Что делать, если вашу посылку задержали на таможне

Объясняем всю процедуру.

Что делать, если вашу посылку задержали на таможне

Новость о возможном понижении порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов вызвала множество огненных комментариев на DTF — и это объяснимо. Ведь из слов Антона Силуанова буквально следует то, что при каждом международном почтовом отправлении дороже 20 евро россиянам придётся сталкиваться с таможенными органами и дополнительными тратами.

На деле ваше потенциальное знакомство с таможенниками может начаться гораздо раньше — уже в 2020 году. Это обусловлено понижением порога ввоза международных почтовых отправлений (далее — МПО) до 200 евро за одну посылку. И для того, чтобы прояснить, как происходят все процессы взаимодействия продавца, покупателя и государства мы решили написать этот подробный материал.

Краткий ликбез

Но для начала — разберёмся с основами. У нас нет цели запутать вас в юридических тонкостях, а потому поясним лишь самое необходимое.

Так, само определение «беспошлинный ввоз товаров из зарубежных интернет-магазинов» не совсем точное потому, что в 107 решении Совета Евразийской экономической комиссии нормы беспошлинного ввоза в нашу страну различаются в зависимости от того, как именно товар пересекает границу.

Наш случай с интернет-магазинами попадает под пункт «Товары для личного пользования», пересылаемые в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза», потому что купленные в интернет-магазинах товары мы получаем по почте.

Важный момент — в этот же пункт попадают и прочие международные почтовые отправления. А значит, если ваш заграничный друг решил отправить вам рождественский подарок, ставить стоимость товара на почте следует ниже предельной планки допустимой таможенной стоимости за календарный месяц. В этом году она составляет 500 евро, но уже в следующем мы видим изменения не только в предельной стоимости посылки, но и в самой формулировке ограничения.

Так, если в 2019 году в период с начала и до конца календарного месяца на ваше имя могли беспошлинно приходить посылки суммой до 500 евро и 31 килограмма, то в 2020 году предельная сумма снижается до 200 евро. Однако вместе с этим уходит и само ограничение в один месяц — теперь правила действуют на каждую отдельную посылку.

Таким образом, в 2020 году, заказав за один календарный месяц четыре товара стоимостью меньше 200 евро и весом менее 31 килограмма каждый в разных посылках, вы не попадёте под таможенные платежи, хотя общая сумма может быть существенно выше 500 евро.

Второе важное понятие — «Товары для личного пользования». Согласно таможенному кодексу, это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц.

Логика здесь простая. Если товары приобретаются в пользование для себя, супруга, братьев, сестёр, детей и родителей — государство предоставляет льготу в виде отмены любых видов проверок, вплоть до нотификации. Если же товары приобретаются для извлечения выгоды или дальнейшей реализации — государство затребует пройти необходимые процедуры сертификации.

На примерах это выглядит следующим образом: заказанные 10 пар туфель в подарок жене, сестре, маме и дочкам забираются из таможни при наличии доказательства родства без предоставления иных документов. Но на заказанные 10 пар туфель на продажу, государство затребует наличие массу сертификатов о том, что ваши проданные туфли не вызывают грибок и прочие неприятности у покупателей.

Геймерский пример ещё проще: пара заказанных видеокарт будет считаться апдейтом компьютера, а вот комплект из трёх — набором для майнинг ферм. А поскольку майнинг в нашей стране приравнен к бизнесу, просто так свои три видеокарты вы не получите.

Как работает контроль

Теперь разберём путь вашей посылки. Это важно для того, чтобы понять, где и как начинается взаимодействие государства, покупателя и продавца.

Итак, вы заказали товар в зарубежном интернет-магазине. При отсылке этого товара в ваш адрес отправитель заполняет международную почтовую декларацию. В подавляющем большинстве случаев это типичный формуляр CN 23 или CP 72.

Что делать, если вашу посылку задержали на таможне

На фотографии выше изображен формуляр CP 72. Нам важно обратить внимание на три графы. Это графа с описанием товара, указанием веса и стоимости. И то, и другое заполняется самим продавцом — и в данном случае он написал, что отправляет б/у телефон стоимостью 227,5 долларов и весом в 7 килограмм.

А дальше происходит следующее. Когда посылка прилетает в Россию, она отправляется на специально оборудованный терминал, где сотрудник таможенных органов просвечивает её на большом рентгене, взвешивает на весах и сверяет увиденное с тем, что видит в CP 72 или CN 23. Если у сотрудника не возникает вопросов по таможенной стоимости и соответствию увиденного на рентгене с задекларированным — посылка спокойно отправляется на почту, где вы её забираете.

Однако уже в следующем году мы придём к порогу в 200 евро, и существенная часть посылок не сможет пройти этот барьер — и что же ждёт нас тогда?

Взаимодействие с таможней

Тогда на почте, вместо посылки, вы получите таможенное уведомление — и вам придётся проехать в ближайший таможенный орган. И это — проблема, о которой Антон Силуанов умолчал.

Что делать, если вашу посылку задержали на таможне

На сегодняшний день взаимодействие таможенных органов и физических лиц — редкое явление. Всё дело в том, что нынешние нормы (1000 евро в 2018 году и 500 евро в 2019-м) при уровне жизни большинства населения можно считать даже чрезмерно либеральными. Вспомните сами, часто ли вы покупали товары стоимостью выше 500 евро в заграничных магазинах за последний год?

В городах масштаба Кемерово или Саратова за 2018 год было зарегистрировано порядка ста выпущенных МПО для личного пользования. Даже если допустить, что выпускалась одна посылка из трёх, то за год с проблемой взаимодействия с таможней в вопросах МПО в городах с населением 500-700 тысяч сталкиваются порядка тысячи человек. Это меньше 1% населения города.

Однако с понижением порога до 200 евро количество «задержанных» посылок увеличится в разы. И потому сейчас мы расскажем о процедуре, которая действует в таможне сегодня.

Итак, вы получили таможенное уведомление вместо посылки и прибыли в таможенный орган. Передав документы сотруднику таможни вы наверняка услышите вердикт по вашей посылке уже в ближайшие пару минут. Чаще всего посылки задерживают по следующим причинам:

  • превышение порога стоимости;
  • указание юридического лица в адресе доставки;
  • подозрение на товарную партию;
  • подозрение на то, что товар не является товаром для личного пользования.

На этом этапе у вас остаётся два варианта. Отказаться от посылки — и в этом случае через 2 недели пребывания на почте она отправится обратно к продавцу, а вы сможете вернуть свои деньги. Или начать таможенное оформление.

С вашего согласия таможня запускает процедуру выпуска товара. В рамках этой процедуры сотруднику таможни необходимо лично убедиться, что товар на почте соответствует тому, что указано в CP 72 или CN 23, а указанная цена — рыночная. От вас потребуется написать заявление на вскрытие товара, после чего вы вместе с сотрудником таможни приедете на почту и вместе вскроете вашу посылку для таможенного осмотра.

Если содержимое посылки соответствует заявленному в CP72/CN23, то вам снова придётся вернуться в таможенный орган и теперь уже написать заявление о выпуске товара. С собой вам потребуется взять следующие бумаги:

  • распечатка заказа из личного кабинета на сайте, где был произведён заказ;
  • распечатка вашей оплаты через банк (или систему оплаты типа PayPal).

Всё это нужно для того, чтобы сотрудник убедился в стоимости заказа.

После этого таможенный орган выносит решение о признании/непризнании содержимого посылки товаром для личного пользования и, при превышении порога стоимости МПО, сотрудник таможни выдаст вам таможенно-приходной ордер (далее — ТПО), согласно которому вы внесёте платежи. Чаще всего это можно сделать прямо на месте по курсу евро на день оплаты.

Методика расчётов простая. В 2019 году это 30% от суммы превышения предельной стоимости посылки или 4 евро за каждый килограмм превышения.

В 2020 году это 15% от суммы превышения предельной стоимости посылки или 2 евро за каждый килограмм превышения.

Когда деньги поступают на счёт таможни, сотрудник таможни возвращает ваше уведомление с печатью «Выпуск разрешён», после чего вы можете забрать товар на почте.

Итого, получается следующее количество действий:

  • получение таможенного уведомления на почте;
  • первое прибытие в таможенный орган и написание заявление на осмотр посылки;
  • осмотр посылки на почте вместе с сотрудником таможни;
  • второй приезд в таможенный орган вместе с подтверждающими оплату бумагами и написание заявления на выпуск посылки;
  • оплата платежей и возвращение на почту за посылкой.

На деле эти пять несложных и логичных, в общем-то, шагов, могут занять какое-то безумное количество времени. Потому что почта сотрудничает с таможней лишь несколько дней в неделю, а вал посылок образует очередь на осмотр. Потому что вы можете неправильно понять сотрудника таможни и привести неправильные бумаги. И потому что каждый случай, на самом деле, уникален. Попробуйте, например, понять, что именно находится в посылке на фотографии ниже?

Примерно так сотрудники таможни видят ваши посылки на рентгене​
Примерно так сотрудники таможни видят ваши посылки на рентгене​

Направление развития

Описанная процедура говорит о том, что сам факт оплаты — это лишь половина беды. Куда важнее то, что на сегодняшний день в России нет механизма быстрого принятия решений и выпуска товаров для личного пользования. Процедура выпуска занимает много времени, а сами таможенные органы и без того перегружены работой и вряд ли легко справятся с повышающимся наплывом граждан.

Определённые сподвижки и решения есть уже сейчас. Так, с прошлого года часть «задержанных» посылок приходит уже с рассчитанным таможенным сбором, который успевают насчитать прямо в таможенных терминалах — тех самых, где вашу посылку взвешивали и просвечивали.

Таким образом решение о выпуске товаров принято ещё до того, как вы обратились в таможенный орган — и потому вам остаётся лишь заплатить пошлину и забрать товар.

Судя по всему, именно модернизация этой рабочей схемы и будет основой для последующего уменьшения порога норм беспошлинного ввоза — иначе таможенные органы попросту не справятся с валом людей, приходящих «оформлять» свои посылки.

И поскольку на данный момент подобная схема только начинает свою работу, в 2020 году вряд ли стоит ожидать снижения порога до 100 евро. Сложно в это поверить и исходя из опыта изменения таможенного законодательства: вводить поправки в уже существующие нормы всегда непросто, а в уже упомянутом 107 решении прописаны правила до конца 2020 года — и было бы логичным оставить их без изменений.

Так что с большой долей уверенности можно сказать, что до конца 2020 года в нашей стране будет действовать норма в 200 евро и 31 килограмм на каждую отдельную посылку.

Возможные хитрости

А сейчас — построим догадки.

Так, нам кажется, что новые нормы практически не затронут посылки с Aliexpress. Потому что китайцы уже давно столкнулись с подобной проблемой в странах Европы и намеренно занижают стоимость своих посылок в декларациях. Вы можете убедиться в этом сами — просто посмотрите стоимость, которая будет указана в вашей следующей посылке из Китая. Какой-нибудь Redmi Note 8 вполне может значиться там как «музыкальный плеер» с заявленной стоимостью в 50 евро — и с точки зрения таможенного законодательства здесь не прикопаться.

К тому же, у Aliexpress существует Tmall, отправки в котором изначально идут из России.

А вот крупные магазины вроде Amazon и даже любимого нами Computeruniverse на такое пойдут вряд ли. Причина очень проста: заявленная в CN 23 или CP 72 цена — страховая. В случае утери посылки почтой именно её отправитель будет требовать к возврату у сервиса доставки. И потому на преднамеренное занижение цены для российского рынка крупные поставщики, наверняка, не пойдут. Да и это просто не в менталитете таких стран, как Германия, Голландия или Америка, откуда и происходит основной товаропоток.

Впрочем, именно Computeruniverse очень дорожит покупателями из России и в начале 2019 года даже делали всплывающую памятку с обновлённым таможенным законодательством нашей страны для российских покупателей. Они же часто разбивают посылки на несколько штук и отправляют в разные месяца. С учётом того, что, с 2020 года лимит в 200 евро действует на каждую отдельную посылку, здесь покупателям и продавцу наверняка удастся найти компромисс.

Понижение порога беспошлинного ввоза — процесс, который неизменно случился бы в нашей стране. У этого процесса слишком серьёзные лоббисты: и члены АКИТ, очевидно недополучающие выгоду из-за более дешёвых зарубежных вариантов, и правительство, теряющее в НДС, который не платится при покупках из-за границы.

Можно лишь возмущаться тем, что, представляя планы по снижению порога беспошлинного ввоза нам не предоставляют других планов. Об ускорении выпуска посылок, о создании системы интернет-оплаты таможенных пошлин или заключении торговых союзов с европейскими государствами.

Не говорится и о том, как это скажется на конкуренции внутри страны. Прямо сейчас цены в условном «Эльдорадо» выше, чем у серых импортёров или заграничных магазинов — и это при том, что они вынуждены конкурировать. А что случится при таком серьёзном занижении порога ввоза и последующем предоставлении тепличных условий для крупных игроков рынка?

К сожалению, прямо сейчас подобные изменения действительно выглядят кабальными. Они бьют по здоровой конкуренции, повышают нагрузку на и без того перегруженные таможенные органы, вынуждают людей проходить долгие процедуры оформления посылок, платить дополнительные пошлины и искать лазейки. И очень хочется, чтобы вместе с повышением налогов повышалось и качество работы всех служб, задействованных в товаропотоке, но об этом в высказываниях Антона Силуанова, к сожалению, нет ни слова.

393393
231 комментарий
153
Ответить

ну а хули сидим то тогда ?

10
Ответить

Во всех странах ЕС, о которых я знаю, та же фигня для товаров из-за пределов ЕС.

Лично я, когда был в Болгарии и получал посылку с АлиЭкспресса (реальной стоимостью в двести баксов), она осела на таможне и у меня попросили выписку со счета, несмотря на то, что декларируемая стоимость на посылке была 12 евро.

Другой вопрос что лично для меня разница по большому счёту, заключалась в том, что вместо почтового отделения, на которое заказывалось, посылка пришла в почтовое отделение на таможне, и меня перед получением отправили постоять минут пятнадцать у инспектора — доплатить по выписке болгарский НДС и подписать заявление на растаможку. Т.е. дополнительных пяти-шести дней хождений по мукам не было.

3
Ответить

Не хотите запутать, но запутываете. Один раз посылка приходила через EMS - пришлось просто поехать и забрать самому попутно там же уплатить таможенную пошлину. Аналогично было и с получением в отделении Почты России. Будет с вами сотрудник таможни кататься, щаз - рехнулись что ли?

Ответить

Бедное правительство, теряющее на НДС, на яхту очередной минетчице какому-то чиновнику не хватит или на очередной бездарный распил.

109
Ответить

Да если бы только это. Сам механизм оплаты дикий. Если ты хочешь дать денег государству всё равно должен знатно поебаться. 


Будто нельзя сделать оплату сверх лимита на почте при получении. 

Или например вводишь в госуслугах трек номер посылки, вбиваешь стоимость товара, тебе рассчитывается стоимость пошлины и ты платишь с карты. Посылка спокойно летит к тебе домой или на почту, нигде не задерживаясь, так как трек номер зарегистрирован в таможенной системе как оплаченный. 

Вот какого хера сначала нужно ввести ебанутые правила, а потом воевать с последствиями? Почему даже свои любимые поборы государство не может забрать быстро и безболезненно?

21
Ответить

Вот зря смеётесь. Были бы больше налоги, хватало бы не только на яхты. 
Мы сами виноваты что живем плохо.
*Сарказм*

2
Ответить