Привет мой юный (а возможно и не очень) друг. Итак, ты встал на этот тернистый путь разработки игр и отовсюду то и дело, что говорят о Unity. Однако, это не единственный инструмент для создания игр, существующий в наше время.
В этой статье я расскажу только об актуальных вариантах как для новичков, так и для профессионалов со всеми плюсами и минусами оных, включая игровые движки и конструкторы, которые не требуют программирования. Надеюсь, эта статья будет полезна для вас.
Итак, начнем по порядку и будем рассматривать каждый из претендентов по нескольким параметрам - язык программирования, порог входа, платформы и многое другое.
Unity
Раз пошла такая пьянка - начнем с самого популярного игрового движка в мире - Unity. Это кросс-платформенный игровой движок для разработки 2D и 3D игр любого жанра и формата.
Данный движок выигрывает за счет своей широкой базе знаний, огромного количества примеров и шаблонов, большого коммьюнити и низкого порога входа.
Язык программирования: C#, NoCode (Bolt);
Стоимость: Бесплатно и Платные тарифы для больших команд
Сайт:
Плюсы Unity:
- Гибкий и расширяемый движок. Множество компонентов для работы из коробки;
- Большое количество шаблонов и примеров работ;
- Большое количество уроков и курсов для начинающих;
- Огромная база знаний, большое сообщество;
- Простота в разработке за счет C# и Bolt;
- Огромное количество успешных кейсов;
- Кросс-платформа
Минусы Unity:
- Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;
- Много сырых версий, огромное количество багов;
- Отсутствие открытого кода для небольших команд разработчиков;
- Огромный размер;
- В приоритете разработки обновлений движка - мобильные платформы;
- Движок создан в первую очередь для бизнеса. Поэтому его модель поддержки нацелена на бизнес, а не на удобство для разработчиков.
Unreal Engine
Следующий монструозный игровой движок - это Unreal Engine. Его история длится десятилетиями, однако сейчас - он кажется достиг своего величия. Движок разрабатывается компанией Epic Games и является передовым решением для создания крупных AAA-игр.
Язык программирования: C++, NoCode (Blueprints)
Стоимость: Бесплатно (с условиями)
Сайт:
Плюсы Unreal Engine:
- Мощный редактор на все случаи жизни;
- Гибкая архитектура игрового движка;
- Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;
- Готовый к AAA-проектам из коробки;
- Кросс-платформенный;
Минусы Unreal Engine:
- Более высокий порог входа;
- Более закрытое и не такое многочисленное сообщество;
- Акцент - на AAA-проекты;
- Размер движка и его требовательность;
Stride
Близкий по духу к Unity игровой движок с открытым исходным кодом. Его разработка началась не так давно (ранее он назывался Xenko), однако он будет хорошим выбором для тех - кому важна бесплатность и открытость исходного кода.
Язык программирования: C#
Стоимость: Бесплатно (Open Source)
Ссылка:
Плюсы Stride:
- Открытый исходный код, бесплатность;
- Более низкий порог входа, чем у Unreal Engine;
- Схожесть по архитектуре и инструментам с вышеупомянутым Unity;
- C# 9 и актуальные технологии, по сравнению с Unity;
- Мощная поддержка VR;
Минусы Stride:
- Движок и сообщество еще молодое;
- Не такое обилие примеров и обучающих материалов;
- Сырость некоторых компонентов;
- Более бедная кросс-платформа;
GDevelop
Мощный конструктор игр с открытым исходным кодом для создания кросс-платформенных 2D игр любой сложности без знания программирования.
Язык программирования: не требуется. На базе событий.
Стоимость: Бесплатно (Open-Source)
Ссылка:
Плюсы GDevelop:
- Разработка кросс-платформенных игр без программирования;
- Гибкий и расширяемый редактор;
- Бесплатный с открытым исходным кодом;
- Поддержка шейдеров
Минусы GDevelop:
- Не самое большое сообещство;
- Мало примеров;
- Не самый понятный интерфейс со старта;
- Ограниченность 2D играми;
Defold
Один из набирающих популярность игровых движков для разработки 2D (и в некоторых случаев 3D) проектов. Движок бесплатен и поддерживает множество платформ.
Язык программирования: Lua (верхний уровень), C++ (нижний уровень) и другие (расширения движка).
Стоимость: Бесплатно
Сайт:
Плюсы Defold:
- Бесплатный движок;
- Кросс-платформенный;
- Мощные инструменты;
- Низкий порог входа и хорошая документация;
Минусы Defold:
- Не самый приятный интерфейс, к которому нужно привыкнуть;
- Не очень большое (пока) сообщество;
- В первую очередь все же заточен под 2D;
Construct 3
Простой, удобный и гибкий конструктор игр, с поддержкой кросс-платформы, позволяющий создавать крутые 2D игры любого жанра без знаний программирования.
Язык программирования: Не требуется. На основе событий. Но поддерживает JS.
Стоимость: Бесплатно (с сильными ограничениями), полный набор от 524,99 ₽ в месяц
Ссылка:
Плюсы Construct 3:
- Не требует программирования, но поддерживает JS скрипты;
- Большое количество плагинов и расширений;
- Удобный и простой интерфейс, доступный с любого устройства из браузера;
- Кросс-платформенный;
- Большое сообщество, много примеров;
Минусы Construct 3:
- Стоимость может быть велика;
- Акцент на 2D проекты;
- Не самая хорошая оптимизация;
- Для полноценной работы требует подключение к интернету;
Game Maker
Еще один представитель конструкторов игр - Game Maker Studio 2. Включает в себя огромное количество функций, шаблонов и примеров для ваших игр.
Язык программирования: не требуется, но поддерживает скрипты.
Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), полный набор - от 90Р в месяц.
Ссылка:
Плюсы Game Maker Studio:
- Не требует программирования;
- Мощные инструменты;
- Большое количество шаблонов и примеров;
- Большое сообщество;
Минусы Game Maker Studio:
- Не самый оптимизированный вариант;
- В некоторых моментах достаточно сыроват;
NeoAxis
Один из древнейших представителей от российских разработчиков. Включает в себя мощные и простые для изучения инструменты, однако не обладает полноценной кросс-платформенностью.
Язык программирования: C#
Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), платная подписка. Модель схожа с Unity
Ссылка:
Плюсы NeoAxis:
- Легок в изучении;
- Множество крутых инструментов для разработки;
- Поддержка Visual Studio;
Минусы NeoAxis:
- Не самое большое сообщество;
- Кастрированная кросс-платформа;
- Не самый удобный интерфейс;
- Не так много примеров;
Cry Engine
Еще один представитель динозавров среди игровых движков. Движок развивается очень давно, обладает мощным инструментарием и поддержкой кросс-платформы.
Язык программирования: C#, C++, Flow Graph
Стоимость: Бесплатно (с ограничениями)
Ссылка:
Плюсы CryEngine:
- Мощный игровой редактор-песочница;
- Огромный потенциал для AAA-проектов;
- Один из самых мощных рендеров;
- Хорошая документация;
Минусы CryEngine:
- Сильный упор на шутерную составляющую;
- Не самый удобный для сборки инструментарий;
- Для крутых игр требуются серьезные познания в C++;
Другие представители
Естественно это далеко не все представители игровых движков и конструкторов, но мы рассмотрели одни из них. Ниже я предоставил список не менее интересных претендентов с кратким описанием преимуществ.
Список интересных движков:
- Play Canvas - JS движок с браузерным редактором. Очень мощный, кросс-платформенный движок с низким порогом входа;
- Babylon JS - JS движок с мощным 3D рендерингом для разработки кросс-платформенных игр.
- ThreeJS - пожалуй, одна из самых продвинутых технологий для отрисовки графики в браузере, как 2D так и 3D с кучей примеров;
- Godot - очень интересный игровой движок, нацеленный на новичков.
Итоги
Итак, мы рассмотрели основные актуальные варианты игровых движков и конструкторов игр. Надеюсь, для вас эта информация оказалось полезной.
И помните, что не так важно, какой игровой движок вы используете, чем важно то, как вы это делаете. Игровой движок - это лишь инструмент для достижения целей.
И как всегда, буду рад обсудить с вами возможности игровых движков. Возможно, у вас есть свои крутые примеры, которые вы используете в работе и можете посоветовать.
Ну а если вы хотите научиться создавать игры или же найти экспертизу, финансирование или издателя для вашей команды - приходите к нам в инкубатор. Это бесплатно:
Godot, с его 40к звездами на гитхабе, огромным растущим сообществом и общей простотой освоения лежит под катом в "другие интересные движки". Почему?
Все игровые движки представленные здесь - это актуальные и живые. Я расписал те - которые успел пощупать, а Godot я как-то не задел.
Они больше полугода правили
https://www.youtube.com/watch?v=Pjivz_3BQZo
Объясните мне кто-нибудь, что значит "движок создаётся для бизнеса"?
Поясню. Unity - движется в направлении, диктуемым бизнесом, тобишь они часто покупают технологии только для того, чтобы они были и повышали капитализацию Unity. Часто они забрасывают половину технологий, которые были куплены или начинали создаваться под их крылом, растят помойку внутри своей же экосистмы. А Unreal тот же - по большей мере создается под свои проекты в первую очередь (тот же Fortnite) и это отличает их от Unity.
Когда юнити встраивает в 21 версии jobs в пакеты по умолчанию - это вот бизнес. А когда анреал выпускает наните - это для души, молниеносной разработке и для радости бабушки с дедушкой. Вот как-то так
Godot?
Упомянул его, но не щупал лично, поэтому сложно про него что-то сказать.
-Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;
согласен, с этим минусом Unity
Он только кажется простым.
мне больше нравится UE, он для меня очень честный движок, оч приятный.
Но если полезешь в C++ то шишек можно набить много.
Но С++ практически не нужен, я с ним иногда играюсь ради баловства, вдруг пригодится. Считаю, что это баловство и есть.
Unreal очень дружелюбен для дизайнеров и создателей контента. Очень круто то, что условно гейм-дизайнер сможет создать что-то крутое, при условии его трудолюбия и упорства, не уходя глубоко в C++
чем сложнее игра, тем глубже погружение, логично
Unigine, Flax Engine
Забыл про легендарный Unigine, но вроде как он перепрофилировался под индастриал решения
Комментарий недоступен
Я, кстати говоря хоть и работаю на Unity, но то же самое могу сказать про них. Это стагнирующий движок, зарывающий сам себя в могилу. Большая часть их нововведений за последние годы - мертворожденные библиотеки, созданные только для того, чтобы повысить свою капитализацию.
Unity, UE, GameMaker. Годот четвертый, Unigine пятый, но будет 4-м
RPG Maker
Популярный движок среди тех, кто хочет сделать свою бюджетную РПГ-игру. На ней вышло интересных инди-игр, например OMORI, To The Moon, Corpse Party и прочие. Движок обновляют и периодически перевыпускают цельным ремастером за отдельную цену.
Плюсы:
- Относительная простота использования, что в нём смогут разобраться и школьники.
- С помощью дефолтных ресурсов уже можно сделать игру.
- С помощью плагинов можно преобразить игру на любой вкус и цвет.
- Возможность создать игру без знаний языка программирования.
- JavaScript (не знаю, плюс это или минус)
- В новых ревизиях теперь возможно сделать игру под Android, и даже для браузера, благодаря поддержке HTML5.
Минусы:
- Подмоченная репутация из-за повального количества игр плохого качества.
- Движок способен лишь на сюжетно-ориентированные игры.
- Ограниченные возможности по графике.
Движок платный распространяется по типу buy-2-use. Последние две ревизии: RPG Maker MV, и RPG Maker MZ
Обе стоят примерно по 1400 рублей. Плюс куча платных DLC в виде ресурс-паков, спрайтов, текстур, звуков и музыки. Но если вы сами хоть немного умеете рисовать и сочинять музыку (или знаете источники royalty-free ресурсов) то их покупка не обязательна.
Когда-то пытался начать в нём разбираться, но я ленивое говно, в итоге забросил это дело.
Перефразируя известную фразу про языки программирования, есть всего два вида игровых движков: первый, это которые все критикуют, и второй на которых никто не делает игры
Даже NeoAxis упомянули, а про libgdx или RPG Maker ни слова =/
Libgdx это фреймворк все-таки.
Godot, love2d, monogame - ну да, ну да, идут нахер. Типо я понимаю, что список составлен только из того, что "автор щупал", но название статьи можно было и менее претенциозное тогда написать. "Путеводитель по геймдеву" my ass.
MonoGame - мертвая вещь. Godot я уже признал, что ошибка моя. Love2D - очень узкий движок
я начинал с лов2д, пушка 🤘🏻
Настоятельно рекомендую новичкам !
Хорошая документация и CryEngine это просто анекдот :D
По сравнению со многими ещё не так все плохо
Спасибо за статью и упоминание NeoAxis!
Расскажи, пожалуйста, почему у NeoAxis не самый удобный интерфейс?
Привет! Спасибо за отклик со стороны NeoAxis. Я быстренько пробегусь по тем моментам, что меня смутили в интерфейсе. Это мое личное мнение, но все же может будет полезно.
1) Не самая удобная сортировка объектов и их отображение (режимы) на сцене
2) Менеджер ресурсов не такой удобный, как у конкурентов
3) Верхние панели выглядят перегруженными (менюшки сверху). думаю их можно сделать компактнее
4) Определенный плюс - наличие редактора скриптов внутри, но было бы круто заиметь поддержку того же Rider.
5) Редактор UI меня несколько смутил после Unity, однако по сравнению с каким-нибудь Autodesk Scaleforms - это уже крутое решение.
6) Визуально редактор выглядит как надстройка к Visual Studio, не хватает наглядности (разнообразия иконок и прочего).
1. Мультиплеер существенно переработан и его можно даже пощупать.
https://blog.unity.com/games/empower-great-multiplayer-experiences-with-relay-and-lobby
https://github.com/Unity-Technologies/com.unity.services.samples.game-lobby
2. ECS в стазисе, Jobs в связке с Burst уже много где используется в продакшене и показывает неплохие результаты.
3. И URP, и HDRP ещё нужно расти и расти, но они уже вполне пригодны для продакшена. Shader Graph есть, юзабелен, но Amplify Shader Editor всё-так же более востребован и популярен.
Больше движков Богу Движков!
А что насчёт Cocos?
Cocos был хорош, но актуальные версии не смотрел
Cocos creator забыли (не сарказм, действительно достойный внимания движок)
https://microstudio.dev/projects/ - бесплатный онлайн и оффлайн редактор. Язык очень похож на то что было в GameMaker 8. HTML5.
Cocos2d-x, пока еще живой (хотя одной ногой уже в могиле). Пару лет назад был очень неплох для кроссплатформы на c++.
Зато есть cocos creator, который очень даже живой в Китае. На нем tecent и даже ubisoft делают проекты мелкие для мобилок и соц. сетей
Давно уже перестал работать с Юнити, но любопытно его текущее состояние. Мультиплеер наконец-то завезли? А то несколько лет назад был Юнет, кусок дерьма, который потом задепрекейтили и сказали ждите новый мультиплеер. Готово? Вся эта штука с ECS и job системой для прода уже годится? Что насчёт рендер пайплайнов и графического редактора шейдеров?
Ну тут хороших новостей нету)
Мультиплеер - в той же жопе и даже хуже. Только если пилить свое. ECS и Jobs - все еще сырая херабора. Пайплайны - URP хорош и могет, HDRP - боль, ужас и содомия которую нужно перепиливать сильно под себя. У нее дохрена проблем. При всей моей любви к ней.
Adventure Game Studio использую в создании point and click адвенчуры.
Идеальный вариант - низкий порог вхождения, охуительно радушное комьюнити.
В Neoaxis можно добавить в плюсы 64-битные координаты. В Unigine только за плату такое.
Спасибо за Gamedev👍
Это всё оооочень поверхностно. Отсутствие godot о многом говорит. Где flax
Комментарий удален модератором
Я лишь передал информацию о том, что Я шупал когда то. Полезно изучать инструменты, чтобы быть вкурсе того, что происходит вокруг. Я работаю на unity и довольно давно, но все равно смотрю что твориться вокруг.
есть определенный кайф в изучении разных движков и технологий в целом, это хобби
Как можно понять, что человек никогда не юзал Unreal в проде? Он его хвалит, и говорит, что он намного удобней Unity. Тот кто юзал Unreal в продакшене (особенно в небольших студиях), просто тихонько плачут, и вспоминают те чудесные дни, когда работали в Unity. Корят себя за то что сомневались в нем. И плачут. Тихонько, чтобы не кто не заметил.
Дело вкуса. Мне полюбился Unreal еще с 3-ей версии. И он уже тогда обскакивал Unity на несколько голов в удобстве. Хоть я и работаю с Untiy, иногда хочется перетянуть многие инструменты из Unreal к себе в родную херюнити
Ощущение что вся статья написана ради последнего абзаца.
Подскажите, какие есть актуальные 2D движки/фреймворки для Windows/C++? Нашел только nCine поддерживаемый одним человеком. Кокос уже подыхает походу и больше про мобилки.
Поясните, чем именно сложней UE, кроме как тем, что у него меньше сообщество?
Алсо насколько развит на данный момент Bolt? Я так понимаю, но УЕшных блюпринтов всё ещё далеко, и возможности визуального программинга ограниченны?
Болт дно. А что касаемо сложности, то тут речь о c++/c#
Cryengine ))
Ага. Только об актуальных вариантах, по этому, про труп крайтека напишу, а про годот не напишу)
Я какое-то время работал на Unity, но со временем я начал замечать в нем баги и некоторые тупости. Последней каплей стало устаревание HLAPI и я перешол на Godot