Звенящая пошлость: за что классические произведения искусства называли непристойными

Почему Давида хотели одеть как персонажа «Звёздных войн»? Чем провинилась сторублёвая купюра? Что общего у весла и мужского детородного органа?

Скульптура Антонио Канова — «Три грации» (1757-1822). Находится в собственности музея Эрмитаж с 1901 года. <a href="https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+Sculpture/56538/?lng=ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скульптура Антонио Канова — «Три грации» (1757-1822). Находится в собственности музея Эрмитаж с 1901 года. Источник

7 апреля Эрмитаж получил официальную жалобу на обнаженные скульптуры в залах музея: посетители посчитали, что они «развращают детей». Это происходит не впервые: недовольные уже не раз требовали от Эрмитажа собрать все нагие статуи в одну комнату и повесить знак «18+», чтобы «детей наших не развращать».

Это не первый случай в истории, когда произведения искусства оказывались в центре связанных с «непристойностью» скандалов. Вспомним некоторые из них и объясним, почему безобидные на первый взгляд работы вызывали недовольство публики.

«Венера Таврическая» — нагая языческая богиня в царских палатах

Неизвестный скульптор — «Венера Таврическая» (приблизительно II – III век до н. э). <a href="http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5740" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Неизвестный скульптор — «Венера Таврическая» (приблизительно II – III век до н. э). Источник

Венеру, привезённую из Рима Петром Великим, поставили в Санкт-Петербургском Летнем саду у всех на виду. Это было первое публичное изображение голого женского тела в России. Публика так возмутилась, что обвинила правителя в «выставлении «нагих языческих богов» в царских палатах и садах».

Вандалы постоянно пытались повредить скульптуру, плюнуть на неё, что-то отломать, из-за чего Венере пришлось выделить постоянную охрану. Через некоторое время по распоряжению Екатерины II богиню перенесли в Царское Село, подальше от недовольной публики, а ещё позже — в Таврический дворец.

«Давид» — «мужик без портков, который уродует детские души»

Микеланджело Буонарроти — «Давид» (1504). <a href="https://www.fodors.com/world/europe/italy/tuscany/gallery/fields-villa-tuscany-italy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Микеланджело Буонарроти — «Давид» (1504). Источник

На улице Санкт-Петербурга в 2016 году в рамках выставки «Микеланджело. Сотворение мира» установили пластиковую копию статуи Давида. Скульптуру поставили рядом со школой и церковным храмом. Разгорелся скандал — женщина, недовольная публичной наготой, пожаловалась властям города и назвала Давида «мужиком без портков, который уродует детские души».

Активистку поддержали соседи, однако церковь и руководство школы ничего опасного в Давиде не увидели. Организаторы выставки всё равно пошли навстречу, согласились «одеть» Давида и провели конкурс, где предложили горожанам придумать костюм для статуи. Поступали даже предложения одеть Давида «как персонажа Звёздных Войн», однако большинство людей проголосовало за то, чтобы оставить скульптуру такой, какой её задумал Микеланджело.

«Страшный суд» и непристойная провокация

Микеланджело Буонарроти — «Страшный суд» (1537-1541). <a href="https://legacy-time.ru/works-art/33/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Микеланджело Буонарроти — «Страшный суд» (1537-1541). Источник

Фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле — ещё один шедевр от Микеланджело, который неоднократно подвергался критике. Дело в том, что мастер проигнорировал традиционные каноны: изобразил Христа неузнаваемым, персонажей — нагими, а среди массовки нарисовал поэтэссу Витторию Колонна, в которую был платонически влюблён.

Церковь назвала работу непристойной провокацией и обвинила автора в предательстве Евангелия. Однако никто не хотел спорить с Микеланджело из-за его влиятельности. Пока художник был жив, фреску не трогали.

«Страшный суд» изменили уже после смерти Микеланджело, в 1564 году. Обнажённые фигуры одели, чтобы «прикрыть срам». Работу провел художник Даниеле да Вольтерра, страстный поклонник Микеланджело. Он свёл изменения к минимуму и сосредоточился на сохранении росписи, лишь добавив одежду.

«Венера Урбинская» — самая развратная картина, которую видел мир

Тициан Вечеллио — «Венера Урбинская» (1538). <a href="https://www.bbc.com/culture/article/20140711-can-you-own-a-colour" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Тициан Вечеллио — «Венера Урбинская» (1538). Источник

«Венере Урбинской» Тициана Вечеллио досталось от самого Марка Твена, автора «Приключений Тома Сойера». В книге «Пешком по Европе» он назвал полотно «самой греховной, самой развратной, самой неприличной картиной, какую знает мир». Дело было даже не в том, что богиня нагой разлеглась на кровати, а в положении её левой руки.

«Жест стыд­ливой Венеры» — традиционный жест для многих классических изображений богини, которая прикрывается от зрителя. Однако пальцы «Венеры Урбинской» полусогнуты: она не прикрывается, а словно ласкает себя.

С Марком Твеном были согласны и искусствоведы последней четверти ХХ века. «Порнография для элиты» — так они охарактеризовали полотно, сравнив Венеру с «банальными пинап-девушками». При этом картина, по сути, была обычным свадебным портретом.

Раздевание Махи и развратная марка

Франсиско Гойя — «Маха обнажённая» (1800). <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Goya_Maja_naga2.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Франсиско Гойя — «Маха обнажённая» (1800). Источник

Эту работу Франсиско Гойя выполнил по заказу испанского премьер-министра Мануэля Годоя для его частной коллекции. «Маха» стала одной из первых картин в европейской живописи, изображающей голую женщину без привязки к античным сюжетам.

Гойя параллельно писал сразу две версии: «Маха одетая» и «Маха обнажённая». Первая, по задумке художника, должна была прикрывать вторую. По легенде Гойя даже придумал специальный механизм, который при активации сдвигал вверх одетую версию и представлял зрителям нагую Маху.

«Маха обнажённая» была обнаружена инквизицией во время обыска у министра. Мануэля осудили, а Гойю обвинили в безнравственном поведении. Правда, художник отделался только выговором.

Полотно оказалось в центре скандала ещё раз, через сто лет после смерти Гойи. К этой дате была выпущена юбилейная серия почтовых марок с изображением обнажённой версии Махи. В числе прочего недовольных возмущало, что марку с «развратной девушкой» перед тем, как наклеить на конверт, нужно лизнуть.

Купальщицы, правда и «чудовищный зад»

Гюстав Курбе — «Купальщицы» (1853). <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B5)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Les_Baigneuses-Courbet.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Гюстав Курбе — «Купальщицы» (1853). Источник

Гюстав Курбе считал, что живопись должна отражать реальность с фотографической точностью. К этому он и стремился, стараясь ухватить все возможные мелкие детали и запечатлеть «правду». Его картина «Купальщицы», не в последнюю очередь из-за подхода художника, вызвала скандал на парижской выставке в 1853 году.

Женщины на полотне показались критикам и публике отвратительными и неэстетичными. В газетах писали, что центр новой картины Курбе — «чудовищный зад» и «отвратительно вульгарные формы». Наполеон III, проходя мимо картины, разозлился и ударил её хлыстом.

Многих возмущали и испачканные ступни со снятым носком у одной из купальщиц. Сама идея того, что кто-то оказался в Лувре с грязными ногами и неряшливо одетый, раздражала представителей высшего общества.

Квадрига Аполлона и фиговый лист

Пётр Клодт — Квадрига Аполлона перед Большим Театром (1856). <a href="http://www.astromyth.ru/Subjects/Orsilokh.htm#set-notrow-495__Bolshoy_Theatre_quadriga.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пётр Клодт — Квадрига Аполлона перед Большим Театром (1856). Источник

Во время реконструкции Московского Большого Театра в 2011 году изменениям подвергся памятник Аполлона, украшавший здание с 1856 года. Многим жителям и политикам столицы не нравилось, что у статуи обнажены гениталии. В итоге их прикрыли большим фиговым листом.

Проводившие реставрацию специалисты заявляли, что лист на гениталиях Аполлона был частью изначальной композиции, но оказался утерян во время бомбардировок столицы, как и венок с пряжкой.

Пошлая сторублёвая купюра

На Большом театре проблемы Аполлона не закончились: в обороте осталась сторублёвая купюра, на которой повелитель искусств всё ещё был обнажённым. И её тоже хотели запретить.

На изображение мужских гениталий, «совращающих детей и вредящих их здоровью», подал жалобу депутат Роман Худяков. По мнению политика, сторублёвым купюрам нужно сменить дизайн или пометить их маркировкой «18+».

Центробанк предложил заменить на купюре статую Аполлона на одно из изображений Севастополя. Роскомнадзор отказался от редизайна, заявив, что надзор за денежными знаками не входит в их компетенцию. Позже банкноты осмотрели профессора Российской академии медицинских наук и не нашли в них «ничего ужасного», заодно отметив, что половое воспитание детей нужно начинать с трёх лет.

«Завтрак на траве» и пощёчина хорошему вкусу

Эдуар Мане — «Завтрак на траве» (1863). <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA_%D0%BD%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%C3%89douard_Manet_-_Le_D%C3%A9jeuner_sur_l'herbe.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Эдуар Мане — «Завтрак на траве» (1863). Источник

Картину Мане «Завтрак на траве» из-за провокационного содержания не взяли на выставку в Парижском салоне. Но по инициативе Наполеона III прошла другая выставка — «Салон отверженных». Туда входили заслуживающие внимания работы, получившие отказ.

Там «Завтрак на траве» произвел фурор, а выставка «неудачников» по популярности обошла основную. Однако слава у полотна была отрицательная. Критики называли работу «непристойной загадкой» и «пощёчиной хорошему вкусу». Ругали неправильную перспективу, сюжет и то, что «бесстыдная уличная девка» нагло смотрит прямо на зрителя.

Спустя два года Мане оказался в похожем скандале — из-за «Олимпии».

Эдуар Мане — «Олимпия» (1863). <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%8F_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Manet,_Edouard_-_Olympia,_1863.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Эдуар Мане — «Олимпия» (1863). Источник

«Олимпия» попала в основную экспозицию Парижского салона. Критики прошлись по ней сурово: изображённую девушку называли «подобием самки гориллы, обезьяной на кровати, абсолютно голой». Некоторые даже советовали беременным женщинам держаться от картины подальше. Публика тоже восприняла полотно негативно — настолько, что к нему пришлось приставить охрану, а позже и вовсе повесить так высоко, чтобы никто не достал.

По одной из версий, людей шокировало, что Мане изобразил «обычную женщину-куртизанку», при этом сделав её надменной и дерзкой, а именем «Олимпия» и явными отсылками к «Венере Урбинской» возвысил её до богинь. По другой версии, причина лежит ещё глубже: куртизанка с дерзким взглядом «заставляла вспомнить о том, что проституция — это бизнес со своими правилами, в котором у каждой из сторон есть свои права; заставляла задуматься о прочности двух столпов буржуазного этоса — честного бизнеса и любовной страсти».

«Портрет мадам Икс» и бретелька, разрушившая карьеру

Джон Сарджент — «Портрет мадам Икс» (1884). <a href="https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/portret-zhanr-zhivopisi-znamenitye-portrety-i-velikie-portretisty?targetid=dsa-19959388920" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Джон Сарджент — «Портрет мадам Икс» (1884). Источник

На картине Джона Сарджента изображена Виржиния Готро — светская красавица и натурщица. На первоначальном варианте «Портрета» одна из бретелек её платья была приспущена, а на руке красовалось обручальное кольцо. Именно это возмутило публику: они увидели намёк на то, что замужняя дама может благосклонно принимать ухаживания других мужчин. Критиковали картину и за неестественно бледную кожу в сочетании с розовым ухом: это выглядело как косметика, которая в те времена считалась вульгарным признаком женщин низкого социального положения.

Сарджент переписал бретельку, подняв её на плечо, но было поздно. Виржинии пришлось на время отстраниться от светской жизни, а художнику и вовсе переехать в Лондон, так как его карьера в парижском обществе пошла прахом. При этом что в Англии, что впоследствии в Америке Сарджента приняли с большим интересом именно благодаря истории с «Портретом мадам Икс».

«Факультетские картины» Климта — порнография и смерть

Густав Климт — «Факультетские картины» (1900-1903). <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Fakult%C3%A4tsbild_Philosophie.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Густав Климт — «Факультетские картины» (1900-1903). Источник

По заказу Венского университета Густав Климт создал три картины — «Юриспруденцию», «Философию» и «Медицину». Заказчик хотел, чтобы полотна отражали торжество человеческого разума и науки. Климт же сделал всё по-своему и изобразил обнажённых людей и мрачные сюжеты о неминуемой смерти.

Художника обвинили в извращениях и изображении порнографии, и даже подали на него в суд. Почти 90 профессоров университета подписали петицию против Климта. Дело дошло до Парламента, и картины решили убрать в галерею. Однако Климт выкупил свои работы и заявил, что никогда больше не будет брать государственные заказы. В том же году картина «Философия» получила золотую медаль Всемирной парижской выставки.

Все три полотна были утрачены из-за Первой мировой войны. От «Факультетских картин» остались лишь наброски и фотографии.

Рыбная ловля, Толстой без порток и мерзость

Наркиз Бунин — Рыбная ловля (1903). <a href="https://artpriced.ru/biografiya/bunin_narkiz_nikolaevich" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Наркиз Бунин — Рыбная ловля (1903). Источник

Художник-баталист Наркиз Бунин в 1903 году представил на выставке картину «Рыбная ловля». С виду безобидное полотно с рыбаками, распутывающими сеть на берегу пруда, вызвало шквал критики. Причина была даже не в голоногости как таковой, а в том, что в рыбаке в центре прекрасно узнавался Лев Толстой, а справа в голубой рубашке — Илья Репин.

Изображение великого писателя в таком виде воспринялось как большое неуважение. Дошло до того, что московский журналист Семён Любошиц прямо на выставке выхватил карандаш и на холсте написал «Мерзость». Семёна задержали полицейские, он провел в заключении шесть дней. Испорченную картину сняли с экспозиции, а позже выставили на продажу на Американском аукционе.

Девушка с веслом и «водометание как извержение спермы»

Иван Шадр — «Девушка с веслом» (1935). <a href="https://www.gazeta.ru/social/2018/02/02/11635219.shtml" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Иван Шадр — «Девушка с веслом» (1935). Источник

Монументальная работа Ивана Шадра была одной из первых скульптур с изображением крепких спортивных девушек, установленных в Московских парках. Но власти города посчитали её слишком сексуальной, совсем не похожей на женщину-труженицу.

«Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло, — писала «Вечерняя Москва», — Обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы».

Ивану поручили переделать скульптуру, а оригинал отослать «в парк любого города, который согласится его принять». После множества отказов статую согласился забрать Ворошиловград (ныне Луганск). Скульптура была утеряна при бомбёжке во время Второй мировой.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School.Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

4545 показов
11K11K открытий
44 репоста
211 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Фрейд плачет по таким "критикам".

Ответить

Докинем ка искусства в массы

Ответить

Да это же

Ответить

Как вы думаете, сильно ли вот эти скульптуры напрягали публику в своё время и напрягали ли вообще?

Ответить

А нет скульптур с фейсситингом?

Ответить

Симп, 7 век до нашей эры

Ответить