Чудовищно прекрасны: как появился и менялся образ русалки

В первый день всемирного челленджа Mermay рассказываем об эволюции знаменитого образа морских дев. Вы узнаете, откуда взялся хвост, как появилась любовь к пению и кто изображен на логотипе Starbucks.

Как сформировался классический образ русалки

Архетипичная русалка представляет собой изящную молодую женщину с рыбьим хвостом вместо ног. У нее густые длинные волосы, прекрасное лицо и обнаженный торс. Часто встреча с русалкой не сулит для человека ничего хорошего: ее красота и голос способны очаровать и свести с ума, а сил хватит для того, чтобы утянуть моряка на дно.

Образ русалки сложился в основном за счет смешения шумеро-аккадской и древнегреческой мифологии. Автор картины: <a href="https://www.stydiai.ru/gallery/victor-nizovtsev/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Виктор Низовцев</a>.
Образ русалки сложился в основном за счет смешения шумеро-аккадской и древнегреческой мифологии. Автор картины: Виктор Низовцев.

Русалки и морские девы. Уточним термины

Называть описанных выше существ русалками — не совсем правильно. Русалки появились в мифологии восточных славян и напоминают скорее духов природы вроде античных нимф и нереид. По разным поверьям, стать русалкой могли покойники (например, утопленницы) или женщины под действием проклятья.

Внешне они почти не отличаются от людей, у них нет хвоста и плавников. Благодаря этому русалки не привязаны так сильно к водной среде и часто обитают в лесу. В описании внешности русалок особый акцент делается на распущенных волосах, которые крестьянки обычно прятали под платок.

У славянских русалок нет рыбьего хвоста. Поэтому сцена из «Лукоморья» Александра Пушкина выглядит уже не столь сюрреалистично. Автор картины: <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">И.Н. Крамской</a>.
У славянских русалок нет рыбьего хвоста. Поэтому сцена из «Лукоморья» Александра Пушкина выглядит уже не столь сюрреалистично. Автор картины: И.Н. Крамской.

Как видно из описания, на «классических» русалок они не совсем похожи. Зато похож персонаж западноевропейской мифологии — морская дева (mermaid). В англоязычной литературе славянских русалок так и называют — rusalka. Такое расхождение возникло из-за того, что один образ слился с другим под влиянием западной литературы в XIX веке. В тексте мы используем оба термина, но речь будет идти именно о морских девах.

Морская дева — правильное название для существ с хвостом рыбы и телом женщины. Автор картины: <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Д.У. Уотерхаус</a>.
Морская дева — правильное название для существ с хвостом рыбы и телом женщины. Автор картины: Д.У. Уотерхаус.

Первым был русал

Прообраз современных русалок появился около 6-7 тысяч лет назад в шумерской мифологии. Существо по имени Оан или Оаннес было посланником верховного божества мудрости, пресных вод и подземного мира. Согласно преданиям, днем Оаннес выходил из вод Персидского залива и учил людей наукам, ремеслам и законам, а ночью возвращался в морскую пучину.

Поскольку шумерскому Прометею нужно было и ходить по земле, и жить под водой, черты человека и рыбы в нем сильно смешались.

Тело у него всё было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий»

Берос, вавилонский историк
Облик Оаннеса ассоциируется с семитским богом <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дагоном</a>, который тоже учил людей мудрости (слева).
Облик Оаннеса ассоциируется с семитским богом Дагоном, который тоже учил людей мудрости (слева).

Женская версия появилась чуть позже. Ею стала ассирийская богиня плодородия Атаргатис. Согласно одному из мифов, богиня влюбилась в простого смертного и родила от него дочь. Атаргатис устыдилась связи с человеком и приказала утопить возлюбленного, а новорожденную — выбросить в пустыню. Поняв всю чудовищность поступка, она бросилась в воды озера, чтобы утопиться, но превратилась в рыбу.

Изображение богини на реверсе монеты. Ее лицо закрыто вуалью, на груди покоится яйцо, из которого она родилась. По бокам богиня держит стебли ячменя.
Изображение богини на реверсе монеты. Ее лицо закрыто вуалью, на груди покоится яйцо, из которого она родилась. По бокам богиня держит стебли ячменя.

Так женщина морского народа стала ассоциироваться с опасностью и непостоянством натуры. Она способна отнять жизнь, даже если сама будет об этом сожалеть. Не исключено, что история о несчастной любви Атаргатис стала основой для сказок и историй, которыми вдохновлялся Андерсен при написании «Русалочки».

Отбираем голос у сирен

Если Атаргатис навредила человеку под действием эмоций, то сирены из мифов Древней Греции губили мореходов ради забавы и пропитания. Изначально их изображали как птиц с торсом и головой женщины. Пением сирены заманивали корабли на скалы и убивали моряков, которые не устояли перед их голосом.

Джон Уотерхаус изобразил сцену из легенды об аргонавтах с каноничными сиренами. Под картиной — скульптуры сирен Древней Греции.
Джон Уотерхаус изобразил сцену из легенды об аргонавтах с каноничными сиренами. Под картиной — скульптуры сирен Древней Греции.

В средние века сирен стали изображать с рыбьими хвостами. И хотя в бестиариях можно найти рисунки, где у них, помимо чешуйчатого хвоста, есть птичьи ноги и даже крылья, сирены утрачивают первоначальный облик. Их образ слился с образом морских дев, которые унаследовали навыки волшебного пения. К ним же перешла и дурная слава сирен.

Тот же сюжет от <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BF%D0%B5%D1%80,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Герберта Дрейпера</a>, но уже с более современным представлением о сиренах.
Тот же сюжет от Герберта Дрейпера, но уже с более современным представлением о сиренах.

Дети бога морей

Заимствования из греческой мифологии не ограничились только сиренами. Свою лепту внес и Тритон — сын Посейдона, верховного бога морей. Вместе с нимфами он породил целый народ морских существ — тритонов. В русском языке так еще порой называют мужчин-русалов. Большинство из них выглядят как люди с рыбьими и дельфиньими хвостами, но бывают и более необычные экземпляры, вроде гибридов с телом членистоногого или коня.

<a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ихтиокентавры</a> и <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D1%83%D1%81_(%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">гиппокампы</a> (внизу по центру и слева) — в свите бога морей было много необычных созданий.
Ихтиокентавры и гиппокампы (внизу по центру и слева) — в свите бога морей было много необычных созданий.

Язычество и наука

В Средние века в образе русалок смешались черты сирен и тритонов. Художники стали пририсовывать им хвосты и конечности самых разных животных. С ростом влияния христианства морские девы обрели репутацию проклятых языческих созданий, которым не найти спасения на небесах.

До средних веков дошло и изображение шумерского Оана (фигура слева).
До средних веков дошло и изображение шумерского Оана (фигура слева).

Среди иллюстраций того времени можно встретить русалок с двумя хвостами вместо ног. Так изображали Мелюзину — фею из кельтских легенд. Несмотря на его языческую суть, образ стал популярен в геральдике и в архитектуре.

Мелюзина изображена даже на логотипе Starbucks.
Мелюзина изображена даже на логотипе Starbucks.

В Эпоху просвещения люди пытались объяснить мифы с помощью науки. По мнению мыслителей, морские девы из рассказов моряков на деле были морскими животными: дюгонями, морскими коровами или ламантинами. Они тоже любят погреться на камнях и издалека могут напоминать фигуру человека. Этого же мнения придерживаются и современные специалисты Национального музея естественной истории.

На расстоянии представители отряда Сирен могли напомнить морякам людей.
На расстоянии представители отряда Сирен могли напомнить морякам людей.

За русалок могли принять и дельфинов белух из-за особенностей анатомического строения.

То, что напоминает кости таза и ног, на самом деле — подкожный жир.
То, что напоминает кости таза и ног, на самом деле — подкожный жир.

Благодаря развитию медицины стали научно объяснимы случаи болезни сиреномелией (впечатлительных просим воздержаться от перехода по ссылке). Это аномалия развития нижних конечностей — они срастаются таким образом, что выглядят как хвост рыбы.

В более дремучие времена такого младенца сочли бы сыном русалки.
В более дремучие времена такого младенца сочли бы сыном русалки.

Бум фальшивых русалок

Популярность русалок получила новый виток развития в XIX-XX веках благодаря распространению слухов о якобы пойманных морских жителях. Их фальшивые мумифицированные останки за плату показывали на бродячих выставках диковин и уличных шоу. Особенно популярным экспонатом была фиджийская русалка.

Для фейковых экспонатов использовались части тел разных животных — рыб, собак, обезьян.
Для фейковых экспонатов использовались части тел разных животных — рыб, собак, обезьян.

К XX веку активность этих шоу поутихла, особенно после выставки Британского музея, посвященной всем известным русалочьим подделкам.

Эпоха милых и добрых русалок

Чудовищные экспонаты поддельных русалок не оказали влияния на привычное восприятие морских дев. Начиная с Эпохи Просвещения, люди стали понимать, что эти существа — миф. Это привело к романтизации их образа.

Сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка», опубликованная в 1837 году, показала морской народ в новом свете. Подводные жители не испытывали особого интереса к миру людей и даже считали их опасными (в ранних легендах обычно все наоборот). История Русалочки, которая влюбилась в человека, прямо противоположна мифу о шумерской богине Атаргатис. В отличие от нее, морская дева готова страдать и умереть, но только не навредить любимому.

Образ красивых и добрых русалок закрепился в массовой культуре XX века. Автор: <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Bertall" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Bertall</a>.
Образ красивых и добрых русалок закрепился в массовой культуре XX века. Автор: Bertall.

Произведение Андерсена стало очень популярно. По мотивам сказки был поставлен балет, установлена статуя русалочки в Копенгагене и создан знаменитый мультфильм студии Disney (хоть и с измененным сюжетом). Этот образ еще долгое время оставался неизменным в литературе, в живописи и в новом искусстве кинематографа и мультипликации.

Диснеевскую Ариэль можно назвать одной из самых известных русалок с телеэкрана.
Диснеевскую Ариэль можно назвать одной из самых известных русалок с телеэкрана.

В живописи образ русалок был особенно востребован в эпоху романтизма. Значимые художники того времени использовали морских дев для сюжетов своих картин.

Авторы слева-направо: <a href="https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Edward_Burne-Jones_-_The_Depths_of_the_Sea.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Edward Burne-Jones</a>, <a href="https://images.fineartamerica.com/images-medium-large-5/the-mermaid-howard-pyle.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Howard Pyle</a>, <a href="https://uploads2.wikiart.org/images/arnold-b-cklin/meerestille-calm-sea-1887.jpg!Large.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Arnold Brocklin</a>, <a href="https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/Leighton-The_Fisherman_and_the_Syren-c._1856-1858.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Frederick Leighton</a>.
Авторы слева-направо: Edward Burne-Jones, Howard Pyle, Arnold Brocklin, Frederick Leighton.

Альтернативная эволюция — современные вариации образа

С начала XXI создатели фильмов и игр стали все чаще отходить от привычного образа. Вместо милых и доброжелательных персонажей русалки вновь становятся существами, опасными для людей.

Сравните русалок из Питера Пена 1927 года (слева) и 2003 года (справа).
Сравните русалок из Питера Пена 1927 года (слева) и 2003 года (справа).

Меняется и внешний облик — подводные жители все чаще похожи на альтернативный вариант эволюции человека. Художники добавляют к их внешности черты рыб, моллюсков и других морских обитателей.

Гарри Поттер и Образ Русалки

В книге «Гарри Поттер и Кубок Огня», а затем и в фильме, зритель видит сразу два образа русалок. Первый образ классический — миловидная русалка на витраже в ванной расчесывает волосы, сидя на камне (в книге — просто спит). Он подкрепляется чарующим голосом, который поет песню-загадку.

На витраже Гарри видит самый распространенный сюжет про русалок.

То, что предстает после — уже мало похоже на образ, к которому читателя готовили изначально.

Вдруг из тьмы показались очертания домов, слепленных прямо из булыжников и поросших водорослями. В темных окнах виднелись лица… эти лица были совсем не похожи на мордашку русалки с картины в ванной старост.

Серая кожа и длинные-длинные темно-зеленые волосы, желтые глаза, неровные зубы, на шеях — ожерелья из гальки.

Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер и Кубок Огня»

Хотя Гарри подводные жители показались дикими и пугающими на вид, их отношение к людям оказалось нейтральным. С ними можно договориться и сотрудничать.

Создатели фильма пошли еще дальше.

В фильме русалки похожи на настоящих чудовищ. Это усиливает напряженную обстановку испытания в озере.

Концепт русалок прошел несколько итераций. Первый был больше похож на описанный Роулинг, однако создатели фильма решили добавить больше животных черт. Основным референсом для дизайна выбрали рыб семейства осетровых. С них были срисованы пропорции, текстуры и вид чешуи. Косой рыбий хвост был взят у тунца. Волосы сначала заменили на щупальца с присосками, как у осьминогов, но в итоге остановились на щупальцах морских анемонов.

Над концептом работал <a href="https://www.adambrockbank.com/films/harry-potter-and-the-goblet-of-fire/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Адам Брокбэнк</a>.
Над концептом работал Адам Брокбэнк.

Русалки Карибского моря

В четвертом фильме про похождения капитана Джека Воробья нам показывают более каноничный образ русалок, в котором присутствуют все их характерные черты.

Соблазнительные морские девы с человеческим лицом поют манящую песню для моряков, которых желают утянуть на дно.

Перед художниками и специалистами по спецэффектам стояла задача показать русалок одновременно прекрасными и чудовищными.

Мы старались придать им хищный вид. Ранние концепции имели зазубренные, похожие на бритву зубы пираньи, у некоторых были акульи зубы и челюсти. Мы добавляли зазубренные спинные гребни, светлую серебристую кожу и безжизненные черные глаза

Aaron McBride. Арт-директор по визуальным эффектам.

Сперва художники сделали больший упор на устрашающий образ.
Сперва художники сделали больший упор на устрашающий образ.

Аарон отмечает, что в создании образа очень помогла увиденная им подводная фотосессия с танцорами балета. Его впечатлил вид полупрозрачной ткани, развевающейся под водой. Для развития этой темы в образе он изучил фотографии медуз и ламинарий — длинных морских водорослей с широкими листьями.

Серебристая чешуя и полупрозрачные плавники делают русалок похожими на изящных морских призраков. Автор: <a href="https://www.artstation.com/aaronmcbride" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Aaron McBride</a>.
Серебристая чешуя и полупрозрачные плавники делают русалок похожими на изящных морских призраков. Автор: Aaron McBride.

Русалки в пиратах Карибского моря принимают человеческий облик, когда соблазняют моряков или выходят на сушу. Настоящее лицо они показывают лишь под водой или при смерти.

На суше русалка принимает человеческий облик. Схожей способностью владели шелки из ирландского фольклора.

Наги от Blizzard

Интересный дизайн подводного народа представили Blizzard в игре Warcraft 3: Frozen Throne. Новая раса пришла из морской пучины и сочетает в себе черты разных жителей глубин — рыб и моллюсков, поэтому мы не могли не упомянуть их в преддверии Mermay.

Эти падшие, видоизмененные эльфы называют себя нагами, что отсылает нас к индуистской и буддистской мифологии. В азиатском фольклоре наги — змееподобные существа с торсом и головой человека, которые могут жить как на земле, так и под водой.

Чудовищно прекрасны: как появился и менялся образ русалки

Впервые наги появляются в игре, вышедшей в 2005 году, однако ранние эскизы датируются еще 1999 годом.

В первоначальном концепте преобладает налет азиатской культуры — у воинов змеевидные тела и усатые морды восточных драконов. Но есть и множество отсылок к античной мифологии:

  • в качестве оружия мужчины наг предпочитают трезубцы, как и древние боги морей Посейдон и Нептун;
  • в то время как мужчины-наги в ходе колдовской мутации утратили облик эльфов, которыми они когда-то были, женщины сохранили часть прежней внешности и интеллект;
  • колдуньи наг называются сиренами, умеют затуманивать разум врага и повелевать водной стихией.

При создании внешности наг художники в качестве референсов использовали гребни и хвосты морских рыб и рептилий, таких как рыба-парусник и тритон. У королевы падших эльфов Азшары вместо хвоста — щупальца кальмара, как у Урсулы из диснеевского мультфильма.

Авторы: слева - <a href="https://artgerm.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Stanley Artgerm Lau</a>, справа - <a href="https://twitter.com/robvillain" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Rob Sevilla</a>.
Авторы: слева - Stanley Artgerm Lau, справа - Rob Sevilla.

Резюмируем

Русалки — большая часть человеческой культуры. Упоминания о фантастических водных жителях встречаются в культуре почти любого народа мира — Мами Вата у африканцев, Нингё у японцев, Матсья в индуизме и т.д.

Вариант тритона от <a href="https://www.artstation.com/andrewkmar" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Andrew Mar</a>.
Вариант тритона от Andrew Mar.

Охватить все в рамках обзорной статьи невозможно, поэтому мы постарались осветить наиболее значимые для художников моменты и объединить их в короткий список:

  1. Русалка — антропоморфное существо с рыбьим хвостом вместо ног. Науке известно свыше 35 тысяч рыб, поэтому референсов для хвостов очень много.

  2. Необязательно ограничиваться только рыбьим хвостом — тенденции таковы, что морские девы могут иметь щупальца, перепонки, острые гребни и зубы, но все равно оставаться узнаваемыми.

  3. Среди морского народа есть и мужчины, хоть и появляются в мифах и рисунках гораздо реже.

  4. Русалки обычно не обременяют себя одеждой, однако аксессуары из даров моря — ракушек, водорослей, жемчуга, драгоценных камней и чешуи — будут смотреться кстати.
  5. У морских жителей могут быть проблемы с кузнечным делом, ведь они живут под водой (конечно, в авторском сеттинге могут быть и волшебные морские кузни). Попробуйте поэкспериментировать с природными материалами для доспехов, оружия и прочих предметов. Например, с камнями или костями. А еще доспехи и оружие могут быть сняты с поверженных врагов и утопленников.

  6. Русалки могут быть дружелюбными, нейтральными или враждебными к людям. В современной культуре есть место для любого мировоззрения.

Пара слов о Mermay и конкурс от Smirnov School

Автор: <a href="https://www.artstation.com/himchanart" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Owen Kim</a>.
Автор: Owen Kim.

Сегодня стартует ежегодный арт-челлендж Mermay. В течение месяца художникам предлагают рисовать русалок — по одной в день.

Хэштеги для соцсетей — #MerMay и #MerMay2021 .

Smirnov School предлагает свой концепт челленджа: вместо 31 русалки участникам нужно будет нарисовать всего 6, по 3 русалки в двух враждующих группах. Для победителей подготовлены ценные призы: планшеты для рисования и уникальные inspiration box'ы. Подробности в нашей группе в ВК или в Инстаграме.

Текст написал Богдан Дудниченко, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

5454 показа
23K23K открытий
11 репост
19 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Тоже хотел это написать. Несмотря на трешовый сюжет (именно сюжет в целом, личностные заморочки там вполне реалистичные), сериал смотрится на одном дыхании. А попадание Элайн Пауэлл в роль просто идеально.

Ответить

ни слова о мерфолках из мтг
а там столько годнейших артов...

Ответить
Ответить

наркоман? там целый раздел про них

Ответить

любовь к пению

Надо больше отдыхать, а то прочитал "любовь к пенисам"...

Ответить