Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Концентрированный экзистенциальный ужас в формате игрового опыта.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Каждое утро просыпаешься уже в одежде. Звонка будильника недостаточно для того, чтобы пробудиться окончательно, а значит придётся бить себя по лицу. Чистка зубов превращается в настоящую пытку, ведь для этого приходится смотреть на себя в зеркало.

Ну вот, галстук поправлен, волосы прилизаны.

Изо рта не пахнет.

Вышел из квартиры, вызвал лифт. Уже по традиции каждое утро едешь в нём с соседями, имён которых не знаешь, а твоего они и знать не хотят. Впереди — долгий путь в офис.

Потом работать.

После работы — домой и спать. А завтра всё повторится снова.

Нет, это не депрессивный ремейк «Дня сурка», а Mosaic — странная смесь point-and-click игры с интерактивным фильмом, вышедшая в Apple Arcade. В ней показаны пять дней из жизни безымянного офисного работника, который постепенно погружается в безумие.

Здесь тесно переплетаются серая действительность, красочные мечты и депрессивные сны. Игрок же тут только чтобы сопровождать героя по этому лабиринту выдуманного и настоящего.

Что делает Mosaic в первую очередь, так это изолирует главного героя в его собственном аду из серости и рутины, состоящей из пяти «кругов» — пяти дней.

Каждый новый день протагонист поднимается с кровати, чистит зубы и отправляется на работу. Каждое такое утро — угнетающая версия «Дня сурка». С единственной поправкой на то, что пачка неоплаченных счетов на столе и куча мусора в углу продолжают расти. Ну а все эти мелкие действия (например, ударить себя по щеке) приходится выполнять именно игроку. Иначе никак.

В геймплейном смысле, Mosaic сильно отошла от предыдущей игры Krillbite — Among the Sleep. Там приходилось исследовать игровой мир и активно взаимодействовать с его элементами, а здесь же игрок выступает больше в роли зрителя — в основном, приходится ходить, наблюдать, чувствовать и сопереживать. Это скорее немая игра-повествование, и динамичному геймплею здесь места нет.

Единственное действие, которое доступно игроку почти всегда — достать из кармана смартфон (ведь именно это мы чаще всего делаем в жизни). И здесь он выступает в роли полноценного нарративного инструмента.

Если почитать «личку», то можно увидеть сообщения от мамы героя, которая о нём беспокоится, и от старого друга, который пытается продать эфирные масла. Из новостей же можно узнать о том, что детские игровые площадки активно сносят и заменяют виртуальными. На телефоне даже есть отдельные игры и приложения, которыми можно занять себя.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Можно сыграть в «Чух-плюх» — пускай и минималистичный, но вполне себе классический «кликер». У него даже есть свои внутриигровые достижения, с которыми связана одна интересная деталь.

В играх для iOS-устройств к каждому достижению привязано определенное количество очков, показывающее его значимость и редкость. В «Чух-плюхе» же любое достижение оценивается в 0 очков, а за увлечение этой мини-игрой один из персонажей и вовсе будет порицать главного героя. Ну а ко всему прочему, «Чух-плюх» воспринимается как явная критика современных игровых трендов.

В жизни же у протагониста не осталось друзей, но он и не пытается завести новых. Он ни с кем не общается, но большинство персонажей отвергают его уже где-то на уровне языка тела, ещё до того, как он попытается заговорить. Всё, что у него осталось — работа, которая помогает оплачивать счета. Остальной мир будто бы противостоит главному герою и всячески пытается его сломить.

Даже если тратиться лишь на самое нужное, то счета всегда будут перекрывать заработок, оставляя баланс в минусе. Если заходить в местный «Тиндер», то заветный лайк получить невозможно. В игровой вселенной даже есть криптовалюта — «Чухкойн». Она растёт в цене при покупке и безбожно падает при продаже.

Но всё же основные события Mosaic разворачиваются за пределами квартиры главного героя. Совершив ежедневный утренний «ритуал», он отправляется на работу. Вот только трудится он не в простой фирме, а в мегакорпорации — то ли будущего, то ли из альтернативной реальности.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Выйти из дому — лишь полдела, нужно ведь ещё добраться до офиса. А для этого нужно дойти до метро, затем проехаться до нужной станции и так далее: каждый день игрок узнаёт больше о том, как герой добирается до работы. И каждая такая вылазка — фантасмагорическое приключение, которое двигает сюжет вперед.

Протагонист часто не выдерживает окружающего давления и при появлении трудностей сбегает в выдуманный мир. А всё это дополняет его буйное воображение и явный душевный недуг.

Если попытаться свернуть с привычного пути и пойти против потока людей, то жизнь главного героя ненадолго преображается. Можно найти застрявшего на дереве кота и помочь ему. Ну а если заглянуть в подворотню, то игрок попадёт в сквер, где на саксофоне играет уличный музыкант.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Каждое такое мини-приключение буквально привносит в игровой мир краски. Рыжий котик будет купаться в солнечных лучах, а одетый в яркую одежду уличный музыкант стоит на зеленой поляне и сам излучает добро и тепло.

В такие моменты главный герой как раз и подключает своё воображение. Он может представить как вокруг него рушатся небоскребы, открывая восход солнца. Или как он к этому же солнцу плывёт.

Психическая болезнь и желание забыться накладываются на суровость окружающей действительности, погружая героя в выдуманный сюрреалистический мир собственных проблем и переживаний. В какой-то момент он представляет себя в виде использованной жвачки, на которую всё наступают. Или же гиганта, шагающего по улицам города, но которого никто не замечает.

Всё это дополняется кинематографичностью, превращающей происходящее то в оптимистичный, то в депрессивный анимационный фильм.

В этом плане Mosaic похожа на What Remains of Edith Finch, которая творчески раскрывала психические проблемы многих людей.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Mosaic полна метафор, и какие-то из них изящны и еле заметны, а какие-то бьют прямо по лицу. Например, иногда чтобы продвинуться дальше, придётся поиграть с камерой — если не сменить перспективу, то и не удастся найти выход: явно же намёк на губительность зашоренного взгляда. Ну а на работе главному герою и вовсе приходиться раз за разом проходить мини-игру, которая по сути является метафорой всей его жизни.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Вообще всё, что можно увидеть в игре, либо двигает сюжет, либо как-то дополняет его: начиная от рекламных биллбордов и заканчивая даже логотипом Mosaic. Мало-помалу, но эта по-хорошему странная игра в итоге складывается в целостную повесть, идеи которой растут из творчества Франца Кафки и Джорджа Оруэлла.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Mosaic трудно критиковать как игру, ведь всё в ней выдаёт хитро устроенный социальный комментарий. Однако стоит отметить несовершенную техническую часть: главный герой может смело проходить через некоторые модели, а управление на сенсорных девайсах далеко не из удобных.

Но всё это легко поправимо и не сильно влияет на впечатления — к версиям для ПК и консолей, скорее всего, подобные претензии даже не возникнут. К слову, на ПК игра выйдет уже 5 декабря, а в следующем году и на консолях.

Симулятор депрессии: как Mosaic от авторов Among the Sleep говорит об одиночестве и безумии

Mosaic необычна и провокационна. Она рассказывает глубоко личную историю одного человека, не боится пройтись по современному обществу, культуре потребления и многомиллиардным корпорациям. Пожалуй, это одна из самых странных и смелых игр года, которой уж точно стоит уделить внимание.

Все поднимаемые её авторами темы уже не раз затрагивались в кино и литературе, однако игровая форма позволяет взглянуть на них по-новому, буквально прожить чужую жизнь.

И, конечно, на The Game Awards хотелось бы видеть Mosaiс не только в списке лучших мобильных тайтлов года, но и в номинации Games for Impact — как игру, затрагивающую социальные проблемы. Но увы.

8888
29 комментариев

Симулятор депрессииЗачем мне для этого игра, если все это есть в реальной жизни  

34
Ответить

Лучше разглядывать фотки в инстаграмме известных людей?

Я не бросаюсь в крайности, а хочу сказать, что грустные песни хочется слушать именно при плохом настроении. 

5
Ответить

Комментарий недоступен

25
Ответить

Ты ничего не знаешь о депрессии, если у всей твоей выскоуроневой пати не ехала крыша и не получала премию Дарвина

1
Ответить

По мотивам

13
Ответить

Зачем симулировать реальную жизнь среднестатистического человека? Я думал, что игры нужны для развлечения, отвлечения и развития жестокости.

2
Ответить

Сами по себе игры ни для чего не нужны. Создатели могут просто сделать игру про то, что их волнует, а интересующиеся люди поиграют. Это в целом применимо к любому виду искусства, а оно не обязано веселить, оно тебе либо интересно, либо нет. 

15
Ответить