Делаю демо с автомобилем и корректной физикой

Вначале я оптимистично предполагал, что сделаю демо за пару-тройку недель, в итоге растянулось на три месяца разработки по вечерам и до завершения ещё очень далеко.

Делаю демо с автомобилем и корректной физикой

Мой подход радикально отличается от обычных игр, где просто пускают рейкастом лучик вниз и в точку пересечения с землёй ставят колесо.

Физический движок самописный и он позволяет делать хоть 10000 шагов физики в секунду и считать каждый рычаг в подвеске авто. Из этого следует сразу много пунктов:

1. Поскольку детали подвески лёгкие, а силы на них большие, надо брать очень маленький шаг по времени, чтобы вычисления были устойчивыми. Условно, рычаг через сайлентблок крепится к кузову и допустимые смещения порядка миллиметра.

2. Надо разбираться и делать все эти рычаги как в реальности, а слова типа "схождение, развал, кастор, угол Аккермана, плечо обката" это всё нужные понятия. И если мощность двигателя условных жигулей найти легко, то с геометрией подвески проблематично. Лучшее что я нашёл - какие-то стрёмные чертежи.

3. Математика вся на double (не float), потому что нужна высокая точность для всего. Что ещё хуже - всякий код типа "if eps < 0.000001" приходится писать очень аккуратно, чтобы не потерять точность и при этом не поделить на ноль. У double около 15 значащих цифр и я стараюсь сохранить максимум из них. Например, некоторые функции по работе с кватернионами пришлось аккуратно дописывать и обходить краевые случаи.

4. Кроме деталей подвески вылезла ещё куча моментов - с коробкой передач, с дифференциалом и т.п. Часть их них я не знал. Например, на машине с задним мостом (жигулях) в дифференциал приходит крутящий момент от карданного вала вдоль кузова, а выходит к колёсам умноженный на 3.9 и повёрнутый на 90 градусов. По закону Ньютона нужен противодействующий момент силы и он выражается в том, что корпус дифференциала сам по себе пытается скрутиться. Из за этого на разгоняющемся автомобиле нагрузка на правом и левом задних колёсах будет немножко разной. Очень прикольно, что движок меня буквально заставил об этом задуматься, я полез читать как оно в реальности - а оно так и есть!

5. Я надеюсь, с моим подходом автоматически получится куча интересных эффектов просто потому, что симуляция близка к реальной. Например, если в полёте после трамплина водитель нажмёт на тормоз, колёса перестанут крутиться, но по закону сохранения момента импульса немножко начнёт вращаться сам кузов авто. Или, например, в мотогонках есть разница между двигателем v4 и рядной четвёркой - у v4 вспышки в цилиндрах происходят неравномерно и если колесо при ускорении теряет зацеп - оно может успеть его поймать обратно, пока нет тяги. Я не уверен, что это всё получится просимулировать, но я хочу попробовать. Если двигатель мотоцикла крутится 18 тысяч оборотов в минуту (оценка сверху), то это 300 оборотов в секунду и около 600 вспышек топливной смеси в цилиндрах в секунду. Теоретически, с десятью тысячами шагов в секунду даже неравномерную тягу двигателя можно сделать. Но это всё близко к пределу возможностей.

6. В будущем хочу подключить руль с форс фидбеком и попробовать на него передавать усилия с "симулируемой" рулевой рейки.

Сейчас демо в состоянии "есть прототипы шин-подвески-дифференциала-двигателя" и удобная обвязка для отладки - возможность перематывать время назад, запускать симуляцию с замедленным временем или вообще двигаться по шагам. В угол я вывел чекбоксы, которые включают-выключают показ всякой отладочной информации - это помогает. Про игру я сейчас не думаю - это будет ещё куча аспектов, на которые не хочется тратить время.

Делаю демо с автомобилем и корректной физикой

Багов, к сожалению много, и отлаживать их сложно. Буквально один потеряный знак минуса или деление на ноль могут порушить всё.

Наибольшие опасения у меня вызывает модель шин. Если я пойду по пути BeamNG и попытаюсь считать шины как много-много элементиков - я рискую потерять производительность и остаться без 10к шагов физики в секунду. Идти по пути аркадных гоночек, ставящих колесо на асфальт - тоже не хочется. Вдобавок я почитал серьёзные книжки по настройке подвески и работе шин - а там всё сложно. Под нагрузкой шины деформируются и их поведение описывается в лучшем случае графиком. Например, колесо с развалом лучше держится за асфальт при повороте в одну сторону и хуже при повороте в другую. Но при повороте вес уходит на внешнее колесо и если оно с подходящим развалом - машина сможет ехать быстрее машины с вертикальными колёсами. И ещё если ехать с предельной нагрузкой - в передней части пятнка контакта резина будет ещё держаться за асфальт, а в задней скользить. И это можно почувствовать на руле (например, в ассето корсе или в реальности). Было бы идеально такое поведение не костылить и получить из симуляции шин.

В идеале я бы хотел, чтобы модель хорошо работала ещё и в случаях, когда покрытие неровное - чтобы, допустим, было можно зацепиться за колею, как это иногда делают в ралли.

Насколько я понимаю, одна из самых подробных моделей шин в Richard Burns Rally - можно заблокировать колёса на торможении и игра покажет, какой кусочек шины стёртся - и графически, и по влиянию на управляемость.

P.S. Не знаю что получится, двигаюсь сильно медленее чем планировал, но пока что не нашёл причин, по которым это было бы нереально сделать.

1212
11
11
12 комментариев

Достойно ты забурился. Только уважуха.
Но кому всё это надо? Под какую аудиторию ты эту демку пилишь и как именно эту аудиторию ты будешь развлекать подобными ньюансами?

1
Ответить
Автор

Тех, кто играет в автосимуляторы на руле :)

Наверно надо в первую очередь мне самому, интересно во всём разобраться и сделать. Если получится хорошо - попробую потом довести до игры, если не получится - ну ок, демку физики на порядки проще сделать, чем полноценную игру.

2
Ответить

Ниче. Через недельку доделаешь и заключишь контракты с Порше, Феррари и прочими чтобы продвигать через них игру

1
Ответить

Когда переход на расчеты виделкартой?

1
Ответить

С таким уровнем точности это больше похоже на профессиональный симулятор для тестирования прототипов новых автомобилей.

Ответить

Может еще скоопишься с этим чуваком для озвучивания твоей демки.
https://www.youtube.com/@AngeTheGreat

Ответить

эпичное дело, держись там!

Ответить