Roguelike, roguelike-like и roguelite

Разберемся в разновидностях культового жанра игр на примере мобильных представителей

Roguelike, roguelike-like и roguelite

В 1980 году Майкл Той, Гленн Вичман и Кен Арнольд создали для ОС Unix «Rogue» (англ. «бродяга», «разбойник») – фэнтезийную ролевую игру, в которой игрок является искателем приключений, сражается с монстрами в подземелье и собирает сокровища. Целью игры является спуск на самый нижний этаж подземелья, поиск Амулета Йендора и возвращение на поверхность. Каждый этаж подземелья представляет собой сетку из девяти комнат, которые, по мере прохождения, заполняются все более сложными и опасными монстрами. Содержимое комнат генерируется случайным образом, что делает каждое новое прохождение уникальным. Так же большой выбор оружия, брони, еды, магических артефактов и свитков придает игре большую вариативность. Поэтому игра требует стратегии для победы, «Rogue» довольно сложна и непростительна к ошибкам.

Так как подобные игровые механики являлись новыми для того времени, создатели своей игрой определили совершенно новый жанр компьютерных игр – Roguelike (дословно: «Rogue»-подобный). Такими успехами позже смогут похвастаться только Метроидвании – смесь Metroid и Castlevania, и Souls-like игры, то есть Dark Souls-подобные.

В 1983 году выйдет «Moria» – уже Rougelike-игра, сюжет которой основан на событиях романа Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» и где главный босс игры – это балрог, тот самый демон, который «не прошел». Позже выйдет «Angband» – улучшенная версия «Moria», – а также «Hack» и «NetHack» – самостоятельные игры, использующие механики «Rogue». Именно «NetHack», где уже можно выбрать класс, расу и мировоззрение, оказалась довольно успешной игрой, потому что благодаря открытому коду была портирована на Windows, а позже на Linux, Mac OC, а также на Android и IOS. Так же она является самой старой игрой, которая находится в постепенной доработке. Последний патч для нее вышел в 2018 году.

Именно с этих игр начинается долгая история жанра Roguelike, и если раньше с жанровыми границами все было понятно, то с выходом таких игр, как «Diablo» (которая довольно спорно вписывается в жанр) «Binding of Isaac», «FTL: Faster Than Light», «Spelunky», «Enter the Gungeon» для ПК и других платформ, и «Dungelot», «Heroes of Loot» или «Delver» для смартфонов, границы жанра стали размываться и стало сложно определить точную жанровую принадлежность игры. Так что же является основой «рогаликов»?

Жанру Roguelike присущие следующие черты:

  • Случайная генерация игрового окружения
  • Возможность сделать фатальную ошибку (Игрок может потерять персонажа и свой прогресс в игре)
  • Пошаговость действий
  • Игровая свобода (Игрок должен сам исследовать мир, выбирать, что ему делать, каким образом и когда, все действия должны быть доступны)
  • Разнообразие игрового мира (Лут, враги и персонажи могут быть самыми разными)
  • Непредсказуемость игрового мира (Ловушки, неизученные свитки и нелогичные взаимодействия с предметами)
  • Высокая сложность (Приключение должно быть испытанием для игрока)
  • Ощутимое развитие персонажа (Гринд не должен быть как в MMORPG)
  • Собирание сокровищ и сражения с монстрами
  • Соревновательный элемент (Таблица рекордов разных игроков)

Исходя из того, что не все создатели игр следуют канону, смешивая жанры, меняя геймплейные элементы и локации, да и просто используя 3D вместо 2D, из основного жанра Roguelike выделяются еще два поджанра: Roguelike-like (Rogue-подобно-подобные) и Rogue-lite (слегка-rogue). Рассмотрим их на примере нескольких игр: «Quests of Dungeons», «Soul Knight» и «The Greedy Cave».

По сюжету Темный Лорд похищает свет и главному герою нужно спуститься в подземелье, чтобы отыскать похищенное. Имеется выбор класса персонажа: Воин, Волшебник, Убийца или Шаман. Игра пошаговая, поэтому придется продумывать как продвигаться по комнатам и как вести бой. Высокий уровень сложности добавляет остроты в геймплей. Генерируемые уровни, предметы, битвы с боссами, возможность торговли и получения квестов, пиксельная графика делают Quests of Dungeons каноничным «рогаликом».

Похожие игры: «NetHack», «Pixel Dungeon», «Legends of Yore».

Сюжет игры заключается в том, что злобными инопланетянами был похищен магический камень, поддерживающий равновесие в мире, и главному герою предстоит вернуть артефакт любой ценой, ведь на кону стоит судьба всего мира. Система генерируемых случайным образом подземелий осталась, как и разнообразие оружия и мобов. Так же присутствуют уникальные герои с их особыми умениями. Изменился только геймплей: пошаговость обычных «рогаликов» в игре заменена элементами шутера. В игре все построено на дальнобойном оружии и присутствует автонаведение при стрельбе. Так же сеттинг игры уже не напоминает «Dungeons and Dragons», а представляет собой космическую эпопею, что позволяет ее назвать Roguelike-like-игрой.

Еще Roguelike-like: «Quadropus Rampage», «WazHack», «Delver».

По сюжету путешественники находят пещеру, полную богатств. Вскоре об этой пещере узнают все больше и больше людей, вокруг нее открываются магазины и таверны, и люди обживают это место. Богатства раскрывают алчность людей, в этом месте происходит все больше потасовок и ссор. По необъяснимым причинам в пещере начинают пропадать люди. Наш главный герой – искатель приключений, который отправляется исследовать таинственную пещеру и сражаться монстрами.

Генерируемые случайным образом уровни, различные монстры и оружие, квесты, достижения, возможность крафта и зачаровывания предметов. Присутствует пошаговость, но стандартный геймплей «рогаликов» облегчен автоматическими боями (хотя во время боя можно использовать заклинания). Теперь из подземелья можно сбежать, достаточно найти «свиток побега», что совсем не трудно. На «поверхности» есть магазин, кузница, «премиум»-магазин с покупками за реальные деньги. Присутствует кастомизация персонажа, но потерять его нельзя, что показывает принадлежность игры к Roguelite.

Парочка Roguelite: «Heroes of Loot», «Out There».

Оригинальная «Rogue» открыла для игроков совершенно новый жанр, который популярен до сих пор. Жанр, который постоянно развивается, и сочетает в себе традиционные сюжеты, различные геймплейные элементы и разнообразный сеттинг. «Рогалики» подходят как для игроков, жаждущих хардкорное испытание, так и для людей, которые просто хотят развлечь себя. Этим он и уникален. За это мы его и любим.

1515
2 комментария

Норм статья, но конец как-то скомкан сильно. Хотя даже не скомкан, а как будто просто обрывается.

3
Ответить

Хоть кто-то объяснил , достаточно часто слышал этот термин и не втуплял .Шикарная статья

Ответить