Котики как зеркало безумия: непростая жизнь Луиса Уэйна

Рассказываем, как и почему знаменитые коты известного художника постепенно превратились во фрактальные абстракции.

Луис Уэйн и кот Питер. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Луис Уэйн и кот Питер. Источник

В 1925 году известный книготорговец Дэн Райдер проводил ревизию в Спрингфилдской больнице для душевнобольных, где заметил пациента, который тихо сидел в углу и рисовал кошек. Райдер подошёл к незнакомцу и отметил, что тот рисует как Луис Уэйн — известный художник, чьи нарисованные котики были очень популярны в конце XIX века. В ответ больной сказал: «Я и есть Луис Уэйн».

«Мне казалось, будто я прожил сотни лет и видел тысячи картин»: детство Луиса Уэйна

Одна из ранних работ Уэйна с его котом Питером, точная дата неизвестна. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-143107500_28930%3Fz%3Dphoto-143107500_456274051%252Fwall-143107500_28930&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Одна из ранних работ Уэйна с его котом Питером, точная дата неизвестна. Источник

Уэйн родился в 1860-м году в Лондоне, в семье торговца и художницы-графика. У него было пять младших сестёр, необычный взгляд на мир и заячья губа, которой Луис стеснялся почти до старости: он даже отрастил усы, чтобы её скрыть.

К тому же мальчику постоянно снились кошмары. Позже он вспоминал:

Мне казалось, будто я прожил сотни лет и видел тысячи картин. Все они были чрезвычайно сложными… Но прежде всего меня преследовал призрак: на улицах, дома, днём и ночью. Огромный шар, который, казалось, был бесконечным. Я карабкался по нему снова и снова, пока от испуга не приходил в себя. Видение исчезало и возвращалось.

Луис Уэйн

Когда будущий художник заболел скарлатиной, семейный врач посоветовал родителям подождать, пока мальчику не исполнится 10 лет, и только потом отдавать его в школу. В итоге Уэйну из-за более позднего старта было трудно находить общий язык со сверстниками. В интервью он вспоминал, что «ввязался в несколько крупных драк», из-за чего «его нос был буквально приплюснут к лицу».

Уэйн постоянно сбегал с занятий, гулял по городским улицам, наблюдал за кораблями в доках, слушал рассказы моряков, ходил в музеи и на научные лекции.

В детстве мою фантазию питали музыка, живопись, писательство и химия, но я не мог выбрать что-то одно. В каком-то смысле у меня уже была художественная подготовка и я всегда, так или иначе, хотел стать художником. Мама рассказывала, что в детстве я очень любил краски и часами забавлялся, собирая листья. Я бродил по сельской местности, изучая природу, и эта мальчишеская фантазия помогла мне стать художником. Она сделала меня наблюдательным и научила сосредотачиваться на красоте природы.

Луис Уэйн

Рисование собак и домашнего скота для портфолио

Луис Уэйн — «Собачьи портреты», точная дата неизвестна. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftjournal.ru%2Fstories%2F468976-zhizn-i-stradaniya-sera-luisa-ueyna-ili-pechalnaya-istoriya-o-tom-kak-ves-mir-vlyubilsya-v-koshek&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Луис Уэйн — «Собачьи портреты», точная дата неизвестна. Источник

В 17 лет Уэйн поступил в Лондонскую школу искусств, после окончания которой остался там преподавать. Учить ему откровенно не нравилось, Луис едва справлялся с обязанностями. В свободное время он рисовал, пополнял портфолио и мечтал стать «настоящим иллюстратором».

Когда Луису исполнилось 20, умер его отец. Мать с сёстрами просили Уэйна устроиться на «нормальную» работу, чтобы содержать семью. Но художник недолго жил в семейном поместье: в 21 год он снял отдельную комнату, чтобы никто не мешал ему рисовать и самостоятельно учиться по книгам. Постепенно навыки Луиса росли, и он стал браться за коммерческие заказы.

Он рисовал деревенские пейзажи, поместья знатных людей и их домашних животных (особенно собак). Среди заказов были и работы с фермерским домашним скотом и другие атрибуты сельского хозяйства для организаторов выставок.

По словам Уэйна, впервые его работа была опубликована в газете Illustrated Sporting and Dramatic News в 1881-м году. Это был рисунок снегирей на лавровых кустах (к сожалению, найти не удалось). Работу приняли не сразу: Луис сделал около 30 разных рисунков, прежде чем редактор сдался и взял его труд в публикацию. Почувствовав себя увереннее, Уэйн вернулся обратно в семейное поместье к матери и сёстрам.

Первый крупный успех, побег из семьи и потеря

Ранняя работа Луиса Уэйна, 1880-е годы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flumos.art%2Fcinema%2Fthe-electrical-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Ранняя работа Луиса Уэйна, 1880-е годы. Источник

Сёстры не справлялись с домашними делами и наняли гувернантку Эмили Ричардсон. Постепенно между ней и Луисом возникли отношения, против которых выступала остальная семья: гувернантка была старше художника на 10 лет — и была бедной. В итоге влюблённые сбежали, купили дом и в тайне поженились. Из-за этого у Луиса серьёзно испортились отношения с семьёй.

Уэйну предложили работу иллюстратором в газете Illustrated Sporting and Dramatic News — и в это же время Эмили диагностировали рак молочной железы. Последующие три года она провела в постели. Желая хоть как-то облегчить муки супруги, Луис подарил ей котёнка чёрно-белого окраса, которого они назвали Питер Великий: в честь Петра I. Для пары питомец стал своего рода ребёнком. Уэйн создавал с котёнком забавные зарисовки и показывал их Эмили. По легенде, Луис даже научил кота носить очки и делать вид, что он читает книги.

Одна из ранних работ Луиса Уэйна — «Our Cats: A Domestic History», без даты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Одна из ранних работ Луиса Уэйна — «Our Cats: A Domestic History», без даты. Источник

Наброски с Питером, который читает и занимается другими «человеческими» делами, художник показал своему редактору.

Я воспитывал Питера как собственного сына, и он стал для меня эталоном и началом моего успеха. Я предложил идею сэру Уильяму Ингрэму. Ему понравилось, он взял несколько моих эскизов, которые показались ему многообещающими, но недостаточно хорошими для публикации. Я работал над картинками с кошками до тех пор, пока они не стали идеальными.

Луис Уэйн

Ингрэм попросил Уэйна сделать большую иллюстрацию со множеством таких же котов. Работа под названием «Рождество у котят» стала хитом, даже несмотря на то, что в XIX веке изображения кошек в человеческих сюжетах ассоциировались с революционными настроениями и критикой буржуазии. Часто пушистых питомцев использовали как элемент сатиры и способ избежать цензуры.

Луис Уэйн — «Рождество котят», 1886-й год. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Луис Уэйн — «Рождество котят», 1886-й год. Источник

Коты Луиса походили на людей: пили чай, играли музыку, читали, занимались спортом. При этом они всё ещё ходили на четвереньках. Уэйн не стремился обличать буржуазию и рисовать провокационные сюжеты, он рисовал идиллию.

Луис наблюдал за обычными людьми на улицах, в кафе и других общественных местах, делал зарисовки, а после превращал их в котов. В эссе «Как я рисовал своих кошек» художник писал:

Я изображал двойственность в своих рисунках. Это делало их забавными.

В самом начале Уэйн не рисовал котов в человеческой одежде и с человеческой мимикой, эти элементы он начнёт добавлять позже.

Для сравнения — более поздняя работа под названием «Чехарда», 1915-й год:

К Уэйну пришёл успех, но вместе с ним и горе: в 1887-м году, когда Луису было 27 лет, его жена Эмили умерла.

«Кошки — не просто развлечение для старых дев»: как Луис Уэйн утопил горе в работе и укрепил успех

Работа Луиса Уэйна — «Непослушный котик», приблизительно 1898-й год. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fartchive.ru%2Fpublications%2F4727%7ELuis_Uejn_Chelovek_kotoryj_ljubil_koshek&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Луиса Уэйна — «Непослушный котик», приблизительно 1898-й год. Источник

Чтобы забыться, Луис полностью посвятил себя работе. Художник стал угрюмым и нелюдимым, переехал на съёмную квартиру вместе с Питером. Кот прожил с Уэйном ещё почти десять лет, пока не умер в 1898-м году. Луису тогда было 38 лет.

После потери лучшего друга Луис работал одновременно в нескольких изданиях: The English Illustrated Magazine, Cassell’s, The Boy’s Own Paper, The Windsor Magazine, The Strand и других. За достижения в работе художника приняли в сообщество британских иллюстраторов, где он смог познакомиться со своими кумирами и встретиться с наставниками — Филом Мэем (его рисунки Уэйн считал эталонными, любил за простоту и сатиру на викторианский образ жизни), Гарри Ферниссом, Эдвардом Сэмборном и другими.

Обложки ежегодников с иллюстрациями Луиса Уэйна, печатались с 1901-го года. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложки ежегодников с иллюстрациями Луиса Уэйна, печатались с 1901-го года. Источник

Вскоре Луиса приняли в Британский Национальный Кошачий Клуб. Для него художник создал герб и разработал девиз: «Красота живёт добротой» (есть мнение, что это переработанная фраза из творчества Уильяма Шекспира: «Beauty lives with kindness»).

Позже в интервью Уэйн прокомментировал влияние его рисунков на общественное мнение:

Я попытался раз и навсегда избавиться от презрения, с которым кошек держали у нас в стране. Я повысил их статус с сомнительной забавы и развлечения для старых дев до постоянного спутника жизни со своим местом в доме. В результате многолетних исследований я обнаружил, что все люди, которые держат дома кошек и ухаживают за ними, не страдают от мелких недугов, которым подвержена всякая плоть. Они свободны от разного рода нервных расстройств. Истерия и ревматизм им тоже неведомы. Все любители кошечек — очень милые люди по свой сути.

Луис Уэйн

Первые признаки сумасшествия в семье

Иллюстрация для народной песни «The Cat Came Back», 1904. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.wikiart.org%2Fru%2Fluis-ueyn%2Fall-works%23%21%2523filterName%3Aall-paintings-chronologically%2CresultType%3Amasonry&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Иллюстрация для народной песни «The Cat Came Back», 1904. Источник

Когда Луис стал известным, мать и сёстры забеспокоились, что одинокая жизнь может плохо сказаться на здоровье художника (или же им нужны были его деньги). Семья стала упрашивать Луиса вернуться, но тот отказывал, пока редактор Сэр Уильям Ингрэм не предложил всему семейству переехать в один из его больших домов в Вестгейт-он-Си. Матери и сёстрам понравилась тишина и спокойствие приморского городка. Они часто сравнивали его с шумным Лондоном — не в пользу последнего.

Луис много времени посвящал отдыху — рыбалке, плаванию на лодке, фехтованию и боксу. Несмотря на недавний успех, семья Уэйнов продолжала испытывать финансовые трудности, а их долги продолжали расти.

Рисунок Луиса Уэйна — «Покер», без даты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftjournal.ru%2Fstories%2F468976-zhizn-i-stradaniya-sera-luisa-ueyna-ili-pechalnaya-istoriya-o-tom-kak-ves-mir-vlyubilsya-v-koshek&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Рисунок Луиса Уэйна — «Покер», без даты. Источник

Нарушало семейную идиллию поведение сестры Мари, которая начала страдать от галлюцинаций. Ей казалось, что она заболела проказой и у неё выпадают зубы. Мари стала агрессивной и никого к себе не подпускала. Через пару лет ей стало хуже, и семья отправила Мари в частную психиатрическую клинику. Год спустя её признали невменяемой и перевели в государственную больницу близ Кентербери. Мари умерла в 1913-м году, ей было 46 лет.

При этом популярность котов Уэйна продолжала расти. Его иллюстрации печатались не только в журналах, газетах и книгах, но и на рекламных плакатах и открытках. В 1901-м году Луису даже дали опубликовать собственный ежегодник. Он оказался очень успешным, особенно в канун Рождества — его покупали, чтобы подарить детям.

«Пиратство» рисунков, низкий заработок и суд: почему Луис Уэйн уехал в Америку?

Одна из открыток Луиса Уэйна, 1900-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Одна из открыток Луиса Уэйна, 1900-е. Источник

Несмотря на успех, перед Уэйном встала большая проблема — пиратство. Его рисунки массово копировались и перепродавались, причём по низким ценам. Художник ничего не мог с этим поделать: он никогда не патентовал свои работы и часто не документировал авторство.

В 1902-м году Уэйн выпустил серию коммерчески успешных открыток. Несмотря на солидную прибыль, работы Луиса приносили не так много дохода. Как и многим художникам того времени, Уэйну не нравилось торговаться с редакторами за каждую иллюстрацию, поэтому он часто продавал рисунки с полной передачей авторских прав за гроши. С допечаток книг и новых публикаций старых иллюстраций Уэйн не получал ничего. Некоторые издания пользовались этим, бесконечно перепечатывая старые работы художника без каких-либо выплат автору.

Работа Луиса Уэйна — «Кошачьи танцы на рождество», без даты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Луиса Уэйна — «Кошачьи танцы на рождество», без даты. Источник

Постепенно гонорары Уэйна становились всё меньше и меньше, долг разросся до очень крупной суммы. Дело шло к суду, как вдруг Луису пришло приглашение из Америки. Владелец нескольких изданий Уильям Хёрст звал Уэйна познакомить с котами американских читателей.

В свои 47 лет Луис приплыл в Нью-Йорк, где пресса сразу же назвала его «самым известным художником кошек». Поначалу всё шло хорошо — работы были популярны и хорошо продавались, а художника постоянно звали на собрания различных обществ и клубов любителей кошек. В итоге Луис остался в Америке на два года вместо запланированных четырёх месяцев.

Один из рисунков Луиса Уэйна без даты. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Один из рисунков Луиса Уэйна без даты. Источник

Вот только Луис любил участвовать в разных авантюрах. В Америке он вложил все заработанные деньги в так называемую «вечную лампу»: она якобы могла постоянно светиться, и при этом её не нужно было заправлять. Несмотря на революционность изобретения, массовое производство так и не запустили, а Луис остался без денег.

В это время художник получил письмо из Англии, в котором говорилось, что его мама заразилась испанским гриппом. Уэйн спешно собрался и поплыл на первом же корабле, но мать умерла, пока Луис был в море.

Падение популярности и «футуристические кошки» из керамики

«Футуристическая кошка» Луиса Уэйна. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
«Футуристическая кошка» Луиса Уэйна. Источник

За два года отсутствия многие в Англии забыли имя художника, и его работы вышли из моды. Уэйн разорился, а его долг оказался больше, чем до отъезда в Америку. Несмотря на спад популярности, у художника всё ещё оставалась аудитория и издательства, готовые платить за его рисунки.

В 1914-м Уэйн увлёкся новой идеей — «футуристическими кошками» из керамики в технике кубизма. Это была серия из 9 фигурок с индивидуальным дизайном. Несмотря на прохладный приём в Англии, фигурками заинтересовались в Америке. Компания Макса Эммануэла выпустила целую партию, но спустя два месяца после отправки началась Первая мировая война. Корабль с кошками был подорван немецкой подводной лодкой, изделия даже не доплыли до страны-адресата.

Чуть позже другая компания запустила повторное производство «футуристических кошек» и они всё-таки вышли на рынок. Многие отмечали их необычность и странность. Тогда в очередной раз стали ходить слухи о том, что Уэйн теряет рассудок.

В том же году Луис выпал из лондонского автобуса, ударился головой и потерял сознание. В больнице он провел две недели. Журналисты писали, что Уэйн пытался остановить автобус, чтобы тот не задавил кошку, которая выбежала на дорогу. Автобус вильнул и художник вывалился прямо на проезжую часть. По мнению писателя и историка Саймона Хитчмана, кошка — скорее легенда, никаких доказательств её присутствия не было. Тем не менее, после происшествия современники стали приписывать разрастающееся безумие Уэйна именно травме головы.

Война и работа в анимационной студии

Луис Уэйн — «Томми Каткинс», 1910-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Луис Уэйн — «Томми Каткинс», 1910-е. Источник

В 1916-м году Уэйн с сёстрами решили вернуться обратно в Лондон. Бушевала война, в сельской местности становилось неспокойно. Аренда стоила дорого, скромных гонораров не хватало, поэтому Луису приходилось платить своими рисунками в магазинах и на рынках, по сути обменивая их на еду. Чуть позже ему неплохо заплатили за серию военных открыток и плакатов с котом Томми Кэткинсом, однако надолго денег не хватило.

Рекламные плакаты Луиса Уэйна, 1910-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Рекламные плакаты Луиса Уэйна, 1910-е. Источник

Луис пробовал рисовать и для рекламных плакатов (в том числе для кино), и для короткометражных анимационных фильмов, которые в начале двадцатого века только набирали популярность. Однако в процессе он понял, что рисовать 16 детализированных рисунков для одной секунды мультфильма «крайне изнуряюще». Друг Уэйна режиссёр Джордж Пирсон вспоминал:

Я сделал всё возможное, чтобы помочь Луису в работе над мультфильмом. Странная техника рисования плохо ему давалась, но он всё равно с болезненной медлительностью старался создать нужную анимацию. Было закончено около трёх или четырех мультфильмов, но их успех в кино был невелик, и в конце концов проект просто забросили.

Джордж Пирсон

Забавно, что через два года на экраны вышел первый мультфильм про Кота Феликса, который стал хитом и сильно полюбился зрителям. Историк Саймон Хитчман считает, что подобный успех мог ждать и Уэйна, если бы его мультфильмы «выстрелили». К сожалению, ни одной ленты не сохранилось.

Вскоре в возрасте 55-и лет умерла Каролина, старшая сестра и опора Луиса. Событие сильно ударило по художнику. Пробивной характер девушки давал ему стабильность и уверенность. Несмотря на новые заказы, Луис чувствовал себя всё хуже и хуже. Его имя больше не привлекало внимания, а издательства постепенно отказывались от сотрудничества.

Прогрессирующее сумасшествие и появление первых «фрактальных» котов

Один из рисунков для последнего ежегодника, 1920-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Один из рисунков для последнего ежегодника, 1920-е. Источник

В 1921-м году вышел последний ежегодник Луиса Уэйна. В рисунках для сборника художник использовал узоры вроде тех, что встречались на тканях, коврах и занавесках, которые проектировала его мать. Луис и раньше рисовал подобные узоры, но теперь они были не просто украшением на фоне. Они вторгались на передний план, становились одним целым с главными героями — котами и кошками.

Луис и раньше был известен своей эксцентричностью, но после 60 лет он стал вести себя ещё страннее. У него развилась паранойя — ему казалось, будто его оставшиеся сёстры Клэр, Жозефина и Фелиция воруют у него деньги. Уэйн всё чаще запирался в своём кабинете, сочинял «странные» эссе и писал письма знакомым, в которых предлагал «безумные идеи». По ночам он выходил из комнаты и, пока все спали, двигал мебель. Иногда посреди ночи художник сбегал из дома и оставлял дверь настежь открытой.

Одна из поздних работ Луиса Уэйна, 1930-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsun9-76.userapi.com%2Fimpf%2Fc851136%2Fv851136949%2F1565d2%2FFpQWUVdpWOI.jpg%3Fsize%3D800x1000%26amp%3Bquality%3D96%26amp%3Bsign%3D397c1719d4bd2e593cea11967ab12f42%26amp%3Btype%3Dalbum&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Одна из поздних работ Луиса Уэйна, 1930-е. Источник

Хуже всего были приступы ярости и вспышки насилия над сёстрами. Однажды Луис схватил Клэр за шею и вышвырнул из дома, а Жозефину столкнул с лестницы, когда девушка помешала ему перевесить картину.

Пациент: Луис Уэйн, диагноз: шизофрения

Одна из поздних работ Луиса Уэйна, 1930-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsun9-32.userapi.com%2Fimpf%2Fc851136%2Fv851136949%2F15659a%2FltJ1YRONmV0.jpg%3Fsize%3D600x740%26amp%3Bquality%3D96%26amp%3Bsign%3D2a5ac2614c89cde53ba4e8a6ead49e94%26amp%3Btype%3Dalbum&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Одна из поздних работ Луиса Уэйна, 1930-е. Источник

В 1924-м году у сестёр уже не было сил бороться с Луисом. Художника увезли в лечебницу для бедных и через неделю признали невменяемым. В больнице Уэйн сказал врачам, что «его уже 6 лет подряд беспокоят видения и призраки, днём и ночью». Ему диагностировали шизофрению и рекомендовали оставаться в больнице. Даже там Луис продолжал рисовать.

Сёстры вернулись к «нормальной жизни» и смогли выплатить часть долгов, занимаясь частными уроками рисования и книжной иллюстрацией. Каждую неделю они навещали Луиса, приносили ему бумагу и цветные карандаши, а взамен забирали то, что он успел нарисовать.

Луис Уэйн — «Кот-калейдоскоп», 1930-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fartchive.ru%2Fnews%2F2335%7EUdivitel%27nyj_mir_koshek_Luisa_Uejna_issledujut_v_Muzee_razuma_v_Londone&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Луис Уэйн — «Кот-калейдоскоп», 1930-е. Источник

Луис пробыл в этой больнице год — до момента, как его там обнаружил книготорговец Дэн Райдер.

«Он создал кошачий стиль, кошачье общество и целый кошачий мир»: как мир заступился за Уэйна

От простого кота с несложным орнаментом к сложносочинённым «фракталам». Все работы художник нарисовал в лечебнице. Психиатр Уолтер Маклай сложил их в так называемую «Восьмёрку», якобы отражающую прогресс сумасшествия. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsimon-hitchman.com%2F2020%2F04%2F21%2Flost-in-catland-the-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
От простого кота с несложным орнаментом к сложносочинённым «фракталам». Все работы художник нарисовал в лечебнице. Психиатр Уолтер Маклай сложил их в так называемую «Восьмёрку», якобы отражающую прогресс сумасшествия. Источник

Райдер созвал апелляционный комитет и учредил фонд имени Луиса Уэйна, чтобы собрать средства на перевод художника в «более подобающее заведение». Среди пожертвовавших деньги были Леди Тереза Бервик, Принцесса Александра и писатель Джон Голсуорси. Писатель Г.К Честертон опубликовал статью в Times о тяжёлом положении Уэйна и обратился ко всем неравнодушным с призывом о помощи.

Не остался в стороне и премьер-министр Англии Джеймс Рамсей Макдональд. Он выступил с речью о том, что «ни один художник не дал детям столько же положительных эмоций, сколько дал Луис Уэйн». Писатель Герберт Уэллс вступился за художника на радиостанции BBC:

Три поколения были воспитаны кошками Уэйна. Их изображения висели почти во всех детских комнатах. Он переосмыслил кошек. Он создал кошачий стиль, кошачье общество и целый кошачий мир. Кошки Англии, которые выглядят или ведут себя не так, как кошки Луиса Уэйна, стыдятся самих себя.

Герберт Уэллс

В итоге Луиса перевели в королевскую больницу Бетлема и выделили ему отдельную комнату. Именно там он начал экспериментировать с манерой рисования, которую позже назовут «фрактальной».

Некоторые считают, что Уэйн изобрёл новый способ изображения животных, соединив их со сложными узорами и цветочными мотивами. Другие видят в котах, которые постепенно растворялись в кислотных орнаментах, лишь стремительно прогрессирующую шизофрению. Хотя это не совсем верно — художник продолжал рисовать и в «обычном стиле», чередуя калейдоскопические изображения с реалистичными.

Рисунок Луиса Уэйна — «Я счастлив, потому что все меня любят», 1928. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flumos.art%2Fcinema%2Fthe-electrical-life-of-louis-wain%2F&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Рисунок Луиса Уэйна — «Я счастлив, потому что все меня любят», 1928. Источник

Восемь его «фрактальных котов» часто используют как иллюстрацию ухудшения шизофрении (они становятся всё «безумнее»), однако доподлинно неизвестно, в каком порядке Уэйн рисовал эти работы, потому что вместо дат и подписей он часто писал на обратной стороне картин путаные размышления о жизни.

Позже один из профессоров заявлял, что у Уэйна была не шизофрения, а синдром Аспергера. В качестве доказательства он использовал тот факт, что мастерство рисования Уэйна не ухудшилось, как это обычно бывает у шизофреников.

Гарри Боксер, продавец картин Уэйна и знаток искусства, высказался о заболевании художника так:

Взгляните в глаза этим кошкам. С 1914-го года они становились всё безумнее и безумнее.

В 1930-м году больница переехала в сельскую местность. Уэйн стал часто рисовать пейзажи и здания с натуры без использования сложных орнаментов.

Луис Уэйн — «Лесная опушка», 1930-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fartchive.ru%2Fnews%2F2335%7EUdivitel%27nyj_mir_koshek_Luisa_Uejna_issledujut_v_Muzee_razuma_v_Londone&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Луис Уэйн — «Лесная опушка», 1930-е. Источник

Конец пути, забвение и новый рост популярности спустя почти 30 лет

Один из поздних рисунков Луиса Уэйна, 1930-е. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-143107500_28930&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Один из поздних рисунков Луиса Уэйна, 1930-е. Источник

В 76 лет Луис перенёс инсульт. Через два года он уже не мог ходить и говорить. Уэйн умер в возрасте 78 лет, проведя последние два месяца в постели. Он оставил после себя около 150 тысяч рисунков кошек: точное число иллюстраций не могут назвать даже историки, так как художник часто отдавал готовые работы просто так и не подписывал их. Его похоронили рядом с отцом и сёстрами Кэролайн и Джозефиной. Оставшиеся сёстры тоже вскоре скончались: Фелиция — в 69 лет, а Клэр — в 77.

Могила Уэйна. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmedium.com%2Fweeds-wildflowers%2Flouis-wain-godfather-of-outsider-cat-art-fd806f8739dc&postId=972877" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Могила Уэйна. Источник

Вторая мировая быстро заставила людей забыть о Луисе. Лишь спустя почти 30 лет, благодаря выходу биографии художника и выставкам в известных музеях, интерес к творчеству Уэйна вновь стал расти. Цены на подлинники его иллюстраций, набросков и книг с его рисунками взлетели до нескольких тысяч фунтов. Например, одна из сохранившихся «футуристических кошек» в 2008-м году была продана на аукционе за 8,2 тысячи фунтов стерлингов.

За вклад Луиса в искусство иллюстрации его называют «одним из величайших художников викторианской эпохи». Работы Уэйна повлияли на все виды искусства, его творчеством вдохновлялись музыкант Ник Кейв, металлисты Mastodon, создатели игр серии Pokemon (по легенде, Мяут вдохновлён котами британского художника) и режиссёр Уилл Шарп, который снял про художника байопик «Кошачьи миры Луиса Уэйна» с Бенедиктом Камбербэтчем и Клэр Фой.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

511511
69 комментариев
38
Ответить
61
Ответить

Коты не то, чем кажутся.

39
Ответить

Насколько знаю, история о скатывании к фракталам - высосана из пальца. Так как временные рамки создания этих рисунков не установлены и они могли быть написаны в любом порядке.

21
Ответить

Восемь его «фрактальных котов» часто используют как иллюстрацию ухудшения шизофрении (они становятся всё «безумнее»), однако доподлинно неизвестно, в каком порядке Уэйн рисовал эти работы, потому что вместо дат и подписей он часто писал на обратной стороне картин путаные размышления о жизни.статью не читай - коммент пиши.

40
Ответить

Насколько знаю, история о скатывании к фракталам - высосана из пальца.

Насколько знаю, это называется "гипотеза", а не "высосана из пальца".

8
Ответить

Фильм с Камбербэтчем очень понравился.

22
Ответить