Как виртуальная пандемия в World of Warcraft помогла учёным в изучении реальных эпидемий

От «Порченой крови» до коронавируса.

В сентябре 2005 года по миру World of Warcraft прокатилась эпидемия — персонажи игроков и NPC «заражались» наносящим урон заклинанием, которое быстро распространялось по разным локациям. Пользователи сбегали из больших городов и пытались лечить себя и других, разработчики устанавливали карантины, но на неделю геймплей MMORPG сильно изменился.

Случай привлёк внимание настоящих эпидемиологов, и журналисты PC Gamer пообщались с двумя из них — авторами исследовательских работ, когда-то сравнивших эпидемию «Порченой крови» с настоящими вспышками инфекций. Эрик Лофгрен (Eric Lofgren) и Нина Фефферман (Nina Fefferman) рассказали, какие параллели можно провести между виртуальным заболеванием и реальным — в том числе Covid-19, который они изучают на данный момент.

Что такое «Порченая кровь»

Эпидемия в World of Warcraft началась из-за бага. У босса рейда Зул'Гуруб по имени Хаккар была особенно опасная способность — он вытягивал кровь персонажей, восстанавливая собственное здоровье.

Как виртуальная пандемия в World of Warcraft помогла учёным в изучении реальных эпидемий

Но игроки нашли способ «обмануть» его. Ближе к концу битвы они применяли на самих себя заклинание «Порченая кровь», которое наносило урон каждые пару секунд и моментально распространялось на всех дружественных персонажей поблизости. Когда Хаккар высасывал их кровь, то на него применялся и эффект заклинания, делая его более уязвимым.

Оказалось, что «заразу» можно было унести с собой из рейда при помощи питомцев. Если игрок отпускал своего подручного до того, как эффект кончится, то он сохранялся и при следующем призыве. Разработчики не учли, что от «Порченой крови» нужно избавиться, если персонаж уже не находится в Зул'Гурубе.

Постепенно эпидемия начала распространяться от тех, кто прошёл рейд. Она не только почти моментально убивала низкоуровневых героев, но и заражала NPC — которые не могли от неё погибнуть и становились своего рода носителями болезни без её «симптомов».

«Чума» распространялась целую неделю, раз за разом убивая целые города. В Blizzard сразу заметили проблему, но на то, чтобы найти конкретную ошибку, ставшую причиной, ушло несколько дней.

Эффект «Порченой крови» в действии

Реального вреда двум миллионам игроков «пандемия» не причинила, зато помогла Blizzard. Разработчики признавались, что ситуация не только принесла им много хлопот, но и помогла придумать новые события для WoW — например, в 2008 году студия специально запустила «Зомби-чуму» в рамках промо дополнения Wrath of the Lich King. Правда, она была куда менее заразной.

Что говорят учёные о виртуальной эпидемии

По словам доктора Эрика Лофгрена, сотрудника Университета штата Вашингтон, его опыт в World of Warcraft и статья о «Порченой крови» серьёзно помогли ему в дальнейшей работе.

Между эффектом, гарантированно передающимся всем в определённом радиусе, и реальным вирусом, очевидно, есть огромная разница. Но, как отмечает Лофгрен, реакция людей в таких условиях довольно похожа.

Для меня «Порченая кровь» стала иллюстрацией того, как важно понимать поведение людей. Когда обычно человек реагируют на подобные экстренные ситуации, как их реакция влияет на события вокруг.

Зачастую мы относимся к эпидемии как к такой штуке, которая просто случается с людьми. Есть вирус, и он что-то делает, как-то на всё влияет. Но всё не совсем так — вирус лишь распространяется между людьми. И куда важнее то, как мы взаимодействуем между собой, и следуем ли мы указанием институтов в таких условиях.

В подобных событиях очень много хаоса. Нельзя точно предсказать, мол, всё будет хорошо, всех посадят в карантин. Так не бывает.

Эрик Лофгрен, учёный-эпидемиолог

К аналогичному выводу пришла коллега учёного, Нина Фефферман.

То, что было в World of Warcraft, привело меня к мысли о том, как на поведение людей может влиять их восприятие угрозы их жизни.

Уже большую часть своей работы я посвятила созданию моделей того, как общество воспринимает риски. Не думаю, что я смогла бы прийти к этому так просто, если бы я не изучала общение игроков в WoW в реальном времени и их реакцию на «Порченую кровь».

Нина Фефферман, учёная-эпидемиолог
Эрик Лофгрен и Нина Фефферман
Эрик Лофгрен и Нина Фефферман

По словам Лофгрена, даже несмотря на то, как по-разному человек может вести себя в игре и в реальной жизни, параллели между случаем в MMORPG и реальностью — не такие уж и надуманные.

В своё время учёные и игроки нас раскритиковали за то, как мы отнеслись к грифингу. Ведь у этого почти нет аналогов в реальности: люди никого не собираются заражать специально.

Да, пусть человек и не сделает подобного из собственного умысла. Но когда вы игнорируете саму возможность того, что заразите кого-то — то ведёте себя очень похоже.

Может, вы подумаете: «Это не так уж страшно, я никак не буду менять своё поведение. В любом случае схожу на концерт, а потом навещу свою бабушку». Лучше так не делать. И это очень важный вывод.

Ведь эпидемия — это социальная проблема. А преуменьшать серьёзность чего-то — это всё равно что грифинг в реальном мире.

Эрик Лофгрен, учёный-эпидемиолог

Как говорит учёный, «Порченая кровь» и игры вроде Plague Inc. помогли простым людям, не разбирающимся в теме, чуть лучше понять, что такое эпидемия и как она проходит. Видеоигры позволили взглянуть на аналогичные ситуации более отстранённо. Паника ничему не поможет, но, как утверждает Лофгрен, любую эпидемию не стоит недооценивать.

505505
40 комментариев

Что за долбоебы ставят минусы на такую хорошую статью?
UPD: всё, уже плюсов накидали. Теперь на душе спокойнее

48
Ответить

Поставил минус, потому что одно из знаковых событий 2005 годов приплели к коронавирусу.

83
Ответить

Видимо те, кому не нравится попытка этих псевдоученых пиарнуться на трагедии? Все эти "эксперементы" давно уже проведены без них. И уверен, в ЦКЗ есть талмут подробно описывающий поведение людей при такого рода опасностях. 

Одно надеюсь, эти дурачки по собственной воле херней страдали а не Котик занес. 

36
Ответить

Лично я пока не определился, ставить плюс или минус. У меня претензия к материалу такая: что это за ученые и что за работа? Была ли она где-то опубликована в рецензируемых журналах?

Проблема в том, что среди научного сообщества хватает фриков, которые могут быть серьезными специалистами, например, в гидродинамике, но оттягиваться на какой-нибудь темной материи. И в первом случае сообщество может внимательно смотреть на результаты их работы, а во втором - вообще не воспринимать всерьез.

16
Ответить

Эту тему жевали и переживали уже несколько сотен раз наверно.

9
Ответить

Те, кого ДоСтаЛ ЭтОт вИрУс, иЗ вСеХ щЕлЕй пРо НеГо

9
Ответить

Сама статья какая-то водянистая: «Ой, нам так это помогло, без этого мы бы ничего не поняли. Да, согласна, мы без этого не поняли ничего, это так нам помогло. Ухо, они бы не поняли так быстро если бы не это, а так они поняли и это так сильно помогло, они бы ничего не поняли, если бы им это не помогло!»

4
Ответить