Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

"Инвесторы, не суйте нос в наши дела - суйте деньги.
Анатолий Рас

Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

Кто я, чем я делюсь и почему вам может быть интересно, указано в первом посте (ссылка).

Дисклеймер: я не рассказываю, как правильно делать игры, но рассказываю, как экспериментировал, обучался и продолжаю развиваться в этом направлении.

Ссылки на все статьи из серии в приложении.

Когда проект только начинался, мы и не думали, что будем искать инвестиции. Расчет был на то, чтобы получить опыт разработки и выпуска игры. Минимальные усилия, минимальные затраты ресурсов, минимальное качество, минимальное время на обучение. Но все изменилось.

<i>Стол инвестора в S.O.S.</i>
Стол инвестора в S.O.S.

По ходу дела мы передумали выпускать сырую ерунду в Steam, решив развиться в полноценную студию на базе текущего проекта. А значит, нужно финансировать разработку. Чтобы люди набирали опыт быстрее, чтобы это была игра, которая не только способна продаваться, но и смогла бы вернуть инвестиции.

В этот момент нам предстояло создать зачатки корпоративной стратегии. А также подойти как-то к вопросу поиска инвестора. Надо иметь то, что будем показывать - питч и билд, надо знать, как вообще это делается, что для этого нужно, куда идти, где обитают инвесторы, как готовится и тому подобное.

Кто в команде должен все это делать?

Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

Правильно - биздев. Нанимайте биздева, и пусть он за вас решает эти вопросы.

У нас летом 2019 года нормального биздева под рукой не было. Сначала я поискал по знакомым. Одного нашел, заинтересовал его проектом, тот загорелся, аж из Воронежа ко мне приехал, чтобы все обсудить. Тут я вру: он просто проездом в Москве был, но из-за проекта заехал в гости, что уже говорит о проявленном интересе. После того, как я подробно объяснил задачу по поиску инвестора, он почему-то глубоко полез в геймдизайн. Его опыт был как раз в области предпринимательства, а не создания игровых миров. Но он все же больше хотел работать над продуктом, чем над поиском денег. Расстались.

А потребность-то наша никуда не делась. Пришло понимание, что придется делать все самому, так как я проект знаю лучше всех. В инди-команде инвестиции должен привлекать руководитель. Именно он способен выбирать путь развития и согласовывать условия с потенциальным инвестором.

Так что в вариант с биздевом я перестал верить на некоторое время. И зашел на второй круг летом 2020 года: сейчас у нас в команде есть биздев, который наравне со мной занимается вопросам инвестиций. Но пока эта история без выводов. Время покажет, насколько это будет эффективно.

Первый опыт в поисках финансирования

Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

В августе 2019 наш продюсер принес интересную информацию о том, что ирландский фонд CSF раздает любому стартапу по 50 тысяч евро 1-2 раза в год. Условие: хороший питч проекта. Не важна тема, стадия и так далее. Оказалось, что у нас даже есть знакомые, которые без прототипа пошли и получили 50 тысяч евро, просто под идею мобильного матч-3 проекта! Правда, получали они деньги почти полтора года с момента прохождения отбора, что можно было сократить до 2-3 месяцев. Я лично с ними общался, и проблема была просто в организационной части.

Конечно, я тут же начал собирать заявку. Ничего не понимая в этом, не имея стройного плана. Но подошел к заполнению всех пунктов максимально ответственно. Благодаря чему навел некоторый порядок в голове по этой теме. Первый раунд отбора мы не прошли, так как финансовая часть была слишком раздута. Не стоило нам так преувеличивать свои прогнозы доходности. Ирландцы оказались не дураками и не пропустили нашу заявку, которая была составлена почти как бизнес-план финансовой пирамиды. Первый урок, который я тут извлек: не врите потенциальному инвестору слишком сильно, они гораздо опытнее и сразу поймут, что ваши цифры необоснованно раздуты в попытке казаться больше, чем вы есть.

Второй опыт

Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

Строго говоря, вторым была подача новой заявки на CSF в январе 2020 года, но она тоже провалилась. Правда, уже из-за другой причины. Финансовая часть их устроила, но они отказали нам, так как не хотели больше заниматься инвестициями в игры. Непрофильный для них рынок. Может, это была отмазка, но я забил на них. И не пойду туда больше по той же причине: непрофильные инвесторы, слишком мало денег дают, никакой дополнительной экспертизы.

Если не принимать во внимание ирландцев, то дальше мы попытались найти инвестиции среди знакомых. Для того, чтобы улучшить питч, я переделал презентацию, подготовил бюджет и дорожную карту. После нескольких встреч с теми, кто хотел бы вложиться в разработку, результат был все еще неудовлетворительный. Но мне удалось улучшить подачу материала. Также выяснил, что важно заранее знать ответ на вопрос “какая организационная структура в студии и как будут распределяться доли”, что мы готовы отдать потенциальному инвестору.

Третий и далее

Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

После “пробы пера” знания в области инвестиций были все еще скудны, и я принялся подробнее изучать теорию. В интернете на вопрос “как начать искать инвестиции” есть тонны гайдов и материалов, но это такая бездна, от одного взгляда в которую становится плохо. Поэтому начал я с любимого подкаста КДИ по тегам “бизнес”. А уже потом читал статьи, советы экспертов, составлял списки потенциальных инвесторов и издателей, писал план изложения своей позиции. Всю самую полезную информацию, которую мне удалось собрать в этот период и как-то агрегировать, я выложу в приложении. Буду рад, если мои изыскания кому-то помогут. Отдельно хочу отметить:

Уже с некоторыми познаниями я записался на первую сессию конкурса GDbay. В итоге собрал дельные отзывы по тому, что информация в презентации все еще не конкретна, размазана, подана не структурировано, акценты не на том, на чем должны быть. Параллельно нам помог продюсер: познакомил нас с классным ментором - Данилой Каменевым. Именно он спровоцировал написание серии статей “Путь инди”. А также заставил нас сделать, помимо презентации, бюджета и дорожной карты, полную документацию для питча: паспорт проекта, ГДД, концепцию, информацию о команде, структуру команды. Все это обязательно спрашивают, если вы заходите дальше первичного знакомства.

В июле 2020 мы отправились на менторский диалог от DevGamm. Отдельное спасибо тут хочу выразить трем менторам: Илье Еремееву, Дмитрию Бурковскому и Наталье Свиридовой. Они не только “хлестали меня по щам”, но и давали конкретные советы: вот так сделай презентацию в плане подачи информации (ссылка); вот тебе список фондов, стучись ко всем подряд (ссылка); определись с требованиями по маркетингу; переделай дизайн так, чтобы выделить главные цифры. Это первые люди за 7 месяцев, которые дали обратную связь и разобрали мои материалы с точки зрения экспертов, занимающихся инвестициями.

Что есть сейчас

Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей

Главное, до чего нам удалось дотянуться на данном этапе - это участие в Game Innovators. Куда нас взяли как раз благодаря тому, что у меня была полностью проработана документация, презентация, питч, понятные цели и предложение для инвесторов. В ходе этой программы нас знакомят с различными экспертами из индустрии, которые помогают советами, связями и направляют в нужную сторону. Активность эта закончится в середине декабря 2020, и я конечно напишу об итогах.

В общем, поиск инвестиций - это сложный и долгий процесс. Особенно для инди-команды без имени и без крутого опыта в геймдеве. Но это не заведомо безнадежная история. Мы продолжаем искать инвестиции и того, кто поверит в нас, в наше желание и стремление сделать отличный продукт, а также построить студию разработки вместе с нами.

P.S. я опустил истории про подачу заявок в фонды. Такие как EMG, IndieFund, Xsolla Funding Club и другие. Но это только потому, что у нас все сводится к простому правильному заполнению заявки. А это в большей степени зависит от тех самых документов, которые заставил нас сделать Данила. Копируешь цифры и текст, вставляешь в двадцатую заявку и переходишь к следующей.

Период, который я обозрел: сентябрь 2019 - октябрь 2020 года.

Вопрос поиска инвестиций требует:

  • изучения предмета как такового. Вы должны понять, какие инвестиции бывают, как это работает на рынке игр и чего захотят от вас инвесторы.
  • подготовки определенных документов. Необходимо, как минимум, составить концепцию, бюджет, план и питч-документ (презентацию). Они же помогут вам при подаче заявок на финансирование туда, где этот процесс регламентирован и на первой стадии зависит не от вашего ораторского таланта, а от формальной бюрократии.
  • рассматривать вопрос не только с точки зрения нехватки денег, но и нехватки экспертизы, связей и производственного опыта. Подобная экспертиза бывает даже ценнее самих денег. Это одна из причин, почему при выборе между инвесторами не стоит идти к непрофильному - вы лишаетесь опытного индустриального партнера, который сидит с вами в одной лодке.
  • честности. Не преувеличивайте потенциальную доходность если на то нет подтвержденных оснований. Опытный инвестор поймет, что вы врете, еще до того, как вы сами это заметите.
  • терпения и выдержки. Вы можете не получить деньги и с десятого раза, но когда нибудь это обязательно случится. Идите к своей цели, совершенствуйтесь по дороге и все получится.

Приложение

План постов:

  1. Как мы собирались. 28.09.2020 (ссылка)
  2. Как попали на первую конференцию. 05.10.2020 (ссылка)
  3. Как начали планировать разработку. 12.10.2020 (ссылка)
  4. Как набирали команду. 19.10.2020 (ссылка)
  5. Как шли на вторую выставку. 26.10.2020 (ссылка)
  6. Как заводили новые знакомства. 02.11.2020 (ссылка)
  7. Как и зачем меняли прототип. 09.11.2020 (ссылка)
  8. Как работали в период пандемии. 16.11.2020 (ссылка)
  9. Как уходят из команды и “увольнения”. 23.11.2020 (ссылка на предыдущую часть)
  10. Как ищем инвесторов и издателей. 30.11.2020
  11. Как и зачем ставим процессы и базовые пайплайны. 07.12.2020
  12. Как обеспечиваем тимбилдинг. 14.12.2020
  13. Как управлять всем процессом разработки. 21.12.2020
  14. Какие особенности инди-удаленки. 28.12.2020
  15. Как и зачем продолжать расти. 04.01.2021

Я буду актуализировать этот список с каждым новым выпуском. Есть предложения, комментарии и пожелания по темам? Пишите мне. Могу дополнять существующий план или изменять его.

Дополнительные ссылки и материалы:

3131
40 комментариев

Как же знакомо. Тоже в поисках инвестиций в начале 2020 года и как будето свою собственную историю читаю. 

Держу за вас кулачки!

6
Ответить

Вы можете не получить деньги и с десятого раза, но когда-нибудь это обязательно случится....Например, когда вы пойдете на нормальную дневную работу.
Пока все это выглядит как "я потратил кучу времени, покормил чужих дядь своими деньгами и ничего не добился. И понимаю, что не добьюсь, так как... Но вы пилите Шура".

...Лично я с этой херней, только в книгоиздании, завязал давно, после того как понял, что все эти питчи, заявки и разговоры не приводят ни к чему, кроме траты времени и денег на их составление и написание. Вот и все. А выбирают издатели и инвесторы про другим принципам, например:
- дешево-сердито
- друг, брат, сват, "лично знаю и водку пью с тобой"
- ты местный и живешь в моей стране
В других случаях денег тебе могут дать только от жалости

4
Ответить

Возможно, у инвесторов нет достаточной "веры" в книгоиздание вообще.
Ведь никто на каждом углу не кричит, что вот он издал бестселлер уровня Гарри Поттера и заработал на этом миллионы. Нет, за такими историями успеха нужно идти на профильные сайты и конференции.
А вот про игры полно историй, и каждый инвестор, даже далекий от мира игр, знает если не про успехи Майнкрафта, то уж про Angry Birds точно.
Миф о успешных айтишниках-игроделах уже несколько лет как прочно интегрировался в повседневность. Это стало чем-то обыденным, само собой разумеющимся, в это легко поверить если захотеть.

1
Ответить

Я б сказал выбирают они то, в чем видят потенциал заработать себе. Что в целом логично, если рассматривать это в бизнес ключе.

Ответить

А почему не попробовать Early Acсess? У вас же вроде бы есть работающая версия. Какие-то деньги будут поступать. И вам и занятие - маркетинг, плюс деньги от купивших + увидите хотя бы какие-то цифры насколько люди заинтересованы в вашем проекте на сегодня.

1
Ответить

Попробовать можно, но без мощной PR-компании релиз в EA даст продаж на $1000 в первый месяц, если игра достаточно хорошая и не слишком сырая. Потом значительно меньше, и через несколько месяцев уже около $0.
Если же игра сырая и крашится, то она уйдет в Mostly Nagitive и продавать ее вообще не получится, даже несколько сотен баксов не заработаешь.

Я так понимаю, авторов не особо привлекает такой уровень "финансирования". 
Плюс, после релиза в EA уже невозможно будет привлечь нормальный стартовый трафик от Стима. А именно стартовый трафик и отзывы в день релиза зачастую определяют успех игры.
Короче, EA - это больше для тех кто хочет получить тысячу баксов здесь и сейчас и отказывается от шанса заработать миллионы когда игра будет готова.

1
Ответить

1. Рано пока даже для Early Acсess.
2. Не умеем мы это делать так, чтобы было хорошо, а кое как выходить в таком формате не хочу. Только испортим репутацию проекту.

Ответить