Управление в мобильных шутерах

Мышь и клавиатура являются эталоном удобства управления, когда речь заходит о FPS и TPS играх. Ступенью ниже идёт геймпад, а на самом дне этой лестницы - экран смартфона. Из-за этого разработчикам мобильных шутеров приходится всячески упрощать геймплей, снижать темп и давать игрокам возможность тонкой настройки управления. Давайте разберём, как можно максимально улучшить удобство стрельбы на мобильных устройствах - от интерфейсов до внешних девайсов. Разбирать будем преимущественно PvP шутеры, так как в сингловых управление компенсируется сложностью.

Настройка

Самое первое, что должен дать игроку разработчик мобильного шутера - это максимальную гибкость настройки управления. Шутеры достаточно хардкорный жанр на мобильном рынке, а хардкорщикам (мобильным) нужно давать максимальную свободу в способе игры. Даже отсутствие настроек прозрачности или размера кнопок может заставить игрока удалить игру, так как малейшее неудобство управления ведёт к проигрышу. Тут следует равняться на PUBG Mobile, в котором куча кнопок, но (почти) тончайшая настройка их расположения, прозрачности и размера делает управление максимально удобным для разных игроков.

Гибкая настройка управления PUBG Mobile
Гибкая настройка управления PUBG Mobile

Автострельба и помощь в прицеливании

Для ПК-бояр и консолецарей эти слова сродни "аиму" и "валлхаку", но в мобильном шутере это необходимое зло. Дело в том, что на тачскрине одним пальцем возможно выполнять только одно действие, а значит двумя пальцами нельзя одновременно ходить, целиться и стрелять. Можно либо ходить и стрелять, либо ходить и целиться, либо стрелять, целясь стоя. Конечно, можно целиться, удерживая огонь, но тогда разброс нарастает с каждой миллисекундой, пока вы ловите врага. А если в игре разброс незначительный, то вы всё равно потратите патроны впустую. Да и чем меньше кнопок, тем лучше. Поэтому большинство шутеров поддерживают автострельбу при наведении на врага и автослежение при близком прицеливании. В большинстве игр эти функции можно отключить, отдавая преимущество. Возможно ли как-нибудь это сбалансировать? Давайте пофантазируем.

Можно сделать автоприцеливание и автострельбу взаимоисключающими функциями. Если ты хорошо целишься - автострельба в помощь. Если хорошо стреляешь без разброса - автоприцеливайся. Но для этого нужно, чтобы разброс имел большую роль в игре. А это ещё одно усложнение и без того не самого популярного и удобного жанра.

Ладно, давайте теперь сделаем автострельбу и автоприцеливание дефолтными, как в большинстве казуальных шутерах типа Guns of Boom и Combat Assault. Кажется, что теперь всё сбалансировано - кто лучше наводится и движется, тот побеждает. На деле же игра превращается в скучный тир с укрытиями и кемперами. Да, кемперы есть во всех шутерах, но в мобильных они особо критичны, так как на тачскрине вертеть камерой особо неудобно. В Guns of Boom и Combat Assault очень медленное перемещение, нет существенного рывка, приседания и прыжка. Это сделано для концентрации игрока на самой стрельбе и перемещении за укрытиями. Однако, из-за этого игре не хватает динамики и тактических возможностей (нельзя быстро отступить, обежать укрытие, прокрасться вприсядку, выглядывать из-за невысоких укрытий). На мой взгляд, быстрый рывок и приседание могли бы дать больше возможностей использования окружения, на что и опираются эти игры. Но, так как они более казуальны, они идут в сторону упрощения.

Guns of Boom
Guns of Boom

В более хардовых шутерах, таких как Critical Ops, нужно стрелять отдельной кнопкой. А также можно приседать и прыгать, что кажется только лишними движениями, когда палец должен постоянно менять области для стрельбы и обзора. Впрочем, если для быстропальцевых хардкорщиков это не проблема, то почему бы не дать такие возможности?

Critical Ops
Critical Ops

Наиболее грамотный подход, мне кажется, реализован в играх от Azur Games - Modern Strike и World War Heroes. Там автострельба и автоприцеливание дополняется рывком и приседанием, что помогает лучше использовать укрытия. Прыжка нет, но он тут совсем не нужен.

Modern Strike
Modern Strike
World War Heroes
World War Heroes

Во всех вышеперечисленных играх экран дополнительно занимают кнопки перезарядки, аптечки и иногда метания гранаты, поэтому каждая игра старается минимизировать управление, избавляясь от лишних функций для упрощения в ущерб геймплею (если игра больше казуальная), или наоборот, добавляет как можно больше, перегружая интерфейс (если игра больше хардкорная). И только в некоторых шутерах соблюдается играбельная середина, собранная из казуальных и хардкорных элементов.

Экран смартфона не самый удобный контроллер для игры в шутеры. Поэтому разработчики должны упрощать интерфейс, но не в ущерб геймплею. Интерфейс и геймплей в мобильных шутерах связаны наибольшим образом и напрямую зависят от целевой аудитории. Тут надо очень постараться, чтобы у игрока не было раздражения от игры. Что выходит не у всех разработчиков.

Игровые решения

Если подключение клавиатуры и мышки к смартфону звучит как маразм и читерство, то внешний геймпад кажется менее колхозным решением, если нет Nintendo Switch, а удобно поиграть в дороге всё же хочется. Сейчас на рынке есть множество различных контроллеров для мобильных устройств.

Палитра мобильных контроллеров
Палитра мобильных контроллеров

Также некоторые производители смартфонов выпускают специальные "игровые" версии. Тут можно выделить Black Shark от Xiaomi с игровой начинкой и сомнительной внешней насадкой с джойстиком.

Black Shark для одноруких геймеров
Black Shark для одноруких геймеров

Самым же навороченным на сегодняшний день является Asus ROG Phone - тут вам и джойстик, и раскладной кейс, и внешний куллер, и даже док станция.

Недешёвый комплект ROG Phone (50-70к)
Недешёвый комплект ROG Phone (50-70к)
Сравнение Black Shark Helo и ROG Phone (на английском)

Но, на мой взгляд, решение проблемы мобильного управления в играх можно решить более изящно, добавив сенсорные (или механические) кнопки, имитирующие триггеры, на углы телефона. Сейчас есть только накладные триггеры:

Внешние триггеры для смартфона
Внешние триггеры для смартфона

Но, почему-то, ни один производитель пока не задумывается о таком простом решении (насколько я знаю). Мобильный рынок игр растёт из года в год, и такие дополнительные кнопки, встроенные в корпус, могли бы сильно упростить жизнь смартфонным геймерам, делая шаг навстречу всё большему удобству управления и развитию игрового сегмента.

Как вы думаете?

1717
7 комментариев

Чехлы с сенсорными панелями на задней крышке я где-то видел

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А некоторые не парятся с управлением на телефоне, ставят эмуляторы на ПК и играют мышкой)
Встретился с такими в C&C:Rivals, было очень неприятно.

Ответить

а почему никто не додумается до использования 3d touch на последних iphone'aх, тип это же прям на поверхности, водишь пальцем и если надо стрельнуть - посильнее давишь, а левым пальцем присел

Ответить

Говно пост, для чего существуют остальные 4 пальца? Я ору с тех, кто играет в два пальца, профессиональные геймеры, да даже новички в некоторых играх играют минимум в 3 пальца, не понимаю как можно играть в два пальца, а в комментах отсталые люди, которым тяжело играть больше, чем в два пальца

Ответить

Это ты отсталый игроман

Ответить

Как по мне, самое адекватное решение проблемы это добавить в подобные игры возможности использовать и геймпад, и клавиатуру с мышью, чтобы каждый мог играть так, как ему захочется.
То, что это действительно хороший выход из ситуации, - может являться мобильная версия Майнкрафта, там это просто бесподобно реализовано! А прочие накладки и подобная мишура просто мусор. Не вижу в нём надобности, если есть старые и удобные методы для комфортной игры.

Ответить