Наконец-то выпустил свой первый мини-альбом электронной музыки за 20 лет

В 2005 году установил EJay HipHop, в 2013 установил Ableton, в 2020 запустил его еще раз, и вот в 2025 году два релиза. Ох, и долго же шел к мечте... Рассказываю про этот путь, показываю, что получилось, пытаюсь тебя вдохновить. А еще дарю лучшую книгу по созданию музыки и делюсь коммерческим предложением, от которого ты не сможешь отказаться (сможешь).

Наконец-то выпустил свой первый мини-альбом электронной музыки за 20 лет

Содержание

Почему решил написать этот текст

Раз. Хочу зафиксировать этот путь, подвести некий итог, чтобы позже возвращаться сюда с другим взглядом и опытом. К тому же важно отрефлексировать некоторые моменты, чтобы потому уже не собирать пазлы в голове, а точно знать, что где-то в сети этот пазл есть.

Два. Хочу кого-нибудь вдохновить. Ведь я смог, значит любой сможет. История у меня обычная без Брайана Ино в учителях (Fred again.., привет!), музыкальной школы, диджейской карьеры и работы на радио. Просто бывший пацан, который попробовал что-то и что-то получилось. Хотелось бы написать историю успеха, но успеха нет.

Три. Часто вижу на ДТФ посты от музыкантов, которые выкладывают свои треки со словами «Мой релиз» и все... Кажется, что лучше раскрыть подробности: история создания, источники вдохновения, приемы и техники. Может я подам пример? Пусть для таких случаев будет хештег #сочиняю_музыку

Четыре. Вдруг ты захочешь закинуть денег на сведение и мастеринг. Но не просто так, а у меня есть коммерческое предложение. О нем в конце статьи.

Любовь к музыке из детства

Что может быть банальнее ностальгических историй из прошлого? Ничего. Но мне важно донести до тебя те крупицы событий, чтобы развеять миф про одаренность детей и особые условия для будущего продюсера. Я лично слышал такие отмазки: «У меня нет музыкального образования», «Я не знаю ноты», «У меня нет слуха», «Мои родители не музыканты». Но я бы также мог написать, ведь в плане музыкальности у меня было все тривиально.

Что слушал в детстве: винил

Начиналось с пластинок. В зале стояла радиола «Вега 323 Стерео» — обычный виниловый проигрыватель, но с радио, которое кроме шума ничего не ловило.

©Лебедь
©Лебедь

На той радиоле можно было переключать скорости. Весело слушать, как голос Добрынина или Киркорова балакает в два раза быстрее обычного. Да и мастерство скретча я познавал уже тогда, пока не запорол пару пластинок и не получил угла с ремнем.

Аудионабор был стандартный для любителей эстрады и шансона: папа собирал пластинки Высоцкого, а мама всё остальное, что пело на «Песнях года». Но меня зацепили вот эти два товарища:

Послушать на ютюбе: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FP6m5XPYxu1I&postId=2240550" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Stars On 45</a> и <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FtUbwpOKe23M&postId=2240550" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Magic Fly</a>
Послушать на ютюбе: Stars On 45 и Magic Fly

Stars On 45 — Звезды дискотек (1983). Почему «45»? Потому что с такой скоростью крутят сингловые пластинки. Это сборник попурри ремиксов на песни Битлз и еще на какие-то рок-композиции. Заслушивал до дыр, потому что мелодии менялись каждые 15 секунд, их было много и все они были танцевальные, изюминки добавлял английский язык.

Ансамбль «Спейс» — Волшебный Полет (1983). Если ты смеёшься над русской локализацией, то вот тебе пример. Советские умники взяли дебютную пластинку Magic Fly французского электронщика Didier Marouani и его группы Space, чтобы перевести как «Спейс» — Волшебный Полёт.

Так подробно остановился на этих двух пластинках, чтобы зафиксировать: уже в дошколятском возрасте я полюбил электронную музыку.

Что слушал, когда подрос: кассеты и диски

В статье ниже перечислил электронщину на кассетах и дисках, которые формировали мой вкус. Ещё записывал много крутой электронщины с канала Fashion TV, не ради дефиле красоток!

Отдельно скопирую кусок текста из той статьи про группу Orbital:

Orbital выделяются среди прочих, потому что они не просто расширили горизонты, они сказали «Шли нахер, что слушал до этого и пошли с нами!». Именно эта группа сделала меня исследователем электронной музыки во всех ее странных проявлениях. Пришлось зарываться в IDM и с брезгливостью поглядывать в сторону EDM. Они окончательно размыли понятие какого-то там «вкуса». До сих пор считаю их треки Doctor?, Spare Parts Express, The Girl With The Sun In Her Head великими.


Забавно, как у меня появился первый диск этого дуэта. Мама работала в общежитии, и туда заехала команда хоккеистов из России (мы жили в Казахстане). А когда они свалили, само собой продув нашей команде, мама в шкафчике одной из комнат нашла диск.

Вот так плавно через винил кассеты и диски дохожу до ПК, на котором появилась первая программа для создания музыки.

Первые попытки «творчества»: HipHop eJay, eJay Techno, eJay Dance

Был период в пару лет, когда игры на ПК конкурировали с простенькими программами для создания музыки. Сначала появился диск HipHop eJay 5. Работал он по простому принципу: выбираю из готовой библиотеки блоки с битами, мелодиями, вокалом, басом, перетаскиваю на дорожки. Все блоки подобраны идеально, поэтому всегда получается ХОТЬ ЧТО-ТО.

Выглядел экран вот так. Дорожки — это бесконечные горизонтальные линии с номерами. Блоки — вот эти цветные блоки на дорожках
Выглядел экран вот так. Дорожки — это бесконечные горизонтальные линии с номерами. Блоки — вот эти цветные блоки на дорожках

Я быстро смекнул, что блоки можно резать на части любой длины, тасовать куски между собой. Таких вроде простых инструментов хватало, чтобы прибывать в постоянном восторге от любой новой мелодии.

Звучат эти мелодии простенько, но прикинь, как взрывался мозг у пацана, который до этого музыку слушал только по радио и на кассетах, а тут оказывается можно что-то делать самому и даже микрофон поверх записывать. БОМБА!

После эпохи хип-хопа пришло время двух других программ из той же серии: eJay Techno и eJay Dance. Любое свободное время я тратил на создание мелодий, а игры ушли на второй план. И уже тогда думал, вот бы где это выпустить. Но записывал лишь на болванки, которые иногда крутили у пацанов в машине.

Недавно собрал в один микс все, что осталось с тех времен, и закинул на Ютюб — теперь это будет жить вечно, а не сохнуть на накопителе. Я люблю эту музыку, есть в ней что-то наивное, лоуфайное, но чистое, от пацана, который укрывался от мира и делал что-то для себя и сам же от этого кайфовал.

Потом я переехал в Россию и на все забил. Прошло 6 лет, прежде чем снова взялся за музыку. Тогда и открыл для себя Ableton — инструмент совсем другого уровня, профессиональный и с бесконечными возможностями. В то время работал вахтовым методом по 3—6 месяцев, 6 дней в неделю. Что делать в свободные часы, вдали от друзей, в кругу странных личностей? Закрываться от всего в Аблетоне...

В итоге вот две фотографии, как машина времени с тех событий до сегодняшнего дня:

Вахта, живу в двушке с пятью работягами, выделил себе уголок для музыки. ничего толкового не наделал, кроме бесконечных демок, из которых 90% потерял на диске...
Вахта, живу в двушке с пятью работягами, выделил себе уголок для музыки. ничего толкового не наделал, кроме бесконечных демок, из которых 90% потерял на диске...
Вспомнил хобби, купил медюшку, снова стал посиживать в Аблетоне. И снова толком ничего не сделал, лишь копил демки. Но три демки в итоге стали треками! ПЯТЬ лет спустя
Вспомнил хобби, купил медюшку, снова стал посиживать в Аблетоне. И снова толком ничего не сделал, лишь копил демки. Но три демки в итоге стали треками! ПЯТЬ лет спустя

Такая история. Еще раз, этим ностальгическим блоком хотел донести, что Я НЕ МУЗЫКАНТ, у меня нет музыкального образования на теле в виде гитары, да и на гитаре не умею играть, нет каких-то одаренностей и талантов. Просто на очень любительском уровне понемногу интересовался созданием музыки на протяжении 18 лет, до конца дело не доводил.

А тут взял и довел наконец-то!

Как пишу музыку

Это мой приблизительный путь от оборудования и идеи до релиза. Никакой теории с потолка, только мои шаги. Смотреть на этот опыт, брать с него пример или нет — твое право. Тем более каждый делает по своему. С удовольствием почитают твои советы, как начинать, как заканчивать и как продвигать музыку.

Выбираю программу, в которой писать музыку

Чтобы создавать, записывать, редактировать и сводить музыку на компьютере, нужна специальная программа. Такие домашние студии звукозаписи обзывают DAW — Digital Audio Workstation.

Среди таких программ есть лидеры: Ableton Live, FL Studio, Cubase, Studio One, Logic. Споры о том какая DAW лучше, такие же душные, как и споры между фанатами игр и железа на ПК. От себя скажу, что мне плевать где сочинять музыку, любая прога даст столько возможностей, сколько сможешь унести. В какой-то момент я даже подумал, что лучше бы было поменьше всего, а то глаза разбегаются.

Себе когда-то давно выбрал Ableton Live, по трем причинам:

  • В нем работают те, кого я слушаю, типа Four Tet, Nosaj Thing, Flying Lotus и прочие.
  • Там есть окно Session View — такая песочница для импровизации, очень прикольная.
  • Прога популярна у диджеев для лайвов и сетов. Я наивно верил, что такое пригодится. В итоге один раз свел несколько треков и выложил на Саундклауде — это все мои движения в сторону сетов.

Цены на такие программы кусаются, но всегда можно скачать с «зеленого» сайта, чтобы попробовать, покрутить и понять, нужно ли тебе вообще это.

Выбираю оборудование для музыки

Самый минимальный набор, чтобы извлечь и записать звук — это ноутбук (ПК) и DAW. Дальше начинаются понты и попытки найти какой-то волшебный инструмент, который поможет творить круче и быстрее.

Из справедливых понтов я выбрал для себя 4 штуки:

  • Миди-клавиатура — это «синтезатор», который не издает звуки сам, а лишь отправляет сигналы в DAW, а та уже воспроизводит, что пожела., от лая собак и стонов француженки, до битов, эффектов и синтов. Мне с медюшкой удобно, потому что наигрываю мелодии, а это делать приятнее руками, а не мышкой.
  • Мониторы — специальные студийные колонки, с которыми якобы могу услышать «честный» звук без приукрашивания басами и эффектами, как у обычных колонок. Написал «якобы», потому что с моим одним ухом все равно нюансы не различить, звук и звук...
  • Внешняя аудиокарта — без нее не подключить к ноуту мониторы, микрофоны, усилители и прочее! А еще поговаривают, что она позволяет получить качественный звук при записи и прослушивании.
  • Наушники — сегодня я бы взял любые, но когда-то искал мониторные наушники, они такие же «честные» как мониторы. Опять же со своим монослухом мало что понимаю в этом.
Мой последний простейший сетап: ноут, программа, уши, мониторы, аудиокарта, миди-клава, микрофон
Мой последний простейший сетап: ноут, программа, уши, мониторы, аудиокарта, миди-клава, микрофон

Если денег мало, а крутые игрушки хочется, то всегда есть Авито и зарубежные магазины. Я брал свое добро в немецком MUSIC STORE. Вышло в два раза дешевле, чем если бы я покупал все в России.

К примеру монитор Adam Audio T5V у нас сейчас стоит от 25 000 рублей, а там за бугром 133 евро или 12 000 рублей! Разница ощутимая.

Кстати, цена за 1 штуку! За два монитора придется отдать 50 000!
Кстати, цена за 1 штуку! За два монитора придется отдать 50 000!

Не помню, сколько тогда заплатил за все, но сегодня ценники такие:

52 000 рублей за базовый бомжатский набор. Можно гораздо ГОРАЗДО дороже, только успевай печатать деньги
52 000 рублей за базовый бомжатский набор. Можно гораздо ГОРАЗДО дороже, только успевай печатать деньги

Еще раз! Самый минимальный набор: ноутбук (ПК), DAW и любые наушники. Можно даже без наушников, если никому не мешаешь. Даже DAW не нужна, например, есть бесплатный и неплохой Garage Band на Mac.

Вроде все есть: желание, программа, оборудование. Поехали создавать что-нибудь!

Как выглядит Ableton

Это лирическое отступление, чтобы новички увидели, как выглядит экран программы, точнее два экрана.

Session View — экран для импровизации, живых выступлений и набросков трека из клипов, лупов и прочих деталек.

Много цветных блоков — это уже созданные мною партии барабанных для разных жанров, чтобы не создавать с нуля каждый раз. При создании нового проекта это окно открывается по умолчанию
Много цветных блоков — это уже созданные мною партии барабанных для разных жанров, чтобы не создавать с нуля каждый раз. При создании нового проекта это окно открывается по умолчанию

Arrangement View — основной экран для создания структуры трека, полноценной аранжировки и сведения.

Внизу накидываются блоки эффектов и инструментов, их можно менять местами и удалять
Внизу накидываются блоки эффектов и инструментов, их можно менять местами и удалять

Избавляюсь от страха белого / чистого листа

У меня часто крутятся в голове разные мелодии, но я их стабильно забываю зафиксировать на диктофон свистом или еще каким шумом из тела. Поэтому чаще всего придумываю мелодии с нуля, просто балакая на синтезаторах, или ковыряя разные звуки.

Это я к тому, что не нужно ждать вдохновения или гениальной идеи: сажусь, открываю программу, начинаю что-то делать. Чаще всего для раскачки мастерю по быстрому драм (барабанную) партию — она качает и на нее легко ложатся другие звуки.

Покажу очень грубый набросок для примера.

Тот самый белый чистый лист Аблетона
Тот самый белый чистый лист Аблетона

Добавляю kick и snare

Начинаю с базы, так сказать. Kick и snare задают ритм и под них можно подбирать мелодии, басы и что угодно.

Скорость мелодии будет 120 BPM (ударов в минуту) → Кик выбрал из библиотеки семплов → Кинул семпл на отдельную дорожку → расставил его по классике: по одному удару на каждую вторую долю 
Снейр кинул на вторую дорожку → тоже добавил по классической формуле танцевальной музыки — на каждый второй Кик

На глаза (на ухо) попался Hat — это тсс тсс тсс тсс тарелочки, которые дребезжат в любом треке. Они отлично заполняют пустое пространство:

В конце каждого четвертого такта немного меняю структуру ударных, чтобы звучало разнообразнее

Заготовка ритма готова. Дальше на нее могу накидывать, что угодно, менять, ломать, что-то убирать, что-то добавлять. Но пока что хватит.

Добавляю бас

Это те самые басы, которые пердят из «заниженных тазов» и набирают прослушивания в соцсетях и на ютюбе. Бас не слышно, если колонкам и наушникам не хватает низких частот. Но я без баса не могу, он будто скелет: держит на себе все остальное в треке.

При этом с басом дружу плохо, потому что порой сложно подобрать его так, чтобы он не конфликтовал с мелодией, да и с моим слухом сложно понять, где перебор по басу, а где недобор. Поэтому пока что просто делаю, как нравится.

Для поиска того самого ЗВУКА подключаю знаменитый синтезатор Serum — он устанавливается отдельно от Ableton и стоит 189$. Да, дорого, но опять же есть сайты, где все бесплатно.

Окошко Серума. Этот синтезатор перетягиваю на нужную дорожку (она ниже желтым цветом с названием BASS), а потом в любой момент могу открыть его и работать в нем отдельно
Окошко Серума. Этот синтезатор перетягиваю на нужную дорожку (она ниже желтым цветом с названием BASS), а потом в любой момент могу открыть его и работать в нем отдельно

Какое-то время лабаю по клавишам, чтобы найти приятный мотив, желательно чтобы качал именно меня! В итоге выбираю всего две ноты ДО и ФА, чтобы получилось это:

Расставлять звуки можно и в другом порядке, но мне понравилось так — кажется, что звучит жирно и основную мелодию будет проще подбирать

Добавляю что-нибудь протяжное

Сейчас в наборе звуков все слишком короткое и резкое — захотелось пэда. Pad — это такие длинные звуки типа струнных пиликалок. Пэды отлично заполняют пространство.

Всего три ноты

Синтезатор с пэдом входит в библиотеку инструментов Komplete Kontrol от Native Instruments — именно этой фирмы у меня миди-клавиатура, а всякие звуковые ништяки шли в подарок. Выглядит синт вот так.

Работаю в Аблетоне, но и внутри Komplete Kontrol можно работать
Работаю в Аблетоне, но и внутри Komplete Kontrol можно работать

Добавляю первую мелодию

Громко я ее назвал: М-Е-Л-О-Д-И-Я! На самом деле это обычная последовательность нот лесенкой, чтобы разнообразить трек. Основная мелодия будет следующим шагом.

Когда пишу «лесенкой» то имею ввиду арпеджиатор — с ним весело баловаться и слушать как пару нот превращаются в звуковые узоры

Синтезатор для такой мелодии выглядит вот так и он тоже от Native Instruments.

Очень клевый звук дает, кстати
Очень клевый звук дает, кстати

Добавляю вторую ОСНОВНУЮ мелодию

Это самая вкусная часть, ради чего все и затевается. Люблю красивые мелодии, но не умею играть на пианинке и нот не знаю. Поэтому подбираю все на слух. Так и в этот раз, минут 40 перебирал клавиши, чтобы получилось это.

Во второй половине поднимаю всю мелодию на октаву выше, чтобы звучало разнообразнее

И как же мне нравится эта партия ААААААААААА!!! Вот в такие моменты приходит какое-то чувство радости и вдохновения, хочется творить дальше и что-нибудь натворить. Жаль, в итоге рутина убивает творческую жилку и я бросаю демки на полпути... Но это другой разговор, будет дальше.

А дальше много рутины

Я показал верхушку айсберга, потому что толком ничего и не сделал. Часто на этапе такого огрызка работу и заканчиваю. Почему? Потому что дальше начинается меньше творческая и больше рутинная работа, чтобы огрызок стал слушабельным, имел нормальную структуру с вступлением, развитием, эпиком и затишьем.

А для это нужно работать с разными аранжировками, эффектами и пространством, раскидывать трек на 3—6 минут, чтобы не наскучил, думать над ритмом, ямами и панорамой. А это я еще не говорил про самую унылую часть: сведение и мастеринг.

Готовые треки хотят сведения и мастеринга

Выше показал, как начинаю делать трек, потом сказал, что за созданием этого скелета идет много рутины. Шаг за шагом демка из 3—5 дорожек превращается в это:

Это финальный трек, но без сведения и мастеринга

Теперь этот цветастый набор нужно свести и отмастерить. Свести, значит выровнять все звуки в треке, чтобы они не спорили друг с другом, не орали и не глушили друг друга. Это душная работа с эквалайзерами, громкостью, эффектами и панорамой. Отмастерить, значит финально обработать все по громкости, чтобы трек хорошо звучал в наушниках, на колонках, в телефоне.

От такой возни я сознательно отказался. Меня учили этому на курсах, сам много практиковался, но есть проблемка: глухота на одно ухо, то есть у меня буквально моно, а не стерео. А теперь прикинь, как сводить трек по панораме, если все звуки только в левом ухе, а должны бегать и в правом, и вокруг головы, и впереди, и сзади...

Пришлось довериться профессионалу, инженеру по звуку, который за деньги помог все сделать. Вот пример трека до сведения и мастеринга:

А вот после:

Кстати, именно из-за этого финального этапа опускались руки, а треки откладывались и откладывались до призрачных лучших времен, которые никак не наступали. Иногда лучше понять, что тебе интереснее всего делать из большого процесса создания музыки, а все унылое и скучное отдать на аутсорс.

Собираю треки в мини альбом и делаю обложки

Изначально в мини-альбоме было 5 позиций. Но трек Ray of Light слишком выбивался по настроению, захотелось выделить его отдельно. Поэтому решил разделить: мини-альбом из четырех треков и EP с одним треком.

EP (Extended Play) — это короткий музыкальный релиз, содержит 1—5 треков. У электронщиков нормальная практика делать по 1—2 трека в EP
EP (Extended Play) — это короткий музыкальный релиз, содержит 1—5 треков. У электронщиков нормальная практика делать по 1—2 трека в EP

С обложками было сложнее. Я отбивался от огромного поля с идеями, которые можно прорастить. Для вдохновения листал Пинтерест, гуглил лучшие обложки в мире, смотрел, что там у других электронных музыкантов, собирал коллажи в Фигме. Ничего не нравилось. Нейросети избегал осознанно, хотел сделать что-то сам.

В итоге вопрос решился с неожиданной стороны: я поменял «сценическое имя» Chiatomuza на Lebed — я же Лебедь! Пусть будет и на обложке этот изяшный птиц. Полез на Шаттерсток и нашел там две фотографии Лебедей, а заодно логотип и наушники.

Поковыряв эти картинки в Фотошопе, как-то поиграв с шрифтами, получил две обложки.

Хотел сделать Лебедя на обложке фирменным знаком, но видимо придется отказаться от идеи, дальше объясню почему 
Хотел сделать Лебедя на обложке фирменным знаком, но видимо придется отказаться от идеи, дальше объясню почему 
Наушники пригодились для гаджета на башке птицы
Наушники пригодились для гаджета на башке птицы

Ищу музыкального дистрибьютора

Я наивно полагал, что сейчас загружу готовые треки на нужные площадки и все. Но так не работает. Обязательно нужен дистрибьютор — это компании, которые доставят мою музыку до стриминговых площадок. Есть еще лейблы, они делают тоже самое и даже больше, но лейблу должно понравится мое творчество, а дистрибьюторам плевать. Так что выбора нет — ищу дистрибьютора.

Я выбрал Silk, потому что он бесплатный, а деньги берет лишь за прибыль с моих треков. Я в чудо-прибыль не верю, вряд ли с моих треков будет что-то капать. Все равно пришлось делиться паспортными данными, ИНН и Снилсом, чтобы можно было получать вознаграждение за монетизацию творчества.

Наконец-то выпустил свой первый мини-альбом электронной музыки за 20 лет

Если тебе предстоит тоже кого-то выбирать, то можно начать с чтения статьи «Как выбрать дистрибьютора? Большая сравнительная таблица».

Заявку на релиз подал 7 октября 2024 года, но подписали договор только 9 января 2025 года. Долго получилось. Я ждал и писал модерам, на что получал шаблонный ответ «Добрый день, юридическому отделу потребовалось больше времени для формирования договора, ожидайте уведомлений в личном кабинете в ближайшее время...». Но я никуда не торопился, так что особо не парился.

После возни с документами оставалось заполнить данные о релизах и отдать на проверку. На это ушло еще 20 дней! Все никак не мог правильно заполнить данные о себе, не перепутав реальное имя с псевдонимом.

Спасибо модерам — терпеливые ребята
Спасибо модерам — терпеливые ребята

После всей волокиты с документами и заполнением полей получается такая страничка.

Наконец-то выпустил свой первый мини-альбом электронной музыки за 20 лет

Но и это еще не все.

Регистрируюсь в BandLink

BandLink — сервис, который создает красивую ссылку на мою музыку: собирает нужные стриминговые платформы (Spotify, Apple Music, YouTube и др.) в одну страницу, чтобы тебе было удобнее выбирать, где слушать релиз. Я тебе даю ссылку, ты кликаешь, а там:

Особенно удобно со смартфона
Особенно удобно со смартфона

Если Silk раскидал мои релизы по разным площадкам (кажется, больше 150 площадок), то в BandLink я сам выбираю, какие площадки отобразить на страничке. Плюс, в сервисе есть свои инструменты аналитики, на которые мне пока рано разевать рот.

Кажется, это все клики и просмотры мои хе хе
Кажется, это все клики и просмотры мои хе хе

Финальный шажок — подтвердить, что я настоящий, а не фейк и профиль принадлежит мне. Называется «Верификация артиста». Делается быстро.

Все готово. Теперь я официально музыкальный продюсер!

Засорил собой все сервисы!

В Спотифае
В Спотифае
В ВКонтакте
В ВКонтакте
В Music.apple
В Music.apple

Приятно! А когда была лишь мысль в голове, лишь идея и желание, потом чего я десятки часов сидел в Аблетоне и ковырял звуки, выстраивал композицию и с трудом решал, что убрать, а что добавить...

Отказываюсь от псевдонима Lebed

Все просто: ЛЕБЕДЕЙ дохрена. В Яндекс.Музыке вообще случился казус: мои релизы смешали с какой-то поп-певицей, которая тоже обозвала себя Lebed. Но крутая модерация быстро разобралась с вопросом и выделила мне отдельное гнездо.

Нужно уникальное имя, которым точно никто не будет пользоваться
Нужно уникальное имя, которым точно никто не будет пользоваться

Вот что с Лебедями творится на Спотифае:

Логичный совет: придумывай действительно УНИКАЛЬНОЕ прозвище
Логичный совет: придумывай действительно УНИКАЛЬНОЕ прозвище

Можешь послушать, что получилось

Я до последнего изворачивался, чтобы не показывать никому то, что делаю для себя. Из-за этого и статью откладывал, слишком переживал, ведь критиковать все умеют, а хвалить нет. А еще хуже, если вообще все пройдет нейтрально, уж лучше жить в своей раковине (как говорят на ДТФ, в манямирке) и самому кайфовать от своего музла.

Но раз уж сказал «А», то говорю и «Б». Вот те самые BandLink ссылки с моими треками:

Мини-альбом из четырех треков, один из которых это благодарность подписчикам с ДТФ:

EP из одного трека:

Мне нравится то, что получилось (странно, если бы я мучился с тем, что не нравится), но за пару сотен прослушиваний во время создания и полировки, треки приелись. Особенно было больно, когда я не мог вовремя остановиться: уже готовый трек подвергался правкам, каждый день обрастая новыми лишними деталями. Ведь трек как и ремонт можно делать бесконечно, и вовремя остановиться — это хороший скил!

Три мои проблемы при написании музыки

Перечислю, что замечаю за собой, а ты может узнаешь и себя.

Не могу доделать трек

Найти идею — легко. Найти возможности — легко. Набросать трек — легко. Как-то свести и отмастерить — легко. Придумать обложку — легко. Найти время на музыку — легко. Доделать трек до конца и выпустить — невозможно!

Это моя главная беда и беда многих, за кем я следил и с кем общался. Люди делают десятки набросков, сохраняют десятки проектов, постоянно накручивают звук и ищут что-то особенное в звучании. Но никто не завершает треки. Про финальные штрихи и выпуск треков даже отдельные курсы есть, настолько эта беда распространена.

Это папка со всеми идеями и проектами. Только 10 треков кое как дошли до этапа «Мастеринг», больше всего само собой идей
Это папка со всеми идеями и проектами. Только 10 треков кое как дошли до этапа «Мастеринг», больше всего само собой идей

Почему так? Потому что главное веселье — найти крутой звук, а потом уже начинается рутина, труд, а трудиться мало кто любит. Мне веселее идеи искать, а не полировать готовое... Именно поэтому сейчас так радуюсь, что хоть 5 треков довел до финала, без разницы в каком виде, главное, что я их отпустил в мир!

Не могу определиться с жанром

Если кто добрался до ссылок на мои релизы, то услышал, что музыка то электронная, а вот по жанрам какой-то разброс. И как же это бесит. Даже немного завидую продюсерам, которые фигачат только биты, лоуфай хаус, эмбиент и фонк — легче прогрессировать в одном жанре, чем размывать фокус по всему подряд.

Сейчас у меня в папках есть наброски хип-хопа, драмчика, техно, хауса, какие-то непонятные эксперименты, но нет четкого понимания, что именно я хочу. Есть два ориентира в сторону которых можно идти: саундтрек для какой-нибудь индюшки (хотя там тоже в жанрах разброс) и вот этот шедевр на века:

D-Pulse ‎— Velocity Of Love, в таком стиле я бы написал. Вот еще подобное для ориентира Antenna — Love 66 — парень из Казани сделал шедевр

Теряюсь в бесконечных возможностях

Сто лет назад, ковыряясь в Аблетоне, подумал про себя «Безграничные возможности ограничивают». Патентую эту фразу, потому что жиза. Открываю программу, а там тысячи семплов и звуков, с полсотни инструментов и эффектов, которые еще и настраивать можно, за пределами проги интернет завален миллионами семплов и синтезаторов, внутри которых тоже свои заводы для креатива — и все это можно тасовать между собой миллиардами вариантов. Голова идет кругом!

Опять же, если ты точно определился с жанром, то будет проще, все таки формулы и наборы базовых звуков и синтов есть у каждого жанра. Но меня постоянно сбивают с пути эти возможности вокруг. Нужно как-то себя нарочно ограничивать.

Я бы мог добавить к этим трем проблемам синдром самозванца и попытки ориентироваться на «звезд» (ну знаешь, у которых звук вылизан профессионалами в многомиллионных студиях звукозаписи), но это мелочи, с которыми как-то научился справляться.

Учиться самостоятельно, на курсах или как?

Разговоры про онлайн-обучение — тема скользкая. Сейчас любой фанат бесплатного обучения на Ютюбе перекричит тех, кто предпочитает курсы с хорошими преподавателями. Я вот предпочитаю платить за обучение, поэтому учился три раза, два из которых неудачно.

Никита Сталкер

В 2012 году на глаза попался курс про Аблетон от Никиты Сталкера (он действующий продюсер, пишет psytrance). Тогда еще курсы выглядели как диск или книга с обложкой, слепленные в Фотошопе, помнишь? Купил.

Азы программы изучил, но не понравилось подача Никиты, уж очень унылая и даже душная. Вместо того, чтобы обучать «скелету» трека, он сразу лез в какие-то дебри и мелочи, которые судя по всему слышит только он. Сейчас искал, чем он занимается, а оказывается из его тренингов выросла огромная тусовка преподов и учеников с десятками тренингов и вебинаров — Zwook.ru. Красавчик!

Сайт приличный, информации на всю жизнь хватит. Кто был на этих курсах, расскажите, как там?
Сайт приличный, информации на всю жизнь хватит. Кто был на этих курсах, расскажите, как там?

Антон Маскелиаде

В 2020 году нарвался уже на толкового человечка — Антона Маскелиаде. Он вел офлайн курсы в Москве, но тут решил запустить тестовый онлайн-курс «Твой первый трек». Я записался, уж больно харизматичный Антон, и прикольная у него методика обучения: с первых уроков уже получается трек, даже если ты полный ноль.

Кто-то из тусовки сделал прикол: кидаешь скрин своего трека из Аблетона, програмка генерит картинку и подпись
Кто-то из тусовки сделал прикол: кидаешь скрин своего трека из Аблетона, програмка генерит картинку и подпись

У школы Антона есть два преимущества, ради которых я в принципе хожу на онлайн-курсы: крутой преподаватель и крутое комьюнити. Антон круто все объясняет, умеет вдохновить, показать на своем примере, что музыка везде, вокруг нас, и такая, какую ты сам хочешь слышать и создавать. Комьюнити же состоит из людей разных профессий и всегда поддержит без негатива, но с конструктивом.

В каждом из четырех модулей нужно было написать трек. Мы их скидывали в <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsoundcloud.com%2F&postId=2240550" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">SoundCloud</a> и делились в чате, чтобы обсудить. Три трека с курса в итоге остались в мини-альбоме
В каждом из четырех модулей нужно было написать трек. Мы их скидывали в SoundCloud и делились в чате, чтобы обсудить. Три трека с курса в итоге остались в мини-альбоме

Уже позже Антон в паре с Ильяховым выпустил книгу «Твой первый трек» — книга потрясающая. По сути она повторяет курс, только без поддержки, обратной связи и тусовки. Но как вариант, можно начать с нее, тем более она круто сверстана и реально вдохновляет, забота на каждой странице.

Tramplin.PRO

Через пару лет нарвался еще на одних крутышей. Тусовка и поддержка мне уже была не нужна, но эта школа предлагала что-то уникальное — обучение тет-а-тет с действующими продюсерами в разных жанрах. И среди этих преподов числились ребята из D-pulse — ижевские электронщики со своим уникальным космическим звучанием (кидал выше их трек Velocity Of Love).

Выбрал ПРО
Выбрал ПРО

За такое обучение готов был много заплатить, ведь учиться у любимого музыканта — круто. Но менеджер сказал, что они больше не преподают. А я уже загорелся, накрутил себе, что обучение один на один — это тема. В итоге выбрал другого препода, называть его не буду. Раз в неделю мы созванивались, он включал трансляцию экрана и рассказывал всякую базу про Аблетон, фишки в жанре Хаус, про драм-партии и басы. Но мне кое-что не нравилось... Он не умел давать обратную связь, и на каждую выполненную домашку говорил только «Ну ОК».

Из 10 занятий я отучился половину. Бросил, когда он вместо адекватной критики сказал, что ему не нравится мелодия, которую я сочинил. Почему? Непонятно. Как исправить? «Покрути еще!». Кайф... Предпосылки его странной обратки были и на прошлых занятиях, но это был перебор. На следующее занятие я не пришел.

Тот самый трек с той самой мелодией. Ничего не стал менять :)

Так где учиться

Курсов расплодилось! Всякие Скилбоксы и Нетологии давят рекламой и обещаниями, расхватали в преподы знакомые имена из электронной сцены, но забыли о главном: нужно уметь учить! Из моего трехразового опыта учить умел только Маскелиаде.

Но ты сам смотри, я же не знаю твои пожелания, вариантов десятки, есть даже Аудиошкола DJ Грува. Все полезное уже давно есть в бесплатном доступе, на Ютюбе, на торрентах и на Складчинах, было бы время и желание.

Я от себя кину несколько интересных ссылок, чтобы ты мог полистать, потыкать и послушать. Есть реально клевые сайты.

Ableton Reference Manual — если ты решил взяться за Аблетон, то на сайте есть огромная подробнейшая инструкция по всем функциям.

Making Music 74 Creative Strategies for Electronic Music Producers — знаменитая книга про разные креативные техники вдохновения, если ты продюсер.

Ableton: Get Started Making Sounds — шикарный практический курс про звук. Там всякие LFO, фильтры, осцилляторы, волны. Просто даже интересно погулять по страницам и покрутить крутилки и подвигать ползунки.

Как работают синтезаторы на примере пчелы (со звуком)

How Music Works — тоже интересная статья про теорию музыки. И снова все можно трогать и слушать, как меняется звук.

Ableton: Get Started Making Music — еще одно крутое интерактивное онлайн-руководство, но уже по созданию музыки. Там и про биты, и про басы, и про мелодии. Очень увлекательно.

Тяп ляп и музыкант!

Groove Pizza — забавный конструктор лупов, чтобы увидеть разные виды ударных, послушать ритмы и составить свои цепочки.

Параллельно можно подключить синтезатор и набивать мелодии

Изучаем звуковые волны — шикарный интерактивный гид про звуковые волны.

Если говорить про каналы на Ютюбе или Телеграм каналы, то ничего не читаю и не смотрю. Сейчас я подписан только на канал Маскелиаде в телеге и канал synthe на Ютюбе — у них короткие видео и гениальная подача.

А лучше всего учиться по мемам.

На самом деле раньше был подписан на десятки каналов, где продюсеры делятся опытом, фишками и секретами, разбирают хиты и коллег, слушают демки новичков. Но я пересмотрел такого и совсем перестал что-то делать сам. Смотреть и не делать оказалось «продуктивнее», чем смотреть и делать... Поэтому сейчас поступаю проще: увидел фишку → применил, или пришла идея → загуглил, как ее сделать.

Кажется, все рассказал, что хотел... Тебе остается либо вдохновиться, либо порадоваться, либо пройти мимо, либо треснуть от ярости, что какой-то нубас с горстью очередной музыки что-то еще и рассказать пытается.

Коммерческое предложение для тебя

Два года назад, спустя сутки после своей ДэРэшки предложил ДТФ-ерам дать мне денег с дальнейшим упоминанием имени в треке. Спасибо всем кто откликнулся и поддержал меня. Я же пообещал и сделал!

Взял мотив из другого трека в альбоме и позвал Sm3tana на озвучку. Она зачитала список всех донатеров, в конце поблагодарила за вклад, а я раскидал голос по таймлайну. Получилось так:

Уже на этапе сведения зачем-то добавил к голоску Сметаны эхо. Сейчас жалею об этом эффекте, все итак нормально было

Теперь на всех музыкальных площадках существует трек «Thanks DTF», где женский голос объявляет знакомые имена: Райан Гослинг, Клуб фанатов киберпанка, Kot Leopold, Антон Снаговский, Рюрик, Алексей Комраков и так далее!

Реально существует!
Реально существует!

Хочу повторить такое. Но теперь будут лоты:

  • 500 ₽ — женский голос упоминает тебя в одном треке, вместе с другими неравнодушными.
  • 5000 ₽ — твой личный трек, где упоминаю только тебя.
  • 10 000 ₽ — называю трек в честь тебя + упоминание в этом треке.

По итогу все в шоколаде. Я в шоколаде: деньги пойдут на оплату инженера по звуку, чтобы треки звучали лучше, а я сосредоточился на творчестве, а не рутине. Ты в шоколаде: становишься частью истории и помогаешь мне. Считай, что это как упоминания Бустеров, только эпичнее.

Единственное, не могу гарантировать, что получится хороший трек. Мне он в любом случае будет нравиться, а за тебя не ручаюсь. Сделаю все треки до конца 2025 года.

И я понимаю, тонкая душевная натура ДТФ-ера не выдержит такого «нахальства», что какой-то несостоявшийся музыкантишка хочет денег за свои треки. Но я ведь и не настаиваю на обязательную плату. Треки в любом случае пишутся без помощи со стороны, да и каждый распоряжается средствами, как хочет. Главное, во всем этом — поддержка автора.

Дарю лучшую книгу по созданию музыки

Расскажи в комментариях о своем опыте, или о желании что-то написать. А я крутану рулетку и счастливчику подарю книгу «Твой первый трек» — идеальный старт для будущего хитмейкера.

Сейчас есть второе издание за 1900 рублей на Озоне. Кажется, разница лишь в том, что появилась глава про лайвы — живые выступления. Если тебе такое надо, то лучше покупай второе издание, но мне кажется, что и первого хватит с головой.

Наконец-то выпустил свой первый мини-альбом электронной музыки за 20 лет

Теперь точно все сказал. Отпускаю эту статью-долгострой, как и те 4 трека, которые так долго шли к релизу из-за моих тараканов и жизненных обстоятельств (еще и игры отнимают время, уууууу).

Желаю любому нынешнему и будущему певцу, музыканту и продюсеру, чтобы треки быстро доходили до релиза, собирали сотни тысяч прослушиваний и находили преданных фанатов!

P. S. Если вдруг соберешься на курс «Твой первый трек», то мне дали промокод на 10% по кодовому слову SWAN. И это не реклама, а совет от души и от человека, который сам проходил и остался в восторге

Просто попросил у куратора :)
Просто попросил у куратора :)
142
30
10
8
3
2
2
129 комментариев