Путь инди. Часть 6/15. Как заводили новые знакомства
«С возможностями друзей мои – безграничны!»
Ю. Сень
Кто я, чем я делюсь и почему вам может быть интересно, указано в первом посте (ссылка).
Дисклеймер: я не рассказываю, как правильно делать игры, но рассказываю, как экспериментировал, обучался и продолжаю развиваться в этом направлении.
Ссылки на все статьи из серии в приложении.
Как только я начал интересоваться темой о продвижении проекта, мне тут же посыпались советы про нетворкинг. Из каждого утюга доносится “знакомься, заводи связи, расширяй круг общения” и тому подобное. Хочешь, не хочешь, а заниматься этим все равно придется.
Когда нас было мало: до 5 человек, знакомство и заведение связей были заботой нашего продюсера. Остальные ребята больше занимались работой над игрой, нежели поисками полезных контактов.
Сложно сказать с чего именно в нашем случае началось осознанное общение и нетворкинг. Я давно уже пишу на ДТФ-е, наш ПМ постоянно ведет работу по поиску и подбору кадров (почти как HR), маркетологи развивают каналы продвижения и пытаются общаться с теми, кто нам пишет. Путей много. Я расскажу о тех, которые мы используем более или менее осознанно и системно.
И снова я про выставки. Ну а что делать, они ведь как раз для того самого нетворкинга.
Как только маркетолог подает заявку на выставку, он сразу попадает в оборот к организаторам. Он будет с ними общаться, спрашивать что-то, предоставлять дополнительную информацию о проекте и тому подобное. Какие у нас есть выводы из этого процесса:
- Организаторы выставки - первое окно, через которое можно получить какие-то дельные советы, контакты и направление к развитию, узнать о плюшках и выбить себе нормальное место для стенда.
- Заниматься подачей проекта на выставки должен ответственный и общительный человек из команды. Если инди-одиночка пытается сделать все сам, то ему придется пожертвовать временем на разработку. А лучше бы заняться доработкой билда.
На тех же выставках всегда можно подойти к какому-то человеку и поговорить с ним об играх, спросить какую делает он, чем он занимается, попытаться рассказать ему о своем проекте. Это нормально, это мероприятие специально создано для того, чтобы налаживать связи. Так мы познакомились с ребятами из Happy Fox Studios, которые помогают нам сделать UI-дизайн для нашего проекта.
Я уже не говорю про работу на стенде. Обычно мы делимся внутри команды на 2-3 группы и присутствуем на стенде по очереди. Но если ты один и сам себе разработчик, то есть риск просидеть на стуле весь день. Можешь упустить что-то интересное и полезное: не сходишь на доклад от крутого спикера или не посмотришь на игры конкурентов.
Помимо злосчастных выставок существуют всевозможные активности в интернете типа конкурсов, грантов, форумов, групп в социальных сетях и блогов.
Некоторое время назад мы пришли к тому, что не стоит вешать все общение на одного-двух маркетологов. В условиях инди, когда ты работаешь над проектом в лучшем случае по 2 часа в день, ты не успеваешь везде зайти, все проверить, всем написать и податься на все запланированные конкурсы. А ведь еще и публикации надо какие-то сделать. Размещение даже полностью готовой статьи может занять от 30 минут. Так вот мы распределили ответственность по ведению площадок за конкретными людьми в команде. К примеру, у нас есть DTF, на котором веду всю активность я. Также есть канал на медиуме и сайт, которые ведет наш маркетолог - Егор, за страницу в Steam отвечает коммьюнити-менеджер - Игорь, за общение на Reditt - Антон, Алекс ведет Gamejolt, Аня взяла на себя IndieDB и так далее. И это помимо того, что кому-то надо создавать контент: тексты, картинки, видео и так далее. И каждый из этих людей общается как с платформой, так и с ее посетителями от лица команды. То есть расширяет информационное поле проекта.
Параллельно мы используем обычный поиск: ищем игры, которые похожи на нашу. Смотрим, кто был их издателем и пишем им напрямую. Рассказываем о проекте, показываем презентацию, концепцию, ГДД, знакомим их с игрой, а заодно и приобретаем необходимые связи. Сейчас, к примеру, мы вплотную подошли к тому, чтобы обновить все наши контакты по издателям. Собираем презентацию “было/стало”, в которой будет подробно показан наш прогресс за последние 6 месяцев. Ее мы разошлем по уже знакомым нам представителям издателей.
Также мы участвуем в конкурсах и питчах: вот наша страница конкурса от Unreal и Disgusting men, GD Bay, Keep calm and do games и другие. Благодаря этому к нам иногда приходят представители компаний, которым мы сами не писали. Особенно эффективно оказалось участие в конкурсе от UE. Через него мы познакомились с представителями Xsolla, которые помогли нам сделать сайт. Познакомились с представителями Byte Dance, которые рассматривают возможность партнерства с нами в качестве издателя. Я иногда отвечаю на вопрос: почему вы выбрали Unreal в качестве движка. Так вот, помимо других причин, можно уже указывать на такую активную поддержку нетворкинга от платформы.
Не последнюю роль в нетворкинге играют также связи каждого участника команды. Приходя к нам, каждый человек приносит свой набор знакомств. Особенную роль в этом месте занимает продюсер, одной из задач которого является снабжение проекта контактами и ресурсами. Так через нашего продюсера мы познакомились с представителями MGVC, которые дали нам несколько отличных советов по презентационной документации. А с помощью моих знакомых из Talerock Studio создается заглавный арт для нашего проекта (его вы увидите в скором времени).
Бывает и наоборот: ваше информационное поле дотягивается до других студий, которые “хантят” у вас сотрудников. Наш бывший аниматор - Александр Войнич, перешел на работу в недавно открывшуюся студию Black Caviar Games. Его работу в нашем проекте заметили и предложили трудоустройство по профилю. Теперь Саша реализует свою мечту уже за зарплату, а мы имеем базовый набор анимаций, которого достаточно для текущих задач проекта. Причем его уход не исключает возможность для дальнейшего сотрудничества. И к тому же такие случаи поднимают ценность команды/проекта в глазах других соискателей.
Период, который я обозрел: апрель 2019 - октябрь 2020 года.
Зачем же заниматься нетворкингом:
- На вершину Фудзи ведет несколько дорог: что-то да выстрелит, какой-то из заработанных вами контактов обязательно принесет вам пользу, которую вы и не ожидали.
- Да, расширением сети контактов можно заниматься в одиночку. Но эффективность такого способа мала. Командная работа спасет вас от чрезмерных нагрузок, выгорания и ограничений по личному времени. Ведь нельзя оказаться в нескольких местах одновременно (конечно если вас не четвертовали).
- И самое интересное: когда видишь эффект от действий людей, “которые сидят с тобой в одной лодке” получаешь огромный заряд вдохновения. Ты чувствуешь, что не только тебе это нужно, что в успех игры веришь не ты один, но и твои коллеги. На мой взгляд, особенно сильно это ощущение в инди-команде. Там, где люди работают не за деньги, а на энтузиазме, за идею и ради общей цели по личным убеждениям.
Спасибо всем ребятам, которые работали с нами и которые трудятся сейчас в команде Rummy Games, создавая эту игру вместе!
Приложение
План постов:
- Как мы собирались. 28.09.2020 (ссылка)
- Как попали на первую конференцию. 05.10.2020 (ссылка)
- Как начали планировать разработку. 12.10.2020 (ссылка)
- Как набирали команду. 19.10.2020 (ссылка)
- Как шли на вторую выставку. 26.10.2020 (ссылка на предыдущую часть)
- Как заводили новые знакомства. 02.11.2020
- Как и зачем меняли прототип. 09.11.2020
- Как работали в период пандемии. 16.11.2020
- Как «увольняем» людей и как принимаем новых. 23.11.2020
- Как общаемся с инвесторами и издателями. 30.11.2020
- Как и зачем ставим процессы и базовые пайплайны. 07.12.2020
- Как обеспечиваем тимбилдинг. 14.12.2020
- Как управлять всем процессом разработки. 21.12.2020
- Какие особенности инди-удаленки. 28.12.2020
- Как и зачем продолжать расти. 04.01.2021
Я буду актуализировать этот список с каждым новым выпуском. Есть предложения, комментарии и пожелания по темам? Пишите мне. Могу дополнять существующий план или изменять его.
Дополнительные ссылки и материалы:
- автор в FB: ссылка
- наш проект в Steam: Saturated Outer Space
Очень хорошая и вдохновляющая статья, спасибо :з
Сила связей (ок, нетворкинга) огромна. В нашей стране так вообще доминирующая ))
Хорошая статья и вдохновляющая. Как это всё удалось большой команде делать на энтузиазме сложно понять. Но удалось же.
Всё так, одному успевать сложно. С огромным интересом читаю и завидую. Фактически - уже корпорация.
Фактически - уже корпорация. ага, ага, только за деревьями леса не видно. Толпа ради толпы. Ну ок, с пониманием.