Инди
Илья Сергеич

Путеводитель по геймдеву. Не Unity едины. Большой обзор игровых движков для начинающих и профи

Привет мой юный (а возможно и не очень) друг. Итак, ты встал на этот тернистый путь разработки игр и отовсюду то и дело, что говорят о Unity. Однако, это не единственный инструмент для создания игр, существующий в наше время.

В этой статье я расскажу только об актуальных вариантах как для новичков, так и для профессионалов со всеми плюсами и минусами оных, включая игровые движки и конструкторы, которые не требуют программирования. Надеюсь, эта статья будет полезна для вас.

Итак, начнем по порядку и будем рассматривать каждый из претендентов по нескольким параметрам - язык программирования, порог входа, платформы и многое другое.

Unity

Раз пошла такая пьянка - начнем с самого популярного игрового движка в мире - Unity. Это кросс-платформенный игровой движок для разработки 2D и 3D игр любого жанра и формата.

Данный движок выигрывает за счет своей широкой базе знаний, огромного количества примеров и шаблонов, большого коммьюнити и низкого порога входа.

Язык программирования: C#, NoCode (Bolt);

Стоимость: Бесплатно и Платные тарифы для больших команд

Сайт:

Плюсы Unity:

  • Гибкий и расширяемый движок. Множество компонентов для работы из коробки;
  • Большое количество шаблонов и примеров работ;
  • Большое количество уроков и курсов для начинающих;
  • Огромная база знаний, большое сообщество;
  • Простота в разработке за счет C# и Bolt;
  • Огромное количество успешных кейсов;
  • Кросс-платформа

Минусы Unity:

  • Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;
  • Много сырых версий, огромное количество багов;
  • Отсутствие открытого кода для небольших команд разработчиков;
  • Огромный размер;
  • В приоритете разработки обновлений движка - мобильные платформы;
  • Движок создан в первую очередь для бизнеса. Поэтому его модель поддержки нацелена на бизнес, а не на удобство для разработчиков.

Unreal Engine

Следующий монструозный игровой движок - это Unreal Engine. Его история длится десятилетиями, однако сейчас - он кажется достиг своего величия. Движок разрабатывается компанией Epic Games и является передовым решением для создания крупных AAA-игр.

Язык программирования: C++, NoCode (Blueprints)

Стоимость: Бесплатно (с условиями)

Сайт:

Плюсы Unreal Engine:

  • Мощный редактор на все случаи жизни;
  • Гибкая архитектура игрового движка;
  • Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;
  • Готовый к AAA-проектам из коробки;
  • Кросс-платформенный;

Минусы Unreal Engine:

  • Более высокий порог входа;
  • Более закрытое и не такое многочисленное сообщество;
  • Акцент - на AAA-проекты;
  • Размер движка и его требовательность;

Stride

Близкий по духу к Unity игровой движок с открытым исходным кодом. Его разработка началась не так давно (ранее он назывался Xenko), однако он будет хорошим выбором для тех - кому важна бесплатность и открытость исходного кода.

Язык программирования: C#

Стоимость: Бесплатно (Open Source)

Ссылка:

Плюсы Stride:

  • Открытый исходный код, бесплатность;
  • Более низкий порог входа, чем у Unreal Engine;
  • Схожесть по архитектуре и инструментам с вышеупомянутым Unity;
  • C# 9 и актуальные технологии, по сравнению с Unity;
  • Мощная поддержка VR;

Минусы Stride:

  • Движок и сообщество еще молодое;
  • Не такое обилие примеров и обучающих материалов;
  • Сырость некоторых компонентов;
  • Более бедная кросс-платформа;

GDevelop

Мощный конструктор игр с открытым исходным кодом для создания кросс-платформенных 2D игр любой сложности без знания программирования.

Язык программирования: не требуется. На базе событий.

Стоимость: Бесплатно (Open-Source)

Ссылка:

Плюсы GDevelop:

  • Разработка кросс-платформенных игр без программирования;
  • Гибкий и расширяемый редактор;
  • Бесплатный с открытым исходным кодом;
  • Поддержка шейдеров

Минусы GDevelop:

  • Не самое большое сообещство;
  • Мало примеров;
  • Не самый понятный интерфейс со старта;
  • Ограниченность 2D играми;

Defold

Один из набирающих популярность игровых движков для разработки 2D (и в некоторых случаев 3D) проектов. Движок бесплатен и поддерживает множество платформ.

Язык программирования: Lua (верхний уровень), C++ (нижний уровень) и другие (расширения движка).

Стоимость: Бесплатно

Сайт:

Плюсы Defold:

  • Бесплатный движок;
  • Кросс-платформенный;
  • Мощные инструменты;
  • Низкий порог входа и хорошая документация;

Минусы Defold:

  • Не самый приятный интерфейс, к которому нужно привыкнуть;
  • Не очень большое (пока) сообщество;
  • В первую очередь все же заточен под 2D;

Construct 3

Простой, удобный и гибкий конструктор игр, с поддержкой кросс-платформы, позволяющий создавать крутые 2D игры любого жанра без знаний программирования.

Язык программирования: Не требуется. На основе событий. Но поддерживает JS.

Стоимость: Бесплатно (с сильными ограничениями), полный набор от 524,99 ₽ в месяц

Ссылка:

Плюсы Construct 3:

  • Не требует программирования, но поддерживает JS скрипты;
  • Большое количество плагинов и расширений;
  • Удобный и простой интерфейс, доступный с любого устройства из браузера;
  • Кросс-платформенный;
  • Большое сообщество, много примеров;

Минусы Construct 3:

  • Стоимость может быть велика;
  • Акцент на 2D проекты;
  • Не самая хорошая оптимизация;
  • Для полноценной работы требует подключение к интернету;

Game Maker

Еще один представитель конструкторов игр - Game Maker Studio 2. Включает в себя огромное количество функций, шаблонов и примеров для ваших игр.

Язык программирования: не требуется, но поддерживает скрипты.

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), полный набор - от 90Р в месяц.

Ссылка:

Плюсы Game Maker Studio:

  • Не требует программирования;
  • Мощные инструменты;
  • Большое количество шаблонов и примеров;
  • Большое сообщество;

Минусы Game Maker Studio:

  • Не самый оптимизированный вариант;
  • В некоторых моментах достаточно сыроват;

NeoAxis

Один из древнейших представителей от российских разработчиков. Включает в себя мощные и простые для изучения инструменты, однако не обладает полноценной кросс-платформенностью.

Язык программирования: C#

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями), платная подписка. Модель схожа с Unity

Ссылка:

Плюсы NeoAxis:

  • Легок в изучении;
  • Множество крутых инструментов для разработки;
  • Поддержка Visual Studio;

Минусы NeoAxis:

  • Не самое большое сообщество;
  • Кастрированная кросс-платформа;
  • Не самый удобный интерфейс;
  • Не так много примеров;

Cry Engine

Еще один представитель динозавров среди игровых движков. Движок развивается очень давно, обладает мощным инструментарием и поддержкой кросс-платформы.

Язык программирования: C#, C++, Flow Graph

Стоимость: Бесплатно (с ограничениями)

Ссылка:

Плюсы CryEngine:

  • Мощный игровой редактор-песочница;
  • Огромный потенциал для AAA-проектов;
  • Один из самых мощных рендеров;
  • Хорошая документация;

Минусы CryEngine:

  • Сильный упор на шутерную составляющую;
  • Не самый удобный для сборки инструментарий;
  • Для крутых игр требуются серьезные познания в C++;

Другие представители

Естественно это далеко не все представители игровых движков и конструкторов, но мы рассмотрели одни из них. Ниже я предоставил список не менее интересных претендентов с кратким описанием преимуществ.

Список интересных движков:

  • Play Canvas - JS движок с браузерным редактором. Очень мощный, кросс-платформенный движок с низким порогом входа;
  • Babylon JS - JS движок с мощным 3D рендерингом для разработки кросс-платформенных игр.
  • ThreeJS - пожалуй, одна из самых продвинутых технологий для отрисовки графики в браузере, как 2D так и 3D с кучей примеров;
  • Godot - очень интересный игровой движок, нацеленный на новичков.

Итоги

Итак, мы рассмотрели основные актуальные варианты игровых движков и конструкторов игр. Надеюсь, для вас эта информация оказалось полезной.

И помните, что не так важно, какой игровой движок вы используете, чем важно то, как вы это делаете. Игровой движок - это лишь инструмент для достижения целей.

И как всегда, буду рад обсудить с вами возможности игровых движков. Возможно, у вас есть свои крутые примеры, которые вы используете в работе и можете посоветовать.

Ну а если вы хотите научиться создавать игры или же найти экспертизу, финансирование или издателя для вашей команды - приходите к нам в инкубатор. Это бесплатно:

0
137 комментариев
Написать комментарий...
Evgeny Volnov

Godot, с его 40к звездами на гитхабе, огромным растущим сообществом и общей простотой освоения лежит под катом в "другие интересные движки". Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Все игровые движки представленные здесь - это актуальные и живые. Я расписал те - которые успел пощупать, а Godot я как-то не задел.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Ремонт Ноутбуков

Они больше полугода правили
https://www.youtube.com/watch?v=Pjivz_3BQZo

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik
Игровой движок разрабатывается в том числе для игр создателя. Поэтому он в первую очередь нацелен на других разработчиков, а не бизнес, как в случае с Unity;

Объясните мне кто-нибудь, что значит "движок создаётся для бизнеса"?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Поясню. Unity - движется в направлении, диктуемым бизнесом, тобишь они часто покупают технологии только для того, чтобы они были и повышали капитализацию Unity. Часто они забрасывают половину технологий, которые были куплены или начинали создаваться под их крылом, растят помойку внутри своей же экосистмы. А Unreal тот же - по большей мере создается под свои проекты в первую очередь (тот же Fortnite) и это отличает их от Unity.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Иван Колчин

Когда юнити встраивает в 21 версии jobs в пакеты по умолчанию - это вот бизнес. А когда анреал выпускает наните - это для души, молниеносной разработке и для радости бабушки с дедушкой. Вот как-то так

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Petr Nagel

Godot?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Упомянул его, но не щупал лично, поэтому сложно про него что-то сказать.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Farkas Vilkas

-Для разработки хорошей игры нужно глубоко погрузиться в аспекты движка;

согласен, с этим минусом Unity
Он только кажется простым.

мне больше нравится UE, он для меня очень честный движок, оч приятный.
Но если полезешь в C++ то шишек можно набить много.
Но С++ практически не нужен, я с ним иногда играюсь ради баловства, вдруг пригодится. Считаю, что это баловство и есть.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Unreal очень дружелюбен для дизайнеров и создателей контента. Очень круто то, что условно гейм-дизайнер сможет создать что-то крутое, при условии его трудолюбия и упорства, не уходя глубоко в C++

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
AntonioModer

чем сложнее игра, тем глубже погружение, логично

Ответить
Развернуть ветку
AntonioModer

Unigine, Flax Engine

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Забыл про легендарный Unigine, но вроде как он перепрофилировался под индастриал решения

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Я, кстати говоря хоть и работаю на Unity, но то же самое могу сказать про них. Это стагнирующий движок, зарывающий сам себя в могилу. Большая часть их нововведений за последние годы - мертворожденные библиотеки, созданные только для того, чтобы повысить свою капитализацию.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
AntonioModer

Unity, UE, GameMaker. Годот четвертый, Unigine пятый, но будет 4-м

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тункин

RPG Maker

Популярный движок среди тех, кто хочет сделать свою бюджетную РПГ-игру. На ней вышло интересных инди-игр, например OMORI, To The Moon, Corpse Party и прочие. Движок обновляют и периодически перевыпускают цельным ремастером за отдельную цену.
Плюсы:
- Относительная простота использования, что в нём смогут разобраться и школьники.
- С помощью дефолтных ресурсов уже можно сделать игру.
- С помощью плагинов можно преобразить игру на любой вкус и цвет.
- Возможность создать игру без знаний языка программирования.
- JavaScript (не знаю, плюс это или минус)
- В новых ревизиях теперь возможно сделать игру под Android, и даже для браузера, благодаря поддержке HTML5.

Минусы:
- Подмоченная репутация из-за повального количества игр плохого качества.
- Движок способен лишь на сюжетно-ориентированные игры.
- Ограниченные возможности по графике.

Движок платный распространяется по типу buy-2-use. Последние две ревизии: RPG Maker MV, и RPG Maker MZ

Обе стоят примерно по 1400 рублей. Плюс куча платных DLC в виде ресурс-паков, спрайтов, текстур, звуков и музыки. Но если вы сами хоть немного умеете рисовать и сочинять музыку (или знаете источники royalty-free ресурсов) то их покупка не обязательна.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тункин

Когда-то пытался начать в нём разбираться, но я ленивое говно, в итоге забросил это дело.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Rudenko

Перефразируя известную фразу про языки программирования, есть всего два вида игровых движков: первый, это которые все критикуют, и второй на которых никто не делает игры

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Apanasik

Даже NeoAxis упомянули, а про libgdx или RPG Maker ни слова =/

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Volnov

Libgdx это фреймворк все-таки.

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
NSw

Godot, love2d, monogame - ну да, ну да, идут нахер. Типо я понимаю, что список составлен только из того, что "автор щупал", но название статьи можно было и менее претенциозное тогда написать. "Путеводитель по геймдеву" my ass.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

MonoGame - мертвая вещь. Godot я уже признал, что ошибка моя. Love2D - очень узкий движок

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
AntonioModer

я начинал с лов2д, пушка 🤘🏻
Настоятельно рекомендую новичкам !

Ответить
Развернуть ветку
Осенний динозавр

Хорошая документация и CryEngine это просто анекдот :D

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

По сравнению со многими ещё не так все плохо

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ефимов

Спасибо за статью и упоминание NeoAxis!
Расскажи, пожалуйста, почему у NeoAxis не самый удобный интерфейс?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Привет! Спасибо за отклик со стороны NeoAxis. Я быстренько пробегусь по тем моментам, что меня смутили в интерфейсе. Это мое личное мнение, но все же может будет полезно.

1) Не самая удобная сортировка объектов и их отображение (режимы) на сцене
2) Менеджер ресурсов не такой удобный, как у конкурентов
3) Верхние панели выглядят перегруженными (менюшки сверху). думаю их можно сделать компактнее
4) Определенный плюс - наличие редактора скриптов внутри, но было бы круто заиметь поддержку того же Rider.
5) Редактор UI меня несколько смутил после Unity, однако по сравнению с каким-нибудь Autodesk Scaleforms - это уже крутое решение.
6) Визуально редактор выглядит как надстройка к Visual Studio, не хватает наглядности (разнообразия иконок и прочего).

Ответить
Развернуть ветку
Mad Stuntman

1. Мультиплеер существенно переработан и его можно даже пощупать.
https://blog.unity.com/games/empower-great-multiplayer-experiences-with-relay-and-lobby
https://github.com/Unity-Technologies/com.unity.services.samples.game-lobby

2. ECS в стазисе, Jobs в связке с Burst уже много где используется в продакшене и показывает неплохие результаты.

3. И URP, и HDRP ещё нужно расти и расти, но они уже вполне пригодны для продакшена. Shader Graph есть, юзабелен, но Amplify Shader Editor всё-так же более востребован и популярен.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Елагин

Больше движков Богу Движков!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Турбин

А что насчёт Cocos?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Cocos был хорош, но актуальные версии не смотрел

Ответить
Развернуть ветку
Ксардас

Cocos creator забыли (не сарказм, действительно достойный внимания движок)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кириченко

https://microstudio.dev/projects/ - бесплатный онлайн и оффлайн редактор. Язык очень похож на то что было в GameMaker 8. HTML5.

Ответить
Развернуть ветку
Имя Фамилия

Cocos2d-x, пока еще живой (хотя одной ногой уже в могиле). Пару лет назад был очень неплох для кроссплатформы на c++.

Ответить
Развернуть ветку
Ксардас

Зато есть cocos creator, который очень даже живой в Китае. На нем tecent и даже ubisoft делают проекты мелкие для мобилок и соц. сетей

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Arctur Gray

Давно уже перестал работать с Юнити, но любопытно его текущее состояние. Мультиплеер наконец-то завезли? А то несколько лет назад был Юнет, кусок дерьма, который потом задепрекейтили и сказали ждите новый мультиплеер. Готово? Вся эта штука с ECS и job системой для прода уже годится? Что насчёт рендер пайплайнов и графического редактора шейдеров?

Ответить
Развернуть ветку
AndryFall

Ну тут хороших новостей нету)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Мультиплеер - в той же жопе и даже хуже. Только если пилить свое. ECS и Jobs - все еще сырая херабора. Пайплайны - URP хорош и могет, HDRP - боль, ужас и содомия которую нужно перепиливать сильно под себя. У нее дохрена проблем. При всей моей любви к ней.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихт

Adventure Game Studio использую в создании point and click адвенчуры.

Идеальный вариант - низкий порог вхождения, охуительно радушное комьюнити.

Ответить
Развернуть ветку
Max Dicker

В Neoaxis можно добавить в плюсы 64-битные координаты. В Unigine только за плату такое.

Ответить
Развернуть ветку
Духнич Дмитрий

Спасибо за Gamedev👍

Ответить
Развернуть ветку
Mihael New

Это всё оооочень поверхностно. Отсутствие godot о многом говорит. Где flax

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Я лишь передал информацию о том, что Я шупал когда то. Полезно изучать инструменты, чтобы быть вкурсе того, что происходит вокруг. Я работаю на unity и довольно давно, но все равно смотрю что твориться вокруг.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Andrey Apanasik
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
AntonioModer

есть определенный кайф в изучении разных движков и технологий в целом, это хобби

Ответить
Развернуть ветку
Фирудин Ярметов

Как можно понять, что человек никогда не юзал Unreal в проде? Он его хвалит, и говорит, что он намного удобней Unity. Тот кто юзал Unreal в продакшене (особенно в небольших студиях), просто тихонько плачут, и вспоминают те чудесные дни, когда работали в Unity. Корят себя за то что сомневались в нем. И плачут. Тихонько, чтобы не кто не заметил.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Дело вкуса. Мне полюбился Unreal еще с 3-ей версии. И он уже тогда обскакивал Unity на несколько голов в удобстве. Хоть я и работаю с Untiy, иногда хочется перетянуть многие инструменты из Unreal к себе в родную херюнити

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Носов

Ощущение что вся статья написана ради последнего абзаца.

Ответить
Развернуть ветку
Max Dicker

Подскажите, какие есть актуальные 2D движки/фреймворки для Windows/C++? Нашел только nCine поддерживаемый одним человеком. Кокос уже подыхает походу и больше про мобилки.

Ответить
Развернуть ветку
Foxtrot

Поясните, чем именно сложней UE, кроме как тем, что у него меньше сообщество?

Алсо насколько развит на данный момент Bolt? Я так понимаю, но УЕшных блюпринтов всё ещё далеко, и возможности визуального программинга ограниченны?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Сергеич
Автор

Болт дно. А что касаемо сложности, то тут речь о c++/c#

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Геворг Рашоян

Cryengine ))

Ответить
Развернуть ветку
George Notyag

Ага. Только об актуальных вариантах, по этому, про труп крайтека напишу, а про годот не напишу)

Ответить
Развернуть ветку
Dalk 12

Я какое-то время работал на Unity, но со временем я начал замечать в нем баги и некоторые тупости. Последней каплей стало устаревание HLAPI и я перешол на Godot

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 137 комментариев
null