Майлз Дэвис в 10 альбомах

Хотел написать про 1 свой любимый альбом, но натолкнулся на статью про 10.

Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fopen.qobuz.com%2Fstory%2FT65I5RXD6FO7DFA5QHOZYLZ7PE&postId=3186999" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">qobuz</a>
Источник: qobuz

Тридцать лет спустя после его смерти Майлз Дэвис остаётся одним из величайших музыкантов своего времени. Его впечатляющая дискография прекрасно отражает его вечное стремление к поиску и экспериментам, а также демонстрирует, как его влияние выходит далеко за пределы джаза. Эти десять альбомов, выбранные субъективно из множества революционных работ, служат ярким тому подтверждением.

Birth of the Cool (Capitol – 1957)

Записанный в три сессии (21 января, 22 апреля 1949 года и 9 марта 1950 года), «Birth of the Cool» стал переломным моментом в джазе, отойдя от бибопа и проложив путь в новую эру. Возглавляемый Майлзом Дэвисом, которому тогда было всего 23 года, альбом заменил виртуозную спешку и неистовую энергию бопа на более медленный, тщательно выверенный, гармоничный и почти камерный джаз, который позже назвали «кул».

Этот стиль пришёлся по вкусу далеко не всем любителям джаза: некоторые критиковали его за определённую «холодность», связанную с влиянием классической музыки. Записывая альбом в разрозненные сессии, Дэвис собрал впечатляющий состав музыкантов: Ли Конитц, Джерри Маллиган, Джуниор Коллинз, Сэнди Сигелстин, Билл Барбер, Джей Джей Джонсон, Кай Уиндинг, Майк Зверин, Эл Хейг, Джон Льюис, Джо Шульман, Нельсон Бойд, Эл Макиббон, Макс Роуч, Кенни Кларк и Гил Эванс – все они внесли свой вклад в этот «бархатный переворот».

Miles Davis - Boplicity

Дэвис выбрал формат нонета, избегая больших оркестров и небольших ансамблей, чтобы подчеркнуть изысканные аранжировки Джерри Маллигана, Гила Эванса и Джона Льюиса. Современность и строгость этой музыки стали одними из величайших революций в истории джаза. Однако слабые продажи этого новаторского шедевра разочаровали Capitol, и лейбл не стал продлевать контракт с Дэвисом. В результате он подписал соглашение с Prestige.

Этот альбом стал одним из чудес, созданных знаменитым составом, позже известным как «первый квинтет Майлза». В него вошли саксофонист Джон Колтрейн, пианист Ред Гарланд, барабанщик Филли Джо Джонс и басист Пол Чеймберс. «Relaxin’» был записан 11 мая и 26 октября 1956 года (и выпущен в марте 1958 года) в ходе двух сессий, которые также породили ещё три шедевра: «Steamin’ with the Miles Davis Quintet» (1961), «Workin’ with the Miles Davis Quintet» (1960) и «Cookin’ with the Miles Davis Quintet» (1957). Этот альбом стал своего рода библией пост-бопа.

The Miles Davis Quintet - I Could Write A Book from Relaxin' With The Miles Davis Quintet

Энергия бибопа здесь кажется далёким воспоминанием — шесть композиций на альбоме состоят из тем, которые квинтет часто исполнял на сцене, и их студийные версии выполнены безупречно. Уровень репертуара поражает: здесь представлены великолепные мелодии от мастеров Бродвея, таких как Ричард РоджерсI Could Write a Book»), Джимми Ван ХейзенIt Could Happen to You»), Гарри УорренYou’re My Everything») и Фрэнк ЛессерIf I Were a Bell»).

If I Were A Bell - The Miles Davis Quintet

Квинтет Майлза использует эти сильные, популярные мелодии для создания захватывающих музыкальных взаимодействий. Например, соло Гарланда в «Oleo», Колтрейна в «If I Were a Bell» или тихий и проникновенный отрывок Майлза в «You’re My Everything» — всё это граничит с совершенством.

Особенно стоит отметить барабанщика Филли Джо Джонса, которого Майлз позже часто упоминал в своей автобиографии. «Филли Джо был тем самым огнём, который заставлял всё это работать. Он знал всё, что я собирался сделать, каждую ноту, которую я собирался сыграть. Он предвосхищал меня и чувствовал, о чём я думаю».

Milestones (Columbia – 1958)

Первый квинтет, но с дополнительным участником! Альбом «Milestones» был записан в студии Columbia в Нью-Йорке 4 февраля и 4 марта 1958 года и выпущен 2 сентября того же года. Шестой элемент, добавленный в состав, оказался ключевым, как позже объяснил сам Майлз Дэвис в своей автобиографии. «Моя идея заключалась в том, чтобы добавить блюзовую манеру игры Кэннонболла Аддерли в эту смесь и растянуть всё по времени. Я чувствовал, что блюзовые корни альт-сакса Кэннонболла в сочетании с гармонической, аккордной и более свободной манерой Трейна создадут новое ощущение, новый звук, потому что голос Колтрейна уже двигался в новом направлении».

Именно этот контраст между стилями двух саксофонистов стал искрой, из которой родился «Milestones». С Колтрейном, Редом Гарландом, Полом Чеймберсом, Филли Джо Джонсом и Кэннонболлом Аддерли Дэвис создал ещё один шедевр. Особенно ярко это проявляется в заглавной композиции, которая стала классикой и демонстрирует, как каждый из музыкантов нашёл идеальный тон. В этом треке Майлз освободился от традиционных гармонических ограничений, которые накладывало использование фортепиано. Вместо сложных прогрессий бибопа он ввёл чередование двух гармонических цветов, создав воздушную, минималистичную структуру.

Miles Davis - Milestones (Official Audio)

В кавере на «Straight, No Chaser» Телониуса Монка Дэвис исполняет продолжительное соло, которое одновременно расслабленное и вдохновенное — его неожиданные контуры напоминают извивающийся дым. Колтрейн тоже впечатляет своей игрой. В автобиографии Майлз отмечал, что этот альбом был для него особенным: «Мне нравилось, как звучала группа на этом альбоме, и я знал, что мы создали что-то уникальное. Трейн и Кэннон играли на полную, и к тому моменту они уже хорошо притёрлись друг к другу. Это был мой первый альбом, где я начал писать в модальной форме».

Miles Davis - Straight, No Chaser

Ещё одной любопытной особенностью альбома стал трек «Sid’s Ahead». На нём Дэвис сам садится за фортепиано, так как Ред Гарланд покинул сессию, разозлившись на замечание Майлза.

Майлз Дэвис в 10 альбомах

Kind of Blue (Columbia – 1959)

Многие называют «Kind of Blue» величайшим альбомом всех времён. И хотя на обложке изображено лицо Майлза Дэвиса, сам он никогда не скрывал, что этот шедевр модального джаза был построен вокруг игры пианиста Билла Эванса. Эванс, находившийся под влиянием Бада Пауэлла, Нэт Кинг Коула и Ленни Тристано, уже привлекал внимание джазовой общественности своими первыми двумя альбомами («New Jazz Conceptions» в 1957 году и «Everybody Digs Bill Evans» в 1959 году). Однако «Kind of Blue», записанный при участии саксофонистов Джона Колтрейна и Кэннонболла Аддерли, контрабасиста Пола Чеймберса и барабанщика Джимми Кобба, стал его настоящим триумфом.

Miles Davis - So What (Official Video)

Этот альбом ознаменовал отход от гармонически насыщенного хард-бопа в сторону модального джаза, который предоставил музыкантам больше свободы для творческой импровизации. Именно Эванс познакомил Майлза с классическими композиторами, такими как Барток и Равель, использовавшими модальные структуры в своих произведениях. Майлз также черпал вдохновение из модальных особенностей блюза. Вместе с Эвансом он разработал несколько основных тем, которые остальные музыканты впервые услышали в студии 2 марта 1959 года. Дэвис стремился запечатлеть спонтанность своей группы, и он настаивал на записи с первого дубля.

Miles Davis - Flamenco Sketches (Official Audio)

Это был первый раз в его карьере, когда он работал с пианистом, разделявшим его любовь к лаконичности, пространству и тишине. Например, финальная композиция альбома, «Flamenco Sketches», была написана Эвансом. Позже Майлз вспоминал: «Я влюбился в его игру. В его подходе была тихая энергия, которая завораживала. Звук, который он извлекал, был словно хрустальные ноты или сверкающая вода, струящаяся с чистого водопада».

Sketches of Spain (Columbia – 1960)

Майлз Дэвис, помимо своей постоянной инновационности, всегда удивлял выбором репертуаров, с которыми он работал. «Sketches of Spain» не стал исключением. Альбом был записан за три сессии — 15 и 20 ноября 1959 года и 10 марта 1960 года. После того как его саксофонисты Джон Колтрейн и Кэннонболл Аддерли покинули его группу, Майлз обратился к канадскому пианисту и аранжировщику Гилу Эвансу, с которым он уже сотрудничал на таких альбомах, как «Birth of the Cool» (1957), «Miles Ahead» (1957) и «Porgy and Bess» (1959). Очарованный «Concierto de Aranjuez», композицией, написанной в 1939 году Хоакином Родриго и которую он услышал в доме друга, Майлз решил построить новый альбом вокруг этого произведения, а также добавить работы Хейтора Вилла-Лобоса и Мануэля де Фальи.

Concierto De Aranjuez (Adagio) (master)

Безусловно, «Sketches of Spain», выпущенный 18 июля 1960 года, сам по себе стал классикой. Благодаря аранжировкам Гила Эванса «Concierto» превратилось в джазовую оркестровую композицию с ранее неслыханными музыкальными оттенками. Здесь воплощены тени андалузского фольклора, фламенко и музыкальные коды всей Иберии. В своей роли дирижёра/звукового режиссёра Эванс великолепно играет как с атмосферой, так и с драматизмом, а также с лиризмом мелодий. Пышность часто уступает место красивой чистоте звука. На фоне этой огненно-жёлтой атмосферы, этой уникальной интерпретации традиционной испанской музыки, Майлз Дэвис создал одни из своих самых красивых и поэтичных фраз.

Miles Smiles (Columbia – 1967)

Знаменитое второе квинтето Майлза Дэвиса… С 1964 по 1968 год трубач возглавлял одну из самых изобретательных и влиятельных групп своей карьеры. В её состав входили молодые виртуозы, которые впоследствии стали легендами: пианист Херби Хэнкок, саксофонист Уэйн Шортер, басист Рон Картер и барабанщик Тони Уильямс. Это квинтето записало альбомы «E.S.P.» (1965), «Sorcerer» (1967), «Nefertiti» (1968), «Miles in the Sky» (1968), «Filles de Kilimanjaro» (1969), «The Complete Live at the Plugged Nickel 1965» (1965) и «Miles Smiles», записанный 24 и 25 октября 1966 года и выпущенный в феврале 1967-го.

Orbits

Когда это второе квинтето было создано, Майлз Дэвис не был особо увлечён фри-джазом, и его цель состояла в том, чтобы бросить себе вызов и по-новому взаимодействовать с новыми участниками группы. Впервые его ансамбль стал настоящей командой, где все участники имели одинаковые права и возможности. Исчезает лидер, который говорит первым, за ним следуют соло его участников. Каждая импровизация в этом составе обладает дикой свежестью, где ритмы переплетаются, а последовательности с ритмичным свингом переходят в парящие интерлюдии. В общем, всё непредсказуемо.

Особенно это касается игры Майлза, которая оказывается в контексте изобилия изобретательности его музыкантов-соратников. Он спускается с пьедестала, чтобы быть на одном уровне с другими участниками, что позволяет ему создать интуитивный, чувствительный и по-настоящему «свободный» джаз. Авантюрный хард-боп, исполняемый здесь, основывается на тесном взаимодействии Рона Картера, Тони Уильямса и Херби Хэнкока. Освобождённые от любых ограничений, их захватывающие обмены идеями переопределяют роль ритм-секции, которая здесь не просто исполняет ритм, а становится центральной частью звуковой подписи этой потрясающей группы.

In a Silent Way (Columbia – 1969)

Джаз-фьюжн, джаз-рок, электрический джаз — неважно, как это назвать. Главное, что «In a Silent Way» принёс формальную революцию, но делая это спокойно и мягко, неторопливо. Этот альбом, состоящий из двух композиций по чуть меньше 20 минут каждая (по одной на каждую сторону виниловой пластинки), стал важным шагом для Майлза Дэвиса, который, шаг за шагом, вёл джаз к рок-музыке, отдаляясь от своих предыдущих авангардных экспериментов. Связующей нитью этого необычного путешествия стала электрогитара Джона Маклафлина, которая в сочетании с клавишами Джо Завинула (другого великого алхимика этого альбома), Херби Хэнкока и Чика Кориа создала уникальную атмосферу. «Играй так, как будто ты не умеешь играть на гитаре», — сказал Дэвис молодому британскому гитаристу, которого он открыл, когда тот был участником группы Тони Уильямса Lifetime. Озадаченный таким указанием, Маклафлин тем не менее сыграл несколько завораживающих фраз. Его грув с психоделическими оттенками стал идеальным холстом для Майлза, который, в свою очередь, создавал прерывистые фразы с характерной для него точностью.

Miles Davis - Shhh / Peaceful (Official Audio)

«In a Silent Way» вполне оправдано получило такое название, потому что именно пространство и молчание придают музыке её особенный характер. В поисках совершенства Майлза поддержал продюсер Тео Макеро, который потратил много часов, работая с записями сессий, создавая этот уникальный коллаж, влияние которого ощущается и сегодня.

Майлз Дэвис в 10 альбомах

Bitches Brew (Columbia – 1970)

Ритмическая работа на альбоме «In a Silent Way» определённо заложила основы для новой эры, но именно летом 1969 года произошло настоящее изменение. Майлз Дэвис замкнулся в студии с двенадцатью музыкантами, чтобы записать альбом, который стал культовым — «Bitches Brew», выпущенный в апреле 1970 года. Столкновение джаза, ритм-н-блюза, фанка и рок-н-ролла оказалось взрывным — таким, каким никто ещё не слышал. Это было как магическое шоу длительностью 90 минут, в котором трубач продемонстрировал свое понимание Хендрикса, фанка, рока, блюза и джаза. Эта открытость не всем пришлась по душе: молодежная аудитория оказалась не готова к сложности его электрического звучания, а пуристы считали, что Майлз продал свою душу дьяволу, обвиняя его в коммерциализации. Однако такие мнения вскоре показались нелепыми. Эта музыка была далеко от стандартного контента американских радиостанций и могла быть опасной для любопытных ушей.

Pharaoh's Dance (Audio)

Как и раньше, Майлз и его соратники часами импровизировали вокруг простых мотивов и аккордовых прогрессий, не имея заранее подготовленных аранжировок. «Это было как оркестр», — объяснил барабанщик Лэнни Уайт. «Майлз был нашим дирижёром. Мы носили наушники, чтобы слышать друг друга. На сессиях не было гостей, никаких фотографий. Всё записывалось вживую, без наложений. С 10 утра до 1 дня, три дня подряд». Маэстро дал полную свободу своим музыкантам, но время от времени на записи можно услышать, как он даёт указания. Его игра здесь гораздо более резкая — агрессивная, чем обычно.

Miles Davis - Spanish Key (Live at Isle of Wight 1970)

Вместе с неизменным Уэйном Шортером (саксофон), Дейвом Холландом (бас), Чиком Кориа (электрическое пианино) и Джеком ДеДжонеттом (барабаны) в записи приняли участие Джо Завинул, Джон Маклафлин, Ларри Янг, Лэнни Уайт, Дон Алиас, Жума Сантос и Бенни Маупин. Альбом также отличает его пост-продакшн: использовались лупы, эффекты, эхо-камеры и десятки коллажей. Работа была избыточной — Майлз и продюсер Тео Мачеро потратили часы на создание этого электрического взрыва. Композиция «Pharoah’s Dance» состояла из 19 разных элементов: пианист и барабанщик в правом канале, еще один пианист и барабанщик в левом и так далее.

«Bitches Brew» — это исследование возможного, далекое от традиционного джазового джем-сейшн, записанного за один дубль… Результат получился тёмным и завораживающим: это не просто рок, не просто фанк и не просто джаз. Это нечто совсем другое.

On the Corner (Columbia – 1972)

«On the Corner» — это альбом Майлза Дэвиса, наиболее тесно связанный с каноном фанка, и не только благодаря захватывающей обложке, выполненной карикатуристом Корки МакКоем. В студии, для записи этого альбома летом 1972 года, Дэвис собрал более пятнадцати музыкантов! Этот мощный ансамбль отражает шумиху вокруг нового музыкального направления. В центре композиции находится гипнотический бас Майкла Хендерсона, бывшего музыканта Motown. Вокруг него строятся слои звуков, создаваемые версией Майлза, которую мы редко слышим: убийственный белый шум (с использованием эффекта wah-wah на трубе), экзотическая перкуссия и марафонный фанк-драмминг (вдохновлённый «Cold Sweat» Джеймса Брауна, который время от времени цитируют на барабанах Билли Харт и Джек ДеДжонетт).

One and One

Это полное разрушение правил композиции, где гармония и мелодия отходят на второй план. Альбом представляет собой настоящий кладезь золотых звуков, например, знаменитый фильтрованный эффект wah-wah, созданный, когда Хендерсон подключает свой бас к педали Mu-Tron в треке «One And One». В своей автобиографии Майлз упоминает, что помимо влияния Джеймса Брауна и Слая Стоуна (которых ему представила его тогдашняя жена, фанк-артистка Бетти Дэвис), на него также сильно повлияли Орнетт Коулман и, в частности, композитор Карлхайнц Штокхаузен, у которого он учился использовать метод добавления и удаления как способ создания музыки. Это было важнейшей частью его искусства как за микрофоном, так и за пультом. «On the Corner», однако, оказался коммерческим и критическим провалом, и его гипнотические, повторяющиеся мотивы не получили должного признания при релизе в октябре 1972 года. Как всегда, Майлз был впереди своего времени.

Tutu (Warner – 1986)

Хотя поздний этап карьеры Майлза Дэвиса нельзя назвать самым продуктивным или художественно выдающимся, он пришёлся на пик его популярности. К этому времени он уже не имел ничего, что следовало бы доказать. Этот культовый трубач стал фигурой, которая была вне критики, и собирал аншлаги по всему миру. С его возвращением в музыку с альбомом «The Man With the Horn» в 1981 году до его смерти 28 сентября 1991 года в возрасте 65 лет, его электризующие записи всегда стремились быть отражением времени и демонстрировать молодых музыкантов. «Tutu», выпущенный в 1986 году, с великолепной обложкой (черно-белый портрет, снятый фотографом Ирвингом Пенном), стал одним из ярких моментов его последнего десятилетия.

Miles Davis - Tutu (That's What Happened - Live In Germany 1987)

В 1986 году Майлз покинул Columbia — свою почти всю жизнь родную студию, и подписал контракт с Warner. Это было началом нового музыкального эксперимента: ещё один проект, сочетающий джаз и фанк. Результатом стал альбом «Tutu», который отличался сотрудничеством Дэвиса с другим музыкантом — басистом Маркусом Миллером. Этот электрический басист, являющийся достойным преемником Джако Пасториуса и Ларри Грэма, создал современную музыкальную атмосферу, которая вернула Майлза в центр внимания. В этом альбоме синтезатор занял важное место, что придало звучанию характерный стиль 80-х.

Miles Davis (w/ David Sanborn) - Portia [1986]

«Моя первая встреча с Майлзом состоялась в 1981 году», — рассказывал басист спустя 20 лет. «Я провел два года в его группе, это было огромное счастье. Моя цель заключалась в том, чтобы уметь делать всё: писать, играть, продюсировать. В 1986 году Майлз записывался с Принсом, но это не удовлетворило его новый лейбл. Так что я продолжал писать и думать о нем. Он послушал мои демо и сразу сказал «Окей». В студии я был слишком ошеломлен, чтобы дирижировать им. ‘Ты должен говорить мне, как играть’, — крикнул он. И я сделал, как он сказал».

Miles Davis - Perfect Way (Miles Davis with Kenny Garret in Gasteig Philharmonie, 1988)

Кроме этих двух музыкантов, в записи «Tutu» приняли участие ветераны и музыканты-сессионщики, которые всегда с радостью приходили на сессию с Майлзом, такие как Джордж Дьюк, Омар Хаким, Бернард Райт, Михаил Урбаниак, Джейсон Майлс, Паулиньо да Коста, Адам Хольцман, Стив Рид и Билли Харт. «Tutu» стал идеальным саундтреком для середины 80-х — времени, когда синтезаторы правили, а костюмы были на два размера больше. На фоне этой сильно стилизованной атмосферы в стиле Miami Vice фразировка Майлза осталась такой же воздушной, поэтичной и вне времени, как всегда.

Майлз Дэвис в 10 альбомах

Плейлист:

By Marc Zisman, September 10, 2022

Больше информации о новой и старой музыке можно найти в блоге «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, просто перейдите на мой канал.

66
11
1 комментарий

Я долистал! Получилось!

Ответить