Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики

И снова понедельник, и снова я рассказываю, как это - учиться в Вышке (НИУ ВШЭ) делать игры. Предыдущая часть здесь.

Великий рандом и мой личный Джесси Шелл

Неделя началась с целого экзамена по Техническим основам разработки игровых продуктов. Настоящего, с оценками! Меня накрыло давно забытое ощущение - поганенького такого превосходства - когда все волнуются, в последний момент доучивают, друг у друга что-то спрашивают, а ты ходишь индюком - у тебя автомат! И снисходительно так на всех посматриваешь. Тебя, конечно, ненавидят, а тебе того и надо:) Обычно потом, правда, роли меняются, и вот уже ты, обливаясь потом, готовишься к экзамену, а автоматчики посмеиваются - справедливость существует.

Вообще я могла даже не заходить в Zoom, где проходил экзамен, но удержаться было невозможно, тем более то самое чувство прямо подстрекало. Начался экзамен с раздачи слонов - между теми, кто получил автоматы, разыгрывали книги по геймдеву при помощи рандомайзера. Поскольку мы с супругом оба получили автоматы, вероятность, видимо, была выше - и нам достался “Геймдизайн” Джесси Шелла. Если честно, у нас уже есть один такой, но вдвоём читать неудобно, а ещё очень хочется делать пометки прямо по тексту, так что мы решили выигрыш никому не передаривать, а оставить свежий экземпляр у себя.

Потом начался, собственно, экзамен. Билеты никто не тянул - они распределялись тем же рандомайзером. Отдельное время на подготовку не выделили, но у тех, кто отвечал не в числе первых, было преимущество.

Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики

Покажу примеры экзаменационных билетов: все по прошедшим лекциям, без сюрпризов вроде “ну это мы с вами не проходили, но это было в учебнике”.

Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики
Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики

Отвечали мои однокурсники бодро, уверенно, по-взрослому: если чего-то не знали, так и говорили. Преподаватели помогали, подтягивали, намекали. Самое частое, что я слышала на экзамене: “ты молодец, мы ставим тебе пять, хорошего вечера”. При мне поставили шесть пятёрок и одну “чуть ближе к четвёрке”. А остальные на экзамен не явились:):) Им назначили билеты, ответы нужно отправить по почте преподавателям - без всяких пересдач и нервотрёпки.

Это один из немногих экзаменов на курсе, в основном мы сдаём зачёты. И если остальные экзамены пройдут в том же стиле - я совсем не против!:)

Игровая экономика и игривая математика

На этой неделе мы с головой погрузились в игровую экономику - о ней нам рассказал Константин Сахнов в рамках курса по игровой логике. Для начала в нашем распоряжении оказался краткий экономический словарь.

Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики

А также мы узнали о разнице между открытой и закрытой игровой экономикой. Открытая - та, которая позволяет игрокам обмениваться ресурсами между собой, закрытая, соответственно, не позволяет. Открытая экономика может работать лишь по отношению к какому-то конкретному ресурсу (к примеру, можно обмениваться только хард-валютой). Для понимания Константин сравнил открытую и закрытую экономику в играх с рыночной и плановой экономикой в жизни - их принципы похожи.

Ещё преподаватель выделил такие виды игровой экономики, как экономику дефицита, баланса и профицита - это, понятно, по балансу ввода и вывода ресурсов.

Ну а потом пошла благословенная математика:):)

Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики
Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики

У закрытой экономики есть проблема: она сбалансирована в целом, но не для каждого конкретного игрока. С другой стороны, баланс заключается в том, что система анализирует успешность игрока и подстраивается под его темп игры.

Аналогичным образом мы разобрали открытую экономику.

Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики

Проблема открытой экономики - это её несбалансированность между игроками по принципу Парето. Дисбаланс появляется и в других элементах игры, которые зависят от экономики.

Student Simulator. Level 11: автоматы мои автоматы, раздача слонов и баланс экономики

Баланс же открытой экономики должен заключаться в следующем:

  • все операции обмена подвержены комиссии;
  • за деньги нельзя купить мощь;
  • низкоуровневые ресурсы необходимы для персонажей высокого уровня.

Кстати, если вам что-то сказали цифры с предыдущих слайдов - круто, искренне рада за вас, я, честно говоря, не вдавалась:) У нас в игре нет экономики ни в каком виде, поэтому я этот материал как-то отфильтровала и послушала больше для общего развития.

Куда больше на лекции меня занимала собака Маргошка, которая периодически громко требовала, чтобы Константин её гладил, а не читал лекцию. Собаку нам в камеру так и не показали - это, конечно, минус:):)

HR-бренд как способ удержания сотрудников

На последней лекции по карьерному консультированию мы послушали про HR-бренд - это индивидуальный образ, который характеризует компанию в сфере работы с персоналом, это имидж компании как работодателя, его репутация на рынке труда. Внутренний HR-бренд ориентирован на текущих сотрудников компании, а внешний - на потенциальных соискателей.

И если компании требуется удержать ценного сотрудника - включается настоящая ульта - работает и внешний, и внутренний HR-бренд, плюс подключается индивидуальная работа.

HR должны отслеживать и выявлять потребности сотрудника: на собеседовании, в рамках программы адаптации, на индивидуальных встречах, от коллег во время сбора фидбека по работе и в других ситуациях, если речь идет о конкретном сотруднике.

При этом важно, чтобы соблюдался принцип прозрачности: в оценке работы, движения внутри компании, повышения зарплаты и понимании судьбы проекта. Если в компании есть отрицательная мотивация вроде штрафов - об этом нужно предупреждать кандидата ещё до отправления оффера.

Но если несмотря на всю прозрачность, преимущества и, наплевав на HR-бренд, сотрудник всё же решился уйти - HR стоит понять его ценность, причину смены работы и общую мотивацию. Не всегда имеет смысл удерживать сотрудника, которого переманили в другую компанию, если любишь - отпусти:):)

Однако если стало ясно, что без такого ценного кадра не обойтись - можно сделать контр-оффер, предложение, которое включает конкретную информацию по изменениям, которые сделают специально для сотрудника, цифрам и срокам. Кто-то, кстати, решается заговорить о повышении зарплаты только длинным путём через контр-оффер: вот, мол, меня переманивают в другую компанию, что будем делать?:)

Ещё до лекции нам объявили, что зачёты по этому предмету всем достаются автоматом, но на дополнительном занятии разобрали резюме желающих. Я в этом не участвовала, потому что в настоящий момент не ищу работу в геймдеве, она сама меня нашла - в виде своего проекта.

А на этом пока всё! Очень жду новую учебную неделю, потому что у нас начнётся новый предмет - левел-дизайн. Надеюсь почерпнуть много полезного, в своей игре мы пока двигаемся больше интуитивно и ориентируемся на референсы, а хотелось бы получить побольше знаний и в дальнейшем перемещаться не в такой когнитивной темноте:):)

До встречи через неделю!

P. S. Читать Student Simulator также можно в VK, твиттере и телеге.

P. P. S. На случай, если кого-то заинтересуют технические подробности про курс, на котором я учусь - традиционно оставляю ссылку на программу “Менеджмент игровых проектов”.

1515 показов
410410 открытий
6 комментариев

Запрос принят, в следующий раз, когда мне привезут Маргошу или Стешу, они попадут в камеру))

Ответить

Ура! Буду ждать!)

Ответить

Если симулятор студента не как були то зачем все это надо(

Ответить

У нас тут другой жанр - иммерсивная новелла с мультиплеером:):)

Ответить

Когда там ждать игру мечты? Можно Prey 2)))

Ответить

Делаем, пилим, двигаемся к демке) Надеемся, судьба Prey 2, P. T. и прочих замечательных проектов нас не постигнет, но предугадать невозможно ничего)

Ответить