Музыка-2018: любовь и ненависть

Но с максимальным упором на любовь, конечно

Ну, дамы и господа, даешь веселую возню под эгидой итогов года, пока у всех есть время на это безобразие?

Многие, кхм, исполнители, чьи былые заслуги нам дороги, в этом году толком не зажгли, от Трента Резнора до Кати Шилоносовой (простите, Катя, вообще вы хорошая). Многие другие, от Хекера до Хопкинса, слишком очевидны и всё равно попадут в кучу топов.

А это внутренняя пасхалка, кто отгадал без гугла, тот умница
А это внутренняя пасхалка, кто отгадал без гугла, тот умница

Поэтому давайте пренебрежем очевидными, банальными, сто раз виденными именами — и побеседуем по-свойски: почему это хороший год для всех, кто не просто ютубчик листает, и где свежая кровь заструилась на поверхность конкретно для вас.

Описать эту лопоухую, но честную затравку можно привычной формулой «я начну, а ты продолжи». 3 (три) главных, 4 (четыре) важных, немного веселой возни и пользительная россыпь напоследок. Где-то акцентированы треки, где-то просто альбомы. Ссылки в названиях.

И будет здорово увидеть в комментариях, помимо не самой очевидной, но обязательно интересной музыки, еще и мнения, тезисы, крики радости, вопли ужаса, любую неанглоязычную музыку, авангардную дичь, славное гейское диско, что угодно с арфой, что угодно с челестой или, на худой конец, снобистские стоны — но тоже обязательно искренние и с пылом, с жаром.

И, как водится, music is the only argument that sounds.

80-летняя смуглая бабуля записывает альбом арт-панка (арт-панка, чуваки, арт-панка) с мощным влиянием родимой MPB (ее второй волны, если точнее), джаза, мат-рока, арт-попа, синт-попа и чего еще только не.

А, и это после 60-летней карьеры, да.

Я искренне люблю множество певчих женщин, от очевидных Буш и Нико до неочевидной Лхасы; но в этом году горячо поцеловал бы руку именно безумной и грандиозной сеньорите Суарес.

Фламенко новой школы попало здесь в передрягу: первый трек вдруг сверлит конкретной музыкой, второй расплывается дымом, само фламенко быстро проезжает сквозь третий и продолжает по-ископаемому прятаться в этом причудливом альбоме, массивном и при этом рассыпающемся на комнаты в отеле, где найдется место даже дворовой песне, даже карнавальным семплам, даже индастриал-перкуссии.

Тем самым молодой испанец как бы вступает на путь Тима Бакли с его поэтической деконструкцией, но при том еще и чувствует груз преемственности на родной земле — возможно, поэтому на обложке он так гордо косплеит престарелую оперную глыбу.

Хотелось бы покидаться громкими словами про «трек года то», «трек года сё», но [пока] ладно. Трое славян с богатым опытом на стыке джаз-фьюжна и бойкой академки решили забраться еще и в русский фольклор, для чего поставили в новое название слово «трактор» (ну, логично).

За полчаса они выворачивают наизнанку пару народных песен, четыре квазинародных и ногу слушателя, который пяточкой всё еще отбивает ритм «Макария». Выверенная, веселая, многоразмерная, безудержная, искренняя штуковина.

Шабака Хатчингс — наверное, самый интересный сейчас человек в Великобритании (да, даже интереснее той американской принцессы и этого бородатого колдыря из Idles). Последовательно, альбом за альбомом, проект за проектом, он отвоевал себе право делать свою музыку одновременно сердитой по заветам Малькольма Икс, стучащейся в ограничения по заветам Лукаса Поупа и танцевальной по заветам целого континента. Туба, саксофон и четыреста барабанщиков — вот и весь инструментарий, но выжимают здесь из него минимум на саундтрек к «Королю Льву».

И если этого мало, в тексте последней песни есть прекрасная фраза “Who raids the shop and leave the loot behind?” (уж точно не мы).

Лучший дроун-фолк за последнее время, уж поверьте любителю этого расползающегося вибрирующего месива. Швейцарский, но собран и записан по всей Южной Европе и еще немножко в Боливии. Заползайте поглубже и пощупайте, какой шершавенький.

Кореянка, умеющая исключительно красиво дуть в маленькую, но звонкую флейту и в гигантский готический скворечник, он же губной орган, да еще с умом использовать пару азиатов и одного белого дяденьку.

Из всего этого и особенно из понятной нам урбанистической тоски она плетет выдающийся пост-минимализм, прошитый фолк-нитями и огнями города внизу.

Заглавный трек, взрывающийся в середине ревом левиафана из той самой флейты, — главный инструментал года для меня.
(теперь бананов... тьфу, теперь и в красивой лайв-записи)

Мускулистая лысая черная женщина целиком перепевает классический альбом Talking Heads, спихивая его еще сильнее в афробит (и правильно). Все пляшут и смеются, а для чего еще музыка-то нужна. Пестрый повод приобщиться к классике для самых маленьких.

(А с еще бОльшим удовольствием я бы посмотрел, как она переделает Psycho Killer, конечно.)

§ Ансамбль хоббичьей песни и орочьей пляски Summoning что-то выпустил в 2018-м, вот умора (но вы про рассвет-то послушайте).

§ Кто-то свой метал валяет в грязи плантаций, передирая концепцию прекрасной группы Algiers (Zeal and Ardor — Stranger Fruit), кто-то изящно полирует смычком (A Forest of Stars — Grave Mounds and Grave Mistakes), но метал всё равно не хочет смешиваться с добавками как следует, глупенький. Хотя FoS зашли по пути внятного межжанрового сращивания гораздо дальше многих, отдадим им должное.

§ Кого было приятно встретить с распростертыми после долгой разлуки, так это Андре 3000, Элвина Люсьера и особенно Шэгги Отиса. Жалко, что мужчины тихо состарились и обнять в ответ им было нечем. Особенно Шэгги Отису.

§ То, что сегодня выдают за пост-панк, ввалилось в двери, сплюнуло по одной прилипчивой песне и поминай как звали.

Preoccupations — Espionage
Idles — Colossus

Теперь кратко, тезисно, с разбором, на пальцах и без разбора — хорошие универсальные альбомы для жизнелюбивых девчат и пацанов:

  • молодая и уже великая басистка с самыми упругими струнами и самым шелковистым афро (хотя в 2016-м вышло еще лучше): Esperanza Spalding — 12 Little Spells
  • разрисованные золотом афрохиппи наносят повторный удар (хотя в 2016-м вышло еще лучше): Golden Dawn Arkestra — Children of the Sun
  • престарелый гуру спиричуэл-джаза, современник жены Колтрейна, теперь еще и с щепоткой регги (хотя в 2016-м... не, стоп, тут уж точно не хуже): Idris Ackamoor & The Pyramids — An Angel Fell
  • голландские эксперты по ПЛОТНОМУ панку с разными приставками, духовные собратья коллектива Chumbawamba по другую сторону пролива, ибо точно так же не переставали меняться: The Ex — 27 Passports
  • утонченные москвичи делают вид, что вместо Шуфутинского до сих пор жив Вертинский, а в небе солнце не заходит (и правильно делают): Mediterranean Deconstruction Ensemble — Day De Senar
  • главный австралийский горлодёр из группы Drones всё никак не заткнется, к счастью: Tropical Fuck Storm — Laughing Death in Meatspace
  • у Фелы Кути много детей, и все молодцы; вот этот ломовой бугай — это младшенький: Seun Kuti and Egypt 80 — Black Times
  • юный южнокорейский оппозиционер (нет, правда!) в благодарность за «Троицу» подогнал мне их локальный хит сезона, прибрежный дрим-поп, аж ветер заглушает: Mid-Air Thief — Crumbling
  • неспящий Киану Ривз из смурных сверхпрогрессивных коллективов показывает Стивену Уилсону, как надо арт-сольники со струнными записывать: Toby Driver — They Are the Shield
  • техничный сказ о том, как марсиане терраформировали-терраформировали да не вытерраформировали: Korridor — End of Cycle
  • привет из прошлого всем, кто до сих пор следит за обоими этими усачами (я вот всегда буду): David Eugene Edwards & Alexander Hacke — Risha
  • наш (то есть ваш) ответ всему и сразу, знайте их, любите их: Dvanov — Дванов

И точно-точечно надо бы отметить саундтреки:

• Гринвуд массирует сердце нежной неоклассикой в фильме про грибы, материю и то, как перековать агапэ на эрос:

• личный композитор Шазелла успешно учится писать музыку к блокбастерам; особенно щемяще выходит прибытие:

• рановато, увы, почивший Йоханссон напоследок утирает нос вялому, рыхлому телу синтвейва; особенно щемяще выходит отправление:

Но вот приятное баловство подошло к концу; пора и на вашу долю что-то оставить. Спасибо за потенциальные рекомендации ниже, пожалуйста за кинетические рекомендации выше.

Так что же в этом году искренне, до слез и смеха любили вы?

2424
41 комментарий

Из перечисленного слушал только Idles и полностью согласен с характеристикой - кроме запоминающегося Collosus на альбоме нет ни одного интересного трека.
Мой же список на данный момент выглядит примерно так.

2
Ответить

на кавере юрингера на кейт буш я бессовестно ржал, это было исключительно странно, но всё же хорошо.
а у итальянцев эту песню часто переслушивал, и в целом вышло первый раз неплохо со времен жиголо, да.

Ответить

Лучший пост раздела с момента появления раздела.

2
Ответить

Каким отвратительным языком написана статья об отличной музыке.

2
Ответить

пыла-жара не вижу!

Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=luq8QBwVR5I
Не так много музыки слушал в этом году, но этот альбом отличный, на мой взгляд.
Sons of Kemet так вообще бомба.

1
Ответить

у меня к жаару смешанные чувства, не хватает жизни, всё время кажется, что это просто он смазливый и в струю попал.
единственный раз, когда он выступил грандиозно, это, по-моему, удлиненная paper trials с джемом в конце.

1
Ответить