Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Когда из дебрей краутрока вдруг вылезла группа Kraftwerk и явила человечеству альбом Autobahn, Германия стала, не побоюсь сказать, колыбелью электронной музыки как таковой. Нет, были конечно и до них попытки, но в основном это были сидящие в глубоком андеграунде шизики-авангардисты, неспособные или не желающие выдать продукт для широкой аудитории. И вот, в качестве своеобразного наследия тех старых добрых времен аналоговых синтезаторов и первых домашних вычислительных машин, в Германии существует очень мощная электропоп/битпоп сцена, коллективы которой продолжают вариться во всей этой эстетике. С самыми яркими из них, по моему мнению, я предлагаю вам ознакомиться.

Welle: Erdball

Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Несомненно, это самая авторитетная группа из всех представленных в этом списке, являющаяся, не побоюсь сказать, центром притяжения всей тусовки, о которой здесь пойдет речь. Основана в 1990 году (до 1993 под другим названием) Ханнесом Малецки ака Honey и Альфом Бенсеном ака A.L.F. (последний недавно к сожалению покинул группу по состоянию здоровья). В составе также всегда имеется две барышни перкуссионистки/бэк-вокалистки, которые с разной периодичностью меняются (моя вайфу среди них — фройлен Пластик, на видео 2 и 3 ниже — основной женский вокал). Странным образом позиционируют себя не как группа, а как радиостанция, выпускающая эфиры на носителях. Поют оды ретро-технике, технологиям и просто культуре 20 века, записывая ее на старых синтезаторах и древних компьютерах. Талисман группы — компьютер Commodore 64, практически на каждом альбоме есть трек, записанный только с его помощью и содержащий в названии отметку (C=64). Свой звук нашли не сразу, пытаясь на старте играть околоEBM, но с 95 года превратились в то, чем являются сейчас — развеселый битпоп с намертво застревающими в голове мелодиями и яркими выступлениями (которые, увы, практически невозможно увидеть за пределами Германии, так как Ханнес боится летать, а автобусом — далеко и долго). Также наплодили кучу сайд-проектов, из которых самый яркий из которых — Homo Futura (клип которого я даже пожалуй добавлю к приложенным видео) с вышеупомянутой Пластик.

Die Perlen

Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Дуэт, состоящий из Фердинанда и Кати, образовавшийся в 2000 году. Эти ребята нравятся мне наверное больше всех в этом списке. Слишком панковские для электропопа, скорее тяготеют к электроклэшу, но за счет минималистичности звучания, (по крайней мере по сравнению со всякими Alice in Videoland или Thermostatic), технических средств (коммодоры, синтезаторы и сначала очень немного, а на последнем альбоме намного больше, гитары) и участием в Die Funkhausgruppe (о которой речь еще пойдет ниже), в этом списке они на своем месте. До 2012 записали 4 великолепных лонгплея. Последняя активность — запись студийного лайва с новыми песнями (по моему мнению более слабыми, чем все предыдущее творчество) в 2015 году, которые так и не вышли ни на одном релизе, а в 2018 году группа окончательно умерла. Сейчас занимаются сольными проектами, которые настолько слабые, что мне с трудом верится, что это одни и те же люди.

Но не будем о грустном, имеющееся наследие бесподобно.

Sonnenbrandt

Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Трио из Гамбурга, состоящее из четы Сони и Джоджо Брандтов и Штефана Борнхорста ака Kpt_Korg. Записали всего один альбом в 2008 году. Про Брандтов сказать особо больше нечего, в деятельности помимо Sonnenbrandt они замечены не были, а вот Борнхорст — парень посложнее, обладающий серьезной коллекцией аналогового музыкального оборудования и не менее серьезной степенью задротства в обращении с ним, которое он реализует как Silicon Scientist.

И тем не менее, в этом тексте я пишу все-таки про Sonnenbrandt, а не про Silicon Scientist. Альбомы Борнхорста хороши, но им не хватает той изюминки, которой здесь стали Брандты — вокала Сони и мягких гитарных вкраплений Джоджо, которые идеально сочетаются с атмосферой легкой меланхолии, присущей музыке Штефана.

Hertzinfarkt

Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Трио, состоящее из Дианы Вернер и братьев Гейне. Очень мало информации и всего один альбом. Могу только сказать, что группа все еще существует. У этих главная изюминка — в вокале, у Дианы прямо таки завораживающий грудной голос.

Die Funkhausgruppe

Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Это разовый проект, но он обязан быть упомянутым. Своеобразная супергруппа, в состав которой вошли все, упомянутые в этом тексте выше. Итог сотрудничества — альбом Mono-Poly, который в принципе дает неплохое общее представление об этой музыкальной нише. В прилагаемом клипе вокалисты — Ханнес (Welle: Erdball) и Диана (Hertzinfarkt).

Достойны упоминания:

Grossstadtgeflüster

Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Изначально дуэт, а с 2008 года — трио, основанное в 2003 году Йен Бендер и Рафаэлем Шульцем. Довольно неровная группа. Изначально исполняли довольно бодрый, но не жесткий и не минималистичный, как у большинства представленных здесь групп, электропоп, который во время живого исполнения внезапно превращался в довольно зверский электроклэш.

В последние несколько лет, не иначе, как под тлетворным влиянием Deichkind, превратились в очень плохую хип-хоп группу. А няша-пухляша Бендер превратилась в брутальную алкобабу, но лучшие песни назад уже никто не заберет.

Silicon Scientist

Ретроградство? Как будто, что-то плохое. Немецкий электропоп

Раз уж текст разросся до того, что я уже и до Grossstadtgeflüster каким-то образом добрался, то я наверное должен вставить еще пять копеек про сольную ипостась Kpt_KORG. В общем, по настроению и технической реализации почти то же, что и Sonnenbrandt, но без гитары, с вокодерным на 95% вокалом и периодическим легким перекосом в сторону эмбиента. Вместо фото самого Борнхорста, которых в интернетах три с половиной и которое можно увидеть на фото с Sonnenbrandt, фотография с рабочего места.

Ну вот, собственно. Приятного прослушивания.

2727
10 комментариев

велле: эрдбаль вполне заебись для любого слушателя, а все остальное честно говоря стоит слушать только убежденным фанатам именно такого саунда. я себя к таковым причислить не могу, слишком уж много ограничений на звучание накладывает стилистика. обложка альбома sonnenbrandt, которую видно в роликах, передает привет обложке closer джой дивижна кстати

а вообще в германии абсолютно топовая и самая многочисленная в мире сцена приготненного синтпопа, вдохновленного дипи шмот, может когда-нибудь катану статью про нее

3
Ответить

Не согласен, что стилистика накладывает ограничения на звучание, это звучит так, как будто те же W:E и сами бы рады бросить свой Коммодор и Yamaha Portasound и перейти на условный GarageBand, но стилистика не позволяет. Колхоз - дело добровольное. Формирует звучание - да, ограничивает ли - ни в коем случае. Да и надо ли это расширение звучания именно этим ребятам (заголовок, да)? Kraftwerk в процессе миграции с аналогового звука на цифру по пути потеряли свою душу и превратились в ван-мен-кавер-бэнд на самих себя. 

1
Ответить

Как без NENA то)

Хаст Ду этвас Цайт фюр мих
Данн зинге их айн Лид фюр Дих
Фон 99 Луфтбаллонс 
Ауф ирем Вег цум Хорицонт

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить
1
Ответить

Так это и был жирный намек на Kraftwerk, только дизайн обложки они содрали не с Autobahn а с die Mensch Maschine/ the Man Machine.

1
Ответить

Спасибо, я остро чувствую потребность в таком.

1
Ответить