Море. Контейнера. Лонг?
Приветствую, путники. Да начнётся рассказ про работу моряка.
Было мне тогда 18 годиков, отработал практику на стареньком буксире 70х годов с гордым именем "Александрия", закончил технарь, получил диплом младшего специалиста и вот настала очередь "больших" свершений! И привела меня дорога приключений в греческую компанию-судовладельца. И пошёл, тогда ещё Тюлень, в свой первый рейс кадетом на контейнеровоз CMA CGM Musset (Удивлён, что с 2014 его так и не переименовали)
Благо посадка на судно была в Одессе, что очень близко к моему дому. И что же я увидел? Промзона, агент везущий меня через порт, огромный монстр, 299 метров 93 сантиметра в длину и полнейший восторг в ожидании приключений!
Ну что же, а теперь надобно отвлечься на пояснения, как оно работает и в чём суть :з
Суда подобного типа, практически всегда, имеют чёткий график портов и "круг". Это как кольцевая трасса в гоночках. Ты всегда знаешь в какие порты пойдёшь, где и сколько простоишь, и где окажешься через месяц/два.
Само судно))
Мы имеем схематический контейнеровоз (корявый, как моя жизнь, но я старался😘) Почти всё свободное место отведено под груз(контейнера), а из интересного нам имеется :
- 1) Надстройка. Место, где все 25 человек экипажа живут, моются, кушают, отдыхают и вот это вот всё. На самом верху надстройки имеется отдельный этаж, выделенный под Мостик.
- 1.1) Мостик. Место, где умный капитан и его приближенные прокладывают курс, управляют судном, следят за обстановкой и везут нас вперед, в бесконечность.
- 2) Машинное отделение. Оно же - подвал, оно же - подземелье. Огромное пространство, где располагаются все механизмы. Главный двигатель, вспомогательные движки, которые генерируют электричество, насосы, паровые котлы, системы топливообработки и вообще всё, что необходимо для автономной работы судна и движения вперёд.
По экипажу:
- Капитан>Старший помощник>2й пом>3й пом>Боцман(надзиратель матросов)>Матросы>Кадеты.
- Старший механик>2й мех>3й мех>4й мех(опционально)>Фиттер/Сварщик>Мотористы>Вайперы(уборщики)>Кадеты.
- Повар>Помощник повара (2 человека)
Живут все человеки отдельно, каждый в своей каюте. У каждого свой личный душ+туалет, рабочий стол, кровать(минимальный набор), у офицерских должностей уже появляется холодильник и/или телевизор. А вот у капитана, старпома, стармеха и 2го механика каюта уже двухкомнатная, с "приёмной")) Так же имеются обязательно спортзал(там редко кто появляется из-за ненормированного графика) и комната отдыха, в которой есть плазма, иногда, консолька и парочка настольных игр.
Стандартный распорядок дня :
- 07:30-08:00 Завтрак
- 08:00-12:00 Работа
- 12:00-13:00 Обед
- 13:00-17:00 Работа
- 17:00- Ужин и далее отдых
Но это в идеале.... По факту же всё ооооочень отличается. Работа по 20-24 часа подряд-классика. И не важно, механик ты или судоводитель🥲 А всё из-за того, что судно постоянно заходит в порты и выходит из них. Там почти все активничают и работают, ведь это повышенный риск и опасности(сам процесс входа и выхода). И не важно который час. Тебе звонят и ты через 10 минут уже на рабочем месте.
Еда и продукты закупаются на длительный период. Месяц-два вполне реальный срок. Всё хранится в огромных помещениях. Минимальный набор это 1 морозильная комната на - 18°С, 1 холодильная на +8°С, ну и просто помещение с осушителями для хранения круп и продуктов, не нуждающихся в охлаждении. Алкоголь-запрещёнка(агааааа, канешн, но официально-только пиво по воскресеньям). Сигареты можно покупать блоками, почти всегда, их завозят вместе с продуктами. Вода, топливо, масло для механизмов-аналогично. Хотя техническую воду можно и нужно самому выпаривать из морской-есть спец устройства для этого. Но вот пить её не стоит-там чистая(практически) Н2О, без солей, без примесей, вообще без ничего.
По механической части. Запчасти есть всегда и к КАЖДОМУ механизму на судне. Начиная от поршней к главному двигателю(каждый весит тонн по 5) и заканчивая расходниками на сантехнику и прочую мелочёвку. Если что-то заканчивается - заказывается, дабы не проседало. Да и в случае чего-в машинном отделении есть своя полноценная мастерская с токарным станком, сварочными аппаратами и уймой инструмента, чтоб колхозить можно было всегда и в любое время суток!
Так, всё, хватит разглагольствовать. Возвращаемся обратно к теме первого контракта. Далее будет более коротко и по всем приключениям.
1
Первый контракт, первый рейс. Зарплата на 2014 год была 550$. Семь с половиной месяцев кадетом, как и хотел. Ответственности-ноль! Работал потихоньку, помогал механикам, перенимал опыт и знания, читал подряд все талмуты с описанием работы механизмов и как их ремонтировать(всё на английском, что приятно) Рабочий день строго с восьми утра и до пяти вечера, часто спускался в подвал сверх этого времени, ибо было интересно. Куча эмоций, много нового, разные страны, разные люди.
Ходили мы тогда в Азию, потом через Индийский океан к Африке, через Суецкий канал в Средиземное, а потом и в Черное море. По портам-Румыния, Турция, Украина, Россия, Африка, Египет, потом Корея и Китай с Малайзией, а дальше-назад в сторону Средиземки. Получалось, что раз в два с половиной месяца я домой попадал на 1-2 дня, чистейший кайф для начала рабочей карьеры!
Из приключений особо ничего и не было, разве что очень сильные шторма в Индийском океане и решение капитана идти через эпицентр. Качало ужасно, в каютах всё разлеталось, посуда билась часто, ну а в целом-терпимо.
Выводы сделанные во время работы:
- Нужно покупать ноутбук для игр, ибо очень скучно сычевать.
- Нужно больше поглощать знаний для продвижения в карьере.
- Море-прикольная работа.
- Египтяне-те ещё крысы и пытаются нажиться на чём угодно.
- С собой надобно тащить много порнушки ^_^
- Вещей с собой можно брать намноно меньше-всегда есть где докупить шмотки/расходники
2
После контракта кадетом меня спокойно и без тормозов повысили до моториста. А всё из-за отличных отзывов от начальства :з Удобно быть хитрожопым и немного смекалистым.
Семнадцатое января 2015й год. Посадка на судно в Гонконге, судно Yang Ming Seattle(ныне просто Seattle C) уже поменьше и постарше, 260 метров в длину.
Небольшая задержка, получилось пожить три дня в отеле, погулять по городу... Красивоооо. А ещё азиаты оч приветливые оказались при контакте. Постоянно улыбаются и здороваются, когда попадаешь с ними в лифт или прочих контактах ближе, чем мимоход по улице. Зарплата уже 1500$, ощутимый буст, хотя уже и немного ответственности появляется. Линия портов уже более тяжёлая : Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия. Порты часто, механики устают. Ещё и начальство увидело моё рвение и стремление.... Как результат - рабочий день у меня был с 22:00 и до 08:00. Работал ночью, весь контракт длиною в шесть месяцев, страховал механиков и делал то, что мне на листочке написали в заданиях. Времени учиться было, всё ещё, много. А вот желания поменьше, ибо морально тяжко. Минимум социальных взаимодействий, ведь я на всё машинное отделение - один, а когда все работают, то я сплю. Но все были мною довольны, ведь жопа прикрыта и ночью всё спокойно👍
Купил тогда в Малайзии свой первый ноут для игр от MSI, с gtx 970m внутри, кааааайф. Как бы ПК не превосходили ноуты в мощности и цене, но в таком сценарии - только ноут и был вариантом для игр. Приключений не было, совсем, ну или я их не помню. Из-за графика и отшельничества вообще ничего не помню, всё как в тумане проходило. Выводы сделанные во время работы:
- Нужно ещё больше учиться и знать, дабы перейти в механики.
- Море-тяжёлая работа.
- Порнухи надо набирать ещё больше, ну и игр теперь ещё собрать надобно.
3
После контракта мотористом пошёл к нанимателю клянчить переход на следующую должность, чтоб идти работать 4м механиком. Было много споров, криков и неприятия. Но в итоге я таки додавил.... Хехе)) Шестнадцатое ноября, я в Шанхае, сажусь на следующую каторгу, но уже в должности механика и зарплатой в 2600$. Это были невероятные и нереальные деньги для меня тогда. Судно Hуundai Stride (сейчас просто Stride и отмечается, что оно не в работе с 2024го года)
Судёнышко маленькое 182 метра, старое, 1997й год, чисто учебное чтоб проверить вывезу ли я работу. Линия-тоже не самая приятная: Вьетнам, Китай, Корея. Всё очень близко, бессонные ночи + полноценная ответственность за механизмы. Вырос, хуль. Но на другой чаше весов был отличный экипаж и начальство, поддержка, дружественная атмосфера и вайб вечных подколов и подъёбов. Опыта набрался по максимуму, ибо на старом корытце что-то вечно ломалось. Но строили японцы, так что и ремонтировалось приятно. Было очень много недосыпов, организм постоянно находился в афиге от происходящего. Там же был поставлен рекорд в 33 часа работы без сна, с перерывом на покушать. Так и провел я эти шесть месяцев контракта, но в целом-норм. Оплата перекрывала недостатки.
Из приключений запомнилась полуторачасовая поездка в Пусан на машине, куча русскоговорящих людей в городе, вкуснейшая лапша и невероятно красивый город! Там же в порту впервые увидел автономную систему погрузки контейнеров. Машинки и краны оперировали грузом без прямого участия людей, чисто по разметке, GPS трекерам и камерам Оо
Выводы из контракта:
- Механом работать тяжко.
- Сигареты + кофе могут держать организм в тонусе внушительное время.
- Если в железной трубе образовалась маленькая течь-можно забить на неё болт, она за неделю или полторы зарастет ржавчиной сама.
4
Седьмое декабря 2016го. Та же должность, немного выше зарплата, но не сильно. Хьюстон. Посадка на "прекрасное" ущербище по имени Danae C (сейчас Artonia)
Это был не контракт, а какой-то фарс. По работе всё было сносно, да и я уже втянулся в ритм должности. А вот приключения... Мммммм, сейчас будет мясо))) По портам-чисто Карибское море было. Латинская Америка, США, Колумбия😏 Было жарко всегда, а ещё и судно построено под северные регионы, так что жарко было вдвойне! Увидеть на термометре 40-50°С на рабочем месте было нормой. Из необычного - на судне были свои краны для погрузки и выгрузки, так что мы могли заходить вообще в бедные порты, где нет оборудования для операций с грузом.
Так воооооот, приключения. Началось всё с того, что на борт судна я поднимался одновременно с наркоконтролем и их милыми собачками. Как позже оказалось - дельцы из Колумбии клеили кокаин в пакетах по 5кг ко дну контейнеров, и вот один из таких пакетов отпал, оставшись на палубе судна. В итоге нас шмонали и держали в строгости и под охраной ещё трое суток. Ничего не нашли у экипажа, отпустили. Через неделю, на подходе к порту Манзанилло у нас умирает капитан. Вот прям совсем. Тромб улетел в сердце и гг🫡 Жалко мужика, вроде очень классный был, но это уже лирика. Власти порта отказались принимать у нас тело, чтоб отправить его домой. Как итог.... Мы пол ночи грузили продукты из одной холодильной комнаты в другую, дабы её полностью опустошить и положить туда тело, в - 18°С на глубокую заморозку. Так мы ездили с ним ещё неделю. Сказать что все прифигели с происходящего - это ничего не сказать. После этого уже всё стало спокойнее, только жара убивала. Впервые в своей жизни я там отрубился от перегрева(благо это был единственный раз).
Ну и в конце, спустя пять месяцев работы, при списании с судна, у матроса ещё траву нашли, в итоге меня с ним мариновали полицейские сутки, но на мне не нашли никаких следов и отпустили домой.
Выводы из контракта:
- Наркотики - зло!
- Лабрадоры у наркоконтроля США очень милашные и прикольные.
- Здоровье надо беречь.
- Задолбалася чутка.
5
Тридцатое июня 2017го, Англия, порт Феликстоу. Новая должность, выбитая такими же криками и спорами. Но я доволен, хоть и дома был всего два месяца, но зато повышение. Зарплата стала 3500$, ответственность возрасла, но с судном повезло - не проблемное. CMA CGM Rabelais, 299 метров.
Круг портов приятный: Англия, Германия, Бельгия, Греция, Амстердам. Было где выйти и погулять, ломалось мало чего, чисто плановый ремонт. Никаких приключений на пятую точку. Тихо, спокойно, ровно. Из запомнившегося - две недели ремонтных работ на запущенном двигателе. Мы отсекали по одному цилиндру из десяти и ковыряли его неспеша, пока двигатель работает себе дальше на остальных девяти цилиндрах. Было напряжно, но не через край. Всего 4 месяца отработал, как и должен был по подписанному контракту, но закрепился в должности ^_^
Выводы:
- 3м механиком вполне норм работать.
- Ответственности больше, но головняков меньше, главное не давать дизельгенераторам заглохнуть.
6+7
Эти два захода я даже и не помню. Вот честно. Просто пустота в голове об их упоминании, а из пруфов только записи в послужной книжке с печатями. Тут мне нечего рассказать. Оба два являются близняшками, делались на одном и том же заводе по одному и тому же чертежу. Пять месяцев на Bridge
и ещё четыре месяца работы на Sprinter.
Оба ходили чисто в Азии. Видимо, где-то на этом этапе своей работы от Тюленя начала оставаться лишь его тень...
Выводов никаких
8
Январь 2020го, самое начало ковида, а я лечу в Китай🙃 Но тогда ещё не успели перекрыть границы и устроить панику по миру, только разгоралось.
Zim Rio Grande, компактное судно, удобное в обслуживании. Ходили мы немного по Азии, а потом через Тихий Океан месяц чапали в Лонг Бич (Калифорния). Спокойно, никуда не спеша. Из минусов было только то, что всем запретили выходить на берег даже. Ни погулять, ни выехать в город развеяться. Только железная банка, только хардкор!
Но с мужиками скооперировались, сделали самогонный аппарат. К нему в компанию бахнули коптильню холодную и горячую. Так что на выходных у нас был релакс, даже с учётом того, что я не пил(только гнал и контролил качество) этого хватало для того, чтоб разгрузить голову. Впервые увидел китов в бинокль, очень красивые создания🥹 Мы в сторону США шли через китовую заповедную зону. Пять с половиной месяцев работы прошли довольно быстро, привыкаешь к работе и организм сам учится пропускать время, ведь это перестало приносить интерес и задор, чисто рутина. Правда в Тихом Океане, как раз таки, у нас 4й механик (Румын) не выдержал заточения и напряга и прыгнул ночью за борт. И нет, он не пил и эт не из-за синьки произошло. Проблемы дома с семьёй, карантин, стрессовая работа и вот такой итог. Искали и крутили круги в море мы почти сутки, но так и не нашли ни намёка. Вода ему пухом. Кста, ковидом я так и не болел, хотя мы тусили в Китае оч много.
Выводы из контракта:
- Гнать самогон интересно.
- Пить самогон норм, но не интересно.
- Киты - ппц огромные и мощные звери.
- А головушку надо контролить
9
Март 2021го, Греция, уже новая компания. Ушёл из старой в пользу более высокой зарплаты. Robin 1(сейчас его называют Songa Puma)
Судно небольшое, 225 метров, купили после кого-то, пригнали нас в качестве ремонтников на пол года, ну и немного груза перевезти. Порты были чисто Турция, Греция, Барселона. Не сильно напряжно, но работы хватало. Пол года отработал, но там хоть оно стоило того-выдали приятный бонус за то, что экипаж участвовал в продаже судна. Контракт пролетел быстро и без особых воспоминаний. На берег, всё так же, не выпускали. Хотя прививки у всех были ещё с самого их появления в массовом виде. Странно, но такова политика компани🤷🏻 Выводов не будет, я ничего не понял и толком ничего не помню...
10
Финальный рейс. Двадцать первое февраля 2022го года, я в Мексике сажусь на гиганта по имени A.P. Möller(сейчас переименован в MSC Nicole X). 347 метров.
А через три дня капитан зовёт и советует позвонить домой, ибо там пиздец. Срочный поиск куда и как вывезти остатки семьи с территории "горячей зоны", но решилось быстро. Потом типичная работа. Латинская Америка, Новая Зеландия, Китай, Япония, Корея и обратно. Правда вот получилось так, что контракт длиной в четыре месяца растянулся на целых семь Оо Уходил я уже со скандалами и угрозами, иначе ещё бы дольше держали.
Как-то так и закончилась моя морская жизнь. Не знаю совсем или ещё вернусь, но на данном этапе я в другой стране, учу язык, начинаю жить по новой, сижу на прожиточном минимуме и жду момента сдачи B2 языка, дабы официально пойти работать. А что будет дальше - увидим.
Фоток с рабочих времён сохранилось у меня 4 штуки, буквально. Поэтому фотографии железяк были взяты максимально актуальные из интернетов, разбавить писанину особо и нечем :с
Ищите свой путь, живите на максимум в моменте и не забывайте ценить то, что у вас есть. Я очень благодарен местному комьюнити за поддержку, тёплые слова и знакомства, которые тут случались за 2+ года на ДТФ.