Пиратство и DRM в Indie

Опыт одного проекта

После нескольких лет разработки в одиночку, 1 ноября 2018 я релизнул в Early Access в Steam первую Alpha1 версию своего хадкорного тайкуна «CoffeeBiz».

Несмотря на некоторые опасения и обилие готовых решений (как от самого Steam, так и сторонних разработчиков), DRM я делать не стал, т.к. сам настрадался от него в AAA (особенно во времена CD-ROM и StarForce). Кроме того, проект задумывался в модели сильного взаимодействием с сообществом, с регулярными обновлениями и патчами, и проблема пиратства казалось какой-то далекой и неважной. Возможно это было ошибкой.

Важно упомянуть, что в маркетинг игры перед релизом не было никаких финансовых затрат и минимум затрат времени. Практически весь трафик и продажи – с платформы Steam. Возможно поэтому пиратская версия игры появилась только спустя два месяца после релиза – 4 января.

Этот момент очень хорошо виден на графике активных пользователей в Unity Analytics.

Активные игроки до и после
Активные игроки до и после
DAU  до и после
DAU  до и после

На продажах Steam в этот день – сильный спад, но это скорее из-за окончания зимней распродажи. А вот дальше весь месяц продажи за полный ценник в разы ниже чем в такой же период и по такой же цене в декабре. Тут очевидна роль пиратов.

Продажи до и после
Продажи до и после

С одной стороны, картина удручающая - продажи ощутимо упали, люди предпочитают скачать пиратку покупке. И их можно понять – они не доверяют Early Access и разработчикам без имени, и предпочитают сперва взять посмотреть игру на торрентах, прежде чем пойти к Габену. А вы отслеживаете последствия появления пиратской версии вашей игры?

Как появление пиратской версии повлияло на продажи вашей игры?
Сильно, падение в разы
Ощутимо, но не критично
Незначительно, даже не заметили
Не следим/не может быть пиратки

С другой стороны, количество игроков выросло в разы, а значит есть вероятность, что на каком-то этапе развития проекта они купят игру. Нужно только придумать и добавить механизмы такой конвертации.

Сейчас, перед релизом Alpha2, всё-таки размышляю над внедрением DRM. Т.к. у игры нет никакого хайпа, то это может на пару недель или месяцев отодвинуть появление на торрентах. Для инди разработчика каждый день продаж на счету. Поэтому вопрос к сообществу:

Вы добавляете DRM в свои Indie-игры?
Да, готовое стороннее решение
Да, своё самописное решение
Нет, т.к. игре не нужен DRM (игра завязана на онлайн, игра бесплатная и т.д.)
Нет

Другие идеи, которые я сейчас обдумываю:

  • Путь GameDev Tycoon – превентивно залить на торренты вроде как пиратку, но с вшитой для игроков неочевидной проблемой. Так же изящно и «в тему» как у них не получится, но самая идея кажется красивой и интересной. Подробней про их опыт
  • Мягкое воздействие и работа с совестью и чувством вины. Встроить в игру сообщение вроде "окей, ты спиратил игру, но тогда хотя бы оставь багрепорт, расскажи друзьям, а если игра понравилась, поддержи разработчика и купи"

  • Выпустить демо-версию, что бы удовлетворить тех, кто пиратит что бы убедитсья что это не asset-flipper, это интересно и в это можно играть

  • Ladderboard, достижения, мастерская – что бы повысить ценность для активных пользователей Steam. Планировал сделать это намного позже, но придётся поменять приоритет

Если получатся интересные результаты, расскажу что сработало, а что нет. Рассказывайте о своём опыте и последствиях пиратства в комментариях.

Edited: добавил график DAU в хорошем масштабе

1212 показов
4.8K4.8K открытий
99 комментариев

В корне неправильные выводы. Продажи игры за полную цену упали из-за распродажи, пиратство не повлияло никак. Продажи за полную цену всегда резко падают, как игра появляется в распродажах - игроки неохотно покупают то, что совсем недавно продавалось гораздо дешевле. Учите матчасть. А то пираты у него продажи обрушили...

Ответить

Спасибо за мнение, конечно это тоже имеет значение, но я думаю это важно для больших проектов которые рассчитаны на продажи в первые недели релиза. Тот же Prison Architect регулярно идёт со скидкой, и судя по динамике отзывов продажи неплохие всё время. Ну и было бы ещё где поучить эту самую матчасть - по маркетингу в стиме только разрозненные отдельные статьи, порой с совершенно различными выводами.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну если количество новых игроков растёт, а продажи падают, то что это, если не пиратство?

UPD: хм, там не новые игроки, а MAU. Ну тогда да, действительно не очень очевидно -- как раз количество новых юзеров резко падает.

Ответить

Очень часто люди переходят на лицензию, когда видят, что торрент эдишен ужасно усторел.
Регулярные патчноуты и контент должен потихоньку перевести игроков на лицензионную версию.
Ну и теперь про игру знают гораздо больше потенциальных клиентов, чем до выхода на торрент.

Ответить

Это греет конечно душу, но интересны цифры конверсии. Может это вообще лучший канал для распространения?

Ответить

Не знаю как другие, но после новогодней распродажи в принципе на какое-то время забиваю на покупки.
Ибо: 1) Потратил все запланированные под это дело средства. 2) Даже если что-то осталось, то это будет отложено на что-то неожиданное/ожидаемое.
3) Купленных игр пока хватает.

Ответить