Проклятые Города Ангелов | Обзор игры Vampire: The Masquerade - Bloodlines
Статья + видео
Troika Games, компания, основанная в 1998 году 3-мя легендарными личностями и просуществовавшая всего 7 лет успела создать всего 3 игры: великолепную Arcanum – наследницу старой Fallout, отличную пошаговую ролёвку The Temple of Elemental Evil и наконец последнюю… игру, которая стала для «Тройки» судьбоносной, которая стала причиной её банкротства и развала. Но в то же время и игра, ставшая поистине культовой и принесшая «Тройке» славу и бессмертие. Это была Vampire: The Masquerade — Bloodlines…
Vampire the Masquerade: Bloodlines была создана по мотивам настольной ролевой игры Vampire the Masquerade, которая впервые появилась ещё в далёком 1991 году. Её действие происходило в Мире Тьмы, этакой альтернативной реальности современного мира, в котором бок о бок с людьми живут вампиры, оборотни, зомби, демоны и прочая всевозможная нечисть. У вселенной Мира Тьмы так же, как и у других крупных настольных систем, есть и свои сеттинги, один из которых и носит название Vampire the Masquerade. Он и был взят за основу сабжа.
В центре внимания конкретно этого сеттинга находятся вампиры – потомки небезызвестного библейского персонажа Каина. Совершив убийство своего брата Авеля, Каин был проклят и начал скитаться по земле, употребляя в пищу человеческую кровь. При этом его проклятье могло передаваться другим людям, и, таким образом, были порождены Патриархи – родоначальники 13 Великих вампирских кланов. Эти кланы не были едины, но составляли союзы, которые между собой войны.
К настоящему времени (речь идёт о сторонах, представленных в VtM — Bloodlines) сложилось 4 силы: Камарилья – крупнейший из союзов кланов, подчинённых строгой иерархии и соблюдающих древние вампирские традиции; Шабаш – кланы, которые противостоят насаждению власти Старейшин, они не только отрицают заветы Патриархов, но и полностью отдаются своей тёмной натуре, отвергая всё человеческое; Квей-джин – нежить, которая имеет много общего с вампирами, также как и во многом от них отличается, эти восточные вампиры имеют иное происхождение, а вместо крови, они питаются жизненной энергией и вообще всё делают строго по Феншую; и наконец Анархи – это объединение выходцев из различных кланов, восставших против давления власть имущих не только Камарильи, но и Шабаша и вообще всех, кто пытается прибрать власть к своим рукам, вампиры-анархи стремятся к независимости и равенству среди себе подобных.
И в центре этого противостояния волею случая оказывается простой парень… или девушка – это уже было на наше усмотрение…
Перед нами Лос-Анджелес начала 2000-х. Однако не «солнечная» его сторона, а тёмная, не только потому что нас окунают в общество вампиров, но и потому что мы опускаемся на самое дно этого общества. Игроку предстояло иметь дело с бандитами, бомжами, панками, проститутками, стриптизёршами и прочими сливками маргинальной массы.
Главный герой – простой смертный, который хотел потусоваться, снять себе на ночь симпатичную девочку или мужика… но оказавшись с ней (или с ним) в постели, наш протеже становится жертвой вампира. Но мало того, что нас покусали и соснули кровушки, так наш случайный партнёр ещё и обращает ГГ в такого же полуночного упыря. Но не успевает герой (или героиня) прийти в себя, как в комнату вламываются неизвестные, всаживают в нас по осиновому колу и утаскивают неизвестно куда.
Мы оказываемся на вампирском суде, возглавляемом местным авторитетом — князем ЛаКруа. Он возвещает, что Сородичам, так вампиры называют друг друга, по законам Камарильи запрещено обращать людей в кровососов без ведома князя. Сир, то есть вампир, обративший человека, а также сам новообращённый в случае нарушения закона подлежали смертной казни. Так должно было случиться и в этот раз. Однако глава Анархов, Найнс Родригес, встал на защиту новичка. ЛаКруа понимал, что многие поддерживали Найнса, а потому решил пощадить нашего персонажа и дать ему шанс влиться в общество вампиров.
С этого начинался наш нелёгкий путь по ночным улицам Лос-Анджелеса, где вампиры пьют людей, убивают друг друга, где главы кланов плетут интриги, и некое неизвестное чудовище устраивает бойни, жестоко расправляясь со всеми без разбора.
НЕБОЛЬШОЙ СПОЙЛЕР
Весь дальнейший сюжет крутится вокруг древнего артефакта — Анкраского саркофага, — в котором покоится допотопный месопотамский царь. Существовала легенда, что это был один из древнейших вампиров, возвращение которого знаменовало пришествие Конца, Геены, как его называли Сородичи. В это верили далеко не многие, однако ЛаКруа жаждал обладать этим артефактом, а, чтобы его заполучить, он использует главного героя. Нам предстояло участвовать в тайных вампирских операциях, убивать себе подобных, чтобы в итоге заполучить саркофаг и раскрыть его тайны. Ближе к концу нам предлагали выбрать одну из противоборствующих сторон, да ещё и решить собственноручно ли открывать саркофаг или доверить его судьбу другим Сородичам. Из этих решений складывалось 6 концовок, некоторые из них отличались друг от друга не сильно, и всё же это был хороший стимул для того, чтобы пройти игру снова.
В самом начале, как и полагается в ролевых играх, нам давали создать своего персонажа. Это можно было сделать 2 способами. Первый представлял вполне себе обычную полную настройку героя вручную самим игроком. А вот второй живо напомнил мне Морровид: помните, в третей ТЕS мы отвечали на вопросы Гэндальфа, как только прибывали в Сейда Нин, и уже результаты этого опроса формировали наш класс и распределяли навыки. Здесь же мы делаем то же самое, только вопросы шли из ниоткуда, а не от конкретного NPC. Вместо классов в Bloodlines были вампирские кланы, каждый из которых имел свои специфические особенности. Ваш выбор влиял не только на список характеристик героя, но и на взаимодействие с миром игры в целом. Играя за члена клана Носферату герой должен был избегать людей и ползать по канализации, чтобы те его не видели по причине уродливой наружности. Малкавиане – клан поехавших кровососов, открывают особые реплики в диалогах, но кроме того мучаются видениями и галлюцинациями. А Тремер обладают уникальными магическими способностями, но при этом физически слабее прочих вампиров. И подобные особенности есть у каждого клана.
Все характеристики распределены по 4 разделам: атрибутам, умениям и дисциплинам, которые формируют ваши способности. Уровней и опыта в игре нет, есть только специальные очки, которые герой получает, выполняя задания. Их мы и тратим на улучшение того или иного параметра, и чем они выше, тем больше требуют очков для дальнейшего повышения. На всё очков не хватит, поэтому лучше сразу определиться со своей тактикой и выбрать те умения, атрибуты или дисциплины, которые вы намереваетесь использовать больше всего. Выбор здесь просто огромнейший: от владения оружием, хакерства и взлома замков, до соблазнения, торговли и сверхспособностей. В игре есть специальные «учебники», повышающие отдельные характеристики, но для их прочтения также необходим высокий уровень «обучения», а также определённый базовый уровень той способности, которую этот учебник повышает.
Однако, это не все параметры, за которыми стоит следить игроку. Также здесь есть и ещё 2 особых показателя: «человечность» и «маскарад». В них отражаются ваши действия на улицах Лос Анджелеса: чем «человечнее» вы себя ведёте, тем больше герой собственно будет походить на человека — с ним почти никогда не случатся припадки безумия (если вы не будете долго держать его на безкровной диете), и он вполне спокойно сможет общаться с людьми. Если же вы будете убивать людей и творить прочие зверства, ваш герой будет становиться все более асоциальным, резок в общении, и наконец периодически начнёт впадать в Безумие, при котором становится неконтролируемым. Маскарад же отвечает за скрытность бытия вампиров. Каждый раз, когда вы будете творить сверхъестественные вещи на глазах у простых смертных, вы будете терять единицу «маскарада», и как только все 5 масок в шкале будут потеряны, игра закончится.
Vampire the Masquerade: Bloodlines одна из тех игр, которые потрясают своим обилием героев, причём обычно, в таких случаях, характерами наделяют лишь важных по сюжету NPC, а всех остальных оставляют неприметными картонками на фоне. В Bloodlines каждый персонаж – это личность со своими особыми чертами, которые отличают её от других. Герои кажутся настолько живыми и натуральными, что кажется, будто за каждым из них стоял живой человек… ну или вампир. Это касается не только разнообразных по тону и глубине реплик, но и даже внешне: все их эмоции ярко отражаются в мимике, и для игры 2004 года это был настоящий прорыв.
Грозный, но добродушный байкер Джек, поехавшая владелица клуба Asylum с раздвоением личности, помешанный на крови и убийствах санитар госпиталя, который толкает вампирам донорскую кровь, сексапильная Вельвет из Везувия, Толстый Ларри, стерва Дамзел, Ималия, Гэри Голден, Беккет, офицер Чанк, Ромеро, Меркурио… я запомнил даже бомжиху-предсказательницу с пляжа Санта-Моники! Персонажей ОЧЕНЬ много и каждый чем-то да зацепит, даже какой-нибудь эпизодический вроде Лили, которую морили голодом и истязали санитары в подвале больницы. Такое я встречал далеко не в каждой игре.
И здесь же ещё одна особенность. Это квесты. Опять же, мы привыкли к тому, что в большинстве игр интерес может вызвать лишь основная цепочка заданий, а побочные зачастую скатываются в «убей-принеси». В Bloodlines, относительно общей массы заданий, подобная банальщина сведена к минимуму. Дополнительные квесты не уступают основным, а порой выполнять некоторые побочки мне было даже интереснее. Взять хотя бы тот же квест с Лили или «Веселье во время чумы», чего только стоила встреча с главой русской мафии Борисом!
Во многих заданиях, как основных, так и побочных, нам приходится проводить собственное расследование: искать зацепки, опрашивать NPC или добывать информацию самостоятельно из компьютеров и дневников, в общем можно вполне почувствовать себя начинающим вампирским детективом. Некоторые задания необходимо проходить в строгой конспирации: втайне пробраться на склад, взломать компьютер, запустить вирус и также незаметно, без убийств выбраться наружу. А вот в иных квестах, не только разрешалось сносить головы, но это становилось и главной задачей.
Описание боевой системы я оставил напоследок, просто потому что в ней кроется главный изъян Vampire the Masquerade: Bloodlines. Она попросту кривая и скучная, как в плане самой системы в целом, так и в неадекватном поведении противников. Противостоять живым и неживым наш герой может как при помощи оружия ближнего и дальнего боя, так и голыми руками, подкрепляя свои удары магией крови. Поначалу я брезговал боем без оружия, и даже не стал вливать в этот пункт характеристик лишние очки, но уже потом понял, что голые кулаки куда более эффективны, чем те же бита или нож. Конечно, было забавно размахивать мёртвой рукой, отнятой у психопата, который похищал и расчленял людей у себя в подвале, но очень скоро я наигрался и оставил её как трофей в инвентаре.
Пользоваться огнестрельным оружием, пока не разовьёшь соответствующий навык, очень неудобно. Слишком большой разброс, слишком сильная отдача и малая скорострельность. Я пользовался стволами, только при встрече с особо крупными тварями и боссами, и даже тогда можно было вполне обойтись магией. Магических приёмов в игре аж 9 штук: одни дают временные бафы на скорость или некоторые параметры характеристик, а что-то можно использовать как альтернативу огнестрелу. И вот они как раз и являются самым действенным оружием на пару с кулаками.
Под магию специально выделялась отдельная шкала крови, которая пополнялась, как и полоса жизни за счёт пакетов с кровью, заменяющих аптечки, и, разумеется, за счёт сосудов дышащих и ходячих. Да, как это неудивительно, но нашему вампиру необходимо пить кровь. Именно необходимо, потому что после долгого голодания он начнёт звереть. Пить можно как бомжей в подворотнях и канализационных крыс, так и более обеспеченных членов общества, главное, чтобы никто не видел, как вы это делаете, иначе, вы нарушите правило Маскарада. Если уровень соответствующего атрибута будет позволять, то вы можете соблазнять посетительниц клубов и пить у них кровь прямо при всех. Также к вашим услугам всегда есть уличные шлюхи: просто даёте им немного денег, отходите с ними в переулок и… начинаете сосать у них кровь.
Вообще по части атмосферы игра была просто бесподобна. Такого Лос-Анджелеса я ещё не видел. Мрачный, местами даже страшный, полный маргиналов и люмпенов. Бомжи греются у бочек, кто-то стоит и ссыт на стены, кто-то рисует на них из баллончиков. Один раз я даже застал перестрелку местных панков. Своя заслуга в создании атмосферы есть и у саундтрека: одинаково хороши как фоновые эмбиэнты, так и песни различных исполнителей, играющие в клубах. Часть из них непременно запоминается.
Кроме всего вышеупомянутого в игре есть и множество отсылок: гипотеза «Ван Хельсинга», упоминаемая в башне Синдиката; парень по имени Ромеро, живущий на кладбище и отстреливающий зомби (думаю, в пояснении не нуждается); театр Ноктюрн в Даунтауне напомнил мне об одноимённой игре про вампиров 1999 года; а над одним из зданий в квартале Голливуда расположился плакат с логотипом самой Troika Games. И это только те, которые встретил и запомнил я, на самом деле их куда больше.
Когда игра только вышла, она была сырой и полной багов из-за чего и потерпела коммерческий крах, утянувший за собой и всю компанию. Однако заложенные Тройкой основы не пропали даром. В них был огромный потенциал, за раскрытие которого взялись сами игроки. Они долгое время мастерили патчи, исправляли ошибки, возвращали вырезанный контент и всячески дорабатывали то, что оставила нам в наследие Тройка. И если раньше игру можно было пройти лишь с большим трудом, пробравшись через море глюков, то сейчас это вполне себе играбельный продукт, пусть некоторые проблемы и остались, но, пожалуй, это лучшая игра, посвящённая вампирам.
Культовые игры бессмертны, в них можно играть спустя десятилетия и получать всё то же удовольствие, а в случае с Bloodlines, это удовольствие гораздо большее. Поэтому я призываю Вас не предавать этот проект забвению, и познакомиться с ним, если вы этого ещё не сделали, а в ином случае — пройти игру снова. Она стоит того.
P.S. Ох, Вельвет… Я тебя не забуду...
Bonus: