ENIGMA — «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» (1996)
Альбом Enigma «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» — третий студийный релиз проекта Михаэля Крету, выпущенный 22 ноября 1996 года на лейбле Virgin Records. Название, в переводе с французского означающее «Король мёртв, да здравствует король!», символизирует преемственность и обновление, что отражается и в музыкальном содержании альбома.
Enigma ворвалась в музыкальную сцену начала 90-х с довольно занятным трюком: танцевальные биты, пышные синтезаторные подложки и всякая экзотика — от приглушённого французского секс-шёпота до григорианских песнопений, всё это было замешано в концепт, как-то связанный с маркизом де Садом. И хотя идея вовсе не была такой уж новаторской (ещё в 1984-м Mark Stewart & The Maffia ставили монашеский напев на электрофанк), сработало это эффектно: трек «Sadeness» (да, с этим каламбуром) стал международным клубным хитом.
Прошло два альбома, а Михаэль Крету — человек, скрывающийся за вывеской Enigma — похоже, не сильно продвинулся в развитии оригинальной идеи. Монахи всё так же бродят по туманным клубным ландшафтам, хотя теперь к ним присоединился модный монгольский ансамбль (за культурное разнообразие — плюсик).
Крету начал больше петь — и вот тут грустно: голос у него средний, а тексты в лучшем случае наивные. Хотя, надо признать, кое-где пробиваются удачные моменты — например, зловеще-прекрасная «The Child in Us».
Но в целом — вода. Названия вроде «Morphing Thru Time», «Beyond the Invisible» или, держитесь, «Odyssey of the Mind» дают представление о содержимом: атмосфера, реверберация и торжественно произнесённые строки про… ну, что-то возвышенно-абстрактное. Только вот музыки как таковой — почти нет.
Итог: самый интересный элемент альбома — это его красивая упаковка. Всё остальное — разочарование.
© Рик Андерсон / TiVo Перевод и адаптация: ChatGPT