Как нормисы побеждают уже сейчас – на примере маркетинга мировых брендов

Квесты про небинарных, черные русалочки и эльфы, афрояпонцы в доспехах – может показаться, что мир окончательно погряз в заказной инклюзивности. Однако я вижу и примеры обратного, когда здравый смысл победил навязанные ценности. В этом лонге три «истории успеха» – Netflix, Victoria's Secret и Bud Light. Без лишних слов:

Как нормисы побеждают уже сейчас – на примере маркетинга мировых брендов

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Netflix и отбой халявы

Нетфликс – настолько популярный стриминг, что в западной культуре даже стал нарицательным для секса: фраза «Netflix and chill» именно то и означает – «посмотрим кинцо и возлюбим друг друга».

Но подписка на Нетфликс, так уж вышло, стоит денег. Поэтому хитрые пользователи начали выкладывать данные своих учеток в свободный доступ, давать друзьям, скидываться всем классом и т. д. В общем, с одного акка смотрели всей толпой. А компании вообще-то хотелось бы, чтобы каждый из толпы заплатил за отдельную учетку.

Поэтому в 21-м году Нетфликс начал борьбу с шерингом аккаунтов. Сначала это были безобидные поп-апы с требованием подтвердить данные учетки. Потом, в 23-м, людям предложили официально добавлять в учетку других пользователей за денежку – каждый должен будет доплатить по 8 долларов. Сыр-бор начался не просто так – по данным Нетфликса, таких халявщиков по всему миру было больше 100 млн. И это при том, что всего официальных пользователей у Нетфликса насчитывалось 200 млн. То есть в обход кассы наслаждались повесточными сериалами аж треть зрителей!

Как нормисы побеждают уже сейчас – на примере маркетинга мировых брендов

Короче, гайки закрутили, народ естественно пошел в хейт. «Да я нахрен отменю подписку и больше не приближусь к вашей хреновой помойке на выстрел моего магнума!» – кричал фермер Джордж. Разумеется, ничего он не отменил, иначе бы барменша Сьюзен стала «смотреть Нетфликс» с помощником шерифа – Билли, мать его, Смитом. Ну да мы отвлеклись...

В общем, люди покричали в интернетах, глаза попучили, пену попускали изо рта – дня два, ну может месяц – а потом все стало так, как хотел Нетфликс. Халявщики рассчитывали, что платные пользователи выступят народным бундом, но вместо этого мажоры попросили их удалиться, потому что не хотели потерять свои аккаунты. В свою очередь Нетфликс добавил более дешевые форматы подписок, где даже HD-качества нет. И скупил еще несколько популярных сериальных франшиз.

Все это привело к тому, что за 1.5 года их акции выросли практически вдвое, а количество пользователей сейчас – 283 млн.

Как нормисы побеждают уже сейчас – на примере маркетинга мировых брендов

Иронично, что в индустрии игров все несколько иначе. Речь про Denuvo – антипиратскую технологию, прославившуюся безукоризненным снижением производительности ПК. Игроки возненавидели ее – дошло до того, что компания BioWare выпустила Dragon Age: The Veilguard без денувы просто для того, чтобы за счет этого получить пару баллов к репутации. Ну и обеспечить себе побольше продаж на старте – потому что геймеры обычно исходят от обратного: если игра доступна для скачивания – проявляются бояристость и покупают, если же обвешена денувами – недовольно плюются поп-корном за просмотром ютуб-версии.

Есть мнение, что вся эта история с Veilguard – хитрый план по массовому облучению повесткой через торренты.

Возможно, фермеру Джорджу полагалось надеть шапочку из фольги, прежде чем писать о таком в твиттерах…

Камера плавно отъезжает, и теперь в кадре другой бренд…

Victoria’s Secret и трусики XXL

Виктория Сикрет – бывший официальный амбассадор сексуальности в поп-культуре на протяжении многих лет. Бренд всегда был прорывным – изначально компания позиционировалась как «место, в котором любой мужчина может с комфортом купить белье для своей леди». А потом сменился собственник, а вместе с ним и позиционирование – именно эти ребята придумали сделать нижнее белье предметом роскоши.

Итогом стали знаменитые на весь мир подиумные шоу, в которых принимали участие сексуальные «ангелы» – супермодели Роузи Хантингтон-Уайтли, Адриана Лима, Летиция Каста, Ирина Шейк и многие другие красотки. Шоу всегда были грандиозными по накалу сексуальности, уже с начала нулевых их называли «рекламным порно» и требовали отменить. Феминистки и женские союзы, разумеется – фермера Джорджа все устраивало.

Как нормисы побеждают уже сейчас – на примере маркетинга мировых брендов

Для понимания, в лучшие годы Victoria's Secret Show собирало у экранов больше 10 млн зрителей. Рекорд был поставлен в 2001 году — 12.4 млн. Даже в 2018-м, когда рейтинги уже падали, их все еще смотрели 3.3 млн человек. Ближайшие по популярности модные показы набирали от силы 500-700к зрителей.

В 2016-м компания L Brands, которая на тот момент владела брендом Виктория Сикрет, назначила ей нового гендира – тетеньку по имени Джен Сингер. До этого Сингер долгие годы работала в индустрии шмоток, в том числе руководила в компаниях Nike и Spanx. Продажи снижались, и компания хотела с помощью опытной в «женских штучках» директрисы привлечь молодую аудиторию зумеров. Ведь до этого у нее это неплохо получилось в Spanx.

Сингер приняла задачу со все ответственностью и немедленно стала:

  • Ходить по интервью и говорить о том, как женщинам важно любить себя такими, какие они есть – при этом официальная позиция Виктории Сикрет заключалась в том, что они «фантазия» для женщин, демонстрация идеала, к которому стоит стремиться, которое дарует их дорогущее белье.
  • Добавлять новые линейки белья – более дешевые и спортивные.
Как нормисы побеждают уже сейчас – на примере маркетинга мировых брендов

В это же самое время сама компания продолжала проводить все те же «шоу ангелов», где демонстрировала общественности, что ей плевать на изменения рынка и потребностей целевой аудитории. Слоняра Лесли Векснер, владелец L Brands (компания-мама Виктории Сикрет), заявлял на интервью: «Вам не нужно быть Джеймсом Бондом, Диком Трейси или главой ФБР, чтобы понять, что увеличение груди – это популярная вещь». Директор по маркетингу L Brands Эд Разек, который в свое время как раз и придумал гениальный ангельский секси-маркетинг, в 2018-м прямо перед очередным ежегодным показом заявил, что компании не нужны плюс-сайзовые толстушки, потому что никто о таком не мечтает. Помощник шерифа Билл, мать его, Смитт тогда заявил, что «ничего более патриотичного в жизни не слышал», за что отхватил от колоритной барменши жирного леща.

К тому моменту акции компании уже и так просели в стоимости на 40 %, а после подобных заявлений начались бойкоты, затем извинения, а затем и вовсе последовала отмена легендарного шоу ангелов. Компания моментально выявила виновника, и уволила… Джен Сингер. Что еще сильнее ударило по ее репутации, потому что Джен по крайней мере была женщиной – в компании, которая производит женское белье.

Таким нехитрым образом несогласованность в позиционировании, личные амбиции директрисы и непонимание того, что аудитория меняется, привели некогда легендарную и самую известную в мире компанию женского белья к темным временам.

И это как раз пример того, как компания до последнего не желала «прогибаться под повесточку», хотела оставаться в числе нормисов. При этом не осознавая, что нормы поменялись. Да, старикам-директорам, Джеймсу Бонду и главе ФБР нравятся худенькие красотки из нулевых. Признаться, мне и самому они до сих пор импонируют. Но цимес в том, что компания работает не на аудиторию мужчин, а на аудиторию женщин – и эта ЦА изменилась стараниями сотен других компаний. Чего не понимали в VS.

Нужно было либо адаптироваться, либо уже стоять на своем и пытаться давать отпор. Получилось что-то смежное, а затем еще и скандал с Эйпштейном разрозился, который, вроде как, использовал VS для детской проституции… В общем, закончилось продажей компании новому, третьему собственнику.

Однако в этом году в Виктории Сикрет наконец-то поняли, как играть в эту игру: легендарное шоу вернулось после 6-летнего перерыва с триумфом, старушками и моделями плюс-сайз. Но! Главное – это оказалось все то же сексуальное шоу, но теперь с большим спектром… разнообразия. А старушки – модели прошлых эпох, походкам которых все это время так завидовала барменша Сьюзен. Разве можно было упустить шанс убедиться, что кумиры не молодеют? Вот именно – в результате 10 млн просмотров трансляции в прямом эфире на ютубе, а всего на сегодня 24 млн просмотров на записи.

Камбек из риал, потому что Виктории стали хитрее и грамотно пустили пыль в глаза инклюзивной общественности, а сами в этот момент ловко перестроили свои коммуникации с телевизионных рельсов на соцсетные. Хорошо, когда есть миллиардные доходы, чтобы выделить на такую спецоперацию 6 лет раздумий и ожиданий чуда. Жаль, что вместо них у L Brands были убытки.

Что касается директрисы Джен Сингер, через пару лет ее подхватил другой бренд одежды, где она меньше года пыталась гнуть свою инклюзивную линию на посту гендиректора, после чего была уволена на фоне падения доходов.Совпадение?

Разве не гениально?
Разве не гениально?

Наконец-то пришло время вспомнить про Sweet Baby Inc — консалтинговую компанию, которая с 2018-го пытается провернуть похожие трюки в игровой индустрии. Это небольшая канадская конторка, консультанты которой приходят к разработчикам игр и говорят: «Слушайте, а давайте сделаем вашу игру более инклюзивной! Вот тут добавим небинарного эльфа, тут сделаем главного злодея белым мужиком, а тут перепишем сюжет так, чтобы он отражал современные ценности».

Точно такая же история, как с Victoria's Secret — берем успешный продукт и начинаем его «улучшать» в угоду активистам. Повесточная часть рынка понимает, что через эту трещину в обороне можно бить – и начинает атаковать бренд, требовать изменений. А разочарованные фанаты перестают делать кассу.

Из популярных известных игр официально отсвинкбебиинить успели «AC: Вальгаллу», «Человека-паука 2», «Алана Вейка 2», «ГоВ: Рагнарек», «Рыцарей Готэма» и «Отряд Самоубийц». Что характерно, из 6-и примеров лишь 2 оказались сомнительными, остальные получили множество наград и многомиллионные продажи.

Однако это не помешало фермеру Джорджу и другим адекватным и уверенным в своей идентичности геймерами устроить бунд такого масштаба, что ведущие издания назвали его «Геймергейт 2.0».

Как нормисы побеждают уже сейчас – на примере маркетинга мировых брендов

Люди устали это терпеть – и поэтому массово хейтят популярные проекты, в которых замечают повесточку. Жертвами кровавых расправ уже стали:

  • Юбисофт – за то, что посмели сделать черного самурая черным самураем. А еще за то, что сделали игру с женщиной в главной роли, которая ударом кулака вырубает мощных солдат Империи и порочит честь вселенной «Звездных войн».
  • Dragon Age Veilguard – за то, что не добавили в редактор возможность делать персонажу грудь нормально размера: хотя бы пятого или шестого.
  • Concord – тут все было настолько плохо, что свежекупленную за 200 млн баксов студию взяли и закрыли, без шансов на оправдание.

Что Victoria's Secret, что игровая индустрия: стоит начать прогибаться под «прогрессивные ценности» вместо того, чтобы фокусироваться на качестве продукта – и вот уже акции летят в тартарары, а общественность, как совокупный тролль, засаживает противоречивые требования во все доступные в обороне щели. Нормисы продолжают побеждать.

Ракурс сменяется, камера проносится мимо стены, чтобы монтажер мог сделать склейку для эффекта «одного дубля» – и вот мы перед последним павильоном, на котором написано…

Bud Lights и ванна с пивом

20 лет подряд, с 2003 по 2023-й, Бад Лайт был самым продаваемым пивным напитком в США – и главным продуктом концерна AB inBev. Фермер Джордж не мог представить традиционное субботнее барбекю без традиционного ящика с голубыми банками.

Все изменилась, когда в 2022-м руководители концерна поставили перед командой бренда Bud Light уже знакомую нам цель – привлечь молодую аудиторию. Они поручили эту задачу Алиссе Хейнершейд – вице-президенту по маркетингу, которая на тот момент уже 2 года занимала должность. Сотрудники любили Алиссу, ведь вместо того, чтобы заставлять их работать, она глубоко рефлексировала на тему того, что не умеет быть благодарной, а затем устраивала в офисе различные активности, суть которых сводилась к тому, что нужно «принимать и любить себя». Нужно ли при этом работать – не уточнялось.

Смешной разбор главной проблемы Алиссы - неблагодарности

Алисса успевала посещать подкасты и рассказывать о том, что она не на своем месте, и лишь притворяется, что реально понимает суть происходящих процессов – совсем скоро окажется, что так оно и было.

Задача привлечь молодежь показалась Алиссе несложной – она выбрала самого популярного на тот момент транса среди зумеров и организовала ряд коллабораций, чтобы выйти на его аудиторию в 10 млн человек. Дилан Малвани – так зовут транс-персону – получил именную баночку пива и искупался в ванне с пивом. Алисса Хейнершейд была счастливо – и заявила на подкасте, что только эксклюзивность спасет бренд Bud Light. Бренд, который, на тот момент, 20 лет удерживал лидерство.

1-го апреля 2023-го Дилан Малвани получил ту самую именную банку, о которой мечтал помощник шерифа Билл, мать его, Смит – и миллионы подобных ему. Такая наглость не могла пройти незамеченной – и грянул бунд. Бывшие фанаты голубого жигуля скупали пиво пачками, чтобы затем нещадно топтать их, давить тракторами и даже расстреливать из автоматических винтовок.

Знаменитости публично выступали на стороне обиженной аудитории нормисов – а концерн Anheuser-Busch терял миллионы сотнями, из-за чего быстро сдал назад, но было уже поздно:

  • статус самого популярного пива отжали мексиканцы
  • за месяц продажи упали на 26 %
  • убытки составили более 1.4 млрд

Спустя 2 месяца после этого креативный директор AB inBev получил премию на Каннских львах как «креативный директор года» – второй раз подряд. О том, что победил именно он, стало известно еще в марте, до скандала, однако многие ждали, что публичная речь главного креативщика конторы как-то поможет сгладить углы. Надеялись, что он откажется от статуэтки – в знак солидарности с аудиторией. Разумеется, этого не произошло, и вместо извинений общественность получила что-то вроде «бренд еще вернется».

Что касается вице-президента по маркетингу Bud Light Алиссы Хейнершейд, старшего вице-президента по мейнстриму Даниэля Блейка и директора по маркетингу самой AB inBev Бенуа Гарба – все трое были уволены и на сегодняшний день до сих пор не нашли новой корпорации, которая бы согласилась их нанять.

Любопытное сходство
Любопытное сходство

Для людей вся эта история стала показательной – насколько, порой, компании могут быть оторваны от своей целевой аудитории и конечного потребителя. Что характерно, AB inBev даже не имели плана на случай провала – а к концу года проблем становилось все больше. Даже в Сенате начали собственное расследование этой ситуации. А из-за того, что компания свернула рекламную кампанию с трансом и не оказала ему поддержки, от нее отвернулись все те 10 млн человек, на которых так хотели променять всех остальных жителей Штатов, а транс-сообщество выказало недовольство подобными выходками.

Фермер Джордж, попивая очередную бутылку мексиканского пива, многозначительно крутил усы и вполне однозначно щупал барменшу Сьюзан. «Неужели мы победили?», – думал он про себя.

Что в итоге

Все 3 истории – громкие и показательные победы разных нормисов: от мира бизнеса, от мира сложных женщин и мира простых мужчин. Похоже, что чем чернее эльфы и Вилларианы, чем сложнее гендер приглашенных на рекламу звезд – тем однозначнее становится реакция общественности.

Взять тот же Dragon Age: The Veilguard – большинству людей хватило просто знания о том, что в этой игре есть квест с небинарным персонажем, чтобы держаться от игры на расстоянии. Как минимум, об этом говорит пользовательская оценка на Метакритике – и тот факт, что негативные отзывы удаляются, что еще сильнее возмущает народ и побуждает строчить их с упорством Энди Дюфрейна.

А в негативных рецензиях на главную выводится часть текста про то, что «игра объективно хорошая»
А в негативных рецензиях на главную выводится часть текста про то, что «игра объективно хорошая»

Не пора ли признать, что маятник шатнулся – и сегодня мы объективно живем в мире, где нормисы побеждают «повестку»?

  • Глава Дисней Боб Айгер заявил, что компания больше не поддерживает повесточных. Компания десятилетиями навязывала определенные ценности, преимущественно женской аудитории – например, показывала примеры «сильных женщин». Однако в последние годы свернула не туд – взять хотя бы афроамериканскую русалочку.Дисней на сегодня является главной развлекательной компанией мира, и такой шаг означает, что и весь мир, вслед за ними, медленно, но верно будет возвращаться на традиционные рельсы.
  • Амазон отменил удаленку. На первый взгляд, это не связано с повесткой напрямую. Однако работу из офиса также можно считать одной из традиционных ценностей, от которых в последние годы общество начало уходить. И теперь главный маркетплейс с десятками тысяч рабочих мест задает тон всему бизнес-сообществу.
  • Трамп победил на выборах президента США. Представитель республиканцев, которые, традиционно, за все традиционное – идейные хранители «той самой Америки» реднеков и ковбоев. Именно республиканцы расследовали в Сенате дело Bud Light. Что характерно, аудитория зумеров моложе 20-ти лет оказалась неспособной поставить две одинаковые подписи, из-за чего Камилла Харрис потеряла десятки тысяч голосов молодого поколения. Со слов Business Insider, дело в том, что американских детей уже давно не учат писать от руки.
  • Игровые компании отказываются от сотрудничества со Sweet Baby Inc. Это происходит молча и замечается исключительно неравнодушными пользователями. Так, от работы с повесточными консультантами отказалась известная консалтинговая контора Powell Group и Square Enix.

Разумеется, все не изменится в один день – однако здесь гораздо важнее тенденции. На примере того же Veilguard видно, как то, что отталкивает одних, неминуемо становится поводом для любопытства других. Скорее всего, целевая аудитория никогда не будет равномерной – и кому-то придется делать такие игры, которые, к сожалению, лишь расстроят фермера Джорджа.

Не всем же играм быть про суровых мужиков в космоброне?
Не всем же играм быть про суровых мужиков в космоброне?

Но самое главное, что глобально сила и влияние нормисов лишь укрепляется. Вы можете как поддерживать эту борьбу, так и расслабиться – и, например, позволить себе спокойнее относиться к тому контенту, который, как вам до этого казалось, пытается вас зомбировать или обратить на радужную сторону. Вероятнее всего, он просто сделан под другую ЦА – а вы можете взять из тех же игр только то, что по нраву именно вам, без оглядки.

А вот бизнес долго боялся дать неадекватности бой, но тяжелые времена требуют решительности – именно поэтому в дополнение к этому лонгу мы подготовили первое в истории «антиповесточное руководство для бизнеса»!

💥 Как распознать, что вас хотят "освит-бейбифицировать"

💥 Стратегии противостояния повестке

💥 Когда реально пора меняться (а когда это просто FOMO)

💥 Топ-10 креативных способов сказать "Нет" Sweet Baby Inc

💥 Чек-лист: ваш путь к "не-свит-бейбификации"

💥 Пошаговый план: как отбиться от повесточных и не потерять бизнес

Всё на примерах реальных компаний, игор и фильмов.

Забирайте бесплатно в нашей тележке – в ней мы ничего не продаем и не рекламируем, а вместо этого каждую неделю выдаем вот такие полезняки и посты про маркетинг.

Главное, осознавать – сегодня нормисы побеждают. Но будет ли так и дальше? Вопрос к вам.

6060
2525
1212
33
22
22
22
304 комментария

Бро, не пытайся их образумить.
Им нравится повесточка. Им нравится обсуждать черную русалочку, им нравится сраться в бесчисленных темах об чёрном самурае и драгон эйдж энклюзиция. И ты сколько угодно можешь рассказывать им, что Илон Маск год уж как топит за большую традиционную семью, что все больше и больше людей переезжает за баблом в Техас. Что в кино сериалах и телевидении везде начали появляться ковбои, тема дикого запада. Что нетфликс и прочие стриминги начали делать основной своей аудиторией 30 летних мамаш (и уговаривать их хотя бы родить). Что работяг стали облизывать. Им все равно.

1
Ответить

Мне кажется, если бы тут на сайте был не счетчик открытий, а счетчик дочитываний хотя бы до пятого абзаца, вы бы не особенно приятно удивились.

48
1
Ответить

да это читать больно
я вот прочитал про нетфликс... ну нетфликс эту хуйню про то что они одумались уже лет 5 рассказывает, а по факту ничего не меняется)

10
Ответить

Очень хорошая дочитываемость)

7
1
Ответить

Интересный Лонг, я даже прочёл сперва прежде чем идти в комменты. Потому странный доёб.

2
Ответить

На сайте есть счетчик дочитываний, каждый раз радует)

А в чем проблема?

Ответить

Да нет ощущения

Это цикл, он пройдёт, просто так уж вышло, что компании в свое время поспешно решили, что это реально новый тренд, потому что 150 городских сумасшедших захватили Твиттер и создали впечатление неуслышанных масс, орали о правах и так далее

На деле:
- Русалочка в провале

- Белоснежка в ахуях даже в кино выйти не может из-за хейта и дизлайков

- Драгон эйдж тоже в обсёре, причем гендерный вопрос там лишь малая часть обсёра

- ласт оф ас два со своей лесбийской местью тоже в обсёре за слабый сюжет в сравнении

- Конкорд понятно, даже говорить нечего

Они сейчас наняли по квотам некомпетентных кадров, которые вместо игр и фильмов - делают высказывания о личных переживаниях через персонажей, только не учли, что эти высказывания интересуют только таких же сумасшедших из твиттера, как и они сами

Делаете пропаганду - делайте хотя бы талантливо, как зелёная книга
Но так как делают это не профессионалы, а нитакусики, выросшие на тиктоках, то и эффект мы имеем соответствующий

Нелепые, поверхностные истории и персонажи
Потому что люди, которые не вывозят видосик свыше минуты не могут сделать глубокую историю или персонажа.

33
2
1
Ответить