Wake the fuck up, Samurai: как, во что, за сколько и на чем нам играть?

Wake the fuck up, Samurai: как, во что, за сколько и на чем нам играть?

Хочется вместе подвести промежуточные итоги изменений в российской игровой реальности, спрогнозировать будущие, ну и постараться разобраться, что делать.

Привет, мне не очень хочется писать этот текст по причине нехватки интеллекта/компетенций для полноценного анализа происходящего с игровой индустрией и геймингом, но я уверен, что такой текст нужен:

Во-первых, понимание ситуации успокаивает, позволяет быть готовым к переменам, ну и дарит хоть какое-то чувство стабильности.

Во-вторых, есть ощущение, что мы остались одни и от нас ничего не зависит, но это абсолютно не так: горизонтальная кооперация, как и умение договариваться создало человечество не в меньшей степени, чем труд. Поэтому как минимум можно выработать способы которые позволят нам вместе сэкономить деньги, упростить жизнь ну или как-либо повлиять на ситуацию.

В-третьих, я к сожалению пока не встречал текста такого формата (хотя буду рад если они есть), что в целом понятно, основные игровые медиа / говорящие головы заняты, тем что пытаются сами понять, что делать, что можно и что с ними будет в новой реальности.

Что я предлагаю?

Я напишу (в тайне мечтая не выглядеть полным идиотом) основу текста, «рыбу», а затем с вашей помощью буду дополнять его информацией, мнениями, цитатами.

P.s. Давайте попробуем разобраться без ответов на вопрос «кто виноват? », ну и без эмоциональных оценок. Для «кто виноват?» есть более важные и страшные вопросы, чем видеоигры, ну и если он возник у Вас только сейчас, то «где вы были, последние 18-20 лет?»))

Что произошло?

Основные платформа держатели и многие издатели приостанавливают свою деятельность в России. Список крупных компаний приостановивших работу на данный момент (если кого-то упустил пишите дополню):

  • PlayStation
  • Nintendo
  • Microsoft
  • Epic Games
  • CD Projekt
  • Electronic Arts
  • Rockstar Games
  • Activision Blizzard
  • GSC Game World
  • Square Enix

Что это значит?

В первом и самом простом приближении всё просто – запрет на официальную продажу продуктов компаний (от консолей до оплаты сервисов), закрытие инвестиционных программ и вообще какой-либо финансовой деятельности в РФ, запрет на взаимодействие с отечественными компаниями (?).

С другой стороны, каждая история очень индивидуальна и связанна с особенностями компании и взгляда на ситуацию, поэтому можно точно утверждать, что:

  • пока это означает, что игроков решили возможности покупать продукцию;
  • - приостановка «бессрочная»;

Давайте посмотрим на консольную тройку:

1) между заявлением Microsoft (4 марта) и Nintendo и PlayStation (10 марта) прошла неделя;

2) т.к. для Майков основную прибыль приносит корпоративный и государственный сектор, то их заявление это констатация поддержки позиции своих потребителей «мы тесно координируемся и работаем в связке с правительствами США, ЕС и Великобритании, а потому останавливаем многие аспекты нашего бизнеса в России в соответствии с решениями этих правительств о санкциях»;

«мы тесно координируемся и работаем в связке с правительствами США, ЕС и Великобритании, а потому останавливаем многие аспекты нашего бизнеса в России в соответствии с решениями этих правительств о санкциях»

3) Сони с Нинтендо, напротив долго тянули, ничего в своих заявлениях не сказали и по сути ушли, чтобы избежать как репутационных потерь, так и из-за того что нет понимания как российские игроки могут платить за свои игры;

4) сама «приостановка работы» очень разная - например, Сони дает возможность устанавливать все ранее скаченные игры, для Нинтендо такой возможности нет. При этом в наборы NЕS, SNES и 64, новые игры добавлялись, тогда как подписчики PS Plus новые игры получать не будут.

К чему это приведет?

Здесь опять же можно только гадать (и естественно давайте заполнять вместе):

1. Продукты (игры/консоли) не будут официально выпускаться в России, что значит:

  • значительный рост цен (это дополнительно к росту курса валют),
  • дефицит,
  • уход продаж в нелегальный и полулегальный сектор (с трудом верится, что М-Видео, начнет продавать купленные в розницу в других странах консоли),
  • отсутствию русскоязычных озвучки/субтитров и какой-либо поддержки для отечественных геймеров,
  • вслед за крупными компаниями уйдут малые и средние, которые производят оборудование, оказывают услуги и т.д.
Возможно пора привыкать к оригинальной Тифе
Возможно пора привыкать к оригинальной Тифе

Важно:

А) у меня нет четкого понимания/информации, что значит «запрет на продажу» в отношении физических копий игр. Возьмем условные Square Enix и продолжение ремейка FF7 пока точно можно сказать, что а) не будет русского языка (хотя, стоп…); б) у официальных ретейлеров (и скорее всего у всех зарегистрированных в РФ компаний) не будет возможно купить физические копии по закупочным ценам. С другой стороны непонятно а) у кого обобщенный М-Видео покупает диски напрямую у SE (как, например виниловые магазины, напрямую покупают у Ворнеров) или же у какого-то дистрибьютера в восточной Европе; б) означает ли это, что SE будет меньше печатать дисков (минус заказы из России); в) будет ли SE следить за тем, что какая-то казахская компания купила 100 тысяч копий и вывезла их в Россию и продала их М-Видео; г) как в случаи казахской компании будет действовать российская таможня.

Б) судя по всему с одной стороны, даже если ты уехал из России, то твой аккаунт все равно заблокирован и нужно создавать новый не российский, с другой стороны тебе достаточно создать новый «не российский» аккаунт, использовать карту зарубежного банка и ты вновь в игре. Будут ли компании с этим работать с данными вопросами, например автоматически блочить доступ с территории России и разрешать из солнечного Ашхабада.

2. Уходит крупнейших компаний с отечественного рынка будет скорее всего означать и кризис сферы производства контента и это не только классические медиа, но и свободные блогеры. Тут дело не только в том, что пропадут рекламные и маркетинговые деньги, но и лишение возможностей монетизации контента;

3. Абсолютно непонятно, что будет с отечественным геймдевом и здесь нужно ответить на три вопроса:

  • будут ли западные издатели их издавать? (немного другой случай, но например, Берлинский кинофестиваль все еще принимает фильмы без госфинансирования в конкурс);
  • будут ли западные цифровые магазины их распространять?
  • планируют ли наши студии переезжать и в целом есть ли отток сотрудников?

Что смущает/обнадеживает/вызывает вопросы?

1. Как и в решениях из других отраслей, в заявлениях видеоигровых компаний нет четких критериев возвращения на рынок: подписание мирного договора, нахождение законного и простого способа оплаты игр и сервисов, исправление информационного фона, смена политического режима?

в заявлениях видеоигровых компаний нет четких критериев возвращения на российский рынок: подписание мирного договора, нахождение законного и простого способа оплаты игр и сервисов, исправление информационного фона, смена политического режима?

2. Есть ощущение, что как минимум решение японских компаний связанно не с нравственной позицией (у капитализма нет морали) или боязнью за свою репутацию, а с санкциями к отечественным финансовым институтам, ожиданием дефолта и тем самым с отсутствием возможности получать прибыль.

3. Что происходит с офисами компаний в России? Сотрудников увольняют, они продолжают работу и т.д.?

4. Насколько Россия важный для компаний рынок, готова ли Nintendo (Sony / Ubisoft и т.д.) бороться за отечественный рынок, идти на уступки и т.д. Аналогично тому как компании ведут себя в отношении Китая.

Это надолго?

Прекрасная Екатерина Шульман недавно сказала, что никто не ожидал, что случатся события последних дней февраля, «только американская разведка и городские сумасшедшие». Ясно, что любые прогнозы строить рано и глупо, но я бы выделил несколько факторов, которые напрямую повлияют на то как и когда эта ситуация закончится (при условии «консервативного» сценария в отношениях с западом – отсутствия глобальных перемен и сохранения противостояния):

Во-первых, это желания и стратегии самих компаний, как бы это не звучало цинично, но в какой-то момент градус напряжения спадет и тогда важным будет на какие риски и репутационные потери компании готовы пойти ради присутствия на российском игровом рынке. Несмотря на то, что нас пытаются убедить, что «коллективный Запад» по аналогии с Россией гомогенен и един, что там также бизнес полностью сросся с властью это не так. Банально огромное количество американских компаний работали и продолжает работать в Китае, Германия одновременно заявляла о попытке политического убийства Навального, но не останавливала строительство северного потока и т.д.. Игры как никак тоже жизненная необходимость (всё нормальное с этой цитатой заблокировано).

Поэтому важно – насколько сами компании будут следить за полулегальными продажами, будет ли доп контроль механизмов обход блокировки, будут ли вводится санкции к компаниям или странам, которые обеспечат транзит продукции в Россию и т.д.

Во-вторых, важны действия нашего государства: это может быть от поощрения пиратства (такие разговоры периодически ведутся), до борьбы с излишками, западными ценностями и т.д. (Я например со своими Xbox 360, Nintendo Switch и PS 5 вполне попадаю под раскулачивание). В любом случае я за аксиому принимаю, что любое регулирование со стороны нашей власти априори пагубно (можете попробовать меня переубедить) и в данном случае у нас две новости

Хорошая – у государства и так много проблем и до видеоигр руки дойдут в последнею очередь;

Плохая – у видеоигр очень плохая репутация, любое высказывание государственного популиста о проблемах воспитания, молодежи и т.д. заканчивается перечислением через запятую: «наркотиков, алкоголя, ЕГЭ, компьютерных видеоигр и гомосексуальности». В этой связи под шумок и борьбу со всем санкционным (а напомню, что единственные реальные контрсанкции Россия ввела против по факту покупки западной сельхозпродукции своими гражданами) можно все запретить/заменить правильным отечественным вплоть до административки за использование.

Возможно скоро мнение именно Екатерины Михайловны Мизулиной будет решающим для будущего игровой индустрии в России <br />
Возможно скоро мнение именно Екатерины Михайловны Мизулиной будет решающим для будущего игровой индустрии в России 

Что дальше?

Итак, перейдем к прогнозам! Повторюсь, что предлагаю рассматривать ситуацию в терминальной стадии, т.е. без глобальных изменений.

Банальные исторические аналогии рисуют нам два варианта (без учета сценария "все вернется").

1. Это гейминг – 90-ых, с диким рынком, очень высокими ценами, популярностью ретрогейминга и большим количеством китайских аналогов. Лицензия здесь либо полулегальна либо легальна только внутри страны и легендарно дорогая.

Консольная сфера либо удел эстетов либо область ретрогейминга и в целом мы отстаём на плюс минус – поколение, популярностью пользуются только те консоли, которые либо легко взломать, либо нравятся пиратам. Рс-гейминг окончательно победил (хоть одна хорошая новость для бояр), но и здесь из-за высоких цен на комплектующие, отсутствие лицензий всё не сильно радужно. Я думаю в целом как выглядит дикий мир российского гейминга 90-ых понятно, на ютубе в разделе ретро огромное число его осколков (честно сам провожу там очень много времени).

2. Это «гейминг – 80-ых» условный сценарий железного занавеса и госрегулирование. Легальными, являются только сертифицированные государством отечественные либо дружеских государств продукты. Любое использование нелегальной продукцией карается законом (вряд ли Вас будут расстреливать, но отметки в личное дело, административные штрафы и пр. вполне возможны), западную продукцию можно купить только на черном рынке, цены еще выше гарантий никаких.

Что делать?

Советовать как молиться богу – никогда не угодишь.

Но уверен, что помочь в данном случае мы можем только сами себе, что главная проблема нашего общества в том, что мы не хотим самоорганизовываться, что у нас почему-то не сложилось представления об общем благе, делающем жизнь каждого лучше. Ладно это голословно, давайте перейдем к более понятным вещам:

1. Давайте активно обмениваться играми. Это легко сэкономит Вам деньги, т.к. в условиях инфляции ценность денег уменьшается гораздо быстрее, чем стоимость продуктов.

2. Давайте достанем свои ретро РС и консоли, возможно нас с ними еще долго жить.

3. Давайте привыкать не жить новинками и активно делиться своим игровым опытом: скоро мнение насколько хороша игра 2016 г. будет гораздо полезнее, чем новинка декабря 2022.

4. Если продавать консоли/игры и т.д., то давайте стремиться это делать не перекупщикам, а тем кто действительно играет. Потому что перекупщики спекулятивно увеличивают цену.

5. Давайте говорить с компаниями, не истерить, не обвинять, не занижать оценки, а именно говорить. История очень простая мы друг другу нужны ­­компаниям нужны деньги, творцам деньги компаний, а нам игры. Ну и с государством тоже нужно говорить… Открою страшную тайну любой депутат / федеральный орган власти, обязан и всегда отвечает на письмо от избирателя и если удержаться от политических заявлений, то можно надеяться на то, что мнение хотя бы будет учтено (понимаю, что это всё эфемерно, но начинать с чего-то надо).

6. Давайте поддерживать контентмейкиров сейчас не тот случай, когда «рынок сам зарегулирует». Я понимаю, что у нас тут «холодная война» между игроками и медиа, но так уж получилось, что у одних теперь нет чемоданов, а у других скоро может пропасть возможность хуесосить первых за продажность. Наличие профильных медиа это способ артикулироваться социальной группе или явлению (это помимо просто развлечения, получения новой информации и возможности диалога). Без профильных медиа/блогеров мы потеряемся, нас никто не будет видеть, сколько бы нас не было.

44 показа
751751 открытие
4 комментария

Что сказать то хотел?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очень хорошая статья, ждал появления чего-то такого. Всё таки не всё время паникёрство разводить и рынок хоронить. Поделюсь парочкой суждений:

1) Как автор правильно указал, сейчас остается только гадать и верить в лучшее. Как по мне всё же некорректно прогнозировать опираясь на опыт истории даже при худшем раскладе. Всё таки рынок и мир поменялся, и как правильно указал, из условного Казахстана завозить релизы никто не запретит.

2) На локальных фронтах борьба с перекупами уже проиграна. Следил активно последние недели полторы за рынком б/у картриджей на Switch в СПб, и, к сожалению, объявлений от частников буквально не осталось. Все +- популярные тайтлы выкупили ещё в понедельник, сейчас остались единицы кроссплатформы. Остальное - аккаунты с сотнями объявлений, в которых сотни б/у игр по уже скорректированной цене. "Кому война, а кому мать родна".

3) К сожалению, судя по всему лишимся дубляжа на великий и могучий у релизов лета-осени, в зависимости от глобальных событий. Лично я держу кулачки за перенос сиквела TLoZ:BotW. Озвучка и перевод в первой были замечательными, не хотелось бы их терять.

4) Очень интересно посмотреть, как студии поступят с переводами весенних ближайших релизов. Очевидно, что они уже готовы, бюджеты потрачены. Даже если сразу они будут недоступны, то странно, если спустя время их патчем не добавят, когда ситуация с кэнселингом пойдет на спад.

Ответить

Хм, с одной стороны странно вырезать уже готовую озвучку, т.к. это прям большая работа не только перевести, но и вставить в код. С другой стороны вполне возможно, что для игр которые прям сейчас выходят будут вырезать.
По поводу Свитча мне кажется тут еще и рынок небольшой видимо. Хотя акулы из Икеи доказывают, что дефицит можно создать без дефицита.

Ответить