Слишком много музыки: хорошо или плохо?

Недавнее исследование Music Radar показало, что в один день 2024 года выходит больше музыки, чем за весь 1989-й (то есть 35 лет назад). И это не предел: по прогнозам, число песен будет лишь увеличиваться. Мы попытались разобраться, что всё это значит и что нас ждет.

Слишком много музыки: хорошо или плохо?

Упрощение процесса звукозаписи

Несколько десятилетий назад далеко не каждый мог позволить себе запись песни или альбома. Нужна была студия, специальное оборудование, инструменты и, наконец, много времени. Сейчас ситуация изменилась: в 2024-м любой человек может не просто записать и свести трек дома, но и самостоятельно выгрузить его на стриминговые платформы. Упростился и ускорился не только процесс создания музыки, но и процесс ее распространения.

Вот что говорит Уилл Пейдж, бывший главный экономист Spotify и британского музыкально-юридического агентства PRS for Music: «Больше музыки создается самими артистами, а это означает рост спроса на программное обеспечение для музыкального продакшна».

Интерес к написанию треков на компьютере действительно очень высок. В последние годы появилось множество курсов по созданию электронной музыки. Сейчас этим занимаются не только «специалисты» вроде Школы Антона Маскелиаде и Moscow Music School, но и крупные образовательные платформы вроде Skillbox или «Нетологии». Цены на обучение зачастую довольно высоки, но это никак не отражается на количестве желающих.

Слишком много музыки: хорошо или плохо?

В дальнейшем число музыкантов будет только расти: как подсчитала аналитическая компания MiDiA, в 2024-м это количество достигло 75,9 млн человек, что на 12% больше, чем в прошлом году. По прогнозам, в 2030 году число станет в два с лишним раза больше и достигнет 198,2 млн. Одна из причин роста — появление заметной прослойки «создателей-потребителей». Так уже было с Instagram (компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и TikTok: первая соцсеть значительно повлияла на индустрию фотографии, вторая — на индустрию видеосъемки. Аналитики считают, что музыка будет следующей сферой.

Предполагается, что появятся «повседневные создатели музыки»: сейчас многие (далеко не только профессиональные фотографы и видеографы) выкладывают в Сеть фото и ролики. По мнению аналитиков, это не просто скоро станет мейнстримом, но и вызовет «беспрецедентное расширение экономической воронки» среди создателей музыки. Это значит, что модель подписки на музыкальные сервисы никуда не денется — скорее всего, расходы только вырастут. Когда человек автоматически продлевает подписку, то для стримингов это фактически бесплатные деньги. Это очень привлекательная схема дохода: скорее всего, стриминговые платформы сделают всё, чтобы удержать ее подольше.

Слушают тоже больше

Цифры увеличиваются не только с одной, но и с другой стороны. Возросшие стандарты легко отследить по стриминговым сервисам и YouTube. В 2008 году клип Аврил Лавин «Girlfriend» стал первым роликом, набравшим 100 млн просмотров. В 2012-м «Gangnam Style» Psy стал первым клипом-миллиардником. Сейчас популярность YouTube как музыкальной платформы сильно снизилась, но в любом случае уже никого не удивить даже миллиардом просмотров, не говоря уже о 100 млн.

В 2018-м песня Эда Ширана «Shape of You» преодолела порог в 2 млрд прослушиваний на Spotify, чего ранее не удавалось ни одному треку. На сегодняшний же день 2 млрд стримов не хватит даже для того, чтобы попасть в топ-100 самых популярных песен сервиса. По данным на 1 ноября, у Spotify 626 млн активных пользователей. Для сравнения: еще пару лет назад, в 2022-м, эта цифра составляла 433 млн человек.

Слишком много музыки: хорошо или плохо?

Spotify ушел из России, но другие сервисы чувствуют себя неплохо. По недавнему исследованию компании GfK, почти половина жителей городов пользуется подписками на музыкальные стриминги. В 2022-м этот показатель составлял 37%, в 2023-м возрос до 42%, в 2024-м прибавил еще 5% и достиг 47%. 72% опрошенных слушают музыку в интернете как минимум раз в неделю, что говорит о высоком уровне вовлеченности. Наиболее активные меломаны — самые молодые, в возрастной группе от 16 до 24 лет. Самыми популярными платформами стали «Яндекс Музыка» (26%), «VK Музыка» (14%), «МТС Музыка» (4%) и «Звук» (3%).

Об активности слушателей говорит тот факт, что российские артисты показывают результаты, сравнимые с иностранными. 28 ноября «VK Музыка» подвела итоги 2024-го: выяснилось, что рэпера Macan в 2024-м включали 950 млн раз, из которых 280 млн пришлось на альбом «I Am». Басту отметили за 20 млн уникальных слушателей: это меньше, чем число слушателей Эминема или Кендрика Ламара на Spotify, но больше, чем, например, у Machine Gun Kelly.

Век информации

Не стоит забывать, что сейчас в принципе стало очень много контента и, соответственно, данных по нему. Благодаря интернету стало проще и поделиться информацией, и получить ее. 35 лет назад и собрать данные, и отслеживать новые релизы было куда сложнее.

Самый продаваемый альбом всех времен и народов, «Thriller» Майкла Джексона (1982), имеет тираж в 70 млн экземпляров. Понятно, что реальные цифры куда больше, ведь в продажах учитываются лишь легальные экземпляры, а не пиратские. И всё равно это кажется скромным на фоне стриминговых цифр того же Джексона: 1,7 млрд просмотров клипа «Billie Jean», 1,1 млрд «They Don’t Care About Us» и «Beat It», по 1 млрд у «Thriller» и «Smooth Criminal». Само собой, включить трек или видео намного проще, чем купить пластинку или диск. Среди этих цифр явно есть повторяющиеся — многие ставят любимые песни десятки, даже сотни раз, но не покупают альбом по десять раз. С другой стороны, это показатели лишь одного YouTube — и даже на нем та же «Billie Jean» выложена еще в нескольких вариантах (аудио с 13 млн стримов, лирик-видео с 29 млн просмотров, многочисленные лайвы-миллионники). А еще есть Spotify, Apple Music, Deezer, Tidal, Qobuz и другие менее известные платформы.

Слишком много музыки: хорошо или плохо?

Упростился и процесс прослушивания музыки. 35 лет назад (и даже 20–25 лет назад) выбор был ограничен: можно было включить радио или телевизор либо пойти за альбомом в магазин. Но на радио и ТВ песни звучали не тогда, когда этого хотелось слушателю, а по расписанию, составленному программными директорами. Купить любой альбом тоже не получалось: что завезли в ближайший магазин, то люди и слушали. Зачастую это сказывалось на качестве материала: артисты вкладывали все силы и средства в синглы, чтобы превратить их в хиты, добивая остаток треклиста филлерными номерами. В эру стриминга этот ход уже не прокатит: чтобы альбом лучше продавался, нужно, чтобы его слушали целиком, а не только несколько раскрученных песен.

Век конкуренции

В эпоху, когда индустрией правили радио и ТВ, попасть в центр внимания было тяжело. Однако если уж человек становился известным, это длилось достаточно долго. Сегодня ситуация противоположная: получить первичную славу относительно просто, а удержать ее тяжело.

Даже сейчас число треков огромно, в будущем их станет еще больше. Думаем, это не случайность, что в Сети вирусятся не столько сами песни, сколько их короткие фрагменты (часто с танцем или другим популярным трендом). Музыкальные клипы переживают не лучшие времена: короткие рилсы заменили их почти полностью. Средняя длина композиций тоже уменьшилась и может в дальнейшем стать еще меньше. Чем короче трек, тем проще его сделать и тем больше треков можно включить в один альбом.

Если песня завирусилась в TikTok или рилсах, это вовсе не гарантирует долгую, настоящую, серьезную славу. А это значит, что, возможно, списывать со счетов старые правила индустрии несколько рановато. Для того чтобы стать по-настоящему востребованным музыкантом, нужно не только светиться в чартах, но и собирать залы. У артиста должно быть достаточно большое количество слушателей, готовых не только включить его хит на стриминге, но и заплатить деньги за билет на концерт и выкроить время на поход. В то же время доступность музыки (как ее создания, так и потребления) открывает больше возможностей для независимых исполнителей: артисту проще достучаться до слушателя, а слушателю — узнать о его альбоме или песне.

Музыкальная индустрия менялась бесчисленное количество раз, но всегда не просто выживала, а возвращалась живой и даже посвежевший. Может быть, кого-то и пугают новые тренды, нам же кажется, что они предвещают нечто новое и очень интересное.

44
7 комментариев

Музыки можете быть и в сотни раз больше, но категорию «classic rock» это никогда не сдвинет с пьедестала

3
2

ну АКаДаКа это конечно хорошо, но явно не пьедестал даже в своей же категории)

Тут всё, как с игровой индустрией. В силу упрощения процесса создания контента годноты появляется больше, но в процентном соотношении меньше.

Если «слишком», то это уже плохо. С лишком, т.е лишнее

А прицепите заглавную картинку к посту, так покрасивше будет.

1989 был провальным годом, зато в следующем 1990-м вышло какое-то неебическое количество убойных альбомов

Слишком много музыки: хорошо или похуй?
Похуй.