Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

"Инвесторы, не суйте нос в наши дела - суйте деньги.
Анатолий Рас

Кто я, чем я делюсь и почему вам может быть интересно, указано в первом посте (ссылка).

Дисклеймер: я не рассказываю, как правильно делать игры, но рассказываю, как экспериментировал, обучался и продолжаю развиваться в этом направлении.

Ссылки на все статьи из серии в приложении.

Когда проект только начинался, мы и не думали, что будем искать инвестиции. Расчет был на то, чтобы получить опыт разработки и выпуска игры. Минимальные усилия, минимальные затраты ресурсов, минимальное качество, минимальное время на обучение. Но все изменилось.

Стол инвестора в S.O.S.

По ходу дела мы передумали выпускать сырую ерунду в Steam, решив развиться в полноценную студию на базе текущего проекта. А значит, нужно финансировать разработку. Чтобы люди набирали опыт быстрее, чтобы это была игра, которая не только способна продаваться, но и смогла бы вернуть инвестиции.

В этот момент нам предстояло создать зачатки корпоративной стратегии. А также подойти как-то к вопросу поиска инвестора. Надо иметь то, что будем показывать - питч и билд, надо знать, как вообще это делается, что для этого нужно, куда идти, где обитают инвесторы, как готовится и тому подобное.

Кто в команде должен все это делать?

Правильно - биздев. Нанимайте биздева, и пусть он за вас решает эти вопросы.

У нас летом 2019 года нормального биздева под рукой не было. Сначала я поискал по знакомым. Одного нашел, заинтересовал его проектом, тот загорелся, аж из Воронежа ко мне приехал, чтобы все обсудить. Тут я вру: он просто проездом в Москве был, но из-за проекта заехал в гости, что уже говорит о проявленном интересе. После того, как я подробно объяснил задачу по поиску инвестора, он почему-то глубоко полез в геймдизайн. Его опыт был как раз в области предпринимательства, а не создания игровых миров. Но он все же больше хотел работать над продуктом, чем над поиском денег. Расстались.

А потребность-то наша никуда не делась. Пришло понимание, что придется делать все самому, так как я проект знаю лучше всех. В инди-команде инвестиции должен привлекать руководитель. Именно он способен выбирать путь развития и согласовывать условия с потенциальным инвестором.

Так что в вариант с биздевом я перестал верить на некоторое время. И зашел на второй круг летом 2020 года: сейчас у нас в команде есть биздев, который наравне со мной занимается вопросам инвестиций. Но пока эта история без выводов. Время покажет, насколько это будет эффективно.

Первый опыт в поисках финансирования

В августе 2019 наш продюсер принес интересную информацию о том, что ирландский фонд CSF раздает любому стартапу по 50 тысяч евро 1-2 раза в год. Условие: хороший питч проекта. Не важна тема, стадия и так далее. Оказалось, что у нас даже есть знакомые, которые без прототипа пошли и получили 50 тысяч евро, просто под идею мобильного матч-3 проекта! Правда, получали они деньги почти полтора года с момента прохождения отбора, что можно было сократить до 2-3 месяцев. Я лично с ними общался, и проблема была просто в организационной части.

Конечно, я тут же начал собирать заявку. Ничего не понимая в этом, не имея стройного плана. Но подошел к заполнению всех пунктов максимально ответственно. Благодаря чему навел некоторый порядок в голове по этой теме. Первый раунд отбора мы не прошли, так как финансовая часть была слишком раздута. Не стоило нам так преувеличивать свои прогнозы доходности. Ирландцы оказались не дураками и не пропустили нашу заявку, которая была составлена почти как бизнес-план финансовой пирамиды. Первый урок, который я тут извлек: не врите потенциальному инвестору слишком сильно, они гораздо опытнее и сразу поймут, что ваши цифры необоснованно раздуты в попытке казаться больше, чем вы есть.

Второй опыт

Строго говоря, вторым была подача новой заявки на CSF в январе 2020 года, но она тоже провалилась. Правда, уже из-за другой причины. Финансовая часть их устроила, но они отказали нам, так как не хотели больше заниматься инвестициями в игры. Непрофильный для них рынок. Может, это была отмазка, но я забил на них. И не пойду туда больше по той же причине: непрофильные инвесторы, слишком мало денег дают, никакой дополнительной экспертизы.

Если не принимать во внимание ирландцев, то дальше мы попытались найти инвестиции среди знакомых. Для того, чтобы улучшить питч, я переделал презентацию, подготовил бюджет и дорожную карту. После нескольких встреч с теми, кто хотел бы вложиться в разработку, результат был все еще неудовлетворительный. Но мне удалось улучшить подачу материала. Также выяснил, что важно заранее знать ответ на вопрос “какая организационная структура в студии и как будут распределяться доли”, что мы готовы отдать потенциальному инвестору.

Третий и далее

После “пробы пера” знания в области инвестиций были все еще скудны, и я принялся подробнее изучать теорию. В интернете на вопрос “как начать искать инвестиции” есть тонны гайдов и материалов, но это такая бездна, от одного взгляда в которую становится плохо. Поэтому начал я с любимого подкаста КДИ по тегам “бизнес”. А уже потом читал статьи, советы экспертов, составлял списки потенциальных инвесторов и издателей, писал план изложения своей позиции. Всю самую полезную информацию, которую мне удалось собрать в этот период и как-то агрегировать, я выложу в приложении. Буду рад, если мои изыскания кому-то помогут. Отдельно хочу отметить:

Уже с некоторыми познаниями я записался на первую сессию конкурса GDbay. В итоге собрал дельные отзывы по тому, что информация в презентации все еще не конкретна, размазана, подана не структурировано, акценты не на том, на чем должны быть. Параллельно нам помог продюсер: познакомил нас с классным ментором - Данилой Каменевым. Именно он спровоцировал написание серии статей “Путь инди”. А также заставил нас сделать, помимо презентации, бюджета и дорожной карты, полную документацию для питча: паспорт проекта, ГДД, концепцию, информацию о команде, структуру команды. Все это обязательно спрашивают, если вы заходите дальше первичного знакомства.

В июле 2020 мы отправились на менторский диалог от DevGamm. Отдельное спасибо тут хочу выразить трем менторам: Илье Еремееву, Дмитрию Бурковскому и Наталье Свиридовой. Они не только “хлестали меня по щам”, но и давали конкретные советы: вот так сделай презентацию в плане подачи информации (ссылка); вот тебе список фондов, стучись ко всем подряд (ссылка); определись с требованиями по маркетингу; переделай дизайн так, чтобы выделить главные цифры. Это первые люди за 7 месяцев, которые дали обратную связь и разобрали мои материалы с точки зрения экспертов, занимающихся инвестициями.

Что есть сейчас

Главное, до чего нам удалось дотянуться на данном этапе - это участие в Game Innovators. Куда нас взяли как раз благодаря тому, что у меня была полностью проработана документация, презентация, питч, понятные цели и предложение для инвесторов. В ходе этой программы нас знакомят с различными экспертами из индустрии, которые помогают советами, связями и направляют в нужную сторону. Активность эта закончится в середине декабря 2020, и я конечно напишу об итогах.

В общем, поиск инвестиций - это сложный и долгий процесс. Особенно для инди-команды без имени и без крутого опыта в геймдеве. Но это не заведомо безнадежная история. Мы продолжаем искать инвестиции и того, кто поверит в нас, в наше желание и стремление сделать отличный продукт, а также построить студию разработки вместе с нами.

P.S. я опустил истории про подачу заявок в фонды. Такие как EMG, IndieFund, Xsolla Funding Club и другие. Но это только потому, что у нас все сводится к простому правильному заполнению заявки. А это в большей степени зависит от тех самых документов, которые заставил нас сделать Данила. Копируешь цифры и текст, вставляешь в двадцатую заявку и переходишь к следующей.

Период, который я обозрел: сентябрь 2019 - октябрь 2020 года.

Вопрос поиска инвестиций требует:

  • изучения предмета как такового. Вы должны понять, какие инвестиции бывают, как это работает на рынке игр и чего захотят от вас инвесторы.
  • подготовки определенных документов. Необходимо, как минимум, составить концепцию, бюджет, план и питч-документ (презентацию). Они же помогут вам при подаче заявок на финансирование туда, где этот процесс регламентирован и на первой стадии зависит не от вашего ораторского таланта, а от формальной бюрократии.
  • рассматривать вопрос не только с точки зрения нехватки денег, но и нехватки экспертизы, связей и производственного опыта. Подобная экспертиза бывает даже ценнее самих денег. Это одна из причин, почему при выборе между инвесторами не стоит идти к непрофильному - вы лишаетесь опытного индустриального партнера, который сидит с вами в одной лодке.
  • честности. Не преувеличивайте потенциальную доходность если на то нет подтвержденных оснований. Опытный инвестор поймет, что вы врете, еще до того, как вы сами это заметите.
  • терпения и выдержки. Вы можете не получить деньги и с десятого раза, но когда нибудь это обязательно случится. Идите к своей цели, совершенствуйтесь по дороге и все получится.

Приложение

План постов:

  1. Как мы собирались. 28.09.2020 (ссылка)
  2. Как попали на первую конференцию. 05.10.2020 (ссылка)
  3. Как начали планировать разработку. 12.10.2020 (ссылка)
  4. Как набирали команду. 19.10.2020 (ссылка)
  5. Как шли на вторую выставку. 26.10.2020 (ссылка)
  6. Как заводили новые знакомства. 02.11.2020 (ссылка)
  7. Как и зачем меняли прототип. 09.11.2020 (ссылка)
  8. Как работали в период пандемии. 16.11.2020 (ссылка)
  9. Как уходят из команды и “увольнения”. 23.11.2020 (ссылка на предыдущую часть)
  10. Как ищем инвесторов и издателей. 30.11.2020
  11. Как и зачем ставим процессы и базовые пайплайны. 07.12.2020
  12. Как обеспечиваем тимбилдинг. 14.12.2020
  13. Как управлять всем процессом разработки. 21.12.2020
  14. Какие особенности инди-удаленки. 28.12.2020
  15. Как и зачем продолжать расти. 04.01.2021

Я буду актуализировать этот список с каждым новым выпуском. Есть предложения, комментарии и пожелания по темам? Пишите мне. Могу дополнять существующий план или изменять его.

Дополнительные ссылки и материалы:

{ "author_name": "Nikita Proskurin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 40, "likes": 27, "favorites": 57, "is_advertisement": false, "subsite_label": "indie", "id": 271986, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Nov 2020 10:15:12 +0300", "is_special": false }
0
40 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Как же знакомо. Тоже в поисках инвестиций в начале 2020 года и как будето свою собственную историю читаю. 

Держу за вас кулачки!

Ответить

Невидимый фонарь

3

Вы можете не получить деньги и с десятого раза, но когда-нибудь это обязательно случится.

...Например, когда вы пойдете на нормальную дневную работу.
Пока все это выглядит как "я потратил кучу времени, покормил чужих дядь своими деньгами и ничего не добился. И понимаю, что не добьюсь, так как... Но вы пилите Шура".

...Лично я с этой херней, только в книгоиздании, завязал давно, после того как понял, что все эти питчи, заявки и разговоры не приводят ни к чему, кроме траты времени и денег на их составление и написание. Вот и все. А выбирают издатели и инвесторы про другим принципам, например:
- дешево-сердито
- друг, брат, сват, "лично знаю и водку пью с тобой"
- ты местный и живешь в моей стране
В других случаях денег тебе могут дать только от жалости

Ответить
1

Возможно, у инвесторов нет достаточной "веры" в книгоиздание вообще.
Ведь никто на каждом углу не кричит, что вот он издал бестселлер уровня Гарри Поттера и заработал на этом миллионы. Нет, за такими историями успеха нужно идти на профильные сайты и конференции.
А вот про игры полно историй, и каждый инвестор, даже далекий от мира игр, знает если не про успехи Майнкрафта, то уж про Angry Birds точно.
Миф о успешных айтишниках-игроделах уже несколько лет как прочно интегрировался в повседневность. Это стало чем-то обыденным, само собой разумеющимся, в это легко поверить если захотеть.

Ответить

Невидимый фонарь

Grim
0

нужно быть честными:
у инвесторов вообще нет веры. это бессердечные суки, для которых божок один - Мамонна. это не люди, это выродки.
вот и все.

Ответить
0

Я б сказал выбирают они то, в чем видят потенциал заработать себе. Что в целом логично, если рассматривать это в бизнес ключе.

Ответить

Невидимый фонарь

Андрей
0

там очень часто не рассматривают иностранцев как класс, ибо не местные. и тех, кого лично не знают и пиво с ним не пили. просто прагматика личного опыта

Ответить
0

Я чуть выше описывал историю моих знакомых, которые под идею проекта деньги получили у ирландцев. А они им были никем вообще.

Ответить

Невидимый фонарь

Nikita
0

я дядя старый, в сказки не верю. но порой очень хочется.
а в лоб этому знакомому не дали?
впрочем, у всех бывают выдуманные друзья.

Ответить
1

Вот статья-интервью с деталями про получение денег от иностранного инвестфонда под идею: https://hsbi.hse.ru/career/graduates/sitbatalova-alina/ 

Ответить
1

А почему не попробовать Early Acсess? У вас же вроде бы есть работающая версия. Какие-то деньги будут поступать. И вам и занятие - маркетинг, плюс деньги от купивших + увидите хотя бы какие-то цифры насколько люди заинтересованы в вашем проекте на сегодня.

Ответить
1

Попробовать можно, но без мощной PR-компании релиз в EA даст продаж на $1000 в первый месяц, если игра достаточно хорошая и не слишком сырая. Потом значительно меньше, и через несколько месяцев уже около $0.
Если же игра сырая и крашится, то она уйдет в Mostly Nagitive и продавать ее вообще не получится, даже несколько сотен баксов не заработаешь.

Я так понимаю, авторов не особо привлекает такой уровень "финансирования". 
Плюс, после релиза в EA уже невозможно будет привлечь нормальный стартовый трафик от Стима. А именно стартовый трафик и отзывы в день релиза зачастую определяют успех игры.
Короче, EA - это больше для тех кто хочет получить тысячу баксов здесь и сейчас и отказывается от шанса заработать миллионы когда игра будет готова.

Ответить
0

Ну так в команде же есть - маркетолог, который собственно и должен заниматься PR, пусть своими силами, но тем не менее. Есть геим дизайнер на котором ответственность, чтобы игра не ушла в Mostly Negative и человек который технически всё это создаёт. Вот и будут цифры и фидбек, чтобы пойти уже к инвесторам. А как ещё - дайте нам денег мы в геимдев поиграемся?

Ответить

Невидимый фонарь

System1
0

...если ты читал предыдущие "статьи", то мог видеть - что вся команда на чистом энтузиазизме.
Пиар - это как раз цикл этих статей.
Как бы весь его проект - это хобби, "хочу в геймдев". Хобби - это нормально, почему бы и нет. 
Поэтому - да, "дайте денег, мы поиграемся".

Ответить
1

По мне, так это не пиар, а просто желание высказаться и дополнительная мотивировка самого себя на работу.
Если жанр популярный, то нужно чтобы реальные толпы народа. Один миллион юзеров услышит или увидит что-то об игре. Только 10000 юзеров запомнят название и перейдут по ссылке или забьют в гугл. Из них 500 человек будут готовы заплатить деньги или делиться информацией с друзьями, не так уж и много.
Что уж говорить о статьях на дтф которые читают несколько тысяч пользователей.

Ответить

Невидимый фонарь

Grim
1

да ничего подобного. это пиараст.
когда человек хочет высказаться - он пишет эмоционально один раз. а тут целый долгий план на 15 статей.
Там нет игры. там есть пяток скринов с каким-то странным эффектом, наложенным поверх и много разговоров.
Все это - эпистолярный жанр на форуме при полном отсутствии продукта

Ответить
0

Вроде бы человек описывает какой -то кидок, но я не могу понять, в чем Профит схемы.  Такое ощущение, что тридцать человек ему просто платят деньги и он на это живёт.

Ответить

Невидимый

atomgrib
0

не, я уверен, что в итоге он что-то выпустит.
Вопрос в том, насколько это "что-то" будет вменяемым.
Был уже один такой пример - Soul Saga. 7 лет он это... поделие... пилил до ЕА, допилил. Народ увидел, офигел. Реакции парня и отношение к нему показательно, если погулить. Его жалобы на отзывы - тоже. 
При этом арт - неплохой. Но... та сумма, которую он собрал, и результат - просто несопоставимы.

Ответить
0

Так в этом и вопрос - кинут инвесторов или тридцать человек команды. Или будет кидать всех. Если бы не выпустил, то бы придрались а так - "скидывались на игру, получили игру, что вы от меня хотите?" 

Ответить

Невидимый

atomgrib
1

ладно, не люблю я все вот это... что и как он делает - это его дело. как говорится - пронырливые выкарабкиваются, а мы сидим по форумам и бубним. Ну, выглядит это со стороны так.
тут просто штука в том, что напиши он 1-2 заметки, я бы мимо прошел и не заметил (тут много кто про свое инди пишет так, пару даже внес в вишлист), но вот так упорно рожать список лонгов на темы, в которых шаришь мало - честно говоря, начало утомлять
Да, пахнет его подход к делу гнило, но не мы же на него работаем

Ответить
0

Так а как хочется? Чтобы каждый месяц транши приходили, была компетентная команда, ресурсы технические, всё в правовом поле, и всё хорошо, в чём тогда роль лидера команды? Если всё хорошо, он то зачем нужен?

Ответить
0

Так пиар без конверта. Игру нельзя купить, нельзя занести в early access, или какой-нить патреон. Если хобби, то зачем инвесторы? Делайте за свои when is done as we can

Ответить

Невидимый фонарь

System1
0

Вот это вопрос уже не ко мне :)

Ответить
0

Да, но маркетологу не достаточно просто быть. Маркетолог должен обеспечить несколько летсплеев от крупных ютуберов, например.
Не знаю точных цифр, но меньше 1 миллиона просмотров (если говорим о популярных жанрах игр) на ютубе уже считай почти никак и не конвертируются в переходы на страницу игры и вряд ли алгоритмы стима заметят этот трафик и подстроятся под него.
Если же маркетолог просто ведет твиттер с сотней подписчиков и раздает бесплатные ключи, как бывает большинстве случаев, то толку от его деятельности будет только на несколько десятков лишних проданных копий. Это все замечательно, но повлияет ли это на общую картину?

Инвестор хотя бы может обеспечить деньгами чтобы заплатить этим топовым ютуберам и получить несколько миллионов просмотров, а там уже возможно что игра уйдет и популярные новинки и продаваться будет уже совсем иначе чем обычное инди.

Ответить
0

Тогда не инвестора нужно искать, а мецената, который даст денег просто так. 

Ответить

Невидимый фонарь

System1
0

а он и ищет мецената, просто прикрывает это словом инвестор.
да что там! и я в свое время искал мецената, хотя думал, что бизнес-ангела :)
...потом нашел работу

Ответить
0

Откуда инфа? Есть статья с цифрами где можно об этом почитать? Я замечал, что после EA проекты уходящие в full release зачастую светятся в New Releases и получают траффик, если в EA набрали хотя бы 50-100 reviews.

Ответить
0

Личный опыт и наблюдение за другими EA разработчиками. Статью я не писал потому что очень уж много нюансов и сложно объяснить их людям которые никогда не публиковались на стиме.
Но это взгляд с точки зрения обычного рядового инди. То есть никто особо не ждет игру и летсплеи не смотрят миллионы зрителей не ютубе.
50 отзывов набрать - это не те результаты которые типичны для игр о которых постят в этом разделе. Я бы сказал 5-20 отзывов - вот типичный результат к которому стоит стремится если игра достаточно хороша. Вот на кикстартере ведь мало кто из индюков всерьез рассчитывает $10000 собрать, гораздо больше игр с целью в $1000.

Ответить
0

1. Рано пока даже для Early Acсess.
2. Не умеем мы это делать так, чтобы было хорошо, а кое как выходить в таком формате не хочу. Только испортим репутацию проекту.

Ответить
1

Вопрос. Какие сайты надо посещать, чтобы не пропускать такие события как game innovators, ирландский фонд? Стабильно посещаю некоторые сайты, где новости по IT, но эти что-то не видел.

Ответить
1

Андрей, это просто постоянный мониторинг всего подряд и общение внутри индустрии. Ирландцы для меня были случайной информацией от продюсера, тему с game innovators притащил наш PM...вот так с миру / с команды по нитке)

А вообще у меня в приложении перечислены некоторые ресурсы. Можете помониторить как минимум их)

Ответить
0

А что за проект то? И был ли предолжен проект местным издателям? 
Вроде бы это первый шаг, который должен сделать инди разработчик.

Ответить
1

Ссылки на проект в приложении. Или вот ниже.
Проект местным конечно был предложен. Все хотят MVP версию, а не прототипы. Вот ее-то мы и пилим сейчас)

Ответить

Домашний Никита

0

Как там у вас с игрой то, геймплей уже есть рабочий?

Ответить
0

Есть, но еще не такой, как нам хочется. Еще дорабатываем и улучшаем)

Ответить
0

На MegaGrants подавались? 

Ответить
0

Да. С июня висим и каждые 3-4 недели списываемся. Ответ пока один: "Мы про вас помним, ждите")
Даже на всенародный конкурс о Unreal подавались, который они с Disgasting man делали. На финальном отборе слетели, хотя до этого все стадии прошли.

Ответить
0

Подскажите, а юрлицо у вас есть ?  ООО или подобное разве не требуется для получения инвестиций, особенно учитывая, что у вас команда 30 человек ?

Ответить
0

Да, все верно, юр. лицо требуется. Но это не обязательно. Некоторые инвесторы сразу предлагают свое юр. лицо для более быстрого оформления.

Что касается нас, то да, у нас есть ООО с зарегистрированным товарным знаком игры)

Ответить

Либеральный Илья

0

Какое охуительное сочинение.

 Если не принимать во внимание ирландцев, то дальше мы попытались найти инвестиции среди знакомых. ... После нескольких встреч с теми, кто хотел бы вложиться в разработку, результат был все еще неудовлетворительный.

Мама и бабушка денег не дали.

Ответить

Комментарии

null