Домашние задания в киновузе. Часть 4

Перед началом чтения и просмотра настоятельно рекомендую ознакомиться с первой и второй частью!

Установка света для экзамена по актёрскому мастерству. Студенты делают всё сами.
Установка света для экзамена по актёрскому мастерству. Студенты делают всё сами.

Новый курс обучения идёт уже почти два месяца. За это время у меня поднакопилось немного наблюдений, которыми я бы и хотел поделиться с Вами.

О третьей серии "Раз на раз".

(Текст лучше читать после просмотра самой серии).

В первой и второй частях я уже рассказывал о своих монтажных заданиях, которые стараюсь выполнять с соблюдением некой сквозной сюжетной линии. Получается это с переменным успехом. Не всегда мои друзья, играющие уже устоявшиеся за ними роли, могут прийти на съёмки. И тогда идею приходится в очередной раз переписывать, подгоняя её под оптимальное сочетание времени, места, ресурсов и свободных актёров. Тем не менее, мой "Раз на раз" постепенно становится локальной легендой в рамках института, что не может не радовать. Ведь изначально задания по монтажу - это, в первую очередь, лишь упражнения, демонстрирующие владение тем или иным приёмом.

Перейдём к самой третьей серии. Начинается она с эпизода "восстания" Германа-Ронина из могилы, куда его закопали непутёвые подручные мистера Азамата. Это однокадровая сцена, снятая единым дублем. Задание так и называлось - "однокадровый фильм". В целом съёмки прошли удачно. Лежа в земле, я несколько раз получил смачные удары лопатой по голове, очевидно, что у сцены было несколько дублей, поэтому каждый раз приходилось закапывать героя (то есть меня) снова Так что мой безумный взгляд в конце не является актёрской игрой.

Следующим идёт вставная пародия на гачи. Это задание звучало как "пересечение оси", и суть его была в том, чтобы оправдано нарушить операторскую ось. Ещё в марте я попытался сделать это упражнение, но преподавательница его не приняла (непринятый эпизод впоследствии попал во вторую серию "Раз на раз"). Для успешного окончания сессии должны быть сданы все задания, но времени на пересъёмки чего-то дельного у меня не оставалось. Самым верным способом было взять какую-нибудь уже снятую сцену в качестве референса... И я не придумал ничего лучше, как взять сцену из гачи. Как ни странно, такую версию преподавательница приняла. Возможно, вы заметили чистоту английского у кудрявого актёра. Это мой одногруппник из Турции. И неделю назад ему вновь пришлось примерить на себя гачи-образ, только в этот раз мы изучали многокамерный способ съёмки и я вновь взял тот же референс.

Завершается третья серия упражнением под названием "Отражённое действие". Думаю, многие разглядели референс к сцене из "Американского психопата". Самым сложным было достать искусственную кровь. Вы можете возразить и сказать, что вполне реально изготовить её самому. Вполне. Но у меня не получилось. Потому я просто поехал на другой конец Москвы за литром красной жидкости.

На мой взгляд, третья серия получилась наголову выше предыдущих. Конечно, множество её проблем очевидны. Однако как начинающий режиссёр я впервые стал работать с оператором, а не пытался снимать серии сам. Уделил гораздо больше времени подготовки к съёмочному процессу, а не судорожно писал за ночь до съёмок друзьям с просьбой приехать. И я надеюсь, что вы также оцените новую серию.

Поездка в ГОСМОФИЛЬМОФОНД

*Фото взяты из моего архива
*Фото взяты из моего архива

Хочу также рассказать о знаковой для меня поездке в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации - главный киноархив нашей страны. Поездка являлась частью ознакомительной практики на первом курсе в апреле этого года. Ощущения были необычные. Вокруг сотни людей, работающих с плёнкой, множество лабораторий и каких-то массивных механизмов. В фонде на постоянном хранении находится 1 089 831 роликов плёнки (по состоянию на 01.01.2022 г), из которых более 40 % являются иностранными лентами. Помимо киноплёнки в архивах фонда находится более 500 тысяч бумажных документов. Лично нас с одногруппниками больше всего поразили оригинальные монтажные листы Тарковского для "Андрея Рублёва", к которым прилагались фотографии со съёмок.

Архивы о съёмках "Андрея Рублёва"

Но лично мне более всего запомнился отдел хранения DVD-дисков, в который, судя по словам экскурсовода, привозят вообще всё подряд. Об этом также свидетельствовал диск с культовым мультсериалом про Человека-паука 1994-ого года, стоящий рядом со сборником видео-инструкций по йоге.

Фотографии со съёмок "Андрея Рублёва"
Фотографии со съёмок "Андрея Рублёва"

Поездка в ГОСФИЛЬМОФОНД была важна для меня ещё и в профессиональном плане. Даже просмотрев мой аккаунт на DTF, вы можете заметить, что я увлекаюсь научно-популярном кино. В этом направлении я хочу развиваться в дальнейшем, а для этого нужно научиться работать с архивами. Благо ГОСФИЛЬМОФОНД всячески приветствует студенческое кино и в целом готов предоставить доступ к своим архивам, которые таят множество занимательных секретов.

На самом деле судьба фонда не раз была в опасности. Последний случай произошёл при Ельцине. На месте одного из корпусов собирались сделать бассейн для начальства. Зачем на территории хранилища плавательный бассейн? Не ясно, но к счастью, здравый смысл победил.

Закончилась наша экскурсия просмотром фильма "Маяковский смеётся", снятого по мотивам пьесы "Клоп" В. В. Маяковского. На сеансе в главном кинозале фонда вся группа благополучно уснула и я остался смотреть кино в гордом одиночестве.

Запуск

Запуск - термин, обозначающий съёмки студенческого фильма при поддержке института.

Примеры использования:

У него через неделю запуск - у него через неделю начинаются съёмки

Он запускается на киностудии - он организует свои съёмки на базе университетской киностудии

На втором курсе обязательным является съёмка учебного фильма - это, по сути, первое серьёзное задание в рамках обучения. У меня на запуск заявлено научно-популярное кино. Я посчитал, что это будет наиболее верным решением. Проблема запусков большинства второкурсников прошлого года - это плохой сценарий. Фильм может быть выполнен отлично по операторской и звуковой части, в нём может быть даже потрясающая работа с эффектами и декорациями, однако велика вероятность, что проблемный, невнятный сценарий перечеркнёт все достижения. Всё это, разумеется, относится к игровым фильмам. Документальные работы страдают некоторыми другими проблемами, однако, в целом, ситуация с ними куда лучше.

Самое сложное в запуске - совсем не съёмки. . Чтобы запуститься, нужно получить довольно внушительное количество подписей, начиная от своего собственного мастера (руководителя группы) и заканчивая мастером звукорежиссёров (в том случае, если в ваш запуск вписан кто-то из звукорежиссерского факультета). Разумеется, каждый из этих людей перед тем, как подписать ваш режиссёрский сценарий, обязательно его прочитает и запросит сделать ряд правок. И порой правки разных преподавателей вполне могут конфликтовать друг с другом. В этом случае остаётся лишь идти на компромиссы, делая всё, чтобы сценарий по-прежнему оставался вашим произведением, а не сборником чужих правок.

Тем не менее, все эти преграды вполне преодолимы. Подобные задачи готовят студентов ко взрослой жизни, где бюрократические проволочки на съёмках, порой, гораздо агрессивнее и сложней, чем в стенах родного института.

Надеюсь, Вам было интересно всё это читать и смотреть. Это мой самый длинный пост на ДТФ. Пусть он будет для Вас хоть немного увлекательным.

77
2 комментария

А можешь добавить ссылки на первые части?)

Ссылки на первые две части находятся под названием.
https://dtf.ru/flood/1144305-domashnie-zadaniya-v-kinovuze
https://dtf.ru/flood/1203560-domashnie-zadaniya-v-kinovuze-chast-2
https://dtf.ru/flood/1214868-domashnie-zadaniya-v-kinovuze-chast-3

Третья часть немного выбивается. В ней представлена неигровая работа.