Разрушение мифов о доспехах Средневековья

О подвижности, противостоянии огнестрельному оружию и туалетах.

В закладки
Слушать

Наверное, у любого человека при слове «рыцарь» возникнет чёткая ассоциация с мужественным воином в стальных доспехах. Дамы ещё представят его на белом коне, блондина, все дела... Но сегодня мы остановимся как раз-таки на доспехах.

Я изучаю тему лат ещё с детства. Началось всё это, когда родители купили мне детскую книгу, где очень поверхностно рассказывалась история мира. Разумеется, что там была тема Средневековья. В книге я прочитал, что рыцарей перед турниром усаживали на лошадь с помощью крана, а будучи спешенными, они больше не могли подняться на ноги. Меня это удивило и я в это не поверил.

Ещё мне говорили, что рыцари ходили в туалет под себя, что не мылись, что доспехи были сверхтяжёлыми и плохо защищали. С тех пор я стал интересоваться, а действительно ли так было? Спойлер — нет. Сегодня мы разберёмся во всём. Итак — нелепые мифы и их разрушение.

Миф первый: доспехи были очень тяжёлыми

Сразу скажу, что мы будем говорить на тему Позднего Средневековья и эпоху Нового времени. То есть кольчуги, ламелляры и подобные доспехи мы сразу отметаем. Нас интересуют латы.

Полный латный доспех мог весить от 20 до 30 кг. И пусть вас не смущает такая цифра. Этот вес носят на себе бравые армейские пехотинцы и в наше время. Вес доспеха равномерно распределяется по всему телу и человек в нём чувствует себя замечательно.

Есть доспехи, которые весили более 40 кг, но это турнирные доспехи и назывались они «штехцойг». Они не предназначены для боя. Они нужны только для того, чтобы участника турнира ни при каких обстоятельствах не убило на празднике. В этом доспехе подвижность абсолютно не нужна. Хотя даже в таком можно бегать, но зачем?

Миф второй: доспехи сковывают движения

Боевой латный доспех практически никак не сковывает движения владельца.
Латные доспехи, как правило, делаются анатомическими и подвижными. Места сочленений (например, плечи) сохраняют подвижность за счёт плавающих заклёпок. При желании вы можете даже «колесо» провернуть.
Я могу предоставить массу доказательств этому в GIF формате.

Есть интересное видео, где мужчина в полном доспехе (турнирный гарнитур!) демонстрирует невероятную подвижность. Короче говоря, и этот миф уничтожен.

Миф третий: доспехи были очень дорогими

Здесь не всё так однозначно. На этот вопрос можно ответить и да, и нет. Если мы имеем в виду полный доспех в одном стиле, идеально подходящий под фигуру владельца, из качественной стали и от известного мастера — да, такой доспех стоил сумасшедших денег. Здесь понятно.

Из дошедших до нас письменных источников известно, что полный доспех конца XIV — начала XV веков стоил 16 фунтов и 8 шиллингов. В переводе на наши деньги это около 11 тысяч долларов. Ежемесячный доход рыцаря регулярной армии тех времён составлял порядка 1,3 тысячи долларов (в переводе на наши деньги). Так что за год на доспех вполне себе реально было накопить.

И это я пишу про индивидуальные доспехи хорошего качества. Но ведь большинство пехотинцев носили не полные доспехи, покупали слегка не своего размера, выбирали упрощенную версию, и менее качественную сталь. Доспех вообще мог быть снят с трупа вражеского солдата и перепродан. Это сильно снижало цену. Вполне реально было купить доспех в районе 500 наших долларов.

Это то же самое, что купить средненький Xiaomi вместо флагманского Samsung, хотя оба эти аппарата прекрасно справляются со своими задачами.

Миф четвёртый: доспех — бесполезная жестянка

Высокая готика и максимилиановская эпоха — вершина кузнечного ремесла. Мало того, что это выглядит просто фантастически, так ещё и защищает от... да от всего практически. А с обилием рёбер жёсткости разрушить латы было просто невозможно. На данном видео мы можем наблюдать краш-тест бацинета. Шлем уничтожить так и не удалось.

Вы наверняка могли найти другие краш-тесты, где доспехи сминались как фольга. Чепуха это, а не краш-тест. Дело в том, что правильно сделаный доспех не сминается. Он прогибается до определённого момента, а потом сталь лопается.

Доспехи не выпускались сырыми. Их калили, а потом разогревали до 750-850 градусов и давали спокойно остыть. Это называется «отпуск стали». Доспех сохранял невероятную прочность и твёрдость.

Кроме того, стоит подметить, что обычно для теста берут тонкие (1 мм) доспехи из сырой стали. Конечно, они будут пробиваться и жмакаться, но это и не доспех вовсе. В Средневековье создавали доспехи с максимальной толщиной в 3 мм, а то и в 4 мм. А если их закалить ещё? Да это танк.

Миф пятый: доспех пробивается луками и арбалетами

Доспех не пробивается луками и арбалетами. Что уж там говорить — не всегда кольчугу удаётся пробить этими орудиями, а латы так и подавно. Под любой доспех — будь то кольчуга или латы — обязательно надевается толстая одежда, что значительно повышает шанс выжить даже после пробития защиты.

На гифках вы можете наблюдать как (осадный!) арбалет не может пробить западноевропейскую кирасу. Хотя попал строго под углом 90 градусов. На второй — бесполезность английского лука против стального нагрудника.

Не зря форму доспеха старались приблизить к сферической. Стрелы и болты просто рикошетят.

Миф шестой: рыцари справляли нужду в доспехи

Скорее всего, это и произошло с человеком, который напялил на себя доспех, но, не разбираясь в одежде тех времён, просто обгадился.

Дело в том, что даже полный латный доспех оставляет частично открытыми ягодицы и пах владельца. Зачастую там находится кольчужное полотно. Что мешает просто приподнять его, развязать шнурки на белье и сделать свои дела? Для многих будет новостью, но штанины и белье были отдельными частями одежды. Штанины назывались шоссами, а один из вариантов нижнего белья — брэ.

Миф седьмой: огнестрел уничтожил доспехи

Нет, не уничтожил. Доспехи продолжали существовать ещё сотни лет. Да и ранний огнестрел у многих ассоциируется с мушкетом, хотя на самом деле в Европе он появился ещё в XV столетии. Да-да, вместе с арбалетами и луками. Назывались такие вундэрвафли аркебузами.

Дело в том, что на закате эпохи Ренессанса набирает популярность буржуазия — это всё те же рыцари и лорды, но теперь им больше не нужно было по зову короля идти в бой. Вместо этого они мобилизировали отряды со своих владений, и вчерашние крестьяне уже завтра шли на войну.

Вы бы стали покупать каждому из них дорогие доспехи? Конечно же, нет. Вы бы дали им по огнестрелу и отправили в бой. В это же время офицеры, состоятельные наёмники и кирасиры продолжают надевать доспехи аж до XIX века.

Скажу больше — доспехи продолжают существовать и на полях сражений Первой и Второй Мировой! Никуда они не исчезали.

А это для тех, кто считает, что доспех пробивается мушкетом.

Подводя итоги, я хочу сказать, что доспехи уничтожила не пробивная способность огнестрела, а экономическая нецелесообразность. Исчезли не латы, а те, для кого они создавались.

Миф восьмой: доспехи очень долго надеваются

Надеть доспехи можно даже самостоятельно, а если вам помогут, то всё продлится около 10 минут. Но уж точно не час, как пишут некоторые особо-альтернативщики.

Миф девятый: глупо было делать вычурные доспехи

Нужно понимать, что доспехи делятся на три категории — боевые, турнирные, парадные. В парадной броне никакой дурак не пойдёт сражаться. В сравнение можно поставить невесту, которая в своём белоснежном платье копает картошку.

Парадные доспехи надевались королями и герцогами только на праздники, свадьбы, церемонии и так далее. Это же касается гротескных доспехов. Кузнецы соревновались в мастерстве, а вельможи, которые покупали такие изделия, хвастались перед другими лордами красивым снаряжением. Это как и с брендовой одеждой или гаджетами в наше время.

Миф десятый: доспехи невозможно было изготовить

Почему? Потому что токарь четвёртого разряда сказал, что прокатной стали тогда не было? Кузнецы прекрасно ковали полные латы и без прокатной стали. Есть на YouTube видео, где один бравый парень развеивает этот глупый миф. Из железной болванки он сделал лист, а уже потом из него заготовку под цервельер.

Не было пневмомолота? Так ещё тогда изобрели водяной молот, который справлялся не хуже.

Последний миф тоже рассыпался.

Это были основные заблуждения по поводу латного доспеха. Разумеется, что некоторые и дальше будут верить в мифы даже после прочтения моей или какой-то другой статьи. Будут и дальше верить в плоскую Землю, в вакцины, контролирующие разум, в заговор часовщиков и так далее. Этого никак не изменить, и поэтому будут продолжаться нелепые споры. Но это уже совершенно другая история. А вам большое спасибо за внимание. Удачи!

{ "author_name": "Тимур Великотрав", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 830, "likes": 1973, "favorites": 1342, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 168770, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 12 Jul 2020 07:00:05 +0300", "is_special": false }
Промо
Коротко: приложение для покупки и продажи криптовалюты
С возможностью сразу оплатить товар или услугу.
Объявление на DTF
0
830 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Математический Никита

65

А ведь можно было также затронуть тему правдоподобности различных доспехов в играх.)

Ответить
747

Если интересно, то это будет следующая статья. Я и фильмы задену. 

Ответить
41

Надеюсь там будет тема применимости доспеха, о ней часто забывают. Вроде герой в играх у нас обычно "путешественник" или "дуэлянт" с точки зрения сражений, но ему напяливают доспех для линейного строя. Или герой - пехота, но ему напяливают рыцарский конный доспех.
 Это довольно сильно влияет на реализм - "реалистичный" полный доспех, сделанный по реальным фото может быть абсолютно нереалистичным с точки зрения происходящего в игре - например герой не находится в армии, не конник, не стражается в строю, но на повседневной основе носит шарнирную защиту паха (это вообще часто триггерит, т.к для пехотинца латная юбка будет эффективней по всем параметрам, от удобства до защиты и цены.).
 Точно так же, иногда "нереалистичный" визуально доспех может быть эффективней "реалистичного по фото" - потому что хоть первый, условно, даёт намного меньшую защиту и то если повезёт (например это просто полукираса и и наручи/поножи, как любят делать в фэнтези) - он всё равно всё ещё применим, т.е можно хоть на секунду поверить в то, что герой реально и в магазин в этом ходит, и путешествует, и сражается. В то время как поверить что герой бегает по лесам в турнирном доспехе с миллиметровой смотровой щелью уже как то сложновато.

Ответить
12

Интересное рассуждение. Обязательно упомяну Ваш комментарий. Да, я тоже об этом уже задумывался. Но если бы в играх сделали упор на такой реализм, то люди просто не захотели бы играть. Патамуша сложна!!!

Ответить
5

Патамуша сложна!!!

Без обид, но подобный снобизм выпирает из всей статьи.
Что будет сложного игроку, если в игре нарисуют реалистичный доспех? Проблема не в глупости игроков, а в незнании/лени художников/дизайнеров.

Ответить
3

Нет, Вы не так поняли. Если в игре сделают сложную механику ношения лат, где будут резко падать навыки стрельбы, если вы будете в перчатках, где будет намного медленнее востанавливаться выносливость в латах, где будет ужасный обзор в шлеме или если вообще игра скажет "этот доспех надеть нельзя - фигура не подходит", то большинству игроков такое не понравится. Люди привыкли к казуальности.

Ответить

Дополнительный

Тимур
2

Вы тут не правы. Киндом Кам очень популярен у людей)

Ответить
8

Возможно. Мне понравилась не только боевка и историчность, но и отсутствие фэнтезийности. Это редкость нынче. 

Ответить

Дополнительный

Тимур
0

Согласен. Там только 1 миссия с намеком на мистичность)

Ответить
2

Дело не в привычке к казуальности, а в том что это нахер не надо никому кроме упоротых фанатов доспехов. Статья интересная, спасибо. Но мне как было пофиг на латы, так и осталось, и супер реализм ношения в играх он мне даром не нужен

Ответить
0

вообще все из описанного есть в разных играх правда всего сразу в одной вроде нету 

Ответить
0

А жаль.

Ответить
2

Полностью перенести в игру реальность невозможно, поэтому при переносе обязательно нужно упростить многое. Вопрос в правильном выборе. Если люди не захотели играть, это не "патамушта сложна", а потому что геймдизайнеры плохо расставили акценты при переносе из реала в игру. То как обычно переносят особенности оружия и доспехов в игру - лично мне не нравится, но боюсь что я не смогу предложить что то законченное и сбалансированное - я слишком мало знаю о предмете.

Ответить
5

нет ничего ужаснее, чем полностью реалистичное оружие и доспехи в играх.
В реальной жизни это выглядело нелепо - натуральный самовар, на кой черт делать такое в играх ?
Игра должна быть правдоподобной, т.е. - похожей на правду, но не достоверной

Ответить
6

в смысле в реальной жизни выглядело нелепо ? какой еще к черту самовар  чудовищно нелепые фэнтезийные доспехи это вообще бич игр  которого чем меньше было бы тем лучше ну и я тебя могу поздравить нет ниодной игры с полностью реалистичными доспехами  а игр с правдоподобными по пальцам пересчитать можно 

Ответить
0

Меня устраивает вариант For honor - отдаленно напоминает то что было в реале, при этом выглядит красиво.
С другой стороны есть Kingdom come - отвратительный реализм

Ответить
2

в фор онор выглядит фигово и это касаемо рыцарей  викинги это вообще трешак и это только по поводу внешнего вида  а геймплейно доспех просто скинчик и не более  что такое  хочется видеть не только выглядящий но и работающих доспех 

Ответить
5

нет ничего ужаснее, чем полностью реалистичное оружие и доспехи в играх.

Пфффф. Действительно, а пацаны-то делавшие Ведьмака и KCD и не знали...

Ответить
2

Когда в это одет всякий сброд - ок. Но, вы сами хотели бы таким красавцем играть ? Или все такие модные сеты ведьмачьи носили ?

Ответить
4

 Когда в это одет всякий сброд - ок. Но, вы сами хотели бы таким красавцем играть ?

lol, чувак, если не в курсе и 2018-2020 прошли мимо, то в KDC персонаж игрока от NPC по своим возможностям ничем не отличается. Все что могут носить остальные персонажи, тоже может носить и игрок, а уж каким шмотом он обзаведется - это уже от игрока зависит. Абсолютно типичная ситуация - грохнуть NPC на дороге и снять с него кольчугу, чтоб самому носить :-)

https://youtu.be/jfQMfZosjto?t=610

Для бомжевания по ебеням, пока паны не видят, можно вот таком походить, как в прицепе, специально загрузился и заскринил  :-) 

Но ничего не мешает для торжественных случаев нафармить и такую броню:
https://youtu.be/NXnIyvCfINI?t=34
https://www.youtube.com/watch?v=8vdC1cOlz_Q

И вообще какой угодно шмот
https://www.youtube.com/watch?v=bRVjofJJSKo

Жалко что позднец готики нет, но там и исторический период другой.

 Или все такие модные сеты ведьмачьи носили ?

Ведьмаку к сожалению, в основном доступны только бомжацкие гамбезоны разной длинны, пурпуэны, акетоны, дублеты и жакеты, большинство из которых выполнена по гражданской моде эдак XIV-XVI века, в лучшем случае с кольчужными элементами. 
Но основная масса нормальных полных доспехов всяких NPC-рыцарей не доступна, что в принципе соответствуют образу героя бомжующего от одного села к другому в поисках работы.
Иногда только встречаются полноценные пластинчатые доспехи - по типу поздних бригантин (которые уже не для боя создавались, а для потнов), как например, тот же отличный шмот школы Кота.
  
Но я большую часть игры проходил в ватниках с кирасой, по типу как в прицепе, как и большинство других игроков, как и большинство воинов нищебродов Позднего Средневековья ;-)  Странно только, что Ведьмаку религия не позволяет носить шлемы...
Хотя, конечно же, предпочел бы ходить в нормальной броне, как эта:
https://staticdelivery.nexusmods.com/mods/952/images/2356-16-1491345581.jpg
Однако ж полный комплет в ваниле без модов не достопен :-(

А в том же  DLC Blood and Wine, тяжелые сеты доспехов Ведьмака (перекрашенные вариации турнирного сета)  - это тупо компиляция элементов готической брони, и походу именно под немецкую готику, ибо у итальянцев "юбочки" были куда ниже. Причем именно элементов, т.к. доспех там далеко не полный, половины защитных элементов в ведьмачьих сетах нет, что логично, не рыцарь же, а какой-то наемник, так что то что доступные Ведьмуку шмотки это зачастую компиляция разнородных элементов брони, в общем-то нормально. 

Совершенно точно, разработчики Ведьмака в отличии от Вас в музеях бывали и общее представление о средневековом и ренессанском шмоте все же имеют ;-)

Ответить
–2

KCD это пример натуральной достоверности во всех аспектах. 
Собственно, о том и речь - доспехи там выглядят как обноски или нелепые самовары, люди вокруг, все со следами вырождения на лицах, грязища, говнище - все как в реальной жизни, до деталей.
Это игра специфического жанра достоверной реконструкции, который у меня лично не вызывает никакого интереса.
Ведьмак, слава богу, подходит к вопросу более свободно и позволяет экипировать персонажа красиво.

Ответить
5

 Собственно, о том и речь - доспехи там выглядят как обноски или нелепые самовары, люди вокруг, все со следами вырождения на лицах, грязища, говнище - все как в реальной жизни, до деталей.

Это уже элементы геймплея.
Обнашиваются то шмотки со временем. Потом помылся, починился и как новенький.
По этой же причине я там всегда держу пару комплектов брони: одну которую не жалко и в которой можно пошастать по ебеням. Другую - понтовую и начищенную, на тот случай, когда чую, что вот он настал очередной эпичный момент. 
Чисто из практических соображений. В общем-то в средневековье так и было: броня для парадов, броня для турниров, походные шмотки и т.д. Естественно не все такое могли себе позволить:
https://www.instagram.com/p/BtX1bSuHNrG/?utm_source=ig_tumblr_share&igshid=1ew3ghsgsyuix
https://www.khm.at/objektdb/detail/1628/
https://www.khm.at/objektdb/detail/2298/
https://www.reddit.com/r/ArtefactPorn/comments/9ljynd/parade_armor_created_for_king_erik_xiv_of_sweden/
https://en.wikipedia.org/wiki/Greenwich_armour
 
В KDC социальный прогресс игрока тоже обыгрывается. Если по началу врываешься в крестьянские дома шоб спиздить жратву, то со временем персонаж  превращается в средневекового метросексуала, lol

При этом KDC то позволяет одеть персонажа вообще как угодно: 20 слотов для шмоток, заполняй как угодно и чем угодно. Уж свободы экпировки там точно больше чем в том же Ведьмаке, где отдельных элементов одежды меньше. Это на самом деле даже с технической точки зрения очень трудоемкая работа, на которую нынче стали забивать (во втором Dragon Age как начали халтурить), хотя вон когда-то Морровинд умел в многослойноую одежду.

Но KDC - это конкретный исторический период перед Гуситскими Войнами.

 Ведьмак, слава богу, подходит к вопросу более свободно и позволяет экипировать персонажа красиво.

У них там полная стилизация под Эпоху Возрождения и Позднее Средневековье. Что кагбэ намекает, что книжки пана Анджея они в отличии от шоураннеров сериала таки читали: у него там во всю народ орудует алебардами, а они в масс-продакшен пошли как раз начиная с XV века когда резко возросла роль пехоты, а Нильфгаард так вообще страна из будущего - у них там уже присутствуют намеки на элементы общества Нового Времени.

В основном у них там весь шмот с XIV-XVI веков, только что огнестрела жалко нет.
NPC как из музеев или с картинок Грэма Тернера.
Для центральных персонажей у них был более индивидуальный подход, но основные элементы одежды вполне типичны для тех времен. Причем полные доспехи рыцарей и воинов Ведьмаку не доступны, а доступные ему сеты - сборная солянка из отдельных элементов, что, как я выше описывал, отлично вписывается в его амплуа, так как он именно наемник-бродяга и вопросах шмота куда более ограничен Генри из KDC

В вопросах понтовства народ то XIV-XVI веков, кому хошь мог дать фору: 
https://www.metmuseum.org/toah/hd/deca/hd_deca.htm

До сих пор актуально:
https://www.deviantart.com/mrbee30/art/14th-Century-Brigandine-armor-779920707

И Warhammer Fantasy Battle построен также ровно по тому же принципу, где та же имперская пехота, калька с ландскнехтов
https://www.reddit.com/r/ImaginaryWarhammer/comments/eahgv9/empire_soldiers_by_karl_kopinski/
А Империя в общем-то калька со Священной Римсковй Импреии эпохи Максимиллиана.
Так что можно брать одни и те же фигурки 
https://www.games-workshop.com/en-US/Battletome-Cities-Of-Sigmar-HB-EN-2019
https://www.games-workshop.com/en-US/Empire-Greatswords
https://www.games-workshop.com/en-US/Empire-State-Troops
и в разных сеттингах гонять, никто и не заметит :-)

В прочем до GW руки эффективных менеджеров тоже уже добрались...

Ответить
1

Ну, тут да, аниме-девочкам в панцу с огромными дрынами не конкурент.

Ответить
1

Я боюсь это не влияет ни на что, ведь что бы это понимать, нужно быть специалистом в этом.

Ответить
31

Отдельно прошу задеть тему бронелифчиков. 

Ответить
5

Обязательно.

Ответить
8

Класс :) надеюсь не в блогах, обидно было бы пропустить

Ответить
15

В офтопе будет. С новой недели.

Ответить

Теоретический фитиль

Тимур
3

KCD поди будет самой правдоподобной)

Ответить
8

Верно предположили:) Еще M&B

Ответить
4

боевых братьев будешь трогать ? мордаху шилвари ? экзаниму? 

Ответить
3

Всё обсудим! Статья будет куда более интересной. 

Ответить
11

Главное, побольше гифок. Ведь еще древним римлянам было известно, что гифка - царица доказательств!

Ответить
5

Хороший пост, интересный. А если затрагивается тема правдоподобности. то можно узнать, рационально ли использование таких доспехов, как на прикреплённой картинке?

Ответить
3

шлема нет нагрудник стремный вместо нормальной кирасы  плохая броня у паладина получше 

Ответить
3

Ну дык ясное дело, у паладинов и спонсор поболее будет)

Ответить
1

Чет аж зубы заныли

Ответить
0

М?

Ответить
3

Если его сзади по голове тюкнут, он же себе все зубы нагрудником выбьет )

Ответить
0

Очень сомневаюсь, что такая ситуация его теоретически ожидает)
Но в любом случае да, по лбу схватить может.

Ответить
1

При ударе в нагрудник доспех вместе с торсом "поедет" назад, в то время как голова останется на месте и в результате будет сильнейший удар нагрудником по челюсти.

Ответить
0

больше смахивает на парадный

Ответить
4

Знаете, будучи довольно умным человеком, всё подвергающим сомнению, я был бы очень рад, если бы в следующий раз вы подкрепляли своё мнение источниками, например научными работами и исследованиями. Такой человек как вы просто обязан их знать, будет печально если все ваши знания получены из YouTube. Большинство утверждений выглядят не до конца убедительными. Например, в утверждении про то, что доспех не пробивается мушкетом, как-то упускается факт, что пластина на видео сделана из современной качественной стали и попадание идет по касательной. А если доспехи были настолько дешевы как вы говорите, то почему среди тех захоронений, где армиям приходилось бросать трупы и не было времени их обобрать все равно в основном находят воинов в дешевых кольчугах и с дешевыми мечами, ведь доспехи были вроде как доступны каждому крестьянину? Молот с водяным приводом работает только возле рек или других источников проточной воды. И достаточно часто находятся доспехи со следами пробития от арбалетов, хотя гораздо чаще, конечно, стрелы попадали в стыки между латами.

В общем, у меня много вопросов.

Ответить
4

Я не стал углубляться в документации потому что ее попросту никто читать не будет. Мало кому это интересно. Вы вот заинтересованы, но таких людей здесь меньшинство. 
Та кираса специально сделана таким образом, чтобы отводить вражеские пули. Да, тут соглашусь, что сталь современная и качественная. Технологии 17 века не позволяли сделать такую же, но всё таки в музеях мы видим сотни образцов когда доспех справлялся с огнестрелом тех времен.
По поводу крестьян. Крестьяне не могли позволить себе хорошие доспехи. Скорее всего вы имеете ввиду захоронения 11-13 столетий. Тогда все носили кольчуги потому что лат не существовало. Фрагменты лат можно обнаружить в единичных экземплярах. Как минимум разбойники могли ободрать покойников, а как максимум - доспех мог просто сгнить и исчезнуть. Доспехи со следами пробития арбалетными болтами были либо сырыми, либо неравномерная ковка, либо их перекалили. Масса причин по которым пластина могла быть не качественной.

Ответить
0

Вы вот заинтересованы, но таких людей здесь меньшинство.

Я человек еще старого, "книжного" поколения,  поэтому у меня закономерно возникают вопросы и желание углубиться в тему. Например, если доспехи с трудом пробиваются осадным арбалетом, не говоря об обычных, то это бы сделало эти виды оружия бесполезными, однако они существовали еще довольно долго, пока окончательно не были вытеснены огнестрельным оружием. Это говорит о том, что большинство воинов по прежнему не имели защиты или были легкобронированными, а это, в свою очередь говорит о том, что доспехи все же не были повсеместными и доступными всем. 11 тысяч долларов - довольно приличная сумма для вещи, которая может оказаться одноразовой. А наемные или "крестьянские" армии, насколько помню, вообще редко имели хорошее вооружение и защиту. У крестьянина нет денег на это, а наемник изначально идет в армию, чтобы заработать на хлеб. Ну и от специфичных видов оружия, например того же клевца, доспехи не спасали. А что насчет копья? Это самое дешевое и распространенное оружие тех времен. Вроде есть образцы на которых явно видны отверстия от наконечников. Или меч-панцербрешер с узким лезвием?

P.S. Прошу простить мне мой ироничный тон в посте выше. Я просто подумал что это очередное разоблачение в стиле желтой прессы и кликбейтных заголовков.

Ответить
3

Значит что касается арбалетов. Всё зависит от стали из которой сделан доспех. В большинстве случаев арбалет сделает вмятину, трещину, но владельца не поранит. Особенно с учетом того, что под доспехом толстая стеганка с кольчугой иногда даже. Арбалет спокойно прошивает другие виды доспехов вроде шинно-бригантных, бригантины и тем более кольчуг. Солдаты часто носили не полные доспехи, а то и вовсе какую-то часть (кирасу или нагрудник один для защиты органов) Конечности могли оставаться в простой стеганке. Ранение в руку/ногу без оперативной помощи могло вызвать смерть (особенно с уровнем медицины). В таком случае поздравления стрелку - он смог убить человека в частичной броне. 
Что касается копий и панзербрехеров всевозможных. Такое оружие создано не для пробития доспехов, а для точных ударов в язвимые места латника. Исключением может быть кончар - восточноевропейский колющий меч. Ним часто пользовались крылатые гусары когда теряли копье. Таким мечом-копьем на скаку можно спокойно пробить и бригантину. К сожалению к тому времени она перестала использоваться. А кольчугу панцирных казаков прошивало на ура. 

Ответить
5

Клим Саныч, ты чтоли?)

Ответить
4

Просто отличная статья!
Без излишней воды, с действительно актуальными мифами, отличными гифками и минимально нужным экскурсом.
Спасибо! Пожалуйста, ещё!)

Ответить
0

Благодарю за отзыв)

Ответить
2

Слушай, если будет возможность - задень пожалуйста краюшком тему брони в серии Assassin's Creed, а именно трилогии Эцио. Там очень много гона в свое время было, что его софт-армирование - это противоречие быстрому перемещению и т.д.

Тем более там интересные варианты лат были, особенно в Братстве. Может будет интересно?

Ответить
0

Столько игр порекомендовали. Можно обзор и на предложенную Вами сделать. Постараюсь.

Ответить
2

Ну только если Вам самим интересно будет. Не обязательно отдельно, можно в скольз пройти, или упомянуть. Если будет уместно, конечно.

Спасибо!

Ответить
0

софт-армирование это что ?  латы это середина 14 века в братстве какой временной период ?

Ответить
0

У него не было полного рыцарского экипа, лишь частиные элементы брони на корпусие, плечах и запястиях.

Ответить
0

ну я с ассасинами крайне слабо знаком трилогия эцио это какой временной период ? ну и еще можно было бы картнку скинуть по которой вопрос возник и тогда можно сказать исторично или нт 

Ответить
0

Конец 15, начало 16ого века.

Вот ссылка, где есть  наборы доспехов со второй части по Revelations. https://assassinscreed.fandom.com/wiki/Armor/Gallery

Вопрос был не столько сугубо в историчности, сколько в применительности для скрытых задач и динамичного перемещения.

Ответить
1

ну скрытно перемещаться  и паркурить в латах это такое  кольчугу вшить можно но с ней прыгать тоже не весело будет 

Ответить
0

разве трилогия эцио 15-16 век ? брони кстать не обнаружено только работа дизайнеров которые о доспехах только слышали 

Ответить
0

разве трилогия эцио 15-16 век ?

Дап.

работа дизайнеров

Художников...

Ответить
0

"Действие игры разворачивается во времена Третьего крестового похода, а именно в 1191" мне кажется что это все же не 15 век

Ответить
0

трилогия эцио

:)

Ответить
0

ну я ж говорю что я в ассасинах так разбираюсь что можно сказать не разбираюсь )

Ответить
0

Ничего страшного. Просто запомните, что Эцио был в эпоху Ренессанса (ну мало ли, на будущее).

А за латы из конкретно его трилогии - все же считаете, что не тянут на свою эпоху?

Ответить
0

сейчас глянул  сюжету эцио  на той вики что скинул увидел доспехи ну что то они всратые  достаточно не прям треш фэнтезийный но на историчные/реалистичные не тянут 

Ответить
2

Очень было бы интересно!

Ответить
1

Затронь еще Берсерка, мб, клево было бы.

Ответить
1

Нет ну это follow

Ответить
0

Особенно интересно, насколько в реальной жизни существовала ли разница между Легким доспехом, средним и тяжелым.
В какая в боевых условиях разница

Ответить
2

Вряд ли даже существуют легкие, средние и тяжелые доспехи. 
Все доспехи из нашей истории отличались друг от друга способом изготовления, регионом, в котором создавались и так далее. Кольчужный хауберг может быть очень тяжелым, а есть кольчужная скрытка (кольчуга из тонких колец под одеждой) Может быть латный доспех из цельнокованных пластин, а может быть шинно-бригантный. Совершенно другая технология, внешний вид, а характеристики мало отличимы. Тут больше играет роль тип доспеха, а не вес и массивность. Но я эту тему буду подымать в следующей статье.

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

тем что нету деления на легкое тяжелое среднее  а есть только различные виды доспехов и одни защищают лучше другие хуже  

Ответить
–2

Интереснее было бы осветить миф, будто бы тяжеловооруженный латник мог быть только рыцарем и бился только верхом на специальном боевом коне - это самое распространенное заблуждение.

Ответить
0

А что, нет? Как латник может быть пехотинцем, если в латах нельзя ходить? 
Да, и правда нелепо звучит. Может еще упомяну это в какой-то статье.

Ответить
0

Практически все пехотинцы (средневековья) использующие двуручное оружие носили достаточно тяжёлую броню. Другое дело что марш в таком виде будет делом утомительным и небыстрым.

Ответить
–1

О том и речь, но в представлении современного человека, тяжелая броня = рыцарь = конь = доблестная лобовая атака сметающая строи пехоты

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }