null

Tirill - скандинавская принцесса прог-фолка

Красота в искренности, сложное в простом, неприметность в натуральности.

Музыка Тирилль полна света и тьмы, от золоченых солнцем лугов до пламя костра, танцующего на деревьях в сердце сумрачного леса. Она одновременно современная и древняя, приземленно-естественная и неосязаемо-таинственная, светлая и печальная, глубоко эмоциональная и поразительно умственная.

Майкл Пайпер, Основатель лейбла "The Wild Places"

Тирилль Мон начала музыкальную карьеру в довольно раннем возрасте: еще будучи подростком она приняла участие в записи дебютного альбома "Ignis Fatuus" норвежской симфопрог группы White Willow в роли скрипачки. Продукт трудов еще совсем молодых ребят вышел в 1995 году и по итогу оказался отнюдь не "первым блином комом". "Ignis Fatuus", спустя десятилетия, можно считать современной классикой норвежского прога, а сама Тирилль до сих пор с теплотой вспоминает этот полет фантазии и мечты юных музыкантов.

Сольная же карьера Тирилль получила жизнь с альбомом "A Dance With The Shadows" в 2003 году. Тут уже девушка не ограничилась одной скрипкой и проявила свой многогранный талант мультиинструменталистки: от гитары до флейты и перкуссии. Композиторство и аранжировку во всех сольных работах Тирилль так же брала на себя. Пожалуй, именно плотную аранжировку и множество электронных элементов можно считать за визитную карточку дебютного альбома. Насыщенный, но по прежнему очень нежный звук, на долгие годы стал фундаментом музыки Тирилль и одновременно не утратил способности к эволюции с каждой новой пластинкой.

Камерный уют, изящество и что-то неуловимо глубоко личное в звучании пронизывают абсолютно все ее работы. Однако на деле эта камерность слегка обманчива: в дебютном альбоме, к примеру, приняли участие 17 музыкантов разного спектра. Даже вокал и гитару - центральные инструменты самой Тирилль (начиная со второго альбома), исполнительница не боится отдавать на откуп приглашенным артистам. Все потому что для нее нет в композиции какого-то определенного фокуса: будь то вокал или клавишные, все должно следовать единой натуральной природе звука.

После сольного дебюта у исполнительницы последовал довольно длительный перерыв - второй альбом "Nine And Fifty Swans" вышел в свет лишь в 2011 году. Он ознаменовал довольно важные эволюционные изменения в звучании: ушли электронные элементы, музыка приняла более акустическое направление, а сама Тирилль взяла на себя большинство вокальных и гитарных партий. Базисом для текстов песен же послужили стихи ирландского поэта У.Б. Йейтса, что и явилось первопричиной смены звучания: исполнительница стремилась к большей натуральности и схожести с кельтскими мотивами.

В целом, именно британский и американский фолк 70-ых ощущается как главный ориентир в творчестве Тирилль. Девушка при этом сама говорила о Нике Дрейке, как о своем важном источнике вдохновения. От себя бы еще упомянул Линду Перхакс (незаслуженно подзабытую!), как довольно близкую аналогию к этому натурально красивому фолку.

Итак, третий альбом 2013 года "Um Himinjǫður" добавил и в без того большой пазл творчества Тирилль еще несколько частичек: мифологическую тематику и местами даже готические настроения. А если целенаправленно искать приставку "прог" в творчестве исполнительницы, то стоит начать именно с этой пластинки, которая вобрала в себя как наиболее сложные аранжировки, так и гордое присутствие органа Хаммонда с меллотроном.

Финальным же аккордом (но очень надеюсь, что не последним!) в творчестве девушки на данный момент является альбом "Said the Sun to the Moon" 2019 года. По настроению, это пожалуй идеальное воплощение всей музыки Тирилль: меланхоличная струнная акустика под баллады про природу - именно с этим и хочется ассоциировать творчество норвежской принцессы.

Творчество Тирилль на всей протяженности своего существования соприкасается с прозрачными и натуральными вещами, такими как поэзия, мифология, природа, оно не работает строго в рамках жанра и не отсвечивает примитивизмом в своей душевности. Да, тут нет умопомрачительного вокала, эксцентричного репертуара и гламурных обложек. Лишь незамутненное искусство, построенное на противоречиях, но надеюсь, способное задеть еще кого-нибудь.

Ссылки: Spotify / YM / iTunes / Deezer

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Roman Sergeevich

Спасибо
Будем послушать

Ответить
Развернуть ветку
Jucolog

Ох, как душевно-то...
Спасибо за наводку!

Ответить
Развернуть ветку
Виктория

Автору спасибо за пост.
Музыку послушала - нежная и красивая.
Буду искать, буду качать!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shkom

Прослушано, одобрено.
Отлично звучат исполнения, где она поёт в соло - без какого-либо дуэта, бэк-вокала или обработки - голос красивый.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Gaykovich

а вот какой жанр например Malicorne?
а то я вообще не понимаю классификации музыки после 1980 года :)

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
 а вот какой жанр например Malicorne?

Классика прог фолка ;) Ну канешн если забыть их поздние работы, где они совсем опопсились. 

Ответить
Развернуть ветку
Boris Gaykovich

блин, напридумывали определений :)
раньше был просто арт-рок, и всем хватало, от Rush и Jethro Tull до Brian Eno :)

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор

Да с прогом действительно стало тяжело. Постоянно прям огромное поле для споров) Тут проще даже ориентироваться по периодам: бум на фолк-рок в Америке и Британии пошёл в 60ых, несколько раньше прога, а вот если речь идёт о группе из 70ых, играющей народную музыку с элементами рока, то с очень большой вероятностью там будут заигрывания с новомодным прогрессивом. Проблемы вот начинаются с современностью...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

было бы здорово, особенно после упоминания дрейка и перхакс, не путать прог- с чамбер-фолком, чтобы не отпугивать честной народ.
(ну или не притягивать)

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор

Да нет тут путаницы, ибо в данном случае нет какой то крайности: у Тирилль 50 на 50 работ с уклоном в прог и более традиционный чамбер. Приведенные аналогии не противоречит фолковой части артистки: Дрейковская гитарная акустика и вокальная часть Перхакс (ну лично моя ассоциация). 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

так аналогии не просто не противоречат, они почти исчерпывают звучание девушки. полторы секунды хаммонда не превращают типовую акустическую фею с приглушенным звуком и трехминутными песнями в harmonium, spirogyra или даже берта джанша. прог-фолк это вполне конкретные характеристики жанра и вполне конкретные вехи, здесь его по сути нет.

вот если бы вы вспомнили про британский гитарный жанр folk baroque с его ритмикой и переизобретением квазисредневековой атмосферы (грэхем и тот же джанш как пример), было бы куда интереснее - хоть это и не то же самое, что baroque folk. ну и chamber folk опять же толкуется достаточно широко, чтобы не плодить сущности.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
  полторы секунды хаммонда

Хаммонда на том альбоме не полторы секунды, а меллотрона и вовсе дофига.

 не превращают типовую акустическую фею с приглушенным звуком

О, этот надменный примитивизм, все как я люблю ;) (нет)

 в harmonium, spirogyra или даже берта джанша

Совершенно не понимаю, почему самостоятельная творческая единица должна превращаться в другие существующие имена. Я приводил аналогии для того чтобы яснее прочувствовать направленность артиста, а не просто поиграться с именами. Да, это явно не Harmonium и это не минус.

 прог-фолк это вполне конкретные характеристики жанра и вполне конкретные вехи, здесь его по сути нет.

Конкретные характеристики? Вот вы сейчас на очень спорное поле заходите, прям супер спорное. Аргументирую, почему я посмел отнести это к прогу: а) смешение электронного звучание с классическим на первом альбоме б) ритмический рисунок и структура композиций на 1-3 альбоме в) подход к аранжировкам и выбор инструментов (опять же больше применительно к 1 и 3 альбомам).
И да, мне очень интересно услышать про осязаемые вехи прог-фолка после 90-ых.

 вот если бы вы вспомнили про...

Да, вполне мог, но в данном случае это уже какая-то пустая игра в термины с умным видом.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

так вы же сами признаете ниже, что все выложенные треки совершенно вашего "прога" не отражают. самостоятельно пишете пассажи "меланхоличная струнная акустика", то есть ровно о том, о чем я. ирония в том, что даже там, где на альбомах перкуссия (легчайшая!) и меллотрон все же проскакивают, это почти всегда просто дрейковский singer-songwriter, дрим-поп или вкрапления акустического рока. ориентиры в эти моменты куда больше — осколки слоудайва, скандинавский инструментальный неофолк или этереальные autumn's gray solace, чем кто угодно из списка прог-фолкеров.

эти треки совершенно не про прог, в них нет длины, комплексных структур, синтеза жанровых экспроприаций, ритмических смен, на которые вы почему-то киваете, нет массы каких-то нетипичных инструментов, как комусовская пила. слой электронного звучания как признак прога это просто смех. открывашки с первого альбома — прог, по-вашему?

фея — это ничуть не унизительная характеристика, просто ее негромкий голос и довольно апатичные аранжировки четко отсылают ко всем таким же негромким и мило-аутичным жанрам, начиная с, да, камерного фолка в современном поп-толковании, заканчивая цепочкой выше.

что до современного прог-фолка, он действительно не мертв, но поразительно, что вы ищете его настолько не там, как будто понравившаяся артистка без этого тега хуже станет.
в первую очередь это джоанна ньюсом, конечно, во вторую куски мэтта эллиота и проекты поменьше вроде timbre — рекомендую, кстати, сравнить последнюю с тирилль, сразу всё поймете. да хоть поздняя белорусская троица, в конце концов. или можно от обратного вспомнить японский дуэт jack or jive, в свои "эпичные" моменты певица отдаленно смахивает на них — но никто и никогда не пытался этих японцев прогом называть.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
 так вы же сами признаете ниже, что все выложенные треки совершенно вашего "прога" не отражают.

Нет, я не писал, что "все". Тут есть как минимум "In Their Eyes"  с 3го альбома, который сам по себе чистейший прогрессив.  В остальном вы ниже вполне точно описали превалирующую часть исполнительницы.

 эти треки совершенно не про прог, в них нет длины, комплексных структур, синтеза жанровых экспроприаций, ритмических смен, на которые вы почему-то киваете

нет в скудном большинстве, который я привел в материале. Но раз - тут все же есть два трека с "Um Himinjǫður", два - это в целом несколько ошибочно по паре треков судить артиста и кидать от жанра к жанру.

что до современного прог-фолка, он действительно не мертв,

Я разве написал, что он мертв?) Совершенно так не считаю. Имел ввиду, что он сейчас очень размазан и в целом какие-либо "вехи" соверешенно не применимы.
Ну и блин, Джоана Ньюсом? Серьезно? А много ли у нее, простите, в принципе рок элементов в музыке, чтобы считаться прог фолком? Или виртуозная игра на арфе автоматически причисляет ее в жанр? Я ожидал услышать хотя бы Джуди Дайбл или Mostly Autumn, на крайняк наших Iamthemorning (чамбер, хоть и с опосредованным отношением к фолку. зато чистейший прог). Ньюсом блин... Для интереса проверил, ее даже на PA не добавили и это учитывая, что модераторы любят все подряд засовывать.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев
 А много ли у нее, простите, в принципе рок элементов в музыке, чтобы считаться прог фолком?

а, так с этого начинать надо было, что вы исповедуете сверхинтеллектуальный тезис с progarchives какого-нибудь: "прог-фолк — это поджанр прог-рока".

нет, это поджанр современного фолка (даже не фолк-рока). семидесятники инкорпорировали его элементы порой в свой фолк-рок, но это совершенно не превращает его в РОК изначально.

mostly autumn как фолк, господи иисусе.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор

Да, я именно с этой точки зрения смотрю на прог фолк.
Это просто две абсолютно разные ветви фолка и уже разные люди как обычно имеют разные классификации. "Прогрессивность" же еще упоминали задолго до этого при фолк ривайвле, это все имеет место быть, просто мне интересна больше прог рок составляющая.

 mostly autumn как фолк, господи иисусе.

Да, фолк у них по большей части фрагментирован, но наше непонимание друг друга опять же берется из того, что я ориентируюсь на прог рок.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

при чем тут ваша точка зрения к устоявшейся за десятилетия классификации? как разные люди, если они хотят разбираться в вопросе, могут иметь _разные_ классификации? какие еще две ветви? столько вопросов и никаких ответов.

понимаете, ваши джетро талл и прочие фейрпорты никогда не играли прог-фолк, они максимум заимствовали элементы этого уже существовавшего жанра в виде отдельных баллад и фрагментов (пресловутая флейта). даже какие-нибудь strawbs, уж на что работали с фольклором, играли по преимуществу всё же фолк-рок, уйдя потом в прог.

и забирая формально ту же приставку "прог-", прог-фолк совершенно не трогает при этом рок-элементы, это просто другая плоскость.

да, сюитность, комплексность, богатый инструментарий и синтез как творческий метод вроде бы остаются. но произрастают они из других зерен и толкуются в совершенно иных обстоятельствах — по цепочке восходя к сонграйтерам-ревайвлистам 50-60-х, идейным музыковедам-собирателям первой половины века, отдельным академическим композиторам, вдохновлявшимся этникой, — и в конечном счете к самой этнической музыке, ясное дело. рок тут не ночевал, его зарождение это абсолютно отдельная система со своей историей.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
  как разные люди, если они хотят разбираться в вопросе, могут иметь _разные_ классификации?

О, вы не представляете насколько легко. Те же прогархивы выдвинули свою, местами сильно отличающуюся от ранее принятой, классификации прогрессивной музыки, основываясь на все истории эволюции прог рока. Вы по моему упускаете главную суть: ни один артист не скажет "о, пойду ка я теперь бацать ПРОГ ФОЛК", есть определенный круг инфлюенса и есть его собственное видение. Все. Дальше уже другие люди с большими головами могут назвать это как угодно. Жанры придумали, чтобы людям было проще ориентироваться в многообразии музыки, а не чтобы умничать на фоне исторической справки.

  какие еще две ветви?

Это я условно так обозвал о чем вел речь: появление фолк рока 60-ых, и последующая его эволюция в прог-фолк в золотой период 70ых, и, собственно, то, про что пишите вы. Я просто рассматриваю именно первую часть, но совершенно не отрицаю существование того вашего исконного понимания прог-фолка. 
Еще раз: 1) такая точка зрения (с прог-роком) все же существует 2) я ее принимаю, банально потому что мне так проще ориентироваться и я больше заинтересован именно в рок составляющей

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

горохов тоже однажды выдвинул свою историю поп-музыки, только делает ли это ее чем-то большим, чем ироническим актом свободомыслия? нет, конечно.

и это вы упускаете ключевое: пихать рок в тот жанр, где ему нет места и никогда не было, просто неразумно и ни к чему не ведет изначально. я выше изложил причины. остальное — действительно игра в границы и предпосылки; но если уж мы жанровой системой пользуемся, то давайте делать это внятно.

ведь музыканты в принципе нечасто заморочены означением того, что делают, но от этого беснования большеголовых на прогархивс не становятся вдруг дерзким новым словом в музыкальной классификации. а не то айда теперь фаду, клезмер и дабке тоже роком назовем, а чего — в двух последних даже четкие ритмы есть!

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
пихать рок в тот жанр, где ему нет места и никогда не было, просто неразумно и ни к чему не ведет изначально.

Согласен со всем, кроме... главного тезиса. Т.е. абсолютно не понимаю, почему другие, более глубокие истоки прог фолка, которые не пересекаются с роком, запрещают мне именовать фолк-рок 70ых этим термином. Т.е. если взять, например, сильнейшую японскую культуру и оттуда J.A. Ceasar - потрясающие театральные рок оперы, чистейший авангард, но в котором целый слой этноса, японского фолка и энки - это, по такой логике, не имею права назвать прог фолком?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

ja в свой классический период играл попеременно экспериментальный психорок и авант-фолк. не прог-фолк ни разу, неа. у японцев в принципе фолк того периода почти всегда психоделический, так уж повелось. а это тоже разные ветви.

но если так нравится иметь ЛИЧНЫЙ зонтичный термин и лупить его на всё, где есть намеки и на любую этнику или даже просто акустику, и на структуру посложнее блюзового квадрата — на здоровье, конечно. только в материалы лучше всё же такое не пихать.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
 ja в свой классический период играл попеременно экспериментальный психорок и авант-фолк.

Ну вот вы сами уже упоминаете сильно граничащий с прог-фолком жанр (авант-фолк).

 и на структуру посложнее блюзового квадрата — на здоровье, конечно

Господи нет, вы не спровоцируете идти меня считать ритмы, лишь чтобы что-то доказать ;)  В материалах я руководствуюсь теми понятиями, которое короче и быстрее дают примерное понимание читателю. Я понял ваш поинт, конкретно сюда вставил многовато акустики, которая не дает полного представления об артисте, ок.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев
сильно граничащий с прог-фолком жанр (авант-фолк)

эхехе. вау. ива биттова, робби башо и леонид федоров сейчас вертятся аки дервиши, кто в гробу, кто на кухне.

ладно, давайте заканчивать, я понял, что корректные связи и термины вам не очень-то интересны. но девушек с гитарами приносите дальше, посмотрим.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор

Хмм, про Федорова и гитарных девушек это видимо какой то очень тонкий троллинг, который я не особо уловил :D Дальше буду видимо приносить только самый отвязно-православный симфропрог освященный самим Джоном Андерсоном, чтобы избежать этих бесконечных споров "шо прог, шо попса голимая" ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

не троллинг, а горькая печаль. эти трое музыкантов из числа самых заметных авант-фолкеров, и прог-фолк рядом с чешской авангардной скрипачкой, американским трайбал-примитивистом и, ну, федоровым — это такой sapienti sat для всего треда. вот и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
 открывашки с первого альбома — прог, по-вашему?

Тут кстати путаница возникла, про первый альбом, про который я говорю - его нет в материале (тут со второго я выкладывал).
P.S. за timbre спасибо, на первый взгляд годный материал, послушаю.

Ответить
Развернуть ветку
FTC

Тоже не понимаю при чем тут прог. Есть на мой взгляд у его любителей манера натягивать этот  маркер на все что нравится.
По теме - какой то унылый усредненный фолк без лица с невыразительных вокалом на английском. Еще и с ужасным акцентом.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Yushkov
Автор
 Тоже не понимаю при чем тут прог. Есть на мой взгляд у его любителей манера натягивать этот маркер на все что нравится.

Также как и у его небольших любителей есть манера мыслить шаблонами в отношении его критериев. Как вон Алексей выше считает, что каждый современный фолк прог британской манеры должен действовать строго по схеме какой нибудь Fairport Convention.
По сабжу, пожалуй, моя вина, что в материал вынес маловато композиций с прог уклоном, а первый альбом и вовсем не стал включать. Как я уже отмечал, у Тирилль где-то половина работ с прогрессивом практически не соприкасаются.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда
null