Organic utility. Искусство во время нестабильности

Один проект и одна история маленькой команды через призму времени, или как мы справляемся с уходом крупных клиентов, не унываем и реализуем творческие амбиции.

Сразу после видео начинается лонгрид с картинками, цитатами и оглавлением. Рассказываю про техническую сторону 3D и NFT проекта, рассуждаю про творчество и документирую жизнь студии, в которой я работаю.

Оглавление

Предисловие

Мы — это петербургская продакшн студия Cotton. Занимаемся креативным продакшном, снимаем рекламу, документальные проекты, рисуем и анимируем.

Котончики — так мы себя называем внутри команды
Котончики — так мы себя называем внутри команды

Я — это Макс, пришел в студию как моушн дизайнер, сейчас cg-дженералист и я же автор статьи. Инициатива с рассказом о нашей работе была от меня, поэтому тут стоит ожидать мой персональный опыт и замечания моих коллег. И начну, пожалуй, со слов одного из наших продюсеров.

В этом году наша студия планировала расширяться. Мы готовили несколько крупных интересных проектов. Наступил февраль, и всех будто парализовало. Рынок замер, выжидая, в какую сторону подует ветер. Спустя неделю проекты стали по одному отваливаться. Мы с командой решили, что во время затишья хотим аккумулировать силы в творчестве и продолжить высказываться. Среди наших друзей и коллег много таких же идейных и заряженных ребят. И мы стали объединяться в творческие и важные для всех нас проекты.

Аня Рудая
Аня Рудая — Продюсер
Аня Рудая — Продюсер

О проекте

Видеоматериалы из официального аккаунта factura_factory 

Один из таких дружественных для нас брендов — Фактура. Это мастерская мебели, которая приложила свои руки к куче наших любимых мест в Петербурге и Москве: от кафе и ресторанов (Сад, Gills) до шоурумов локальных брендов (12 storeez, SHU, KM20). А пару лет назад ребята помогали строить наш первый офис и частенько выручали нас с декорациями для съемок.

Стас Южин — основатель Фактуры
Стас Южин — основатель Фактуры

Мне давно хотелось переосмыслить функциональность и предсказуемость мебельного производства, и я искал идеи в искусстве. В конце 2021 года Фактура объединилась с художницей Дашей Сурмой, и мы придумали проект Organic Utility.

Стас Южин
Фото: Владимир Колбин
Фото: Владимир Колбин

Organic Utility — серия керамических фигур, вдохновленных самым базовым предметом мебели — стулом. В их основе отсекание функции в пользу материала, контура, цвета и трансформация привычного смысла в арт-объект.

Стас Южин

Когда Стас и Даша пришли к нам, у них уже была каталожная съемка скульптур от фотографа Владимира Колбина. Ребята предложили сделать нам съемку объектов в лесу. Но нас зацепил слоган проекта «Mentre sei seduto tutto cambia» — с итальянского «пока ты сидишь, все меняется». Это как-то легко перекликалось с тем, что происходит вокруг нас. Поэтому, кроме съёмки в лесу, мы предложили осмыслить проект в 3d, добавив контекста, в котором все мы оказались.

Фото

Мы использовали одновременно и цифру и пленку. Банально потому что не было вспышки под пленку, поэтому решили использовать две системы.

Оля Огонева — Фотограф
Оля Огонева — Фотограф

Применение вспышки может разительно изменить настроение и восприятие кадра, и тем самым мы хотели взглянуть на один и тот же объект разными взглядом. показать двойственность и неоднозначность. С солнечным дневным весенним светом мы видим предмет абсолютно иначе, и фотография вызывает диаметральные эмоции в сравнении с практически аналогичным кадром, но снятого в полумраке и освещенным лишь холодной вспышкой от камеры.

Оля Огонева

Референсы

общие кадры с захватом окружающей среды, сам объект съемки является по масштабу незначительным // кадр скорее передает настроение, атмосферу

Цифра
Цифра

Пленка же выбрана как инструмент визуального повествования из-за своей сыроватости и неидеальности изображения, практически осязаемой шероховатости, более осознанному подходу к фиксации момента.

Оля Огонева

CG, NFT и пленочный передоз

Концепция

Прямая запись с брейншторма команды:

Разлом что-то типа бетона, из разлома вылазит и разрастается земля/плесень/гнойные пузыри/обломки человеческих костей/стекла/тряпок (чего-то материального), дальше в «глитче» это трансформируется в диджитальный гной (что-то определяющее рукотворность) , и дальше наши обломки покрываются мхом, из мха вылазит и трансформируется стульчик, отъезд и там сет-дизайн с композицией стульев, один из стульчиков доформировывается. И слоган: пока ты сидишь, все меняется.

Все эти мысли были сформированы вокруг идеи создания небольшого 15-30 секундного ролика. Мы большие фанаты продакшн-компаний The Mill и ManvsMachine, поэтому взяли за рефы сложные для себя работы.

Castello Sensations, ManvsMachine

Проект Castello Sensations отлично передает наши мысли. Мы хотели показать трансформацию материалов, сочетание предметов, которые способны метафорически придавать существующим объектам сложные свойства. Будто «облачный сыр» / «скалистый чеддер» или, как в нашем случае, сопротивление природы с нерушимым. Время и бездействие. Мысли сквозь обстоятельства.

Раскадровка

Определили для себя ключевые точки ролика:

  • Разлом, какой-то импульс, порождающий изменения. Появление «глитча» и цифровое преображение для сочетания неожиданных образов.
Organic utility. Искусство во время нестабильности
  • Поглощение мхом/плющем, проявление «грибов-стульев».
Organic utility. Искусство во время нестабильности
  • Полная трансформация и сборка сцены, пэкшот.
Organic utility. Искусство во время нестабильности

Появление «грибов»

«Грибы» вылепили в ZBrush, органическую форму проще всего накидать там.

Формировали материалы с помощью нойзов в Octane
Формировали материалы с помощью нойзов в Octane

Решили делать трансформацию объектов с помощью морфинга. Для этого нужно несколько поз объекта с одинаковой сеткой полигонов. По сути, сделали несколько слоев у каждого объекта в ZBrush и далее в Cinema 4D с помощью тега Morph степами анимировали движения.

Разломы

Провели кучу тестов разлома поверхности. Я не силен в симуляциях, поэтому для меня это оказалось сложной задачей.

Текстура основной поверхности — поврежденный бетон. Через нойз Вороноя и масками выдавливалась глубина трещин.

Еще один неудачный тест. Решено анимировать степами

Куча, вырывающаяся из под бетона, многослойна. Для придания пущего реализма есть слой с массой крупных мешей камней — кусков асфальта. Еще один слой — с индустриальными объектами, потому что рассказ про человека. И заполняющий слой мелких камней, который пришлось симулировать в RealFlow.

Чистовой фрагмент 
Тесты заполняющего слоя

Стилистика

Параллельно первым тестам ребята предложили собрать сет-дизайн финальной сцены у нас на студии. Покреативить и посмотреть, как по аналогии потом собрать сет в 3D

Нам понравилась атмосфера, которую передавала пленка instax. Она отлично сочеталась с общим посылом проекта.

Organic utility. Искусство во время нестабильности
Паша Лукьянов — Креативный директор //красил, монтировал и озвучивал
Паша Лукьянов — Креативный директор //красил, монтировал и озвучивал

Готовые фотографии стали прямым референсом для покраски нашего ролика. Макс добавил «дышащий» расфокус, зернистости и приглушил свет.

Паша Лукьянов

Формат 4:3, приглушенные цвета, немного сепии, шум, слабая четкость картинки

Дальше я отправился в Davinci Resolve и только слегка усилил этот полароидный движ. Чтобы достичь того самого пленочного передоза я: приглушил свет, добавил грязи в цветные участки, присыпал еще кое-где шума, выровнял все кадры. В работе использовал плагин Dehancer — это отечественная разработка. Ребята изучили и отсканировали 100500 пленок, чтобы понимать, как работает с цветом и светом та или иная пленка, чтобы все выглядело максимально достоверно. Рекомендую.

Паша Лукьянов
Organic utility. Искусство во время нестабильности
Organic utility. Искусство во время нестабильности

Поглощение плющем

Анимация плюща происходит за счет случайной деформации формы, изменения текстур и появления объектов в месте преобразования. По инструментам это — Displacer, который позволил деформить по картам стандартного шейдера нойза и привязанные к нему несколько field объектов, уже к которым привязаны текстуры и скейтер октана.

«Плющ»

«Диджитал» деформация имеет такую же схему появления, но вдобавок миксуются текстуры. Допустим, дерево, поглощенное эффектом, заполняется текстурой камня, перекрашенного в золотой, и выкрученной характеристикой отражения материала.

«Шипы» двигаются за счет синусоидных кривых
Чистовой фрагмент

Монтаж и звук

Поделили ролик на три условные части, как в раскадровке.

  1. Вход — медленный, с прорыванием
  2. Изменение, влияние, ускорение
  3. Результат событий, осознание, замедление
Organic utility. Искусство во время нестабильности

Двигались все по той же трехактной структуре. Начало, развязка и конец. Как по монтажу, так и по звуку. Использовал все тот же Davinci resolve и Ableton live для написания основного трека. По музыке, я сделал два варианта: более спокойный и пожестче. Обсудили всей командой, что второй вариант нам подходит больше, но добавить светлый момент в конце все же стоит.

Паша Лукьянов
Organic utility. Искусство во время нестабильности

Плюс ко всему, на озвучании ролика добавил природные звуки, поддержав органику всего проекта. Думал еще добавить голосовым синтезатором слоган проекта на итальянском «mentre sei seduto tutto cambia», но звучало адски угрожающе, команда не заценила. Но я все равно вставил это в музыку, чуть смягчив голосовой синт и, приглушив, чтобы никто, кроме меня, этого не услышал. С озвучанием всех движений и материалов стало все объемнее и живее. Макс посоветовал нагнать саспенса в серединке, накинув такой восход звуковой, как делают в трейлерах, чтобы стало все пожирнее и покрасивее. Так и получилось.

Паша Лукьянов

NFT

Идея токенов пришла от Ксюши, а основной посыл заключался в дополнительном взаимодействии с аудиторией. Доход планируем жертвовать в фонд «Ночлежка» — людям, которые тоже потеряли ощущения контроля и стабильности в жизни.

Мы подумали, что зрителю, которого тронул проект, захочется что-то унести с собой на память. Это могут быть привычные постеры, открытки или футболки, а могут быть и коллекционные NFT.

Ксюша Бунина
Ксюша Бунина — Креативный продюсер
Ксюша Бунина — Креативный продюсер

Нам давно очень хотелось «потрогать» NFT и этот проект казался самым подходящим для экспериментов с новыми площадками. Кроме того, у нас почти не осталось каналов свободного взаимодействия с остальным миром, а потребность высказаться была огромной — так все совпало. Мир крипты и NFT пока еще свободный, децентрализованный, слабо контролируемый. Это, ко всему прочему, идеально легло на основную идею проекта.

Ксюша Бунина

Площадку OpenSea мы выбрали исходя из очень рациональных причин:

во-первых, свободный вход, нам не нужно ждать одобрения модераторов, чтобы выложить свои нфтшки;

во-вторых, свобода от «газа» — можно использовать блокчейн Polygon и тогда за публикацию токенов не придется платить комиссию — «газ»;

в-третьих, это большая известная площадка, наша аудитория — люди не из сферы арта или крипты, поэтому доверие к известной площадке будет выше, чем к узкоспециализированной; мы также смотрели в сторону SuperRare — эта платформа больше подходит для проектов сферы искусства, но, поскольку мы неизвестные художники, то шансов продвинуться там у нас меньше.

Ксюша Бунина

P.S.

Мы красиво оформили этот проект на Behance, готовим статьи на английском для международных медиа. А еще мы собираемся всей командой на открытие выставки в галерее Space Place, где расскажем и объединим физические и цифровые объекты проекта organic utility.

Спасибо

1515 показов
981981 открытие
11 репост
8 комментариев

Круто делаете! С ходу подумал, что это тех эксперименты с Гудини, а тут все на синьке с октаном. Жду еще контента)

Ответить

Спасибо! крайне приятно слышать)

Ответить

🔥🔥🔥

Ответить

Жесть вы дикие!!

Ответить

😁😁😁

Ответить

цг прям топовое
как ситуация на рынке изменилась с февраля? ещё есть надежда на камбек?

Ответить

Я не силен в симуляциях, поэтому для меня это оказалось сложной задачей.Если честно - заметно. И как на зло ещё самыми первыми кадрами показывается! На органическое разрушение не очень похоже.(Сам тоже страдалиц тот-ещё, но в гудиньке - тоже симуляции все очень диджитал выглядят)
А так крутой коллаб!

UPD: А, у меня в голове чё-т смешалось, вы так и хотели?

Ответить