Иппон-датара. Лонг о ёкае

В своём дебютном тексте как можно более увлекательно рассказываю об одном из многочисленных японских чудовищ, его возникновении и поведении, а также привожу примеры появления в современной массовой культуре и рассуждаю о связи с другими ёкаями.

Иппон-датара. Лонг о ёкае

Написать этот текст я решил, встретив данного ёкая в одной игре. Сам не понимаю явной причины, но он мне понравился и вызвал желание узнать о нём побольше. Так я начал открывать недра его истории и раскручивать многовековой нарратив. Результаты мне показались интересными и удовлетворили мой давний интерес к теме японской мифологии. Поэтому я решил поделиться ими в данном изложении.

Оглавление

История возникновения, этимология и бэкграунд

Музейная кукла или настоящее чучело?…
Музейная кукла или настоящее чучело?…

Иппон-Датара — одноногий и одноглазый ёкай. Эти его особенности всегда неизменны, хоть в некоторых изображениях он и приобретает иные визуальные особенности. Например, очень часто он приобретает кабаньи черты. Его облик тесно связан с историей возникновения и даже с его названием.

Имя Иппон-датара (яп. 一本だたら) образовано из двух слов, где первое (一本) является единичным числительным продолговатых предметов.

В японском сложная система числительных суффиксов, и чтобы не ходить вокруг да около, сразу обозначу, что здесь речь очевидно идёт о ногах. Вернее, об одной единственной ноге. То есть мы можем условно перевести это как «одноногий».

Татара же (первая буква, будучи в составе другого слова, здесь просто озвончается) — это кузнечные меха. Да, в буквальном переводе сумма этих слов звучит не особо складно, но зато оно идеально описывает основную историю его появления. Но сперва о местах обитания.

Первоочерёдно этот ёкай известен в префектурах Нара и Вакаяма. Это место его происхождения. Вместе эти префектуры образуют заметную часть полуострова Кии на южных окраинах региона Кансай. Помимо всего прочего, этот полуостров знаменит одноимёными горами. Ниже вы можете увидеть географическое расположение, а также некоторые виды нашего сеттинга.

Горы в японской культуре, помимо обладания сакральной функцией, традиционно ассоциируются со всем таинственным и опасным. Япония — горная страна, и горные районы являются дикими и малонаселёнными. Особенно в стародавние дни, когда и появилось большинство легенд. Таким образом, горы выступают аналогом европейских лесов, где скрывается всякая нечисть. Но если в густых чащах Европы вас поджидает Серый Волк или Баба-Яга, то в безлюдных японских горах вы имеете шанс натолкнуться на кого-то из местных чудовищ.


Не стал исключением из этого правила и наш сегодняшний герой. Впрочем, основная версия его происхождения напрямую связана ремесленным делом, то есть по своей природе он культурный городской житель.


Вакаяма и Нара исторически известны своими кузнечеством. Здесь производились мечи, ножи и прочие приспособления. В своей работе кузнецы использовали меха под названием татара, представленные на иллюстрации ниже.

Иллюстрация Международного исследовательского центра Японистики в Киото (国際日本文化研究センター)
Иллюстрация Международного исследовательского центра Японистики в Киото (国際日本文化研究センター)

Оценив изображение, мы можем увидеть, что шесть человек в центре композиции объединяет одна общая черта. И да, ей является нога, с помощью которой они нажимают на татару. Это нужно для повышения температуры горна путём нагнетания воздуха. Если верить легенде, в результате этого действия ногу обдавало сильным жаром. Кроме того, этот труд в целом чрезвычайно утомителен и вреден. В результате всего этого нога устаёт и с годами изнашивается. Так будущий Иппон-Датара её и теряет.


Да, наш ёкай — это мастер-кузнец, который потерял часть своего тела за многолетней тяжелейшей работой. Что же касается его одноглазости, то существует версия, что глаз он потерял в силу длительного созерцания огня. Так что не сидите подолгу поджав ногу перед монитором, а то кто знает, кем вы станете.

Характеристика и поведение

Вот что работа делает с человеком 
Вот что работа делает с человеком 

Чем же характерен Иппон-Датара? К чему нас подводит жестокий лор производственной травмы? А он… просто стесняется. Собственно, потеряв внешнюю привлекательность, он очень расстроился и ушёл в горы. Избегает людей. И ему грустно. По сути это всё, что свойственно его обычному поведению. Няш-стесняш. Встречают люди его редко, а если что и замечают, то максимум одинокие следы на снегу. Ну и да, передвигается он прыжками, складываясь пружинкой для амплитуды.

Однако одной из его черт является то, что 20 декабря на него что-то находит и он становится таким же жестоким, как и вся его прежняя жизнь. И если вы вдруг захотите отправиться в горы Кии в этот несчастливый для тех мест день, то высока вероятность, что он раздавит вас своей могучей ногой.


Впрочем, в основной легенде объяснений такой резкой смене настроения и маниакальному эпизоду в повседневной жизни ёкая вроде как нет. Возможно, всё это, все эти несостыковки — лишь результат наслоения других версий о его происхождении. Разберём же и их!

Другие версии возникновения

Возмутительно милый 
Возмутительно милый 

Хоть мы и понимаем, что Иппон-сан — в душе наш заводской работяга и вообще своего рода Райан Гослинг, всё же стоит упомянуть и другие теории, объясняющие, что с ним стало.

Версия 1: Жалкая пародия

Согласно этой теории, он не кузнец, а дровосек. И ногу себе отрубил либо случайно, либо в наказание за некое преступление. Звучит слабо, портит моральный облик и даже не объясняет куда делся глаз. Скип.

Версия 2: Историческая подлость

Поговаривают, что это призрак легендарного грабителя по имени Хитоцудакара, который орудовал в Вакаямских горах и был знаменит своей силой и тем, что он одноногий и одноглазый. Впрочем, я не смог нагуглить, кто это вообще такой и поэтому мне кажется, что это всего лишь вброс от хейтеров. Как видите, все хотят навязать ему криминальное прошлое, а он обычный чилловый парень, наш…

Версия 3: Часть большой семьи

Брат?…
Брат?…

По этой легенде, наш герой некогда был божеством, которое с годами пришло в упадок и деградировало в ранг ёкая. Причины этого мне не ясны, но вообще один глаз встречается у разных ёкаев, символизируя их неполноту и упадочность. Либо они все выбрали вилку.

Кроме того, показанный выше Хитоцумэ-Козо, одноглазый мальчик, также имеет предысторию павшего божества. Так что в целом можно предположить, что эта версия предыстории сплетена из архетипов и лишена явной индивидуальности.

Версия 4: Кабаний лор

В храмах Вакэ-но Киёмаро вепри повсюду (Святилище Гоо)
В храмах Вакэ-но Киёмаро вепри повсюду (Святилище Гоо)

Начиная с VIII века кабаны играют важную роль в Японской культуре, будучи важными участниками истории Вакэ-но Киёмаро. Если кратко, то это был исторический деятель, боровшийся с попытками буддистского духовенства влиять на императорский род и таким образом всю Японию. В рамках этой борьбы он также перенёс столицу из Нары в современный Киото. Позднее он был обожествлён под именем Гоо Даймёджин, великий защитник императора.

Они даже заменяют комаину, традиционно изображаемых в качестве защитника от тёмных сил (Храм Вакэ)
Они даже заменяют комаину, традиционно изображаемых в качестве защитника от тёмных сил (Храм Вакэ)

Кабаны же сыграли ключевую роль в одном из эпизодов легенды о нём, когда 300 диких вепрей выскочили из леса и сопроводили его, защитив от нападения зложелателей и тем самым выступив в роли божественных защитников, которые поддерживали власть и преемственность императорского рода.

Особенно важную роль кабаны играют в культуре Нары и Вакаямы, ведь примерно в тех местах и происходили описанные выше события. Помимо озвученного, они ассоциируются с богами урожая, защитниками полей, выступают символами традиционных фестивалей и широко используются в местной кухне. Этим частично объясняется и то, что Иппон-Датара часто приобретает кабаньи черты.

Но третья версия легенды его происхождения вносит в это обстоятельство больше деталей. По ней он тоже призрак, но не бандита, а монструозного кабана, который терроризировал местных японцев. Чтобы противостоять ему, те обратились к священнику, который провёл ритуал и запечатал его. Но в его печати нашлось слабое местечко, поэтому раз в год, 20 декабря, Иппон-Датара может совершить триумфальный камбэк и отомстить людишкам за своё заключение. Так что здесь ещё и объясняется этот чёрный день календаря, чего нет в других версиях. Но все другие объяснения из него исчезают. У кабана вообще аж четыре ноги, а не описана пропажа ни одной из них.

Современные кабанчики рядом со своим предком
Современные кабанчики рядом со своим предком

А ещё это проводит неожиданную параллель с другим ёкаем по имени Иносасао, бамбуковый кабаний король. По легенде, также распространённой в префектуре Нара, это был великий зверь-долгожитель, который за счёт своей древности приобрёл большую силу и прорастил на своей спине побеги бамбука. Он был защитником гор и урожаев и является, кажется, единственным ёкаем-кабаном. Если, конечно, не учитывать самого датару, имеющего разные облики.

О нём известно крайне мало и кажется, что он не имеет чётко сформулированной легенды. Несмотря на это он довольно часто изображается в современных произведениях, основанных на японских мифах.


Я нашёл информацию, что он был убит охотниками, но отказался умирать окончательно, обратился в злого духа и учинил бед, после чего, как и в легенде про Одноногого, появился странствующий монах и запечатал его, позволив бесчинствовать лишь 20 декабря. Эта история почти полностью совпадает с историей об обычном кабане, ставшем иппон-датарой, но, по всей видимости, это новодел без явных источников, призванный увязать двух персонажей в одного.

Появления в современной культуре

Nioh 2
Nioh 2

Вариация, вдохновившая меня заинтересоваться вопросом и написать этот текст. Скажем ей спасибо!

Встретить этого рогача-бородача впервые можно уже во второй миссии, где он является одним из боссов, а потом становится рядовым противником и встречается ещё неоднократно. В кузнице на фоне можно заметить и позитивную вариацию, которая помогает вендору делать игроку оружие.

Внутриигровые описания приводят более брутальную версию оригинальной истории. Согласно им, это выдающийся кузнец, который был чрезвычайно сильно, до одержимости, увлечён своим мастерством. Его страсть к железу и высоким температурам была настолько сильна, что осквернила душу и превратила в жестокого монстра. Этим и объясняется, что он такой агрессивный и больно бьёт игрока.

Впрочем, и здесь не нашлось места однозначности в лоре, потому что игра предлагает и свою божественную версию. По ней наш ёкай когда-то был богом по имени Амацумара, который научил людей ковать металл. Совсем как Прометей дал людям огонь. Но потом что-то пошло не так и вот мы здесь. Что так портит японских богов?


Shin Megami Tensei, Persona, ужасные звуки
Shin Megami Tensei, Persona, ужасные звуки

Помните ужасающую озвучку этого моба? А я помню, по крайней мере в SMTV. Встречается он и во многих других играх серии. Его можно бить, можно брать в пати. Моб есть моб!

О нём сказать особо нечего. Внутриигровые описания предлагают примерно то же самое, что уже озвученные легенды. Впрочем, тем СМТ и хорош, что это своеобразный сборник мирового фольклора.

Мне его дизайн кажется странным, учитывая всё, что мы узнали о нём до этого. Он очевидно сочетает в себе все нужные ингредиенты — и одноглазость, и одноногость и кузнецкую атрибутику, но к чему эти бдсм элементы? Пишите в комментах, если вам зашло.

Ещё на нём аж две четвёрки. Цифра 4 — несчастливое число в японской культуре, потому что оно созвучно со словом смерть. Ну вы и сами это наверняка знаете. Короче, он ещё и некро-эмо-бой в этой итерации персонажа.

Зато это приводит нас к неожиданно пикантным вариациям!

Вайфу? В моём Иппон-Датара?
Вайфу? В моём Иппон-Датара?

На скриншоте выше - персонаж по имени Татара.

В мире Soul Hackers 2, части большой вселенной SMT, она является изобретательницей хай-тек штук. Кузнец 21 века!

Её дизайн очевидно вдохновлён вышеописанной версией нашего ёкая. Она реально фанатка. Посмотрите на эти четвёрки, их ни с чем не спутаешь. А ещё она выколола себе глаз в качестве трибьюта. Серьёзно, в одном из диалогов она говорит об этом "я была молода и глупа, не беспокойся об этом". И кто из вас после этого скажет, что девушки не умеют любить?

Впрочем, её роль в игре весьма ограничена. Она является вендором и вы не увидите её за пределами показанного выше экрана.

На скриншотах выше - манга по спин-Офу SMT под названием Raidou Kuzunoha, события которой разворачиваются после второй части игры. Я это всё добро не читал и не играл, но, как я понимаю, в игре есть изобретатель по имени Виктор, одним из помощников которого является Иппон-Датара в привычном бдсм-дизайне СМТ.


А в манге он вдруг решает стать настоящей бьюти и радикально преобразует свой внешний облик, тем самым пополняя список вайфу-датар. А лично я например и не против, ведь экзотичность и разнообразие образов — это одна из ключевых особенностей нашего путешествия по данному лору. Кто из вас, читая начало этого текста, мог ожидать Иппон-Датару в образе готической мейды?

Другие появления и несбыточная мечта

А так-то из крупняка собственно и всё! Других сколько-то заметных появлений у персонажа мне найти не удалось. Тем не менее он прекрасен. И поговорить нам ещё есть о чём. Например, на

картинке слева ugly cute версия из аниме Хладнокровный Хозуки, чёрной комедии о японской мифологии.

На картинке справа представлена версия из ККИ по творчеству Сигэру Мидзуки, популяризатора ёкаев и автора Gegege no Kitarou. Это классический тайтл с большим количеством экранизаций, но в них Иппон-Датара лишь один из десятков ёкаев и имеет крайне ограниченное кадровое время.

Самую, пожалуй, заметную во франшизе Китаро роль Иппон-Датара должен был сыграть в сериале 2007 года, где он был одним из 47 воинов-ёкаев, собранных для поддержки Китаро в его приключениях. Каждый из этих воинов олицетворял одну из префектур Японии, где наш герой был представителем префектуры Вакаяма.

Gegege no Kitarou (2007)
Gegege no Kitarou (2007)

Однако ключевая для персонажа серия и финал всей истории так и не вышли, потому что сериал оказался закрыт на 100 серии из запланированных 126-150, успев раскрыть только 24 из 47 этих персонажей. Поэтому Иппон-Датару в качестве воина-ёкая в самом сериале мы так и не увидели, получив лишь краткое появление в будущем фильме Nippon Bakuretsu.

Причиной закрытия было банкротство и закрытие сотрудничающей с франшизой компании Lehman Brothers, ударившее по финансовым показателям сериала, а также желание владельца IP в лице Toei Animation продвигать Dragon Ball в связи со скорым выходом американской адаптации. В результате этого сериал был преждевременно закрыт, а телевизионный слот передан Dragon Ball Kai. Грустно для нас, фанатов всего мистического!

Но если вы думали, что на этом наш рассказ завершится подобно сериалу, то это совсем не так! Ведь у нас есть желание познать Иппон-Датару и японскую мифологию во всей их полноте, а также ещё одно небольшое дополнение, призванное окончательно закрыть тему одноногости.

Неожиданный спин-офф

Оригинальная Юкимба из Bakemono Emaki
Оригинальная Юкимба из Bakemono Emaki

Юкимба (雪姥) — такой же одноногий ёкай, визуально практически женская версия разобранного выше Иппон-Датары. Можно назвать её ближайшей родственницей нашего героя, поэтому я посчитал нужным рассказать и о ней. Однако, несмотря на внешнее сходство, в нюансах отличаются они сильно.

雪 - это снег, 姥 - старуха, вместе - снежная старуха. Известна она в первую очередь как снежный ёкай, а не горный. В отличие от Иппон-Датара, у Юкимбы есть конкретная история происхождения, текстовый источник. Она упоминается всего лишь в одном единственном тексте эпохи Мэйдзи под названием Бакэмоно Эмаки. Автор неизвестен. Полная версия истории, вместе с оригинальной иллюстрацией, расположена выше.

Согласно же переводу, шедший в метель по лесу мужчина услышал жалобные крики о помощи, звучащие от пожилой женщины, и пошёл на помощь. Но придя на источник звука, он увидел вот этого монстра и убежал. Конец.

Процифилус, известный как юкимуши
Процифилус, известный как юкимуши

Хотя это не такой известный и популярный ёкай, более поздний фольклор и здесь не остался в стороне, наделив её парой других черт. Благодаря нему мы можем сказать, что она также является людоедкой и особенно любит детей, которые в силу доверчивости и коротких ног оказываются её добычей. Этим и объясняется её попытка приманить того мужчину. Агрессивность, пожалуй, ключевое её отличие от Иппон-Датары.

Также ей приписывают дружбу с юкимуши (雪虫), снежными жуками. Это реально существующие насекомые, которые по легенде являются её предвестниками, и их скопление говорит о том, что скоро в эти места придёт метель и Юкимба. Так что завидев их, будьте осторожны!

Юкинюдо от Сигэру Мидзуки похож на гендербендерную одноглазую Юкимбу
Юкинюдо от Сигэру Мидзуки похож на гендербендерную одноглазую Юкимбу

Кроме того, есть такой ёкай как Юкинюдо (雪入道), снежный монах. Здесь уверенности у меня нет совершенно и я могу быть не прав, но, как я понял, Сигэру Мидзуки по какой-то причине переименовал Юкимбу, либо же смешал образы разных ёкаев, объединив в одного. Насколько я понимаю, это не было редкостью в его практике.

Таким образом, какой-то материал он творчески переработал, тем самым изменив пол и восприятие персонажа, в конечном счёте сделав эту версию более популярной.

Под таким именем ёкай также попал в Nioh и Inuyasha. Вследствие таких изменений юкинюдо можно считать чисто художественным персонажем, не имеющим фольклорного бэкграунда. Однако он широко используется в культуре на уровне с «настоящими» ёкаями.

Заключение

Благодарит за внимание
Благодарит за внимание

Надеюсь, в этом тексте мне удалось интересно рассказать о том, кто такой Иппон-Датара, какими бывают японские ёкаи и о том, как зачастую видоизменяются и переплетаются их истории. Начав раскручивать клубок с Одноногого, в ходе путешествия мы так или иначе затронули ещё нескольких других ёкаев, божеств и франшиз.

Мир японских ёкаев хранит многие десятки, если не сотни интересных историй, и мне хотелось бы написать как минимум ещё несколько текстов о японской нечисти, а может даже превратить это в цикл статей. Поэтому любая ваша поддержка была бы большой мотивацией.

Если вам понравилось - ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой профиль или даже на телеграм-канал, если не хотите пропускать следующие тексты. Там я пишу об аниме, манге, ёкаях и всём, о чём мне захочется.

Спасибо за прочтение!

22
3
1
3 комментария