6 фактов о Пажитнове и «Тетрисе», которые вы наверняка не знали

6 фактов о Пажитнове и «Тетрисе», которые вы наверняка не знали

Меня зовут Денис и я пишу книгу об истории русскоязычного геймдева. Для книги я беру интервью с разработчиками знаковых игр, первое взял у Алексея Пажитнова, создателя «Тетриса». Ниже подборка неожиданных фактов об Алексее Пажитнове, собранная из трёх интервью.

Итак, факты

Факт № 1. Тетрис – не первая игра.

Первая игра Алексея Пажитнова – не «Тетрис», а Muddled Casino, которую он разработал в 1982:

В этой коллекции [имеется в виду Microsoft Entertainment Pack Puzzle Collection] есть игра Muddled Casino, что можно примерно перевести как «запутанное казино». И это была моя первая, самая первая игра, которую я когда-либо сделал — головоломка. Я придумал её ещё до «Тетриса» для «Электроники-60». Потом ребята портировали её на PC, существенно исправив, но сохранив идею. Хоть и тяжеловата она, у меня к ней тёплые чувства, потому что это первое, что я придумал.

Алексей Пажитнов, Геймдизайнер
Геймплей первой игры Алексея Пажитнова

Факт № 2. Работал «экспертом-патентоведом».

Алексей пошёл работать в Вычислительный центр Академии наук из-за доступа к компьютерам. Вначале его взяли на должность «эксперта-патентоведа». Работа была несложной:

Как только у кого-нибудь возникал вопрос по поводу патентов, я просто говорил: программное обеспечение объектом патентного права не является, поэтому ничем не могу помочь.

Алексей Пажитнов, Геймдизайнер
6 фактов о Пажитнове и «Тетрисе», которые вы наверняка не знали

Таким образом у Алексея было достаточно времени для разработки игр.

Факт № 3. Первые деньги за игры получил от молодёжного центра

Первые деньги от разработки игр Алексей получил от центра научно-технического творчества молодежи «Дока». После развала СССР ЦННТМ «Дока» стал акционерным обществом, но игра Алексея Пажитнова Welltris «подкармливала» компанию как минимум до 1996 года:

Как-то мы с Алексеем обсуждали развитие «Тетриса». У нас возникла идея: трёхмерный «Тетрис». Вернее, квазитрёхмерный стакан, в который падают двухмерные элементы. Алексей разработал эту игру, которая получила название Welltris, и мы продали её от своего имени компании Spectrum HoloByte. […] Деньги мы заработали приличные, закупили на них компьютеры и, наверное, стали самой компьютеризированной компанией в Советском Союзе: количество компьютеров у нас почти равнялось количеству работников.

Алексей Грицай, Директор по стратегическому развитию компании «ДОКА»

Факт № 4. «Тетрисом» лечат «посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)»

С помощью специальной версии «Тетриса» лечат «посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)»:

Было известно, что одна из главных причин этого синдрома состоит в так называемых флешбэках, то есть в навязчивых воспоминаниях о травмирующих сценах. У учёных возникла идея: вытеснив флешбэки, можно вылечить постравматический синдром. Так вот, оказалось, что «Тетрис» — это лучшая «вытеснялка», и учёные сделали медицинское устройство со специальной версией «Тетриса».

Алексей Пажитнов, Геймдизайнер
Ученые использовали цветной вариант «Тетриса»

Факт № 5. Алексей более 7 лет играет в Empires and Puzzles

Алексей уже более 7 лет каждый день минут 15-20 играет в Empires and Puzzles. Также он регулярно просматривает AppStore в поисках новых интересных головоломок и иногда находит что-то интересное:

Или вот The Witness — «Cвидетель». Это сборник головоломок, совмещённый с трёхмерной ходилкой. Вы ходите по какому-то пустому, но очень интересно организованному пространству и встречаете головоломные экраны, на которых должны решить головоломки. Причём головоломки в очень широком диапазоне, от предельно простых до очень сложных. Я в неё поиграл дня три-четыре и отложил, чтобы доиграть, когда у меня будет настроение получше.

Алексей Пажитнов, Геймдизайнер
Вряд ли Empires and Puzzles нужна реклама, поэтому тут ролик игры The Witness

Факт № 6. У Алексея Пажитнова уже вторая «Тесла»

6 фактов о Пажитнове и «Тетрисе», которые вы наверняка не знали

Да, у меня уже вторая Tesla. Вот уже шестой или седьмой год. И это первая машина, к которой у меня возникло тёплое чувство. Во-первых, я не приспосабливался к ней — она просто делала, что я хочу. Во-вторых, хоть я и не большой адепт природной чистоты, но мне нравится, что этот автомобиль не гадит природе своим выхлопом. Тем более, что на нём так приятно ездить.

Алексей Пажитнов, Геймдизайнер

Полные интервью:

Также у проекта есть YouTube-канал и подкаст. Буду рад новым зрителям и слушателям.

5454
37 комментариев

Странный он
В чем вообще сейчас проблемы развития российской гейм-индустрии? Где новые русские «тетрисы»? - Я про хорошие русские игры не слышал: чтобы кто-нибудь сделал что-то такое, о чем бы мир заговорил. После «Тетриса» было несколько бросков и серьезных усилий, но, по-моему, толком ни одна русская игра не пробилась ни на одну из платформ.

5
Ответить

Он просто не следит за русскими играми :-)

7
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну по факту-то он прав. Чего-то действительно эпохального в мировом масштабе из под рук российских разработчиков кроме разве что Ил-2 Штурмовик после Тетриса не вышло.

Ответить

Просто интересно было бы знать, считает ли Пажитнов эти свои новые игры хорошими, судя по интервью считает
https://apps.apple.com/ru/developer/andrey-novikov/id418898717#see-all/i-phonei-pad-apps

Ответить

Я только сейчас понял, что эти цитаты вообще не из моего интервью. У меня он такого не говорил.

Тут ведь как вопрос поставишь, так на него и ответят. У меня в интервью Алексей сказал, что не следит за русскими играми. Кроме того, он любит преимущественно головоломки, поэтому смотрит большей частью за новыми головоломками без привязки к географии разработчиков. А поскольку за свою жизнь головоломок он видел немало, как вы понимаете, то удивить его сложно :-)

А в том интервью, которое вы цитируете - ну, может у него настроение было плохое. Или немножко отредактировали его слова. Или ещё чего.

Ответить