До Таллина далеко?

В этом посте вы узнаете кто такой Арво Пярт, и послушаете его произведение Für Alina в моем исполнении (если захотите, конечно). Что я знаю о Пярте? Ну типа, он эстонец. И один из любимых композиторов Анны Виленской. А еще?

Арво Пярт, собственной персоной.
Арво Пярт, собственной персоной.

Сопроводить запись исполнения текстом решил потому, что без него многим понять музыку Пярта будет непросто. Да и с текстом тоже.

Что я знаю об Эстонии (заходим издалека)?

Да вообще немного. Например, что оттуда писатель Оскар Лутс, две книги которого были прочитаны в подростковом возрасте несколько раз. "Весна" - просто невероятная про простоте и красоте описания повесть об эстонской школе, дружбе и вражде между учениками. "Лето" - те же, уже подросшие герои, со взрослыми заботами.

До Таллина далеко?

Еще я как-то работал в компьютерной конторе руководителем отдела сборки и ремонта ПК. И в моем отделе был топовый сборщик, и просто очень приятный человек Дениска Удрас. Эстонец, соответственно.

И он бесподобно рассказывал анекдот.

Едет телега по лесной грунтовой дороге. Из леса выходит мужик и спрашивает возчика:

- До Таллина далеко?

- Садись, недалеко.

Мужик сел, едут два часа.

- Отец, до Таллина то далеко еще?

- Нет, недалеко.

Едут еще три часа, мужик уже теряет терпение и снова спрашивает:

- Ну что там, до Таллина далеко?

- Таааа... теперь уже далекооо.

И вот эту последнюю фразу Дениска произносил с тягучим эстонским акцентом, какой никто больше, кроме эстонца, так не сымитирует. Оттого этот анекдот в его исполнении можно было переслушивать снова и снова, как добрую сказку.

Ну и общий стереотип, что эстонцы медлительный народ. Вот и все, что я знаю.

А чем там по Арво Пярту, спросите вы? И почему его обожает Виленская?

Виленская в целом уважает минимализм академического толка. И Пярт на этом поле несколько преуспел. Это признанный композитор, лауреат премий, заслуженный деятель искусств и так далее. Родился в 1935 году.

Он не примкнул ни к каким авангардным течениям или группам, и творил обособленно. Этакий Klaus Schulze, или Ричард Д. Джеймс (Apex Twin), или Squarepusher, только своего поколения. Со временем это привело с обретению авторского стиля tintinnabuli, основанном на двух голосах.

Что же касается произведения Für Alina ("К Алине"), то в названии, конечно, содержится отсылка к Für Elise Бетховена. Но непохожи они от слова совсем.

Впервые Für Alina была исполнена в Таллинне в 1976 году, вместе с шестью другими произведениями, после длительного подготовительного периода в жизни Пярта, как композитора. В этом концерте впервые был представлен его новый композиторский стиль, как раз "тинтиннабули" (от слова колокольчик).

Композиция написана в тональности Си минор. Ноты выглядят так.

Ноты Für Alina
Ноты Für Alina
До Таллина далеко?

Как мы видим, тут вообще нет никаких указаний размеры (3/4, 4/4 и так далее). На первый взгляд не совсем понятно, как играть. Но в этом и есть суть, композитор оставляет свободу для интерпретации произведения.

Единственное указание от него - в начале, по скорости. "Спокойно, в возвышенной и интроспективной манере".

При прослушивании может показаться, что музыка о какой-то любви с разбитым сердцем, или об угасших отношениях, но это не так.

Композиция была посвящена восемнадцатилетней дочери друга семьи по имени Алина. Семья распалась, и дочь уехала с отцом в Англию. Произведение, посвященное дочери, на самом деле было задумано как утешение для матери девушки, скучающей по своему ребенку. Его интроспекция вызывает в памяти яркий образ юности, отправляющейся исследовать мир.

Исполняется только интервалами (круто? пипец как круто!). Педаль нажимается и не отпускается до конца игры. Для создания неустойчивости и хрупкости используется диссонанс - интервал секунда (большая). Успокоение и гармонию приносит совершенный консонанс квинта (в виде интервала Фа# - Си). Вот такое творческое самоограничение для выдерживания стиля, которое привело к крутейшему результату.

Физик Карло Ровелли, рассказывая о своем интересе к этому произведению, описывает впечатления от прослушивания так: "кажется, что время остановилось". У меня возникает схожее ощущение при прослушивании.

Запись попила немало крови. Это пока единственное произведение, которое пришлось записывать 3 раза. (Сонатина Дамкомба - 2 раза).

В первый раз я записал и скинул на проверку Маргарите, моему преподу. Она сказала все ок, можно публиковать. Но я что-то решил переслушать, а так же посмотреть чужое исполнение.. и обнаружил такой свой факап, что был в шоке. Скинул Марго, она говорит да, не заметила, и самое интересное, что мы с Сашей (Александр Кутузов, лауреат и победитель музыкальных конкурсов, менеджером которого является мой препод) послушали вместе, и пришли к выводу что звучит хорошо.

На самом деле, ошибка не считается грубой и на концертах такое случается (и у нее самой даже было). Интересно, сможет ли кто-то заметить ошибку самостоятельно? Это видео не публиковалось на Ютубе, заливаю его с доступом только по ссылке.

Первая версия. Мегакосяк, но по своему звучит интересно. Как будто холодный балтийский айсберг избивают колокольчиком

В общем, недельку передохнул, и решил перезаписать все же. Так как пусть ошибка и не грубая, запись тем и хороша, что можно переделать без ошибок. Теперь препод проверяла с пристрастием, и заметила косяк в четвертом такте с конца. Вместо Ми в правой руке играл Фа-диез. Причем ошибка была устоявшаяся, я уже так выучил и считал, что играю правильно. А исправление меняет 4-й с конца так значительно. Всего одна нота, казалось бы.

Версия 2

Косяк в 4 с конца такте

Ну и наконец, правильное исполнение (ниже, последнее). Чтобы ощутить весь диапазон частот, лучше слушать в наушниках, так как динамик телефона или ноута передаст приемлемо только высокие. Купил крутой девайс для записи с рояля, по рекомендации одного комментатора, интересно - как вам звук?

Вот такая вот простая (выучивается за неделю), но непростая композиция. Минимализм глубокий и не уходящий в примитивизм, благодаря круто подобранным интервалам. Респект Арво Пярту и здоровья ему, 88 лет все-таки.

Финальный релиз с патчем третьей недели

Канал о музыке, играх, и личном - Телега

Youtube - только о музыке и игра на пианино. Планирую еще делать разборы, как сыграть какую-то композицию.

2626
22 комментария

Комментарий недоступен

2

Фига, я думал тут ваще никого не найдется кто его знает) красавчик, спасибо за подгон

1

Комментарий недоступен

1

Пост не читал но лайк ебану! Ты молодец

2

Ну и заебца чо) пасиб

А ещё его котирует Том Йорк и упоминает рядом в одном ряду с другими обособленно-самостоятельными композиторами. Кстати, рекомендую при случае ознакомиться с его микстейпами для, если не ошибаюсь, BBC Radio 6 - очень своеобразные подборки

1

Интересный факт, спасибо!