Juj

Juj

Однажды, на просторах сети, я нашёл настоящий бит-бриллиант. Дебютный альбом этого парня до сих пор в моём плеере и вряд ли когда-нибудь оттуда исчезнет.

Дело было ещё до нового года. Захотелось освоить новый язык программирования - Elixir. Видимо, я решил, что уже разобрался с тремя предыдущими, которые учил к тому моменту. Естественно освоение началось с прокрастинации. Таскание по youtube в поисках роликов, в которых мне будут рассказывать почему надо учить именно этот язык. К слову сказать, я до сих пор так и не добрался до его изучения.

Anyway. В рекомендациях к одному из видео мне предлагался небольшой документальный фильм про создание Elixir. Конечно, мне обязательно надо было его посмотреть. И вот где-то на середине ролика я слышу просто потрясающую музыку, от которой у меня спёрло дыхание. Какие-то невероятные переливы бита с колокольчиками и всё это с мощным перегрузом баса. Я тут же “зашазамил” творение. (оказывается есть расширение для Google Chrome, чтобы распознавать музыку на любой вкладке)

Трек назывался Mbira Spirit исполнителя Juj.

Это парень родом из L.A., который делает классные биты. Вышеупомянутый трек был представлен на его дебютном альбоме “Slack”, который был записан в далёком 2010 году.

Juj - Mbira Spirit

Можно было бы обозначить его очередным битмейкером, претенциозно играющим с электронными инструментами, но каждый его трек заставляет задуматься, копнуть глубже. Каждый раз вводит тебя в какой-то странный, сугубо интимный транс, который вообще-то присущ более “эмбиентному” звучанию, нежели hip-hop музыке.

Да, у нас тут в общем-то старый добрый hip-hop, над которым очень сильно поиздевался какой-то ребёнок с ножницами. Создаётся впечатление, что все треки порезаны, причём “по-бероузовски” - сначала порезаны в случайном порядке, а потом сложены в небольшие мелодии и зациклены. Треки “поломаны”, постоянно прерываются в разных местах, и кажется, что с твоим оборудованием что-то не так. Я несколько раз проверял свои наушники, прежде, чем понял в чём дело. Эта музыка заставляет тебя нервничать, потому что постоянно подвергает сомнению окружающую тебя действительность.

Что касается издевательством над hip-hop, то все эти “йоу”, “а” и прочие атрибуты этого направления также вставлены в случайном порядке и нагромождены друг на друга, будто кубики лего из разных наборов. Складывается подозрение, что окружающая его музыка настолько его раздражала, что он решил покромсать, склеить и сказать “Смотрите вышло не хуже”. А может даже и лучше.

Трек “Memories”, конечно же, компиляция музыки проигранной в обратном порядке. Воспоминания в музыке очень часто изображаются именно так. Но у Juj всё выстроено таким образом, что ты почти физически чувствуешь, как движешься в обратном направлении. В треке “Gravel” это ощущение становится объёмнее засчет более глубоких битов, которые в движении напоминают поток бурной горной реки, чем по сути и является время. С каждым повторением куска ты выныриваешь, чтобы глотнуть воздуха, но рано или поздно ты утонешь. Эта река забирает всех без исключения.

Juj - Memories

В треке “Insomnia” воспоминания встроены в состояние бессонницы, потому что когда не можешь уснуть ты возвращаешься в прошлое и проигрываешь в памяти, зачастую, самые неприятные или грустные моменты в жизни. В этом треке зацикленные куски, похожие на лучи предрассветного солнца, отлично передают эти состояния.

Возвращаясь к треку "Mbira Spirit", то в нём звучит, собственно, Mbira - щипковый ручной инструмент африканских народов. Не смотря на свой небольшой размер, Мбира звучит, как маленький фортепьяно и является настоящим национальным духом многих из этих народов. Обычно Мбира используется на религиозных праздниках в качестве аккомпанемента к басовым звукам национальных мелодий. Juj отправляет в плаванье Мбиру вместе с мощными перегруженными басами и битом, и сразу становится видно (слышно), что этот инструмент способен вдохнуть жизнь в любую мелодию. Настоящая находка для любого музыканта.
Звук Мбиры завораживает, а трек хочется слушать бесконечно.

При всей простоте, которая бросается с первых секунд прослушивания, это сложная музыка. Тяжёлая. Она неудобная. К ней сложно привыкнуть. Она заставляет скорее думать, чем чувствовать. Она заставляет вспоминать и анализировать. И тем ни менее сердце отзывается в момент, когда этот рваный бит уже перестроил часть твоих синапсов и, в конце концов, тебе хочется переслушивать каждый трек, потому что точно сможешь там найти что-то новое.

Через три года Juj выкатил новый альбом под названием “Walnut”. В нём музыка уже гораздо более зрелая. Видно, что все эти три года он продолжал постижение любимого ремесла. Более осмысленные треки. Более разнообразные и глубокие. Более спокойные. Здесь он уже тяготеет больше к “бристольскому” биту, что, скорее, комплимент для него. Но в этом альбоме нет той дерзости и желании сказать что-то мощное и необычное, как это было в “Slack”. Возможно, что с пришедшим профессионализмом уходит настоящая детская страсть.

После этого Juj уже особо не писал музыку. Он скорее стал лейблом, выпускающим других музыкантов. Обычный hip-hop и gansta-rap, не стремящиеся перевернуть всё вокруг. Второго Juj не появилось. По крайней мере, я пока такого не нашёл.

Ссылка на альбом Slack:

55
1 комментарий

Я понимаю о чём ты писал. И я рада, что ты это сделал.
Сначала я прослушала эти два трека из статьи, потом прочитала текст и снова прослушала их. Теперь слушаю бессонницу и новый альбом, пока пишу этот комментарий. Чтобы лучше понять то, о чем ты писал.
Я уважаю твою способность услышать и заметить. Самому найти и увидеть ценность, уникальность. Я живу именно так, и приятно встретить такого же человека, ищущего «своё».
Когда я нахожу произведения, которые меня потрясают, я думаю «боже, ради этого стоит жить и умереть». Иногда создаются удивительные произведения совершенно из ничего. Вчера этого не было, а сегодня есть. Подобные произведения искусства так близко приближают к осознанию существования человеческой души. Чего-то такого нематериального и прекрасного. В этом столько человечности. Кто может создать звуки, ритм, настроение, способные так сильно зацепить струны твоей души?
Всего навсего человек. И что-то есть в нём самом, в авторе. Складывается ощущение, что ему словно есть что сказать, но слова так ошибочно передают смысл, могут быть неверно истолкованы…да и зачем говорить? кому? и что? Ещё пара сотен слов, затерянных и забытых. Скажешь, а потом и сам становишься несогласен с самим собой. Слова так неточны. Чаще всего важно не то, что сказано, а то что чувствует говорящий. Мы хотим, чтобы понимали наши чувства, да и описать их мы не в состоянии. Наше отношение к чему-то, наши впечатления о чём-то. И словно бы он нашёл способ этим поделиться или от этого избавиться - он написал свою музыку. Эту честность мы и слышим. И моя бессонница точно такая же.

Ответить