Как я попытался переехать на машине в Испанию

Лонг о том, что не стоит планировать маршрут в 5500 километров, полностью доверившись ChatGPT.

Как я попытался переехать на машине в Испанию

Теперь, когда все повелись на подзаголовок и зашли посмотреть, что же там за неудачник провалил роад-трип не проехав и ста метров, разберем основные вводные.

Последние несколько лет мы с девушкой (фото) жили в Армении и весь 2025 год посвятили получению испанского ВНЖ. Про это можно написать отдельную статью, но ничего особо драматичного в этом процессе нет, особенно если нанять хорошего юриста.

Как раз таки он нас заранее убедил, что нужные документы мы получим с вероятностью 99,9 процентов, поэтому переезд мы начали планировать задолго до того, как получили одобрение. Распродали ненужные вещи, наметили дату (начало октября), взяли отпуска и прочая подготовительная рутина.

А вот дальше где-то на задворках сознания начала формироваться идея, поначалу кажущаяся бредовой, но со временем обретающая все более реалистичную форму: а что если переехать на машине, устроив роад-трип?

Думаю реакция большинства дтферов сопоставима с реакцией наших друзей: вам больше заняться нечем? Не проще долететь на самолете? Да и да. Но.

Во-первых, я не кайфую от авиаперелетов и банально от них подустал, только за последние три месяца летал больше десяти раз. Самолетов не боюсь, но аэропорты и люди в них меня выматывают и напрягают.

Во-вторых, я не представляю сколько потребовалось бы чемоданов, чтобы перевести все наши вещи. Почта? Дорого, ненадежно, непонятно... И еще куча надуманных причин.

В-третьих, это просто прикольно. Сомневаюсь, что еще когда-нибудь в жизни предоставится подобная возможность.

Ну и главное, во владении есть машина... А точнее Audi A3 2002 года. Картиночка из интернета ниже. На которой ехали мы - куда сильнее побита жизнью, со следами скотча на бампере, потертостями, сколам и прочими штуками, которые заставляют любителей древних авто биться в экстазе, а механиков - в ужасе.

Audi A3 2002 года
Audi A3 2002 года

С тачкой есть важный нюанс: ее примерная стоимость 2500 евро. Другими словами, поставить ее на учет в Европе вышло бы дороже, чем купить новую. Кроме того, такой автомобиль еле-еле проползает по нынешним эко-нормам, в некоторые европейские города въезд на этой машине уже запрещен.

А поэтому, был простой выбор: продать ее в Армении и улететь на самолете или же доехать на машине и утилизировать ее. Несложно догадаться, что мы выбрали второе. Менее выгодно, но зато весело. Или не очень, зависит от вашего чувства юмора и желания преодолевать трудности.

Подготовка

Как вы уже могли понять, за помощью в планировании путешествия мы обратились к чату GPT (более авторитетные источники тоже были задействованы, но в меньшей степени).

Я машину не вожу и ехал в качестве балласта и носильщика вещей, поэтому первым делом был задан важный параметр: водитель (моя дама) не должен проводить за рулем более 5-6 часов в сутки, иначе можно немножко (сильно) утомиться.

После n-часов общения с ботом и между собой, получился такой маршрут:

1. Ереван - Батуми. Самая длинная поездка, почти 11 часов в пути, решили не останавливаться в Тбилиси и в первый день напрячься по максимуму.

2. Батуми - Самсун. Первый турецкий город на пути. Здесь и далее время в пути 5-6-7 часов в день, не более.

3. Самсун - Анкара.

4. Анкара - Стамбул.

5. Стамбул - Пловдив. Пересечение границы Турция - Болгария.

6. Пловдив - Белград. В Белграде живут мои друзья, было решено совместить приятное с полезным.

7. Белград - Любляна. Пересечение границы со Словенией и ЕС.

8. Любляна - Бергамо. Город неподалеку от Милана, потому что в Милан нельзя заезжать по эко-нормам.

9. Бергамо - Вильфранш-сюр-мер. Городок соседствующий с Лионом, куда тоже заезжать нельзя.

10. Вильфранш-сюр-мер - Бордо. В Бордо тоже живут друзья.

11. Бордо - Барселона. Торжественный финал.

Итого 11 дней и после прибытия еще несколько дней на отдохнуть после поездки, в сумме как раз укладывались в две недели.

Еще несколько нюансов. Сомневаюсь, что кто-то решит повторить подобный маршрут, но вдруг пригодится. Для проезда по всяким Болгариям и Венгриям нужно покупать виньетку, для каждой страны свою. Это онлайн-билетик, который позволяет ездить по всем платным дорогам без ограничений. Стоимость от 6 до 35 евро за неделю, в зависимости от крутости страны. Без виньетки - большой штраф.

В странах покрупнее (Италия, Франция) виньеток нет, дороги оплачиваются по мере проезда, что выходит гораздо дороже.

Кроме того, для Франции нужно зарегаться в системе Crit'Air, выдается наклейка в соответствии с эко-стандартом для вашей машины. В нашем случае Crit'Air 3. Вообще, это наклейка на стекло которую высылают по почте, но до Армении она бы никогда не дошла. Благо, если остановят полицейские, можно просто показать инвойс о покупке и сказать, что посылка с наклейкой еще не дошла, это ок.

Выглядят наклейки так. Наш номер три - на грани разрешенного. Если машина еще чуть постарше, то уже фиг куда заедешь
Выглядят наклейки так. Наш номер три - на грани разрешенного. Если машина еще чуть постарше, то уже фиг куда заедешь

Ну и для Испании тоже нужно зарегаться в местной транспортной системе. Делается просто: заходишь на сайт, вносишь данные, платишь 6 евро. В скором времени на почту приходит письмо, примерно с таким содержанием: "Все ок, машина в базе, можно кататься по Испании".

Все, что я описал выше, это подготовка именно к проезду по странам. Этому предшествовало снятие машины с учета, ТО, получение транзитных документов и куча всякой бюрократической мути, которую лень расписывать подробно - каждый случай индивидуален.

Подытожу лишь основные вводные. Потрепанная, но крепкая машинка на армянских транзитных номерах, доверху забитая нашими вещами и одиннадцать дней в пути. Поехали.

День 1. Ереван - Батуми

И сразу же чат GPT чуть не подложил огромную свинью. Мы примерно сто раз уточнили у него: "А точно больше никаких документов не нужно?!". "Перепроверь маршрут и честно скажи не забыли ли мы чего-нибудь?!". И на все эти запросы от отвечал: "Конечно, честно и без воды, давай пройдемся еще раз. Вот идеальный маршрут и список документов... 😋".
И только уже накануне поездки, он скромно и по чистой случайности упомянул некую форму Т1...

Глаз зацепился за незнакомое название и удалось раскрутить советчика на следующую информацию: Т1 - это транзитный документ на машину, в котором написано кто и куда ее везет. На самом деле офигенно подробный документ, больше напоминающий распечатанную excel табличку. И без него нас даже из Армении не выпустят, что уж говорить про въезд в другие страны.

Выезд был назначен на утро понедельника и к этому времени нужно было освободить ереванскую квартиру, а все Airbnb апартаменты были забронированы на неделю вперед. Поэтому прочитав эту информацию в субботу, когда ни одна инстанция не работает - мы приуныли, переносить путешествие не представлялось возможным.

Дорога в первый день
Дорога в первый день

К счастью, бот больше не сопротивлялся и подробно объяснил как эту Т1 бумажку получить. "Приезжаешь в понедельник утром к армянскому брокеру, пара часов и готово, можно уезжать из страны!". Зная нерасторопность местных ребят верилось слабо, но других вариантов не было.

Тут надо сделать ремарку. Почему-то большинство людей услышав про подобное путешествие не могут удержаться и не высказать мнение в духе "Ребят, конечно удачи вам, но у вас ничего не получится". Подобное нам неоднократно встречалось на пути, да что уж там, даже друзья желали удачи, но на всю затею смотрели скептически. А уж брокер себя не сдерживал от слова совсем.

Представьте себе статного, 1.70 ростом мужчину в костюмчике, с одеколоном на покрытых темным волосом щеках. Завидев нас в девять утра в своем кабинете и услышав о том, что нам нужна заполненная форма Т1, он почесал затылок и тут же принялся рассуждать о том, как много трудностей нас ждет на пути.

Среди прочего, по его словам, "через границу с Грузией нас не пропустят", потому что личные вещи должны быть опломбированы, а целую машину опечатать невозможно, поэтому нужно оплатить услуги перевозчиков на грузовике, которые погрузят наши манатки... В общем какой-то бред, который не имеет ничего общего с реальностью.

Но так как справка была очень нужна, мы смирно сидели в его кабинете примерно два часа: стандартная скорость выдачи справки помноженная на армянский коэффициент.

Фото из кабинета
Фото из кабинета

Напоследок над нами еще посмеялись служащие армянской таможни, которые осматривали машину и сверяли номера. Один из них уточнил: "300.000 км пробега уже есть?". Мы говорим: "Нет." На счетчике на тот момент было что-то около 280к. Таможенник нас благословил и выдал наконец документы.

Время на часах уже почти полдень, впереди около десяти часов в дороге, на нервах едем к границе. Первая большая проверка: выпустят ли машину из страны и пустят ли в Грузию? Обычно никаких проблем нет, но ехать на транзитных номерах это примерно как размахивать красным флагом прямо перед лицом полицейского: привлекаешь внимание, даже если сам того не хотел.

Но на армянской границе всем было кристально все равно: кто там от них уезжает и куда... Покидаешь Армению? Все, давай, пока.

Зато на грузинском КПП... Пограничник долго и озадаченно чесал затылок, несколько раз уточнил куда мы едем и зачем. Потом забрал наши паспорта и долго ходил туда-сюда втыкая в телефон. Почти уверен, что он сам сверялся с чатом GPT.

Правила в итоге такие: в Грузию въехать можно и нужно, но только на местных транзитных номерах. Они, между прочим, металлические, в отличие от армянских, там просто две клейкие бумажки. Купить можно прямо на КПП, стоимость 20 евро, я примотал их скотчем поверх основных.

Ласточка на грузинских номерах
Ласточка на грузинских номерах

Очень переживал, что заставят выгружать все вещи из машины и будут проверять содержимое чемоданов, но обошлось, предсказания брокера не сбылись. Вся процедура прохода границы заняла примерно час и начался очень долгий, больше 7 часов, путь до Батуми.

Если вы не дальнобой, то опыт сомнительный, особенно последний отрезок, уже в темноте. Бонусом пришлось проехать длинный ремонтируемый серпантин, без какого-либо освещения и бортиков. Представьте, что вокруг кромешная тьма, ширина дороги ровно под одну легковушку, справа обрыв в несколько сотен метров, а слева перекопано и стоят какие-то грузовики и кособокие домики.

Вайб примерно такой, только без снега
Вайб примерно такой, только без снега

На скорости примерно 30 км/ч мы в итоге доползли до Батуми ближе к полуночи. Про сам город сказать особо нечего, но соседствующие со старыми пятиэтажками уродливые отели производят гнетущее впечатление. Некоторые мои знакомые переезжали в Батуми "поближе к морю", но никакое море не компенсирует... Все остальное.

День 2. Батуми - Самсун

С самого утра - стресс. Почему? Потому что нужно попасть в Турцию на армянских транзитных номерах (грузинские снимают в буферной зоне). Даже если по документам все норм, то по понятиям... Всегда может вмешаться человеческий фактор.

От Батуми до границы всего минут сорок езды, отмечу очень красивый КПП.

В жизни еще лучше
В жизни еще лучше

Словно желая компенсировать красивый пейзаж, попался какой-то мерзкий, замученный жизнью грузинский пограничник. Долго вчитывался в документы, скептически смотрел на номера, в конце резюмировал: "Ну мы вас конечно выпустим, документы в порядке. Но, вот просто мое мнение, там, в Турции, вас развернут. Так что ждем обратно".

Спасибо за мнение.

После такого напутствия разделяемся: я как пассажир пошел через пешеходную зону, в машине может остаться только водитель. Прошел границу минуты за две, вышел с другой стороны и принялся ждать: время в такие моменты течет очень медленно.

Пришлось как следует понервничать. Мне оттого, что ничего нельзя сделать, только ждать, а женщине от прохождения границы в одиночку. Забегая вперед: ждать пришлось довольно долго, почти сорок минут, но турецкие полицейские были достаточно вежливы, ноль негатива. Да, документы проверяли дотошно. Плюс, заставили выгрузить часть вещей на землю, включая тридцати килограммовые чемоданы. Помощи никто не предложил, а открыть попросили только один, самый дальний. Ну тут ничего не поделаешь, возможно им и вовсе запрещено помогать и касаться личных вещей, не знаю.

Осадочек остался, но быстро стерся от осознания того, что граница пройдена и можно выдохнуть. Плюс, весь день ехали вдоль воды: пейзажи нереальные.

Дорога во второй день
Дорога во второй день

Самсун оказался небольшим и в меру уютным городком, тоже с выходом к морю. Добавить нечего, скажу только, что мелкие города в Турции в разы лучше миллионников.

День 3. Самсун - Анкара

В ближайшие два дня никаких границ, а потому настроение расслабленное, а рассказать особо не о чем. В Анкаре я был впервые, возможно для кого-то станет открытием, что это и есть столица, а не Стамбул.

Очень сложно запарковаться и много военных с оружием, при этом я не увидел ни одного угла заслуживающего того, чтобы его охранять. Еще один город в копилку тех, куда я вернусь только ради какой-нибудь пересадки.

В часе езды от Стамбула

День 4. Анкара - Стамбул

Со Стамбулом у нас отношения простые и честные: я его трепетно не люблю. Была надежда что посещение в рамках роад-трипа что-то изменит, но нет: это все еще шумный, грязный и холмистый муравейник, в худшем смысле слова. Пара приятных районов на азиатской стороне отдуваются за весь город, но в остальном - сущий кошмар.

Бонусом произошла накладка в снятых апартаментах и владелец, рассыпаясь в извинениях, заселил нас в подвал, вместо квартиры с террасой. Ну и, начиная с этого момента, погода становилась все более похожей на осеннюю, от чего тоже чуточку тоскливо. Благо в каждом месте мы всего на одну ночь, так что терпим...

Дни 3 и 4
Дни 3 и 4

День 5. Стамбул - Пловдив (Свиленград)

Уточнение в скобочках дано не просто так. Именно в этот день я решил, что если мы все же доедем до Барселоны, то я напишу этот лонг. Как минимум, чтобы для самого себя сохранить все пережитое. Подзаголовок про "двух идиотов с чатом ГПТ" стал реальностью.

Для начала вопрос к аудитории: а вы знали, что Болгария входит в состав ЕС? Я вот знал. Но почему-то, и сейчас это вообще не поддается никакому объяснению, вообще не воспринял этот факт всерьез. Как будто произошло помутнение сознания и такие слова как "Болгария" и "Евросоюз" вообще не стыковались между собой. Словно едем в страну, которая где-то там записана, но на шуточном уровне.

Выезжаем из Турции с таким вот настроением и улыбками на лице, подъезжаем к болгарскому КПП со звучным названием "Капитан Андреево". Сразу отмечу, что там властвует две силы: полиция и таможня, это важно для истории. А еще, граница больше похожа на обычную платную дорогу: десяток будок, небольшая парковка сбоку и шлагбаум в конце. Пассажиру выходить из машины и проходить границу отдельно тоже не нужно, что тоже сыграло свою роль.

Даем паспорта, документы, дама в окошке улыбается в ответ. Посветили фонариком на наши вещи, вроде все ок, выгружать не заставили. И тут подходит полицейский с квадратным лицом, говорит что нужно оформить страховку и местное Т1. К подобному мы были готовы, чат предупреждал что эти документы могут затребовать и, якобы, ничего страшного.

Капитан Андреево. Фото из гугла. Я запомню это место на всю жизнь
Капитан Андреево. Фото из гугла. Я запомню это место на всю жизнь

И тут резонный вопрос: если были предупреждены, то почему не оформили заранее? А все просто: если страховку и можно оформить онлайн (наверное), то Т1 - точно нет. По сути, при въезде в ЕС нужно повторить процедуру как в Армении: приехать к брокеру, составить транзитный документ, что за машина, куда она едет, зачем, кто за рулем итд. Делает это только при личном присутствии и вокруг этой бумажки витает ореол важного документа.

Казалось бы, ну поставьте на КПП еще одну будку, посадите туда брокера, пусть оформляет. Нет. Брокер - это важная персона, он сидит в городе, в офисе. Что за город? Тот самый Свиленград. Город у границы, три часа пешком или двадцать минут на машине.

Другими словами, чтобы оформить документ на передвижение по стране, вам нужно в эту страну попасть. Абсурд? Немножко.

Итак, у нас забирают паспорта и говорят: идите пешочком в Болгарию, оформляйте. Я с круглыми глазами уточняю: а нас точно пустят в страну без паспорта? Полицейский в ответ дает визитку брокера, мол, все схвачено. Этот кусочек бумаги и планирую вставить в рамочку, на память.

Брокер по имени Никола, которого знает каждый человек в радиусе 100 км от границы
Брокер по имени Никола, которого знает каждый человек в радиусе 100 км от границы

На тот момент казалось, что добраться до города - задача уровня "невозможно". Uber не вызвать, его просто нет в стране. А в местных приложениях не зарегистрироваться без болгарского номера, позвонить тоже не получится. Поэтому, для начала, мы решили пройтись в сторону кособоких домиков которые стоят у границы, с вывесками СТРАХОВКА. Во всех нас вежливо послали, сказали что Т1 точно не оформляют.

Мы дошли до огромной стоянки фур, в двадцати минутах от КПП, дальше начинается просто трасса. Зашли в какой-то офис, нам объяснили суть проблемы: обычно Т1 оформляется для грузовых перевозок, а мы со своей транзитной легковушкой - максимально не в кассу. Напоследок женщина сочувственно вбросила: "А попробуйте съездить в Свиленград, есть там один брокер, Никола..." Ок, мы все поняли.

Выходим обратно на улицу, я докопался до полицейских: где тут можно вызвать такси? Они посовещались, тот что помоложе (он единственный знал english), посоветовал зайти в местную столовку для дальнобойщиков и попросить телефон. Но, говорит, если не получится, мой коллега может отвести вас в город за 20 (twenty) евро.

Советом про столовку мы честно воспользовались и один из поваров даже пытался дозвониться в службу такси и вызвать нам машину, но никто не взял трубку... В итоге ехали на полицейской карете, за денюжку.

Приезжаем по адресу указанному в визитке, там просто какой-то сарай, закрыто на замок. Висит бумажка А4 с адресом на той же улице и подписью: "Никола переехал". Проезжаем на двести метров правее, в какую-то промзону и там стоит здание, больше похожее на магазин Apple, по меркам Свиленграда так точно. Стеклянный куб, в нем опенспейс, у всех сидящих внутри по два монитора, отделка деревом... Очень интересный опыт, учитывая что вокруг пейзаж стартовой деревни из Сталкера.

Google street view, 2023 год. Тогда Никола еще не отстроил себе офис, на картах в этом месте заросший пустырь. 
Google street view, 2023 год. Тогда Никола еще не отстроил себе офис, на картах в этом месте заросший пустырь. 

Полицейский отдает честь и уезжает, обратный путь в сделку не входил. Перешагиваем порог офиса, упоминание Сталкера выше было не зря, Никола и правда похож на Сидоровича, разве что без усов. Коренастый, с лысиной, в свитере, по русски понимает примерно половину из услышанного. Кое-как объясняем что требуется.

Тут сделаю пару важных ремарок. Во-первых, Никола человек класса "решала", уверен, вы встречали таких. Любая ваша проблема - для него не проблема, а возможность. Нам он уверенно сказал: "Все понял, сделаем". Во-вторых, это тот тип людей, которые живут по ValveTime. Если обещанный срок 10 минут, это на самом деле 40. Если 1 час - значит 3. И так до бесконечности. А нам еще после границы часов 5 ехать до Пловдива...

Ничего не поделаешь, успокоенные чужой уверенностью смиренно ждем. На исходе первого часа Никола выглянул из опенспейса, чтобы показать написанный на бумажке счет за услуги.

1140 евро. Из них 500 - гонорар Николы, тут я понял, на какие деньги он отгрохал себе стеклянный штаб. И 640 евро тоже нужно как бы потратить, но не совсем. Это своего рода депозит (примерно треть от стоимости авто), который резервируется в системе и возвращается на счет после успешного закрытия транзита. Т.е. нужно довезти тачку куда надо, в нашем случае до Барселоны и тогда деньги вернутся. Но траты все равно непредвиденные, а от этого особо неприятные.

Но выбора все еще нет. Заламывая руки сообщаем, что наличка осталась в машине. Никола беспечно машет рукой: разберемся! Сидим еще час, ждем документы. По доброте душевной (или просто желая получить деньги), брокер снаряжает одного из своих отвезти нас обратно на КПП. По пути заехали в другой офис, где нам быстро сделали и страховку тоже.

Едем в приподнятом настроении, вроде как со всем разобрались. Жаль только что на часах уже 18:00, а впереди долгая дорога, но главное разобраться с бюрократией, остальное приложится... Приезжаем к границе, отдаем деньги, прощаемся с водителем и, окрыленные, идем к окошку повторно.

Посланник Николы везет нас обратно на КПП

Дама-пограничник встречает нас как старых друзей, кажется что за шесть прошедших часов о нас узнали уже все в округе. Отдаем бумажки и ждем. Пять минут, десять, пятнадцать. Тут я уже начал волноваться и заподозрил неладное. Она возвращается и с унылым лицом говорит: "Вам не можно". Это "не можно", что с болгарского переводится примерно как "невозможно, нельзя", мы впоследствии услышали еще много раз.

На последнем издыхании пытаемся выяснить что теперь не так, в итоге добиваемся пропуска в кабинет начальника, а вернее начальницы всего КПП. Усталая, задерганная женщина в очках, с узким лицом и недовольным взглядом. Оживший портрет "Конец рабочей недели", 18:50, пятница. Скромно протягиваем ей свои документы, пробившись сквозь стену усталости и кучу "не можно" таки выясняем что к чему. И тут правда становится очень некомфортно.

В чем суть. В документе Т1 указан владелец машины (моя женщина), пункт назначения (Барселона) и получатель (тоже моя женщина). Что логично, она транзитом перегоняет свое же авто, чтобы его в конце утилизировать. Но со стороны ЕС тут возникает монументальное препятствие: в графе "получатель" не может быть человека с русским паспортом. В принципе. Никак. И виной тому санкции против РФ.

Никогда не думал что они затронут меня настолько напрямую. Но факт есть факт: не помогут никакие прочие документы, по ЕС просто не может ехать машина с таким получателем в документах. Самое обидное, что полиция пропустила нас двоих как пешеходов, все хорошо. Но машина теперь застряла на КПП и паспорта нам на всякий случай не возвращают, вдруг убежим в Европу скинув тачку со всеми вещами на плечи пограничников?

Есть ли у проблемы решение? Официальное есть. Найти в Барселоне кого-то, кто выступит получателем, вписать его в Т1, а заодно исправить данные в других документах и получить доверенность, оригинал. Т.е. сделать это нужно было еще в Армении, по хорошему. Ну, или вернуться в Турцию и ждать там несколько дней, пока доверенность не пришлют почтой. Весь запланированный роад-трип и зарезервированные отели проносятся в голове. И это без учета того, что откуда нам, черт возьми, выловить официальное лицо в Барселоне.

Настроение в этот момент, можете умножать на сто
Настроение в этот момент, можете умножать на сто

Ощущение полной безысходности, никому не пожелаю. Заодно начинает накрапывать дождь, грустно сидим в машине. Звоню Николе, он наконец задает резонный вопрос: "А у вас есть еще какие-то паспорта, кроме как РФ?". Никогда не забуду вздох в трубке, который раздался в ответ на мое "Нет".

Ситуация в итоге патовая. Никола рассудил: "Приходите утром, все что скажете - сделаем. Сейчас уже все не в офисе". Перевожу: мне ваши проблемы побоку, но если найдется решение, я все сделаю. Ради справедливости отмечу, что он сразу сказал: если нас в итоге не пустят, то деньги вернут.

Долго думаем стоит ли возвращаться назад или все же попробовать снова, на следующий день. Так как уже почти ночь, решаем все же отправиться в Свиленград, в отель и переночевать там. Вокруг уже стемнело, начальница ушла домой, как и вся смена. Новенькие не в курсе разыгравшейся днем драмы и смотрят на нас как идиотов. Когда мы без паспортов подошли к шлагбауму через который так легко прогуливались днем, у заступившего на пост полицейского глаза на лоб вылезли.

Он долго не мог понять какого черта нас выгнали с КПП без документов, звонил в главный офис и отказывался нас пропускать. В итоге я сбегал назад к будкам и выбесив вообще всех, выпросил нам один паспорт на двоих, водительский остался в качестве залога и гарантии, что мы не сбежим.

Маленькая радость: я пытался прикинуть как же мы доберемся до города если не можем вызвать такси, а все люди уже разошлись по домам, но проблема решилась сама собой. Какой-то мужичок дежурил прямо на выезде с границы, видимо вылавливая бедолаг вроде нас.

Он отвез нас в город, где я впервые заселился в отель "по-старинке", просто подойдя на ресепшен и попросив номер, в ответ выдали железный ключ. В этот момент ситуация и окружение максимально напоминали сцену с прибытием Братиславу из "Евротура", практически один в один. Впереди пять часов тревожного сна, подъем в семь, к восьми нужно быть у Николы в офисе.

Все именно так
Все именно так

День 6. Свиленград - ???

Просыпаемся, пишу/звоню Николе, который обещал прислать за нами машину, до его офиса пешком почти час. Он просит скинуть адрес гостиницы... И исчезает из сети, трубки тоже не берет. Из вежливости ждем минут 20, после чего идем на ресепшен, где я попросил вызвать такси по телефону.

Медленно катимся в сторону стеклянного штаба, настроение - максимально упадническое. Ощущение что занимаемся какой-то херней, чтобы в конце выяснить очевидное: никто нас никуда не пустит.

Приезжаем к Николе, который занят и не идет на контакт. В целом его можно понять: мужик доходчиво, на пальцах объяснил, что у всего офиса куча дел и без нас, убогих. Но если найдется решение, то он исправит нам все документы и отвезет обратно на границу. А если не получится, то вернет деньги.

Я общался с ним минут десять на смеси русского и болгарского через переводчик, спрашивал и упрашивал. Итог такой: нужно оформить Т1 на кого-то в Испании. Найдем на кого - он переделает выданный днем ранее документ. С инвойсами и доверенностям - нужно разбираться самим, брокер тут не поможет (а если бы и мог помочь, то времени нет).

Было озвучено несколько откровенно безумных предложений, например связаться с брокером в Армении, чтоб он исправил документы со своей стороны... С брокером. В Армении. В восемь утра. В субботу. Абсолютно невозможно. Поэтому со вздохом открываю свой макбук.

В итоге инвойс и доверенность я сваял сам, чтобы не отвлекать Николу. Две странички А4 красиво сверстанные с налетом официоза. Но кого туда вписать? Хорошо, что в Испании живет много знакомых...

Пришлось разбудить одного друга ранним субботним звонком, с просьбой выступить в роли получателя. Документы отправили через телеграм, он подписал их электронной подписью и отправил обратно + предоставил свои данные для Т1.

В итоге получился полный бред. Какой-то парень, которого никто на границе в глаза не видел, теперь выступает в роли получателя. Подписи - электронные, печатей - нет. По факту, такого получателя можно было просто выдумать, у бумаг была бы ровно такая же юридическая сила. Конечно мы запросили у него скан ID и прочие документы подтверждающие личность , на всякий случай, но при определенных навыках фотошопа сканы тоже можно было бы нарисовать...

Ничего не поделаешь, приносим свое творение Николе, просим переоформить Т1. И тут начинается ожидание... Бесконечное. Ожидание. Мы просидели в приемной почти четыре часа, что в условиях неопределенности будущего - крайне мучительно. При этом через стекло видно как офисники болтают между собой, ходят туда-сюда, потом им принесли обед... Подозреваю, что фактический процесс подготовки нового документа занял минут двадцать.

Потрепанные, морально и физически (время примерно два часа дня, до сих пор без завтрака), таки грузимся в машину и едем на границу. Надежды нет, мысленно уже начинаю прикидывать как бы вернуться в Турцию с минимальными потерями.

Настроение в машине, музыку воспроизведите в голове сами
Настроение в машине, музыку воспроизведите в голове сами

Уже наученные опытом просим подчиненного Николы никуда не уезжать, а пройтись с нами по кабинетам и заодно выступить в роли переводчика, на всякий случай.

И вот тут надо поблагодарить какие-то высшие силы - нам наконец повезло. С чем? С днем недели.

Застряли мы на КПП в пятницу, продолжилась вся канитель в субботу. Поэтому начальницы, которая отказалась нас пропустить, не было на рабочем месте, так как выходной день. А ее сменщица, куда более приятная на вид бабуля, вообще сначала не поняла кто мы и чего хотим.

Тут стало ясно, что некоторые острые углы во всей ситуации можно как следует сгладить. Думаю точно так же рассудил наш сопровождающий. Свелось все к тому, что "Ну вот у ребят вчера кое-каких документов не хватило, а сейчас мы их принесли. Я, кстати, от Николы".

И никаких строгих требований к доверенностям из Испании... Уже как будто и наши шуточные бумажки вполне подходят. Плюс, диалог на болгарском. Плюс, волшебное имя "Никола".

Пожилая дама пошелестела нашими бумажками, сверила паспорта, задала пару уточняющих вопросов. Потом сходила в будку на КПП, что-то проверила там. Весь процесс занял минут двадцать, за это время я весь извелся.

И, о чудо, нам отдают теперь уже оба паспорта и объявляют: можете ехать. Пришлось потратить еще минут десять на формальности, но в тот момент вместо крови во мне бурлил дофамин. Прощаемся с сопровождающим и медленно выкатываемся через шлагбаум не веря своему счастью.

По итогу, наше прохождение границы в Болгарии - минимум на 50% удача. Будь пятничная, злобная, принципиальная тетка-начальница на своем рабочем месте, уверен, нас бы вновь послали куда подальше. А тут просто звезды сошлись и добрая бабуля решила не докапываться.

Останавливаемся на первой же заправке наконец перекусить, а заодно как следует подумать: что делать дальше? Сербия отпадает: выезжать из ЕС чтобы вновь наступить на те же грабли уже на границе со Словенией - не хочется. При этом, время на часах уже 16:00, нужно срочно куда-то ехать - очень нужно нагнать посыпавшийся из-за проблем в Свиленграде график.

День 6
День 6

Что мы решили можно увидеть на скрине выше. На самом деле особого выбора не было, только огибать Сербию через Румынию и Венгрию. Что, надо сказать, добавляет очень много часов в дороге к ранее намеченному маршруту. Ничего не поделаешь, прикидываем куда успеваем доехать до наступления ночи и отправляемся в Крайову.

День 7. Крайова - Будапешт

Дорога до Румынии ничем особо не запомнилась: ехать пришлось почти все время в темноте, а еще мы очень сильно устали. Зато с этого момента никаких границ и сопряженных с ними проблем.

Крайову я успел увидеть мельком когда мы заселялись на ночевку и точно так же утром, когда уезжали. Честно опасался, что Румыния похожа на огромный цыганский табор, страшный и опасный, а в итоге все достаточно симпатично, притом что мы были далеко не в столице. Разве что собак на улицах много.

На крыльце в Крайове

За окном красивые осенние пейзажи. Отдохнувшие и счастливые отправляемся в Венгрию, в Будапеште живут друзья у которых можно переночевать. Увы, весь график немного сбился и парочка арендованных Airbnb квартир теперь точно не пригодятся, а возврат средств уже не сделать. С другой стороны, цена вопроса за ночь торгуется в пределах 50-70 евро, потери незначительны на фоне того, что мы прорвались сквозь границу.

Едем, вечереет... И тут у машины начинает заедать коробка переключения передач. Чтобы сдвинуть рычаг нужно приложить усилие, сначала совсем чуть-чуть, потом все хуже и хуже. В течение пары часов проходим путь от "хоть бы ничего серьезного" до "похоже машине конец". Уже поздним вечером останавливаемся заправиться перед последним отрезком, к этому моменту чтобы переключиться на первую нужно толкать рычаг чуть ли не коленями, настолько все плохо.

Еле-еле трогаемся с места, мрачно доезжаем до Будапешта, становится понятно что без механика не обойтись. А любая возможная задержка, напомню, оседает на душе тяжким грузом: из-за ограниченных сроков, финансов... Да даже просто потому, что вещи которые кажутся простыми в обычной жизни, в незнакомой для тебя стране сразу становятся очень сложными. Касается даже мелочей, например оплаты парковки или вызова такси. А тут ремонт машины...

День 7
День 7

Время близится к полуночи, само собой все уже закрыто. Пытаемся запарковаться где-нибудь на ночь, мест вообще нет. И в этот момент машина умирает. Прямо посреди дороги, задом на трамвайных путях. Занавес.

Второй по величине стресс после Болгарии. Очень страшно вот так заглохнуть посереди проспекта, ночью, в центре Будапешта. Все же удается тронуться с места едва не выломав рычаг, его почти невозможно сдвинуть. Ползем по улицам на первой скорости и аварийке, других вариантов уже не осталось, есть опасность больше не завестись вовсе. Чудом находим местечко примерно в получасе пешком от места ночевки, но выбирать не приходится.

Если на границе руки опускались и казалось что шансов нет, то после приключений в Свиленграде кажется что непреодолимых препятствий не существует. Машина сломалась? Плевать, мы уже в Будапеште, как-нибудь починим. С этими мыслями ложимся спать.

День 8. Будапешт - Блет

Просыпаемся как можно раньше, очень хочется верить что ремонт не займет много времени. Нахожу через карты сервис с высокими оценками, который открывается в 8 утра. Возвращаемся к машине, похоже за ночь они тоже успела отдохнуть, удается завестись почти с первого раза. Но рычагу капут, все еще едем только на первой, мигая фарами. Путь до сервиса преодолеваем за сорок минут вместо пятнадцати.

Логично, что в местечке с названием Istanbul Service нас встречает молодой турок. Через переводчик объясняю ему суть проблемы, он кивает, садится за руль. Пару раз жмет на сцепление, за минуту диагностирует проблему, вылезает, говорит: "Ок, смогу починить сегодня".

Это радостно. Но какой же мед без ложки дегтя. Во-первых, ремонт займет "минимум пять часов", а в таком путешествии любая минута на счету. А во-вторых, ремонт обойдется в 400 евро + стоимость деталей отдельно.

Скриншот который мне отправил механик, чтобы показать продавцу 
Скриншот который мне отправил механик, чтобы показать продавцу 

На такси добираемся до магазина автозапчастей, покупаем все по списочку, минус 250 евро. Итого, вместе с починкой, венгерская поломка обошлась в 650. Передаем детали мастеру и отправляемся пить кофе, завтракать и гулять. Немного грустно от свалившейся проблемы и непредвиденных трат, но приятно, что машина в надежных руках и ее уже чинят. Отмечу, что парень сразу предупредил: оплата только по факту, если машина снова поедет.

(Жду в комментах автомехаников и экспертов "да я бы за 2000 рублей и час по времени управился")

В итоге он закончил работу за шесть часов, достойный результат. Поглядывая на часы садимся в машину и прикидываем куда успеем доехать за сегодня. В идеале все же добраться до Словении, но свою бронь апартаментов в Любляне мы уже просрочили. Решаем доехать до города со звучным названием Блед, там ниже цены на квартиры с арендой день в день.

День 8
День 8

День 9. Блед - Новара

Блед - микроскопический городок с населением около 5000 человек. Примечателен своим озером, на которое все приезжают потусоваться, но его мы не увидели.

Зато ночью, со слипающимися глазами, случайно оставили машину не там где нужно, вляпавшись в так называемый private parking при каком-то отеле или кафе, я так и не понял. Неприятность вскрылась уже утром, хотя я надеялся, что в 8:00 когда мы будем уезжать, все местные жители будут еще спать.

Но нет. Вместо этого полностью пустая накануне площадка оказалась забита машинами, а меня встретил женщина, которая, заламывая руки, сообщила, что мы встали на ее земле. Более того, "она уже вызвала полицию".

Хмуро уточняю: "И когда же приедет полиция?" Оказывается они уже успели побывать на месте преступления и оставили записку под дворником. Ожидая штрафа в миллион европейских денег иду забрать бумажку, но в итоге обошлось. От руки было написано что-то в духе "ВЫ ОСТАНОВИЛИСЬ НА ПРИВАТНОЙ ПАРКОВКЕ. ЭТО ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. БОЛЬШЕ ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ!!!". Три восклицательных знака - не преувеличение.

Сохранил на память
Сохранил на память

В итоге эта история не получила дальнейшего развития и мы просто уехали, извинившись напоследок. Но смешно, что полицейский написал свое замечание на бумажке с логотипом местной пивной. Видимо, оттуда его и выдернули в семь утра.

Пересекли границу с Италией и по пути заехали в Падову, на обед к друзьям. Раньше расстояние до кого-то исчислялось количеством станций метро, а теперь на протяжении 5500 км пути почти в каждой стране удалось с кем-то повидаться, до сих пор в голове не укладывается.

В Падове мы не останавливались на ночь, поэтому в основной список посещенных мест я ее не вносил, но городок очень милый. Тихо, уютно. Может быть даже чересчур тихо и уютно, жить бы я в таком месте не смог.

Падова
Падова

А еще, начиная с Италии, мы начали ехать по платным дорогам и сильно подорожал бензин, про все расходы напишу в конце поста. Новару, в которой мы остановились на ночевку, рекомендовать к посещению не могу. Если не знать что это Европа, то можно спутать с любым российским городом (если не приглядываться). Кучи пятиэтажек, пустые улицы и как-то серо.

Новара
Новара

Остановились тут только из-за низких цен на аренду и подходящего расположения. В Милан на нашей машине все равно нельзя было бы заехать, поэтому удобство > все остальное.

День 9
День 9

День 10. Новара - Клермон-Ферран

И до этого на вид из окошка грех было жаловаться, но начиная с десятого дня вокруг стало просто потрясающе красиво. Практически каждый километр пути вне городов можно было бы прикрепить к этому посту.

Проехали Tunnel du Fréjus - один из туннелей соединяющих Италию и Францию. В гугле на него очень плохие отзывы, особенно от дальнобойщиков которые часами стоят в очереди, многие отмечают высокую стоимость проезда. Но как разовый опыт - очень круто. Очередь из легковушек движется относительно быстро, мы провели в ней минут двадцать. После чего двадцать минут езды через туннель и выезжаешь с другой стороны Альп.

Сразу после выезда из туннеля

Как я уже упоминал, в Лион нельзя было заехать из-за эко-норм, поэтому остановились на ночь в городе Клермон-Ферран. Если попытаться визуализировать словосочетание "европейский городок", то вот это оно и есть.

Красивая архитектура, узкие улочки соседствуют с проспектами, яркие витрины и множество кафе. То, что нужно, если требуется приятно провести вечер и двинуться дальше.

День 10
День 10

День 11. Клермон-Ферран - Бордо

В этот день нас остановила полиция, единственный раз за все время. Должно быть, обратили внимание на транзитные номера. Долго проверяли документы, сверяя каждую строчку, но все очень вежливо, без негатива. Спустя минут пятнадцать отпустили, пожелав хорошей дороги.

В Бордо мы тоже должны были остановиться у друзей, по этой же причине я бывал здесь уже трижды.

Отличное место, крупный город, первый на пути со времен Будапешта. Все яркие впечатления остались при первом посещении, в этот раз было просто приятно вернуться и выпить пивка. Плюс, до Испании остался всего день, отчего настроение еще лучше.

День 11
День 11

День 12. Бордо - Барселона

Финальный рывок , про который почти нечего рассказать, мы просто доехали куда надо с остановками на заправках. Настроение отличное, ведь мы, черт побери, таки добрались до финальной точки, несмотря на некоторые трудности.

Великий момент

В итоге мы потратили всего на один день больше, чем было запланировано: приехали в пятницу, а не в четверг.

День последний
День последний

Бюджет

Теперь то, что все любят больше всего - про деньги. Давайте посчитаем, сколько мы потратили за 12 дней в дороге.
Все суммы в евро и я их незначительно округлил:

Жилье: 650. Airbnb в пути. Могло быть примерно на 150 евро меньше, если бы не накладка с некоторыми квартирами и срочная бронь новых. У друзей на ночь останавливались дважды.

Машина: 100. Сюда входят различные страховки и разрешения, которые оформляются прямо на границе.

Бензин: 700. Заправились 14 раз. Самый дорогой бензин был во Франции, полный бак примерно за 80 евро.

Еда: 560.

Виньетки: 160. Разрешение на проезд в Болгарии, Румынии, Венгрии, Словении.

Платные дороги: 250. Италия, Франция, Испания.

Оплата брокера, чтобы машину пустили в ЕС: 1150. Из них 650 к нам вернутся (надеюсь).

Починка тачки: 650.

Итого: Если бы обошлось без непредвиденных трат (брокер и ремонт), то 2420 евро. Все вместе: 4220 евро.

Эпилог

Особых выводов не будет. Стоило ли оно того? Определенно да, на двести процентов.

Можно отметить, что самые длинные по описанию дни как раз таки проблемные, почти все они выпали на середину маршрута. Но иначе просто не о чем было бы писать. Досмотры на границах и поломку машины в Венгрии хочется просто забыть как страшный сон, но в остальном путешествие выдалось что надо.

Этот лонг я написал по двум причинам.

Во-первых, хотелось как-то законсервировать впечатления, чтобы они хранились теперь не только в голове. Ну и набрать лайков и просмотров, куда без этого.

Во-вторых, я пишу книги, собственный фэнтези-цикл. Уже выпустил два тома (в том числе на бумаге), третий на подходе и выйдет до конца этого года. Об этом будет отдельный пост.

На DTF я в принципе сижу для того, чтобы пиарить свои книги, поэтому предыдущие 40.000 символов теперь существуют, во многом, ради самопиара. И что вы мне сделаете? В общем, в моем профиле можно найти ссылку на личный сайт, телеграм-канал и множество постов о том, что я пишу и зачем.

Буду рад, если кто-то заинтересуется. Спасибо!

94
58
14
9
4
4
1
113 комментариев