Доминик Торетто и неповторимый Риддик: творческий путь Вина Дизеля

Детство в театральной труппе и первая крупная роль в 27.

Доминик Торетто и неповторимый Риддик: творческий путь Вина Дизеля

Кто такой Вин Дизель? «Всё просто: это Доминик Торетто из „Форсажа“», — именно так сейчас ответит большинство людей. Другие скажут: «вообще-то он Риддик», — а кто-то вспомнит Ксандера Кейджа из боевика «Три Икса».

По случаю выхода девятой части «Форсажа» рассказываем о творческом пути актёра, который спродюсировал один из лучших стелс-экшенов в игровой индустрии, а до 27-ми работал вышибалой.

Детство и ранняя карьера

Марк Винсент Синклер родился в Калифорнии 18 июля 1967 года. Его мать Делора Шарлин Винсент была астрологом, а со своим биологическим отцом мальчик ни разу не виделся. Со слов матери он знал лишь то, что у него есть английские, немецкие и шотландские корни. Однако сам Вин считает, что его настоящий отец был афроамериканцем, и его гены перемешались с итало-американскими корнями Делоры.

Я не знаю, что я… Во мне много всего намешано. Я никогда не знал биологического отца. У меня всегда было куда меньше информации, чем я хотел. Всё, что я знаю от своей матери, так это то, что во мне слилось множество разных культур.

Вин Дизель, Актёр

Так что растили его мать и отчим, афро-американец Ирвин Винсент, который работал театральным менеджером. Марк был настоящим непоседой и трудным ребёнком. Например, он со своими друзьями катался на роликах и цеплялся за проезжающие мимо автобусы, чтобы прокатиться на скорости 50 миль в час.

Впервые на сцене Марк оказался в семилетнем возрасте, он играл в детской пьесе «Дверь Динозавра». Причём попал он туда случайно. Однажды Марк со своим братом и парочкой друзей ворвались в здание театра Theater for the New City с целью что-нибудь разгромить и повеселиться. Однако внутри они столкнулись с его хореографом, Кристал Филд, которая предложила юным вандалам сыграть в предстоящей постановке и тем самым избежать проблем с полицией.

Я думал, что она вызовет полицию, но она сказала: «Если вы, ребята, хотите здесь выступать, приходите каждый день в четыре часа и заучивайте свои фразы».

Вин Дизель, в интервью CNN
Вин Дизель в юности
Вин Дизель в юности

Марку так понравилось, что он продолжил выступать в театре до тех пор, пока не поступил в Хантерский колледж, где решил учиться сценарному мастерству. После его окончания Марк всеми силами пытался пробиться на роль в хоть каком-нибудь фильме. При этом его общее финансовое положение было очень тяжёлым. Какое-то время Марк в 17-летнем возрасте подрабатывал вышибалой в ночном нью-йоркском клубе The Tunnel, где сам собой и появился псевдоним. Вин — сокращённое от Винсент, а Дизелем его прозвали друзья за гиперактивность.

Я закупался в The Gap, и если под конец месяца ситуация становилась совсем удручающей, я мог вернуть купленное в магазине.

Вин Дизель, в интервью CNN

В 1984-м актёр снялся в документальном фильме «Брейк-данс в США», где показывал, как правильно исполнять некоторые трюки. Любовь к танцам у Дизеля была с раннего детства. Даже когда он работал вышибалой, то в свой выходной приходил в The Tunnel, чтобы лишний раз потанцевать. Людям нравилось, как он двигался.

Первым появлением Дизеля на больших экранах можно считать драму «Пробуждение» 1990 года. Фильм повествовал о застенчивом докторе, которому предстояло попробовать вылечить переболевших летаргическим энцефалитом людей, впавших в кататонический ступор. Вот только в кадре он оказывался буквально на пару минут и играл простого безымянного санитара, а в титрах указан не был. Вплоть до 1994-го у актёра не получалось попасть ни в одну картину. В это неопределённое время он и получил свой сценический псевдоним — Вин Дизель.

Прорыв в карьере Вина случился тогда, когда он решил взять всё в свои руки. В 1994 году он снял, написал, спродюсировал, смонтировал и написал музыку для короткометражного фильма «Многоликий». В нём он рассказал полуавтобиографическую историю неудач, которые преследовали его во время прослушиваний из-за его внешности человека со смешанным происхождением. Обошёлся короткий метр актёру в три тысячи долларов.

«Многоликого» можно посмотреть на YouTube
«Многоликий» в любительской озвучке

Я вернулся в Лос-Анджелес со своей короткометражкой в возрасте 27 лет. В то время я колесил по городу с её VHS-копиями в багажнике на случай, вдруг мне встретится кто-то, кто смог бы помочь осуществить мою мечту. Однажды я проезжал мимо отеля Four Seasons и увидел там одного из моих любимых актеров. Морган Фримен... он был моим примером для подражания, я помнил его по сериалу «Электрическая компания» и всегда следил за его карьерой. Это был мой шанс, может быть, после 20 лет меня наконец-то заметят. Поэтому я остановился, открыл багажник и побежал за ним, чтобы отдать копию «Многоликого».

Вин Дизель,

в своём Instagram

С подачи отчима Дизель также решился показать свою дебютную работу в Манхэттенском киноархиве «Антология» — культовом месте для всех молодых талантов, которые хотели пробиться в киноиндустрию. «Многоликий» получил множество положительных отзывов и его даже приняли в программу кинофестиваля в Каннах 1995 года. Там картина тоже сильно понравилась зрителям, каждый её показ заканчивался стоячими овациями.

Однако такой успех не сильно повлиял на карьеру Вина. Чтобы поставить собственный полнометражный фильм «Бродяги» ему пришлось зарабатывать деньги самому. Студии всё ещё не рисковали выделять больших денег на работу Дизеля, поэтому ему с одним из своих друзей по имени Джон Сейл пришлось зарабатывать на съёмку торговлей запчастями. А чтобы снять фильм, Вин собрал своих друзей и основал собственную продюсерскую компанию One Race Films.

Доминик Торетто и неповторимый Риддик: творческий путь Вина Дизеля

«Бродяг» Вин снова поставил и спродюсировал самостоятельно. История фильма рассказывала о лидере банды, который после новообретённой любви в лице простой девушки по-соседству решает кардинально изменить свою жизнь. Картина снова оказалась успешной, она очень понравилась критикам и её приняли в конкурсную программу кинофестиваля «Сандэнс» 1997 года.

В том же 97-м «Многоликого» впервые увидел небезызвестный Стивен Спилберг. Короткометражка ему настолько понравилась, что он решил взять Дизеля в свой новый фильм.

И тут мне позвонил агент после «Сандэнса», после показов «Бродяг» в 97-м. Он сказал: «Знаешь, Стивен Спилберг только что посмотрел “Многоликого”». Я ему отвечаю: «Подожди, что? Он видел мой первый фильм?». Я подпрыгнул на месте, помню, что скакал по своей кровати и даже чуть в один момент не ударился и не потерял сознание. И мой агент говорит: «Погоди минутку, это ещё не всё. Он пишет для тебя роль». Я: «То есть мне нужно пойти на прослушивание?». На что мой агент отвечает: «Нет, он пишет роль ДЛЯ ТЕБЯ, потому что посмотрел “Многоликого”».

Вин Дизель, в разговоре с Yahoo Entertainment

В такое стечение обстоятельств было тяжело поверить, но вот Вин Дизель играет небольшую, но запоминающуюся роль в «Спасти Рядового Райана» в 1998 году. Влияние «Многоликого» на этом не закончилось. В том же году режиссёр Брэд Бёрд работает над готовящимся анимационным фильмом «Стальной гигант». Он никак не может найти подходящего актёра для озвучания большого робота, но вдруг ему в руки попадает копия короткометражного фильма Дизеля.

«Спасти рядового Райана»
«Спасти рядового Райана»

Услышав голос актёра, режиссёр сразу пригласил его на собеседование, где они подробно обсудили фильм и его смысловое наполнение. После этого разговора Дизель получил роль Стального Гиганта. Работа была тяжёлой, голос робота должен был быть очень глубоким и чуть ли не вибрирующим. После 6-10 часовых смен Вин не мог нормально говорить, но все труды окупились сполна. Пусть мультфильм не отбил свой бюджет в прокате, сейчас Дизель считает эту работу одной из своих любимых.

Мне очень повезло сыграть множество интересных персонажей, один из первых и мой любимейший — это Стальной Гигант.

Вин Дизель, на своей страничке в Facebook

Всемирная популярность

Настоящая популярность к Вину Дизелю, как актёру главной роли, пришла после выхода на большие экраны фильма «Чёрная дыра». После «Многоликого» и «Стального Гиганта» Дизель работал над сценарием собственного фильма под названием Doorman. Однако в один день его хороший друг принёс ему сценарий «Чёрной дыры».

Его привлекло, что хотя по жанру картина была научной фантастикой, весь сюжет строился вокруг взаимоотношений небольшой группы людей. Дизель захотел во что бы то ни стало заполучить роль, но первое время прокатчик в лице Universal Studious отказывал. Компания хотела видеть в главной роли артиста с громким именем. Однако после нескольких жарких споров с режиссёром Дэвидом Туи Universal сдалась, и Вина взяли на роль заключённого Ричарда Б. Риддика.

«Чёрная дыра»
«Чёрная дыра»

Я сражался насмерть, чтобы не случилось ужасного, ведь кто-то уже пообещал эту роль Стивену Сигалу. Мне приходилось отвергать этот нонсенс. Однажды я таки выиграл битву, и тогда меня спросили: «И кого ты возьмёшь на роль?». Вин появился в самое нужное время. Его прослушали в комнате, и сыграл он так себе, потому что его талант не в том, чтобы читать с листочка в комнате. Он хотел вжиться в роль. Но когда мы вернулись к остальным кандидатам, было ясно, что Вин — это правильный выбор.

Дэвид Туи, в разговоре с Yahoo Entertainment

Дизель отнёсся к новой роли со всей ответственностью. Он постоянно занимался в спортзале, а также ходил на йогу и пилатес. Вин хотел придать Риддику не только физической мощи, но и видимой гибкости. При этом во время тренировок он постоянно слушал классическую музыку, так как, по его мнению, это помогало прочувствовать хладнокровный и кровожадный характер Риддика. К тому же актёр самостоятельно выполнил почти все трюки в фильме. Исключением была только сцена, где Риддик выбивал себе плечевой сустав.

Когда картина вышла в 2000 году, то персонаж Вина Дизеля быстро стал культовым, а фильм собрал вдвое больше своего бюджета. Для карьеры актёра это значило новый виток популярности и множество новых ролей. Однако это была только половина его успеха. В следующем же году вышел ещё один хит, где Вин играл одну из главных ролей — «Форсаж». Изначально Доминика Торетто должен был играть Тимати Олифант, но тот отказался, так что на его место уговаривали взяться Вина Дизеля.

Преждем чем я получил сценарий, Роб (Роб Коэн — режиссёр первого «Форсажа») описал мне сцену, где камера прямо через мои глаза двигается внутрь автомобиля, затем через двигатель, как бы соединяя человека и машину. Представив это, я сказал: «Это охренительно — я в деле!», а потом я прочитал сценарий и такой: «Блин, даже не знаю».

Вин Дизель, в интервью Entertainment Weekly
«Форсаж»
«Форсаж»

Первая версия сценария не устраивала многих актёров, поэтому студия наняла Дэвида Эйера, чтобы он помог переписать историю. В итоге он поменял место действия с Нью-Йорка на Лос-Анджелес и превратил фильм в некое подобие драмы.

На съёмках «Форсажа» Дизель познакомился и со своим будущим лучшим другом — Полом Уокером. Они вместе, пока готовились к ролям, посещали нелегальные гонки.

Я помню, как поехал на свою первую нелегальную гонку на Западном Побережье, и как неожиданно появились вертолёты и все начали убегать. Я из Нью-Йорка, и там копы обычно не прибывают на вертолётах. Так что Пол и я вместе убегали от них вдоль шоссе. Это было начало нашей дружбы.

Вин Дизель, в интервью Entertainment Weekly

«Форсаж» стал огромным кассовым хитом, а в последствии запустил многомиллиардную франшизу. На этом полоса удач Вина Дизеля не закончилась, спустя год он снялся в не менее популярном и культовом фильме «Три икса» — о превращении главного героя из обычного бандита в крутого спецагента. В нём актёр снова исполнил почти все трюки самостоятельно. Во время съёмки сцены с побегом от лавины, Вин неудачно упал и какое-то время не шевелился, чем напугал съемочную команду, но всё обошлось.

Несмотря на удивительные финансовые успехи обоих фильмов, Дизель отказался сниматься в сиквелах «Форсажа» и «Три Икса». Он предпочёл вернуться к своей любимой роли и сыграть в фильме «Хроники Риддика». Вместе с кино у Вина была ещё одна страсть — видеоигры. В 2002 году, вместе с компанией One Race Films он основал студию Tigon, которая должна была заниматься видеоиграми по мотивам фильмов с ним в главной роли. Как-никак, Дизель был большим фанатом игр, и в ту же Dungeon & Dragons на тот момент играл больше двадцати лет.

Вин основал компанию в 2002-м, как раз в тот момент, когда был занят на производстве «Хроник Риддика». Он это сделал потому, что к тому моменту мы уже занимались разработкой Escape from Butcher Bay, а он большой нёрд и геймер. Он не хотел только озвучить персонажа и сыграть типичную роль кинозвезды в игре. Так что он основал компанию, чтобы получить контроль над Escape from Butcher Bay, привёл с собой несколько сценаристов и расширил свои полномочия в разработке.

Иэн Стивенс, глава Tigon Studios в интервью для gamesindustry
Доминик Торетто и неповторимый Риддик: творческий путь Вина Дизеля

2004-й для Дизеля можно охарактеризовать годом Риддика. Почти одновременно вышли фильм «Хроники Риддика» и игра по мотивам The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, разработанная Starbreeze Studios. Фильм получился далеко не таким успешным: он не понравился большинству критиков и зрителей, поэтому не смог отбить свой бюджет. Однако игра получилась настолько качественной, что до сих пор многими игроками вспоминается не просто как один из лучших проектов по фильмам, но как один из лучших стелс-экшенов.

В середине нулевых Дизель сохранял молчание и редко появлялся на глазах у прессы. Актёр не любил отвечать на вопросы журналистов и предпочитал не распространяться о будущих проектах и личной жизни. Из-за такого подхода к своей медийности и провала нового фильма, популярность актёра начала понемногу увядать.

Провалы и новый успех

В попытке дать второе дыхание своей карьере, в 2006-м он подписался на главную роль в фильме «Я виновен!». Картина была основана на длиннейшем в истории США судебном процессе над мафиозной семьёй Джеффри Лучче. К сожалению, фильм не заработал денег, но актёрский перфоманс Вина Дизеля хвалили зрители и критики. Впервые за долгие годы он сыграл не типичную для себя роль героя боевика, а достаточно сложную и драматическую личность.

«Я виновен!»
«Я виновен!»

Понимая, что утраченные позиции срочно нужно возвращать, Вин вернулся к роли Доминика Торетто в сцене после титров фильма «Тройной форсаж: Токийский дрифт» 2007-го, но в 2008-ом его карьеру снова захлестнул провал, на этот раз затраты не отбил «Вавилон нашей эры», где у актёра снова была главная роль. Так что глобально ему ничего не оставалось делать, как вернуться во франшизу, которая ранее помогла запустить его карьеру. В 2009 году Доминик Торетто вернулся на большие экраны в «Форсаж 4», а после того как фильм стал большим коммерческим успехом — остался во франшизе навсегда. С тех пор Вин Дизель снимается в каждой части киноэпопеи «Форсаж».

В том же 2009 году он вместе с Tigon Studios и Starbreeze Studios выпустил одновременно ремейк и продолжение игры о Риддике под названием The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena. Вместе с продолжением именитой игры, в 2009-м студия Дизеля совместно с Midway Studios выпустила экшен Wheelman, с актёром в главной роли. Правда, игра получилась далеко не такой успешной как The Chronicles of Riddick и быстро забылась.

В отличие от второго фильма об этом герое, Assault on Dark Athena оказалась куда успешнее и снова восхвалялась как игроками, так и критиками, что позволило актёру задуматься о гипотетическом триквеле кинофраншизы.

Триквел случился в 2013 году под лаконичным названием «Риддик» и был напрямую связан с предыдущими фильмами. Главное, что несмотря на низкие оценки от критиков и прохладный приём со стороны фанатов, картина получилась финансово успешной. В том же году Дизель получил собственную звезду на голливудской аллее славы, а в 2014-м попал к Marvel, озвучив Грута в фильме «Стражи галактики» и оставшись с персонажем во всех последующих картинах от Марвел.

Грут
Грут

Скажем так, встреча с Марвел в 2013 году была странным решением. Есть уличное выражение «свой своего узнает». Можно сказать, та встреча прошла под знаком «бренд своего узнает». Для везучего паренька из Нью-Йорка всё это ощущалось сюрреалистично.

Вин Дизель, в разговоре с USA Today

Последующие несколько лет у Дизеля было два не очень успешных проекта. В 2015-м с треском в прокате провалился «Последний охотник на ведьм». В 2017-м собрал неплохую кассу, но провалился по оценкам от критиков и зрителей «Три икса: Мировое Господство». Однако успешность этих картин была уже не важна для личности Вина Дизеля. Ведь почти каждый год стабильно выходили всё более успешные сиквелы «Форсажа», сбежать от которых у него теперь точно не получится.

Доминик Торетто и неповторимый Риддик: творческий путь Вина Дизеля

С 2009 года Вин Дизель плотно ассоциируется у большинства людей именно с Домиником Торетто. Конечно, он пробовал себя и в других картинах. Из последнего можно вспомнить «Бладшот», но тот полностью провалился в прокате. Тем не менее, на карьеру актёра это никак не повлияло.

При этом нельзя отрицать, что Вин Дизель по-настоящему талантливый артист и менеджер, который предпочитает не давать интервью и вести достаточно скрытный образ жизни. Он снял отличную короткометражку и хороший фильм, отлично сыграл несколько по-настоящему иконических персонажей и подарил видеоигровой индустрии одни из лучших стелс-экшенов. При этом Вин Дизель постоянно пробует себя в чём-то новом, например, выпустил несколько музыкальных синглов. Уже сейчас известно, что он будет в сиквеле «Аватара» и готовится к съёмкам в четвёртой части фильмов о Риддике. Ну а пока мы ждём новых фильмов, всегда можно насладиться очередной частью «Форсажа».

3131 показ
18K18K открытий
22 репоста
86 комментариев

Другие скажут: «вообще-то он Риддик», — а кто-то вспомнит Ксандера Кейджа из боевика «Три Икса».

Попрошу.

Ответить

Хорошее кино, наивное, но доброе. По СТС часто крутят. 

Ответить

Если ты упал,
У тебя провал,
Ты решил, что шансов больше нет,
Бом-бом-бом

Ответить

Вот кстати да, хороший и добрый фильм

Ответить

Кстати, не такой уж и плохой фильм. По крайне мере когда я его смотрел в детстве так показалось)

Ответить

Хорошее кино для семейного просмотра. Ждала когда в посте пару слов о фильме будет.

Ответить

Да! Всю статью читал и думал, почему не упомянули. Один из любимых фильмов.

Ответить