Краткая история «фанеры»

Раньше во времена бетховенов и шопенов на концертах все пели живьем, ибо звукозапись еще не изобрели.

Одно из любимых моих исполнений - Элвис Пресли поет знаменитую Unchained Melody. Тут он незадолго до смерти, явно не в лучшей форме из за злоупотребления веществами, но ему как настоящему певцу и в голову не приходило открывать рот под фонограмму. И поэтому несмотря на огрехи получилось замечательно - эмоции через край.

С развитием звукозаписи дошло до того, что музыкантам вообще не стало нужды выступать - огромные деньги шли от продажи альбомов. The Beatles как исполнители были не на уровне и поэтому самые успешные их альбомы - чисто студийные, к тому времени они просто оставили концертную деятельность. К тому же на их альбомах участвовали и приглашенные исполнители, когда у битлов не получалось, приглашали музыкантов со стороны, например Эрика Клэптона для записи While My Guitar Gently Weeps.

Краткая история «фанеры»

Дальше - пошло веселее. В поп-группе Boney M из официальных участников группы в альбомах звучат только двое, а все мужские партии и иногда "женский" бэк-вокал подпольно исполнял сам продюсер Фрэнк Фариан из-за арийской внешности не вписывавшийся в афроамериканский имидж коллектива. "Вокалист" Бобби Фарелл произнес только одну фразу во вступлении одной из песен. Хотя справедливости ради, на концертах (кроме телешоу) Boney M пели живьем, что очень заметно, потому что голоса Фарелла и Фариана не похожи совсем.

Краткая история «фанеры»

Первопроходцем фанеры на концертах был, естественно, Майкл Джексон. Петь и одновременно дрыгать ногами очень трудно и он стал открывать рот под запись, ибо он как-никак король поп-музыки, а подданные бога попсы и так в восторге. И фанера пошла в массы - от стадионов до художественной самодеятельности. Петь живьем вообще перестали.

Краткая история «фанеры»

Но всех превзошел тот же Фрэнк Фариан, который создал успешнейшую, удостоенную "Грэмми" группу Milli Vanilli, которая никогда не выступала живьем, ибо вместо участников группы пели совсем другие люди. История раскрылась, был огромный скандал и прочее, но даже с учетом выплаченных через суд сумм недовольных обманом, проект все равно более чем окупился.

Краткая история «фанеры»

Раньше было весьма кучеряво - в период пика грамзаписи в конце 1970-х начале 1980-х даже относительно малоизвестные исполнители вроде Мит Лоуфа и Билли Джоэла продались такими тиражами, которые не снились самым успешным исполнителям до и после. Не говоря уж о Джексоне, весьма унылый альбом которого Thriller (пара хороших песен, а остальное балласт) взобрался по продажам на недосягаемую, думаю на века, высоту.

Но в уже в 21 веке произошло страшное. Из-за массовой доступности музыки через интернет продажи альбомов упали, и у музыкантов практически не осталось вариантов, кроме как вернуться на сцену, потому что на продажах альбомов уже не заработать.

Все вернулась на круги своя - певцы (за исключением неспособных от природы, вроде российской попсы и Бритни Спирс) опять стали петь живьем. Сразу стало ясно кто есть ху и возродился интерес к живому исполнению. Это очень и очень хорошо. Есть что послушать и что посмотреть, потому что живое исполнение несравнимо по впечатлению чем фанера.

Краткая история «фанеры»

P.S. Тут я читал отговорки что без фанеры никак на сборных концертах и телешоу, но это неубедительно. Потому что для певца достаточно микрофона, оркестр можно один на всех. Хотя и группы на сборных концертах как-то умудряются выступать. Пример - знаменитый концерт в память Фредди Меркьюри или постановка "Стены" Роджером Уотерсом в Берлине. Где несмотря на множество исполнителей живьем, безупречный звук.

Краткая история «фанеры»
55 показов
1.5K1.5K открытий
42 комментария

Реально ниочем. Ок про Бони М. было интересно, но нельзя тему было раскрыть несколько шире. Например написать подробнее про Битлов, или немного про скандал Milli Vanilli, я например, вообще про них не слышал (ну бывает, чо). Постепенно можно было бы перейти на тему современных исполнителей, ведь есть до сих пор те, кто выступает живьем, с полным составом музыкантов и подпевкой и есть те кто всегда дует под фонеру (нашей эстраде привет), можно было бы привести пару примеров когда на концертах исполнители фейлились (ну просто лола ради, не одним же потным Элвисом живем). Еще возможно стоило бы упомянуть что в Японии и Южной Корее фонера это вообще норма для всяких бойс\герлс-бэндов и там вообще на это всем плевать, так как люди в первую очередь приходят посмотреть на своих идолов. Там даже рок\металл исполнители под фанеру на концертах дуют. Чего уж говорить, тот же Тилль Линдерманн из Рамштайна после альбома Mutter начал под фанеру припевы на концертах дуть, так как певец-то из него хуже чем пловец и вокальные партии он тупо не тянул. И да, интерес к живому выступлению никогда у людей не угасал (если вы конечно не 12 летняя девочка из Кореи угорающая по очередному андрогину), Рок-фесты никуда не делись, да и всякие говно-Нашествия тоже. Я не собираюсь тут минусовать если что, и не потроллить зашел, просто немного критикую.

Ответить

Лично у меня, например, весьма обширные музыкальные вкусы, но если говорить о живых выступлениях то я скорее отдаю предпочтение студийным live-концертам.

Ответить

PREACH! Этот комментарий можно в статью добавить, так как он не меньше информации в себе несет.

Ответить

В давние времена фонограмма на музыкальных телешоу была нормой, под запись выступали даже Pink Floyd в конце 60-х. Связано это было не только со сложностью настройки аппаратуры, которая у каждого исполнителя своя собственная, но и с тем, скорее всего, что пространство студий, где проводились подобные шоу, попросту не годилось для живых выступлений. На моей памяти только New Order всегда играли вживую на программах типа Top of the Pops, хотя и они потом перешли на фонограмму, когда постарели. Некоторые группы в насмешливой манере обыгрывали необходимость играть под фонограмму - их участники менялись местами, обменивались инструментами прямо посреди выступления, намеренно пели мимо микрофона и т.д. Со временем фонограммой начали пускать только музыкальный аккомпанемент, а вокал можно было исполнить вживую, в этом плане легендарным можно назвать выступление Нирваны со своей Smells Like Teen Spirit на всё том же Top of the Pops.
Не могу утверждать наверняка, но на современных телешоу, как мне кажется, созданы все условия для качественного живого выступления. Сколько ни смотрел всех этих Джулсов Холландов и Стивенов Кольбертов, там всегда играют вживую.

Касаемо сборных концертов ничего сказать не могу, не интересовался. Сольные выступления безусловно должны быть живыми. Впрочем, тот же Уотерс в своём туре The Wall семилетней давности, согласно расследованию преданных фанатов, большую часть сета исполнял под фонограмму.

Ответить

Группе действительно труднее настроиться. Но у певцов вообще нет никаких проблем - взял в руки микрофон и пой сколько влезет.

Ответить

с подключением, сейчас вообще никто живьем-"живьем" не выступает
фанера - пережиток прошлого, в городе новый шериф - риал-тайм автотюн прямо с микрофона

Ответить

Автотюн тоже не все поправит в реальном времени. Только в определенных пределах. Фальш не исправит, это не вокодер.

Ответить