реклама
разместить

Накрутка по-современному: пэйола и искусственные хиты в эпоху стримингов

Верите или нет, но многие песни вовсе не так популярны, как хотелось бы их создателям. В былые времена существовал феномен пэйолы — платной ротации на радио или ТВ. Теперь индустрией правит стриминг: казалось бы, накрутки ушли в прошлое. Как бы не так — шоу-бизнес быстро придумал новые правила игры. Рассказываем, какие же именно.

Накрутка по-современному: пэйола и искусственные хиты в эпоху стримингов

От радио к Spotify

По сути, мало что изменилось. Раньше рекорд-лейблы (разумеется, неофициально) платили радиодиджеям определенные суммы, чтобы песни их подопечных чаще ставили в эфир. Эта практика до сих пор существует, хотя и не в таких масштабах. Да, в нынешнюю эпоху радио потеряло свои позиции, но не сдало их окончательно. Многие, особенно водители автомобилей, до сих пор часто включают его. Радиочарты никуда не делись: от Billboard Hot 100 Airplay до TopHit, отслеживающего популярность песен в России и СНГ.

В стриминге схема «взятка за ротации» обрела несколько другую форму. Теперь место диджеев заняли алгоритмы. Самый известный — «умные» рекомендации, режим Discovery («Открытие») и автоматическое воспроизведение на Spotify. Платить ничего не нужно, но деньги — всё равно главное: в современной пэйоле лейбл отдает стримингу часть авторских отчислений в обмен на бóльшую видимость трека в алгоритмах. То есть компания отказывается от определенного процента дохода, а не отдает деньги напрямую.

Страсти по плейлистам

Еще один популярный способ раскрутки песни — пихнуть ее во все возможные плейлисты. В 2018-м пользователи Spotify обнаружили, что им буквально подсовывают Дрейка: песни с его альбома «Scorpion» попали даже в плейлисты с фолк-музыкой и хитами о сильных женщинах. Не исключено, что именно поэтому «Scorpion» и установил рекорд по числу прослушиваний за первый день (по стандартам 2018 года).

Плейлисты стали современной версией радио — и, как радио, быстро включились в пэйолу. Еще в 2016 году исполнительный директор Warner Music Стивен Купер фактически подтвердил слухи о проплаченных местах в плейлистах. Незадолго до этого журналист Billboard Гленн Пиплс заговорил о новой (для того времени) пэйоле. Вот цитата из нее: «Места во многих крупнейших плейлистах Spotify уже контролируются тремя главными музыкальными компаниями [Sony, Universal и Warner]. Каждая из них владеет брендированной собственностью, курирующей плейлисты различных жанров и стилей».

Со ссылкой на анонимного руководителя крупного лейбла Гленн Пиплс подтвердил «взяточные» плейлисты. Он даже назвал точные цифры: 2000 долларов за размещение в плейлисте с десятками тысяч подписчиков и 10 тысяч за размещение в более крупных плейлистах. Совпадение или нет, но после лета 2016-го Пиплс ушел из Billboard и вернулся в издание лишь в 2019-м. При этом не верить ему нет причин: это серьезный аналитик с 12-летним опытом.

2016-й был девять лет назад, тогда стриминг еще не захватил музыкальный мир окончательно. А страсти по плейлистам уже вовсю кипели.

Самые популярные исполнители на Spotify в июне 2024 года
Самые популярные исполнители на Spotify в июне 2024 года

Прорыв года… или правильная работа лейбла?

В 2024 году зажглась звезда Сабрины Карпентер: к тому моменту 25-летняя артистка уже была достаточно известной — благодаря сериалу «История Райли» (2014–2017), пяти выпущенным альбомам, конфликту с Оливией Родриго и выступлениям на разогреве у Тейлор Свифт. Прорывным хитом оказалась песня «Espresso»: с одной стороны, это и правда приятный летний ретро-трек, с другой — поговаривают, без пэйолы не обошлось. За ним последовал хит «Please Please Please», поднявшийся в Billboard даже выше «Espresso» (1 место против 3-го). И тут певица быстро выпустила шестой альбом «Short n’ Sweet».

Пользователи Spotify неоднократно жаловались, что алгоритмы Spotify подсовывают им песни Карпентер. Ее треки попадались в «неподходящих» плейлистах и постоянно включались в режиме автоматического воспроизведения. Кто-то пытался заблокировать Сабрину, чтобы она не оказывалась в рекомендациях, — но даже это не помогало. Про Тейлор Свифт и Дрейка тоже были похожие отзывы, их постоянно предлагали слушателям. Когда Spotify выпустил Spotify Wrapped (личные итоги года для каждого пользователя), многие обнаружили там Свифт, хотя и не особо часто ее включали. Вот что по этому поводу думает Гленн Макдональд, бывший сотрудник Spotify по данным:

«Почти вся персонализация — попытка угадать невыраженные аспекты вашего вкуса, сравнивая выраженные аспекты с выраженными аспектами других людей… Если бы „настоящая“ персонализация исходила из реального знакомства с вами, вашим прошлым, вашими эмоциональными потребностями и точной формой ваших ушей… То никакая „персонализация“ в стриминге (или почти в любой технике) не важна. Было бы правильно называть это таргетингом».

Пэйола и биф

Если вы ничего не слышали о конфликте Дрейка и Кендрика Ламара в 2024-м, вы точно не следите за музыкальной индустрией. Победил, если что, Ламар: его дисс-трек «Not Like Us» возглавил Billboard Hot 100, стал одним из главных хитов года и поставил точку в бифе. Дрейку это не понравилось: он обвинил Spotify и лейбл Universal в искусственном продвижении песни Кендрика с помощью ботов. Якобы они нарочно подсовывали «Not Like Us» слушателям и трек вовсе не так популярен. Правда, после обвинений Дрейка прослушивания «Not Like Us» подскочили еще выше — может, все-таки дело не только в раскрутке.

Но кому как не Дрейку знать про пэйолу: о махинациях с альбомом «Scorpion» мы уже упоминали. В Universal, естественно, отрицают обвинения и напоминают, что оба рэпера работают на этом лейбле — и Дрейк, и Кендрик Ламар. И компания не будет ввязываться в сомнительные аферы, чтобы портить имидж своих артистов. Насчет имиджа поверить можно, насчет сомнительных афер — не совсем. Universal давно сотрудничает со Spotify, причем вполне официально — на сайте лейбла это называется «стратегическим партнерством».

Накрутка по-современному: пэйола и искусственные хиты в эпоху стримингов

А как у нас?

Конечно, в России всё это тоже процветает. По запросу «купить место в плейлисте» выпадает множество предложений. Одни просят несколько тысяч рублей за добавление в десятки плейлистов VK, другие — пару-тройку сотен за размещение в одном плейлисте «Яндекс Музыки». Кто-то действует более тонко и продвигает треки через личные рекомендации на основании вкусов слушателей. Есть и варианты с комплексным продвижением за несколько десятков тысяч. Вроде бы это не такие уж огромные деньги, но гарантий никто не даст.

«Большая тройка» компаний из России ушла в 2022-м. В целом индустрия чувствует себя не так уж плохо, но она сама по себе зародилась недавно, а уход крупных лейблов сильно ударил по ней. В разговорах о раскрутке песен часто говорят о посевах в короткие видео: TikTok, VK Клипы, рилcы в запрещенной соцсети. TikTok формально не обновляется в России, но многие нашли обходной путь. А уж в рилcах тем более сидят все. По слухам, именно благодаря продвижению в коротких роликах выстрелила песня Минаевой «Шоколадка». Возможно, вы ее ненавидите, но точно узнаете.

Что это значит?

Когда-то давно, в 2000-х годах, многие надеялись, что интернет убьет традиционную музыкальную индустрию. Только ленивый не жаловался на жестокие лейблы, держащих артистов в ежовых рукавицах. Интернет — как думали миллионы — открывал новые возможности. Отчасти они были правы: теперь действительно каждый может прославиться. Но для серьезной, крупной карьеры всё еще не обойтись без лейбла — иначе о вашей музыке, скорее всего, никто не узнает.

С одной стороны, артист не должен беспокоиться о деловых вопросах, иначе ему просто некогда будет творить. Однако и полностью полагаться на лейбл может быть рискованно: все его спорные решения будут отражаться и на исполнителе. Промо — неотъемлемая часть карьеры любого худо-бедно известного музыканта. И здесь встает вопрос зыбкости границ: где заканчивается честное продвижение и начинаются махинации? Ведь реклама и пиар не запрещены. Учитывая непрозрачность всех этих сделок, доказать их незаконность сложно. А пока не пойман — не вор.

Пожалуй, главная проблема пэйолы — к ней так или иначе вынуждены прибегать почти все. Но если у артистов мейджор-лейблов есть большие финансовые ресурсы, то для независимых музыкантов ситуация сложнее. С другой стороны, искусственное подсовывание определенных песен раздражает слушателей. Если недовольство достигнет впечатляющих масштабов (а оно уже заметно), то лейблы и стриминги будут вынуждены что-то придумать. Вероятно, придется принять новые законы: существующие законы против пэйолы появились еще во времена радио и винила и плохо контролируют стриминг. Посмотрим, что будет в 2025 году — всё может очень быстро поменяться.

33
реклама
разместить
1 комментарий

Тейлор Свифт — самая популярная певица в мире, ни одного трека которой вы ни разу в жизни не слышали 😏

TikTok как новый крэк: Как Big Tech превратил культуру в дофаминовый ад
TikTok как новый крэк: Как Big Tech превратил культуру в дофаминовый ад

Пока вы скроллили этот пост, ваши нейроны выстрелили дофамином раз пять. Поздравляю: вы участник крупнейшего социального эксперимента в истории — превращения культуры в бесконечное колесо из мемов, трендов и симулякров. Но если вы думаете, что это просто «упадок кино и музыки», то вы недооцениваете апокалипсис. Во всяком случае, так считает автор и…

240240
7070
2828
88
33
22
22
11
11
заниматься сексом => смотреть на секс => аниме
реклама
разместить
Как же меня бесит повсеместная цензура, притянутая за уши 🤬

«Кекс», «пдф-файлы», «котики» (заместо НАРкотиков) — все эти слова вы наверняка встречали на просторах интернета (если вспомните ещё примеры тупой цензуры, напишите пж в комментах)

Как же меня бесит повсеместная цензура, притянутая за уши 🤬
5858
88
55
33
22
11
11
Джордж Оруэлл в "1984" описал концепцию новояза — языка, который ограничивает саму возможность неправильных мыслей. В реальности это проявляется через эвфемизмы и цензурные замены. По сути, когда кто-то запрещает одни слова и\или навязывает другие, он пытается контролировать тебя. Что и как ты скажешь - повлияет на эмоциональную окраску описываемых событий, восприятие твоей речи другими и т.д. "Убийство" звучит как преступление, а "ликвидация" — как доблестная операция. "Пропаганда" выглядит как-то подавляюще, "информационная компания" - как просветительская деятельность. "Дешёвый" ассоциируется с плохим качеством, "доступная цена" - с выгодой. И так далее. Мы просто ещё не поняли, что мы в антиутопии.
«Girls Like You»

Золотая коллекция. «Girls Like You» — популярная песня американской поп-рок-группы Maroon 5 при участии рэперши Cardi B. Она была выпущена 5 июня 2018 года как третий сингл с их шестого студийного альбома «Red Pill Blues».

11
Как блогеры и программисты поимели весь мир [нейролонг]

Вместе с DeepSeek обличаю две самые переоценённые профессии современности.

Как блогеры и программисты поимели весь мир [нейролонг]
2727
1717
77
33
11
11
Что насчет мирового музыкального конкурса? [SynthV обсуждение]

Так как DTF является единственным местом, где я могу оставить подобное развернутое мнение, которое имеет наибольшие шансы быть увиденным, здесь оно и родилось как пост. Возможно это найдет отклик и когда-нибудь дойдет до реализации как коллективный запрос, либо так и останется своеобразным загаданным желанием, мыслями вслух, и просто возможностью п…

22
Twitch введёт 100-часовой лимит для видео из разделов «Яркие моменты» и «Загрузки»

В компании говорят, что только 0,5% стримеров уходят за эту цифру.

Twitch введёт 100-часовой лимит для видео из разделов «Яркие моменты» и «Загрузки»
5151
1616
1414
1212
88
55
Жесть какая. У меня точно больше 100. А вообще надеюсь, что WELOVEGAMES наконец выложит прохождение Cyberpunk2077 на youtube.
Негативное влияние пиратства на игровую индустрию
Негативное влияние пиратства на игровую индустрию
397397
9595
2828
77
33
22
22
11
11
11
11
Вся причина пиратства только цены, мало кто хочет платить 6к за игрульку
Мобильная Royal Match заработала свыше 5 млрд. долларов или почему российскому мобильному геймдеву конец

Такую сумму казуальная игра «Три в ряд» смогла набрать меньше, чем за 4 года. Причём более 2 млрд. долларов Royal Match заработала за последние 8 месяцев. В настоящий момент игра приносит около 126 млн. долларов в месяц. Всего игру скачали 325 миллионов раз.

22
22
Совет самому себе: подключить Last.FM

Лучшее, что можно сделать в 2025 году, если вам интересно следить за тем, что вы слушаете, и как вы потребляете музыку, — это подключить сервис Last.fm.

Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Falbumsweekly.com%2Ftexts%2F18&postId=3351485" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Альбомы по пятницам</a>
1111
22
реклама
разместить
В чём феномен Билли Айлиш?

Мир ускоряется. Рианне потребовалось 7 альбомов, чтобы занять первые места в чартах США и Великобритании одновременно. Чтоб вы понимали уровень величия: эта артистка с 2016 года не выпускает альбомов, но до сих пор держится где-то в десятке по мировым прослушиваниям.

В чём феномен Билли Айлиш?
99
77
44
33
11
В деградации искусства, и глобализации. Новым поколениям приходится жрать совсем кал, что бы как-то отличаться от родителей.
Слава коммунизму. Я люблю Си Цзинь Пиня, Ненавижу Винни Пуха, покупайте HAVAL. Или почему у TikTok нет будущего
Слава коммунизму. Я люблю Си Цзинь Пиня, Ненавижу Винни Пуха, покупайте HAVAL. Или почему у TikTok нет будущего

Именно с этих слов я начинаю каждое своё утро если в этот день планирую заниматься тиктоком. В этом лонге вы узнаете как уничтожить христианина. Продажа духов с помощью жопы. Вечные темы. Ушедшие титаны. Тиктокеры уходят в онлифанс. Плюсы по сравнению с ютубом и телегой.

33
22
11
11
Рекорды в американской рэп-музыке

Абсолютно рандомный лонг

Рекорды в американской рэп-музыке
77
[]