Путь инди. Часть 10/15. Как ищем инвесторов и издателей
"Инвесторы, не суйте нос в наши дела - суйте деньги.
Анатолий Рас
Кто я, чем я делюсь и почему вам может быть интересно, указано в первом посте (ссылка).
Дисклеймер: я не рассказываю, как правильно делать игры, но рассказываю, как экспериментировал, обучался и продолжаю развиваться в этом направлении.
Ссылки на все статьи из серии в приложении.
Когда проект только начинался, мы и не думали, что будем искать инвестиции. Расчет был на то, чтобы получить опыт разработки и выпуска игры. Минимальные усилия, минимальные затраты ресурсов, минимальное качество, минимальное время на обучение. Но все изменилось.
По ходу дела мы передумали выпускать сырую ерунду в Steam, решив развиться в полноценную студию на базе текущего проекта. А значит, нужно финансировать разработку. Чтобы люди набирали опыт быстрее, чтобы это была игра, которая не только способна продаваться, но и смогла бы вернуть инвестиции.
В этот момент нам предстояло создать зачатки корпоративной стратегии. А также подойти как-то к вопросу поиска инвестора. Надо иметь то, что будем показывать - питч и билд, надо знать, как вообще это делается, что для этого нужно, куда идти, где обитают инвесторы, как готовится и тому подобное.
Кто в команде должен все это делать?
Правильно - биздев. Нанимайте биздева, и пусть он за вас решает эти вопросы.
У нас летом 2019 года нормального биздева под рукой не было. Сначала я поискал по знакомым. Одного нашел, заинтересовал его проектом, тот загорелся, аж из Воронежа ко мне приехал, чтобы все обсудить. Тут я вру: он просто проездом в Москве был, но из-за проекта заехал в гости, что уже говорит о проявленном интересе. После того, как я подробно объяснил задачу по поиску инвестора, он почему-то глубоко полез в геймдизайн. Его опыт был как раз в области предпринимательства, а не создания игровых миров. Но он все же больше хотел работать над продуктом, чем над поиском денег. Расстались.
А потребность-то наша никуда не делась. Пришло понимание, что придется делать все самому, так как я проект знаю лучше всех. В инди-команде инвестиции должен привлекать руководитель. Именно он способен выбирать путь развития и согласовывать условия с потенциальным инвестором.
Так что в вариант с биздевом я перестал верить на некоторое время. И зашел на второй круг летом 2020 года: сейчас у нас в команде есть биздев, который наравне со мной занимается вопросам инвестиций. Но пока эта история без выводов. Время покажет, насколько это будет эффективно.
Первый опыт в поисках финансирования
В августе 2019 наш продюсер принес интересную информацию о том, что ирландский фонд CSF раздает любому стартапу по 50 тысяч евро 1-2 раза в год. Условие: хороший питч проекта. Не важна тема, стадия и так далее. Оказалось, что у нас даже есть знакомые, которые без прототипа пошли и получили 50 тысяч евро, просто под идею мобильного матч-3 проекта! Правда, получали они деньги почти полтора года с момента прохождения отбора, что можно было сократить до 2-3 месяцев. Я лично с ними общался, и проблема была просто в организационной части.
Конечно, я тут же начал собирать заявку. Ничего не понимая в этом, не имея стройного плана. Но подошел к заполнению всех пунктов максимально ответственно. Благодаря чему навел некоторый порядок в голове по этой теме. Первый раунд отбора мы не прошли, так как финансовая часть была слишком раздута. Не стоило нам так преувеличивать свои прогнозы доходности. Ирландцы оказались не дураками и не пропустили нашу заявку, которая была составлена почти как бизнес-план финансовой пирамиды. Первый урок, который я тут извлек: не врите потенциальному инвестору слишком сильно, они гораздо опытнее и сразу поймут, что ваши цифры необоснованно раздуты в попытке казаться больше, чем вы есть.
Второй опыт
Строго говоря, вторым была подача новой заявки на CSF в январе 2020 года, но она тоже провалилась. Правда, уже из-за другой причины. Финансовая часть их устроила, но они отказали нам, так как не хотели больше заниматься инвестициями в игры. Непрофильный для них рынок. Может, это была отмазка, но я забил на них. И не пойду туда больше по той же причине: непрофильные инвесторы, слишком мало денег дают, никакой дополнительной экспертизы.
Если не принимать во внимание ирландцев, то дальше мы попытались найти инвестиции среди знакомых. Для того, чтобы улучшить питч, я переделал презентацию, подготовил бюджет и дорожную карту. После нескольких встреч с теми, кто хотел бы вложиться в разработку, результат был все еще неудовлетворительный. Но мне удалось улучшить подачу материала. Также выяснил, что важно заранее знать ответ на вопрос “какая организационная структура в студии и как будут распределяться доли”, что мы готовы отдать потенциальному инвестору.
Третий и далее
После “пробы пера” знания в области инвестиций были все еще скудны, и я принялся подробнее изучать теорию. В интернете на вопрос “как начать искать инвестиции” есть тонны гайдов и материалов, но это такая бездна, от одного взгляда в которую становится плохо. Поэтому начал я с любимого подкаста КДИ по тегам “бизнес”. А уже потом читал статьи, советы экспертов, составлял списки потенциальных инвесторов и издателей, писал план изложения своей позиции. Всю самую полезную информацию, которую мне удалось собрать в этот период и как-то агрегировать, я выложу в приложении. Буду рад, если мои изыскания кому-то помогут. Отдельно хочу отметить:
- 2 замечательные статьи на unrealengine.com про то, как правильно искать инвестиции (часть первая, часть вторая). Мы даже перевели эти статьи на русский и выложили их в свободный доступ (наш перевод часть первая, часть вторая);
- книгу “Привлечение инвестиций в стартап” от Фелда и Мендельсона. Любопытный труд, который рассказывает, что такое инвестиции в большом мире корпоративного бизнеса. В РФ ее практически невозможно найти, она больше не продается. Сам купил с рук через форум перепродаж.
Уже с некоторыми познаниями я записался на первую сессию конкурса GDbay. В итоге собрал дельные отзывы по тому, что информация в презентации все еще не конкретна, размазана, подана не структурировано, акценты не на том, на чем должны быть. Параллельно нам помог продюсер: познакомил нас с классным ментором - Данилой Каменевым. Именно он спровоцировал написание серии статей “Путь инди”. А также заставил нас сделать, помимо презентации, бюджета и дорожной карты, полную документацию для питча: паспорт проекта, ГДД, концепцию, информацию о команде, структуру команды. Все это обязательно спрашивают, если вы заходите дальше первичного знакомства.
В июле 2020 мы отправились на менторский диалог от DevGamm. Отдельное спасибо тут хочу выразить трем менторам: Илье Еремееву, Дмитрию Бурковскому и Наталье Свиридовой. Они не только “хлестали меня по щам”, но и давали конкретные советы: вот так сделай презентацию в плане подачи информации (ссылка); вот тебе список фондов, стучись ко всем подряд (ссылка); определись с требованиями по маркетингу; переделай дизайн так, чтобы выделить главные цифры. Это первые люди за 7 месяцев, которые дали обратную связь и разобрали мои материалы с точки зрения экспертов, занимающихся инвестициями.
Что есть сейчас
Главное, до чего нам удалось дотянуться на данном этапе - это участие в Game Innovators. Куда нас взяли как раз благодаря тому, что у меня была полностью проработана документация, презентация, питч, понятные цели и предложение для инвесторов. В ходе этой программы нас знакомят с различными экспертами из индустрии, которые помогают советами, связями и направляют в нужную сторону. Активность эта закончится в середине декабря 2020, и я конечно напишу об итогах.
В общем, поиск инвестиций - это сложный и долгий процесс. Особенно для инди-команды без имени и без крутого опыта в геймдеве. Но это не заведомо безнадежная история. Мы продолжаем искать инвестиции и того, кто поверит в нас, в наше желание и стремление сделать отличный продукт, а также построить студию разработки вместе с нами.
P.S. я опустил истории про подачу заявок в фонды. Такие как EMG, IndieFund, Xsolla Funding Club и другие. Но это только потому, что у нас все сводится к простому правильному заполнению заявки. А это в большей степени зависит от тех самых документов, которые заставил нас сделать Данила. Копируешь цифры и текст, вставляешь в двадцатую заявку и переходишь к следующей.
Период, который я обозрел: сентябрь 2019 - октябрь 2020 года.
Вопрос поиска инвестиций требует:
- изучения предмета как такового. Вы должны понять, какие инвестиции бывают, как это работает на рынке игр и чего захотят от вас инвесторы.
- подготовки определенных документов. Необходимо, как минимум, составить концепцию, бюджет, план и питч-документ (презентацию). Они же помогут вам при подаче заявок на финансирование туда, где этот процесс регламентирован и на первой стадии зависит не от вашего ораторского таланта, а от формальной бюрократии.
- рассматривать вопрос не только с точки зрения нехватки денег, но и нехватки экспертизы, связей и производственного опыта. Подобная экспертиза бывает даже ценнее самих денег. Это одна из причин, почему при выборе между инвесторами не стоит идти к непрофильному - вы лишаетесь опытного индустриального партнера, который сидит с вами в одной лодке.
- честности. Не преувеличивайте потенциальную доходность если на то нет подтвержденных оснований. Опытный инвестор поймет, что вы врете, еще до того, как вы сами это заметите.
- терпения и выдержки. Вы можете не получить деньги и с десятого раза, но когда нибудь это обязательно случится. Идите к своей цели, совершенствуйтесь по дороге и все получится.
Приложение
План постов:
- Как мы собирались. 28.09.2020 (ссылка)
- Как попали на первую конференцию. 05.10.2020 (ссылка)
- Как начали планировать разработку. 12.10.2020 (ссылка)
- Как набирали команду. 19.10.2020 (ссылка)
- Как шли на вторую выставку. 26.10.2020 (ссылка)
- Как заводили новые знакомства. 02.11.2020 (ссылка)
- Как и зачем меняли прототип. 09.11.2020 (ссылка)
- Как работали в период пандемии. 16.11.2020 (ссылка)
- Как уходят из команды и “увольнения”. 23.11.2020 (ссылка на предыдущую часть)
- Как ищем инвесторов и издателей. 30.11.2020
- Как и зачем ставим процессы и базовые пайплайны. 07.12.2020
- Как обеспечиваем тимбилдинг. 14.12.2020
- Как управлять всем процессом разработки. 21.12.2020
- Какие особенности инди-удаленки. 28.12.2020
- Как и зачем продолжать расти. 04.01.2021
Я буду актуализировать этот список с каждым новым выпуском. Есть предложения, комментарии и пожелания по темам? Пишите мне. Могу дополнять существующий план или изменять его.
Дополнительные ссылки и материалы:
- я в FB: ссылка
- наш проект в Steam: Saturated Outer Space
- Как готовиться к питчингу: 320 вопросов, которые задаст инвестор
- Мой план переговоров с инвестором
- Наш список инвесторов / фондов /списков фондов и т.п.
- Полезнейший ресурс от MGVC по сделкам в индустрии
- Список международных издателей, портировщиков и аутсорсеров от Alan`s
Как же знакомо. Тоже в поисках инвестиций в начале 2020 года и как будето свою собственную историю читаю.
Держу за вас кулачки!
Вы можете не получить деньги и с десятого раза, но когда-нибудь это обязательно случится....Например, когда вы пойдете на нормальную дневную работу.
Пока все это выглядит как "я потратил кучу времени, покормил чужих дядь своими деньгами и ничего не добился. И понимаю, что не добьюсь, так как... Но вы пилите Шура".
...Лично я с этой херней, только в книгоиздании, завязал давно, после того как понял, что все эти питчи, заявки и разговоры не приводят ни к чему, кроме траты времени и денег на их составление и написание. Вот и все. А выбирают издатели и инвесторы про другим принципам, например:
- дешево-сердито
- друг, брат, сват, "лично знаю и водку пью с тобой"
- ты местный и живешь в моей стране
В других случаях денег тебе могут дать только от жалости
Возможно, у инвесторов нет достаточной "веры" в книгоиздание вообще.
Ведь никто на каждом углу не кричит, что вот он издал бестселлер уровня Гарри Поттера и заработал на этом миллионы. Нет, за такими историями успеха нужно идти на профильные сайты и конференции.
А вот про игры полно историй, и каждый инвестор, даже далекий от мира игр, знает если не про успехи Майнкрафта, то уж про Angry Birds точно.
Миф о успешных айтишниках-игроделах уже несколько лет как прочно интегрировался в повседневность. Это стало чем-то обыденным, само собой разумеющимся, в это легко поверить если захотеть.
Я б сказал выбирают они то, в чем видят потенциал заработать себе. Что в целом логично, если рассматривать это в бизнес ключе.
А почему не попробовать Early Acсess? У вас же вроде бы есть работающая версия. Какие-то деньги будут поступать. И вам и занятие - маркетинг, плюс деньги от купивших + увидите хотя бы какие-то цифры насколько люди заинтересованы в вашем проекте на сегодня.
Попробовать можно, но без мощной PR-компании релиз в EA даст продаж на $1000 в первый месяц, если игра достаточно хорошая и не слишком сырая. Потом значительно меньше, и через несколько месяцев уже около $0.
Если же игра сырая и крашится, то она уйдет в Mostly Nagitive и продавать ее вообще не получится, даже несколько сотен баксов не заработаешь.
Я так понимаю, авторов не особо привлекает такой уровень "финансирования".
Плюс, после релиза в EA уже невозможно будет привлечь нормальный стартовый трафик от Стима. А именно стартовый трафик и отзывы в день релиза зачастую определяют успех игры.
Короче, EA - это больше для тех кто хочет получить тысячу баксов здесь и сейчас и отказывается от шанса заработать миллионы когда игра будет готова.
1. Рано пока даже для Early Acсess.
2. Не умеем мы это делать так, чтобы было хорошо, а кое как выходить в таком формате не хочу. Только испортим репутацию проекту.