The Mars Volta - Frances the Mute (2005)

Ровно 15 лет назад вышел второй студийный альбом TMV. Хороший повод вспомнить пластинку одной из самых знаковых прог групп нового века.

The Mars Volta - Frances the Mute (2005)

По "конспектам" незнакомца

Работа над материалом началась еще до выхода первого альбома "De-Loused in the Comatorium" в 2003 году. В частности, некоторые некоторые музыкальные партии из будущей работы были опробованы на концертных выступлениях группы, приуроченных к выходу дебютной пластинки.

Продюсированием, постановкой аранжировок и организацией сессий записи занялся самолично Омар. Лидер группы особо щепетильно относился к процессу репетиции: для максимального понимания его идей другими, он встречался с каждым участником один на один, и, обсуждая непосредственно его партию, музыканты медленно, шаг за шагом репетировали исполнение.

Традиционно для TMV, "Frances the Mute" - концептуальный альбом. Символично, что в основу концепции лег результат трудов уже покойного на тот момент Джереми Уорда - одного из основателей группы, скончавшегося от передоза в мае 2003 года. Важно понимать, что Джереми был не просто рядовым участником группы и звукорежиссером, а по настоящему идейным вдохновителем и генератором необычного, потустороннего звучания коллектива. В ранние годы, Джереми занимался конфискацией долгового имущества и в одном из таких рабочих случаев, при изъятии чужого автомобиля, он нашел чей-то личный дневник. Дневник не был закончен, однако Уорда привлекло содержание заметок - это были истории сироты, на протяжении жизни искавшего своих биологических родителей (сам Уорд так же рос не в родной семье). Так Джереми взял на себя обязанность закончить работу неизвестного автора.

Позже, при написании "Frances the Mute", участники группы размышляли над мыслями из дневника, они не были уверены, фейк это или нет, но с головой тонули в таинственных историях, пытались интерпретировать их по своему и поставить себя на место автора. По словам Родригес-Лопеса, это было "высшей формой вдохновения для нового материала".

The Mars Volta - Frances the Mute (2005)

С релизом же новой пластинки все пошло не совсем гладко: в декабре 2004, полная копия альбома была слита в сеть. От широкого распространения пиратской версии немного спас тот факт, рип был ужасного качества - 96 кбит/с MP3. Официальный релиз же состоялся 21 февраля 2005г в Европе и 11 февраля в Японии. Японская версия включала бонусный DVD с тремя лайв видео выступлений группы и сингл "Frances the Mute" (не вошедший в конечный альбом). Бонусную композицию я, кстати, услышал сильно позже и жалею, что не наткнулся на нее раньше раньше - благодаря атмосфернийшим звуковым манипуляциям и крутому вокалу Седрика, она ничуть не уступает другим трекам с альбома. Первоначально, песня должна была идти первой на будущей пластинке (последние пару минут служат переходом к "Cygnus....Vismund Cygnus"), однако после того, как лейбл отклонил вариант с двухдисковой версией альбома, трек пришлось выкинуть из основной обоймы.

Состав

Ядро коллектива со времен первого альбома не изменилось (не считая потери Джереми Уорда): естественно, это в первую очередь Омар Родригес-Лопес и Седрик Бикслер-Завала, а так же две другие ключевые фигуры - Джон Теодор (эхх, Омар, как же ты умудрился позже отпустить такого гениального ударника) и клавишник Исайя «Ikey» Оуэнс.

Помимо этого, к основному лайнапу присоединились басист Хуан Алдерет де ла Пенья (принял участие во всех последующих альбомах группы) и младший брат Омара - Марсель, заведовавший перкуссией.

Так сложилось, что рядом с The Mars Volta постоянно приходится вспоминать более звездных Red Hot Chili Peppers. Началось это еще с тех времен, когда TMV выступала на разогреве у Перцев и продолжилось с участием важных фигур легендарной группы в записи альбомов TMV. "Frances the Mute" в этом плане не стал исключением. Помимо Фли, свой вклад в данную работу внес и Джон Фрушанте, исполнивший соло на песне "L'Via L'Viaquez" (которое благополучно обрезали на официальном клипе).

Всего же в работе над альбомом приняло участие около 30 музыкантов. В этом плане "Frances the mute" - самый масштабный проект группы.

Немая Фрэнсис

Сказать, что музыка The Mars Volta сложна - значит ничего не сказать. Обозвать это просто прогрессив роком - тоже слишком просто, нельзя игнорировать в музыке Марсов ядреную смесь панка, джаза и латиноамериканских мотивов. Поэтому, если мне вдруг встретится темный человек, который не знаком с TMV и попросит коротко описать их творчество, то я скорее всего просто включу ему "Cygnus....Vismund Cygnus". Открывающая композиция 77-минутной "фантасмагории" как ничто лучше характеризует раннюю TMV: безумные перепады ритма, где спокойные ритмические отрезки лишь усыпляют внимание слушателя, чтобы потом вжарить по полной смесью богатого инструментала, а где-то между всего этого хаоса прорываются мелодичные вокальные партии Седрика.

Было бы странно отдельно не упомянуть "The Widow". Главное лицо-хит альбома, постоянный в тот момент гость радио и тв ротаций. Именно из-за этого хита массовый слушатель и обратил внимание на TMV. Пускай это и слишком банальный выбор, но я тоже не могу не выделить "The Widow", как одну из своих самых любимых песен группы. Первая и главная причина - вокал Бикслера-Завалы. Один из его сильнейших, по моему мнению, перфомансов. А, ну и еще тут есть соло Фли на трубе.

The Mars Volta - "The Widow"

Это настолько крутая в композиция, что даже самому Седрику, в поздние годы TMV, уже не хватало голоса для ее исполнения в лайве. Приходилось резать самые верхние ноты и видоизменять слова, чтобы сохранить гармоничное звучание. Ниже один из примеров таких выступлений.

The Mars Volta - "The Widow" (live - 2012)

Смысловой посыл текстов Омара и Седрика всегда колебался на грани между "несвязная чушь извилистых слов" и "цельная история, запрятанная в глубоком символизме". Так и применительно к "France the Mute" фанаты настроили множество теорий и интерпретаций альбома. Я лишь подведу общую черту под всеми версиями и для простоты отброшу религиозные и мифологические отсылки (на которых тут на самом деле построено многое), упростив историю до бытового уровня.

Итак, каждая песня (исходя из своего названия) посвящена какой-то конкретной личности в общем связанном рассказе. Всего их 5. Но начнем с предыстории: с некой Фрэнсис (Frances) - проститутки, которую изнасиловал священник, и в результате девушка забеременнела. Церковь с помощью шантажа потребовала аборт, однако Фрэнсис отказалась. Тогда священнослужители послали людей, чтобы убить девушку. В ночь убийства, Эльвия (L'Via), сестра проститутки, следовала за Фрэнсис и застала, непосредственно, сам момент покушения. Киллеры заметили сведителя и погнались за ней, оставив Фрэнсис умирать. Эльвия, тем не менее, смогла скрыться от преследователей, но в дальнейшем, с целью замести следы, ей приходится поменять фамилию с Vazquez на L'Viaquez. Жертве же, тоже каким-то образом удается выжить, она рожает и оставляет ребенка в приюте, а сама позже выходит замуж и в конечном счете становится вдовой.

Основная история начинается с Лебедя (Cygnus) - ребенка Фрэнсис. Повествование берет начало с того момента, когда ему исполняется 18 лет. Он, движимый мыслями найти своих родителей, покидает приют и отправляется на поиски ответов. Спустя 7 лет он начинает торговать и телом и наркотиками, а затем заболевает ВИЧ инфекцией. Помимо этого, судя по всему, он страдает глубокими психическими расстройствами: нетерпимость к насилию и изнасилованиям, неприятием своего мужского пола, раздвоением личности. ("Cygnus....Vismund Cygnus")

Будучи наркоторговцем, Лебедь обеспечивает веществами некую пожилую женщину. Но в какой-то момент она умирает от передоза. Выясняется, что этой женщиной была сама Фрэнсис (т.е. мать Лебедя). Однако Фрэнсис не сказала Лебедю правду (скорее всего не могла, так как была нема), и тот понятия не имел, кому поставлял наркотики. ("The Widow")

Затем Лебедь встречает Эльвию, когда та находится в бегах от церкви. Женщина рассказывает ему часть правды, вроде того, что видела покушение на его мать (точнее, нашла на месте окровавленное платье девушки) и раскрывает местоположения бабушки Лебедя - в Пуэрто-Рико. Лебедь предупреждает тетю, чтобы та была осторожнее, однако церковь в конце концов все равно ее настигает и убивает. Разъяренный Лебедь клянется отомстить за мать и тетушку и отправляется в Пуэрто-Рико на поиски бабушки. ("L'Via L'Viaquez"). Композиция исполнена на испанском, но в переводе, кстати, ее смысл вполне прозрачен, в отличии от остальных текстов группы.

В дальнейшем, когда Лебедь встречается со своей бабушкой - Мирандой (Miranda), у них случается эмоциональный диалог, в котором старушка рассказывает, как на протяжении жизни боролась с церковью и пыталась донести до народа правду о преступлениях против своей дочери и других девушек, но из-за влияния церкви и боязни перед репрессиями ее никто не слушал. Лебедь, который к этому времени уже начинает терять рассудок от злости, возвращается домой и выслеживает людей, ответственных за злодеяния против его родных. ("Miranda That Ghost Just Isn't Holy Anymore")

Теперь "Cassandra Gemini". 32-минутное безумие, как в музыкальном плане, так и с точки зрения смыслового подтекста. Трудно сказать, кто есть такое Cassandra Gemini на самом деле. Возможно, это сестра-близнец Лебедя, но я склоняюсь к более распространенной версии, что это альтер-эго самого Лебедя. Так вот, из-за злой личности Кассандры и ее манипуляций, Лебедь окончательно съехал с катушек и расправляется со всеми подряд - виновными и невиновными. Вообще, композиция очень красочно описывает, сколько крови у него на руках. Когда дело было сделано (а значит Кассандра добилась своего), альтер-эго рассказывает Лебедю, что Вдова была на самом деле его матерью. Лебедь осознает, что сам стал тем, против кого боролся - злостным насильником, на руках которого кровь невинных людей, и более того, что по сути погубил собственную мать. Предсказуемо, в конце концов он совершает самоубийство. ("Cassandra Gemini")

No there’s no light, no there’s no time

You ain’t got nothing, your life was just a lie.

Cygnus

Есть еще, любопытное предположение, что данная история циклична (и будет происходить с новыми и новыми людьми): на это намекает одинаковый рифф, который играет в конце "Cassandra Gemini" и начале "Cygnus....".

The Mars Volta - "Cassandra Gemini"

Еще один нюанс касательно "Cassandra Gemini": на цифровом и дисковом релизах песня была нашинкована аж на 7 отдельных треков (на стриминговых сервисах сейчас, естественно, в таковом виде и лежит). Так вышло из-за контракта с лейблом - без нужного количества треков он бы просто не посчитал "Frances the Mute" за полноценный альбом. Это конечно полный бред и Кассандра - строго единая композиция и никак иначе.

Успех пластинки

Альбом получил более сдержанные отзывы от музыкальных изданий, нежели дебютная студийная работа группы. Однако это не помешало TMV залетать во всевозможные музыкальные топы по итогам года, а спустя десятилетие пластинка не растворилась где-то в прошлом - она так и осталась однозначно одной из самой ярких работ на прогрессивной сцене нулевых.

В коммерческом плане ситуация относительно "De-Loused in the Comatorium" получилась чуть противоположная: альбом стартовал значительно успешнее (ворвался в чарт Billboard с 3го места, против 38го предыдущего альбома). Безусловно, "The Widow" - главная причина такого успеха. Сами же музыканты всегда довольно сдержанно относились к своей популярности и уж точно не стремились к массовости.

Думаю, мы стали привлекать кучу тупых людей из-за таких песен, как "The Widow".

Седрик Бикслер-Завала

Справедливости ради, по прошествии времени оба альбома выровнялись в продажах и к 2009 году кол-во проданных копий в США перевалило за 500,000 (на каждую пластинку). На момент последних доступных данных по проданным копиям (2010 год), это были два наиболее коммерчески успешных альбома группы. Пожалуй, это не случайно, учитывая, что 8/10 фанатов группы (сам считал, зуб даю) своими фаворитами выделят именно эти работы, а большинство критики дружно собрали на себя 3 последних альбома.

Однако Седрик с Омаром зачастую довольно категорично высказывались в ответ на распространенное мнение об их пике, который будто бы остался "где-то там" в прошлом, в историях о наркотрипе поэта или поисках Лебедем своей матери.

Мы здесь, потому что каждый раз пытаемся зайти настолько далеко, насколько только можем и просто супер, если тем самым выводим людей из себя. Вот почему я люблю "Kid A" (Radiohead), потому что это не очередной долбанный "O.K. Computer".

Седрик Бикслер-Завала
1313
3 комментария

Frances the Mute, а не France

1
Ответить

Упс, спасибо. Идиотская опечатка, привязалась ко мне )

Ответить

замечательный пост. очень люблю этот альбом.
но я читал, что сама песня frances the mute не вошла в альбом из-за общего хронометража (более 90 минут).

Ответить