящему прорывным. Мрачная эстетика снова в центре внимания, но на этот раз она приобретает готические оттенки и сочетается с бешеным темпом, который почти не сбавляется. Этот напор буквально сводит с ума — достаточно послушать «A Sign for the Norse Hordes to Ride» с его яростными риффами нового уровня. И всё же, несмотря на стремительный вихрь, группа чётко выстраивает мелодии и плавные переходы между ними — даже если сами эти мелодии звучат как приговор в условиях ледяной, почти арктической атмосферы.
Ещё один фирменный элемент той эпохи — вокал Аббата, ставший частью мифологии группы. Его голос балансирует между одержимым колдуном, насылающим проклятия, и гремлином с бронхитом, захлёбывающимся арахисом. То ли пугает, то ли вызывает нервный смех — но забыть его невозможно.
Эта музыка — как лавина, что застывает в момент обрушения, как торнадо, замороженный в воздухе. Треки вроде «Frozen by Icewinds» сметают всё на своём пути быстрее, чем стая голодных волков. Immortal не нуждаются в адской бутафории, чтобы звучать устрашающе — они холоднее, злее и стремительнее большинства современников. «Pure Holocaust» — это блэк-метал в его ледяной, хищной ипостаси.
3. Mayhem — «De Mysteriis Dom Sathanas» (1994)
Вряд ли найдётся другой блэк-метал-альбом, вокруг которого было бы столько историй, слухов и обсуждений — и не без причины. «De Mysteriis Dom Sathanas» по праву считается краеугольным камнем жанра, а трагическая и мрачная история его создания вдохновила и писателей, и кинематографистов. В 2018 году вышел фильм «Lords of Chaos», названный в честь одноимённой книги, глубоко исследующей становление и тёмную сторону блэк-сцены 90-х.
Когда альбом увидел свет в 1994 году, группа Mayhem уже не существовала в своём первоначальном составе. Вокалист, назначенный для записи, совершил самоубийство за три года до студийных сессий. А гитарист и идейный лидер коллектива, Эуронимус, был убит басистом, которого сам же и пригласил в проект — тем самым Варгом Викернесом из Burzum, также известным под псевдонимом Count Grishnackh. Эти события сделали альбом почти проклятым уже на этапе выхода — и всё же со временем он обрёл культовый статус.
Несмотря на характерную для жанра мрачность и зловещую атмосферу, альбом выделяется уровнем исполнения. Особенно впечатляет ударная секция — глубокая, мощная, куда более выразительная, чем на большинстве других блэк-релизов той эпохи. Это особенно слышно в треках «Funeral Fog» и «Freezing Moon». Инструментальное качество подчёркнуто и тем, что группа отказалась от типичных визжащих вокалов на каждом треке, что делает общее звучание ещё более жутким и тревожным.
Некоторые могут критиковать альбом за то, что он якобы плохо состарился, но его продакшн был на голову выше большинства релизов того времени. А обстоятельства вокруг выхода только усилили ореол легендарности. Позже Mayhem воссоединились — теперь уже с Necrobutcher на басу и Hellhammer за барабанами.
4. Enslaved – «Frost» (1994)
В 1994 году Enslaved выпустили суровый и мрачный альбом, вобравший в себя всю ярость блэк-метала. Но именно их ярко выраженные викинг-металлические корни придают второму релизу группы особое звучание. Это был лишь старт: в последующие годы музыканты всё смелее добавляли в музыку прогрессивные элементы, расширяя горизонты жанра.
Гнев, столь важный для блэка, ощущается уже с первых нот «Loke», но Enslaved не боятся отклоняться от канона — легко заимствуют ритмические ходы из трэша и дэта, вводят сбивчивые, синкопированные ритмы, дают пространству между риффами звучать, а в «Fenris» — и вовсе вплетают тонкие арпеджио. Это придаёт их музыке объём и многослойность: группа держится за основы жанра лишь для того, чтобы играть с ними и разрушать их, прежде чем снова нырнуть в бездну по всем правилам.
«Frost» — это альбом, в котором впервые в полную силу проявился фирменный «викингский» звук группы. Вокал и народные элементы в «Yggdrasil» — яркий тому пример. Завершающий трек «Isøders Dronning» с героическим напевом и последующим погружением в ярость и тьму раскрывает контрастную атмосферу, которую Enslaved так искусно выстраивают. Это музыка воинов, впитавшая дух скандинавских мифов и разлитая в воздухе почти лирической мощью.
Несмотря на верность канонам блэк-метала, альбом не боится от них отступать, чтобы выразить подлинную северную традицию — ту, что со временем стала визитной карточкой Enslaved. Группа с самого начала отказывалась от творческой инерции, и «Frost» — первое, но уверенное подтверждение этого пути.
5. Ulver — «Bergtatt: Et Eeventyr i 5 Capitler» (1995)
Вот группа, которая вывела блэк-метал за пределы привычного — туда, где мелодия, холодная агрессия и искренняя эмоция не противоречат друг другу, а сливаются в единое целое. Ulver под предводительством визионера Кристоффера Рюгга (тогда известного как Garm), чьё имя также связано с ранними альбомами Borknagar, с самого начала шли особым путём.
«Bergtatt» — это одновременно и сказание, и романтическая поэма (в самом высоком, классическом смысле), и авангардное произведение в духе блэк-метала. Здесь есть привычные для жанра бласт-биты и скрим, создающие мрачную атмосферу, но Ulver избегают клише — вместо жутковатой напряжённости они выстраивают тонкие мелодии, вплетают многоголосие и атмосферные гармонии, превращая альбом в нечто по-настоящему особенное.
До «Bergtatt» блэк-метал почти никогда не звучал так мелодично — порой даже умиротворяюще. Этот эффект достигнут за счёт глубокого погружения в традиции северной фолк-музыки (особенно ярко — в «Een Stemme Locker») и выдающегося вокала Гарма. Его чистый голос в «Troldskog Faren Vild» придаёт музыке новое измерение, балансируя между светом и тьмой.
В то время как одни группы уходили в сырую и жестокую сторону жанра, а другие стремились к симфоническому величию, Ulver выбрали путь грёз и контрастов. Они могут убаюкать слушателя, а потом — словно пощёчина — вернуть в реальность резким всплеском, чтобы вновь затянуть в свой чарующий мир, завершив всё ещё более тяжёлой ноткой.
«Bergtatt» стал только началом их пути. В дальнейшем Ulver полностью ушли от блэк-метала, переключившись на электронику, индастриал, эмбиент и экспериментальную музыку. Это по-настоящему артистичный проект, которому было тесно в рамках одного жанра — и именно поэтому Ulver остаются уникальным явлением в истории.
6. Marduk — «Heaven Shall Burn... When We are Gathered» (1996)
Хотя Marduk — шведская группа, как и Dissection, по звучанию они гораздо ближе к норвежской сцене тех лет: ярость, скорость, агрессия — всё на пределе. Но в отличие от многих коллег, Marduk сразу сделали ставку на мощный, качественный продакшн. Этот четвёртый альбом — настоящий вихрь звука, беспощадный и вирусный, с нескончаемыми бласт-битами, проносящимися с немыслимой скоростью. Единственная передышка — мрачный среднетемповый трек «Dracul va Domni Din Nou in Transilvania», прежде чем финальный удар нанесёт «Legion».
Именно на этом альбоме группа решила сделать упор на техничность, мощь и стремительность, отчасти отказавшись от более зловещей, атмосферной стороны звучания, с которой начинала — и в которой чувствовалось влияние дэт-метала. Эта смена курса сделала их одними из пионеров «второй волны» и совпала с важными изменениями в составе: за микрофоном впервые появляется вокалист по прозвищу Legion, а продюсером становится Петер Тэгтгрен (Hypocrisy, Pain), чьё участие придаёт альбому агрессивную чёткость и избавляет от «карикатурного» звучания ранних релизов.
Но помимо скорости, у Marduk была и другая страсть — игра с симфоническими формами. В «Glorification of the Black God» слышны заимствования из Ночи на Лысой горе Модеста Мусоргского — приём, популярный в метал-сцене 90-х (вспомним хотя бы эффектную версию от Mekong Delta в 1990 году). «Heaven Shall Burn…» стал важной вехой — ещё одним камнем в фундаменте жанра, который вскоре будет признан классикой блэк-метала.
7. Satyricon — «Nemesis Divina» (1996)
Третий альбом Satyricon стал поворотной точкой — группа сделала шаг в сторону более плотного, выверенного и продуманного блэк-метала. Звучание стало богаче и доступнее, что, разумеется, не понравилось части олдскульных фанатов. Но называть группу «предателями» было бы несправедливо — особенно в жанре, который гордится своей независимостью, радикальностью и антимейнстримной позицией. На деле «Nemesis Divina» — это шаг вперёд, органическая художественная эволюция, в которой всё ещё пульсирует дух тех самых чёрных корней.
Да, симфонические элементы и клавишные звучат здесь как никогда объёмно, и их бы не было без массивного продакшна. Но и агрессии никто не отменял — даже в самых сложных по структуре треках Satyricon сохраняют безумный, бурлящий драйв. Настоящий мастер-класс — «Mother North», где медленные и торжественные моменты подчёркивают жёсткость остальных частей. Или финал «Du Som Hater Gud», в котором внезапно появляется фортепиано — и этим только усиливается драматизм.
«Nemesis Divina» открыл путь к более гибкому и разнообразному прочтению жанра. Одни считают альбом новаторским шедевром с небольшими огрехами, другие — изменой духу блэка. Но факт остаётся фактом: почти 30 лет спустя он по-прежнему вызывает жаркие споры и не оставляет равнодушным никого. Это один из тех альбомов, с которых сцена уже никогда не была прежней.
8. Cradle of Filth — «Dusk And Her Embrace» (1996)
В любом правиле всегда найдётся исключение — и даже исключение из исключения. Пока Скандинавия безраздельно властвовала в мире блэк-метала 90-х, на Британских островах появилась группа, поставившая всё с ног на голову. Английские Cradle of Filth, ведомые Дэни Филтом, внедрили в жанр не только готику и романтизм, но и классическое британское метал-наследие. Их музыка стала воплощением невозможного союза — театральности и ярости, пафоса и грязной энергии. Где ещё мог бы встретиться дух Iron Maiden с бласт-битами чёрного металла? Только на родине NWOBHM — новой волны британского хэви-метала. Обложка альбома сразу даёт понять: впереди — вампирская драма.
«Dusk and Her Embrace» делает ставку на симфоническое богатство: клавишные, синтезаторы и женский вокал придают музыке размах и эпичность. Всё это работает безукоризненно. Скорость и агрессия, как в «Heaven Torn Asunder» и «Haunted Shores», идут рука об руку с оркестровыми вставками и визгливым, ультра-высоким вокалом Филта — раздражающим для одних и культовым для других. Особенно впечатляет архитектура треков: «Funeral in Carpathia» разворачивается через мелодичный, почти оперный мост с глубоким мужским вокалом, женским хором и гармоническими гитарами, прежде чем снова взмыть в ураганной стремительности.
Этот альбом стал классикой для Cradle of Filth. Несмотря на обвинения в «ереси» со стороны блэк-пуристов, группа сумела прорваться за рамки жанра. Во многом благодаря харизме Дэни Филта, умевшего находить язык с прессой и расширять аудиторию. «Dusk and Her Embrace» — не просто альбом, а постановка, в которой чернота не отменяет театральности, а романтизм — злобы.
9. Emperor — «Anthems to the Welkin at Dusk» (1997)
Как и «Nemesis Divina» у Satyricon, этот альбом стал для Emperor поворотной точкой: группа не отказалась от корней, но сделала осознанный выбор — развивать звучание, делая его более выразительным и многослойным, не прибегая к резким переменам. «Anthems to the Welkin at Dusk» — это по-прежнему скоростной, яростный блэк-метал, но при этом — с поразительной технической филигранностью (гитара и вокал Ишана достойны отдельного восхищения), мощной мелодикой и симфоническими акцентами, доведёнными до уровня настоящего искусства благодаря высочайшему качеству продакшна.
Альбом насыщен сложными, амбициозными треками, и каждый из них наполнен индивидуальностью — мелодии не жертвуют напором, а наоборот, усиливают его. Финал «Thus Spake the Nightspirit» с чистым вокалом — яркое тому подтверждение. В то же время «Ye Entrancemperium» буквально стартует с места в карьер, напоминая, что перед нами по-прежнему блэк-метал — только более зрелый и продуманный. Клавишные здесь не заглушают гитары, а обволакивают их, делая звучание многомерным, а барабаны, сыгранные с нечеловеческой скоростью, возвращают нас к истокам жанра.
«Anthems to the Welkin at Dusk» — это альбом, к которому возвращаются вновь и вновь: он насыщен настолько, что даже спустя десятилетия способен раскрыть новые грани. Его сложность требует внимания, а богатство музыкальных слоёв возвело блэк-метал на новый уровень — и сделало его заметным не только внутри сцены, но и за её пределами.
10. Dimmu Borgir — «Enthrone Darkness Triumphant» (1997)
Наряду с Emperor, именно Dimmu Borgir сыграли ключевую роль в популяризации блэк-метала, вооружившись самыми действенными средствами: симфоническими элементами, высоким качеством продакшна и особым вниманием к мелодике. Этому способствовали не только клавишные, но и умело расставленные паузы, подчёркивающие последующие всплески агрессии. Клавишные здесь — не просто украшение, а центральный компонент звучания: «Enthrone Darkness Triumphant» открыл для жанра новую эру, возможно, даже более стремительно, чем это сделали Satyricon или Emperor.
Пышная, почти театральная эстетика сближает группу с Cradle of Filth, которым тоже удалось заявить о себе на фоне скандинавского засилья. Но сводить альбом лишь к «симфо-блэку с клавишами» — значит недооценивать его глубину. Сила «Enthrone Darkness Triumphant» — в тяжёлых, уверенных гитарах, в безупречно выстроенных соло (вроде «In Death’s Embrace»), и в умении сохранять мрачную, чёрную атмосферу не за счёт сырости, а через темп, динамику и структуру (как в «Prudence’s Fall»).
Этот альбом — доказательство того, что блэк-метал может эволюционировать и обретать новые формы, не теряя сути. Вместо того чтобы застрять в эстетике «олдскула» и низкокачественного звучания, Dimmu Borgir открыли жанру двери к более широкой аудитории. «Enthrone Darkness Triumphant» стал не только вехой, но и прологом к их будущим успехам, подтвердив, что блэк-метал тоже может ходить по красной дорожке — не изменяя своей тьме.
Что почитать и посмотреть
Книги:
– Владыки хаоса — Майкл Мойнехан и Дидрик Сёдерлинд
– Black Metal: Эволюция культа — Дайал Паттерсон
Фильмы:
– Владыки хаоса — реж. Юнас Окерлунд
– Пока нас не поглотит свет (Until the Light Takes Us) — документальный фильм Одри Юэлл и Аарона Айтеса
By Guillaume Ley, April 2, 2025