Qobuzissime: Jadsa
Певица из Салвадора (Баия) возвращается со смелым вторым альбомом, который ломает шаблоны и заново изобретает тропические традиции.
Одно из величайших чудес бразильской музыки — в том, что она до сих пор не изведана до конца и не поддаётся окончательному определению. Легендарные фигуры прошлого, те, кто создавал вечные хиты и покорял океаны, — словно исполинские деревья, которые не заслоняют, а наоборот, приоткрывают взору необъятный лес менее известных, но не менее ярких талантов. Этот лес — как Амазония: безграничный, дикий, постоянно растущий и вечно обновляющийся.
Одним из самых захватывающих примеров последних лет стала Jadsa — квинтэссенция гибридной бразильской артистки, которую невозможно загнать в рамки стереотипных открыток с пальмами. Родившаяся в 1995 году как Jadsa Castro, она впервые заявила о себе на альтернативной сцене родного Салвадора (Баия), выступая под псевдонимом Taxidermia в дуэте с Жуану Милетом Мейреллесом. Вместе они создавали электропоп, одновременно авангардный и удивительно доступный.
Среди вдохновивших Jadsa фигур особое место занимает Итамар Ассунпсан — культовый представитель независимого авангарда Сан-Паулу начала 1980-х. Это один из тех артистов, что долгое время оставались спрятанными в густом лесу бразильской музыки, а теперь их альбомы тихо ждут своего открытия на платформах вроде Qobuz. На своём дебютном альбоме «Olho de Vidro» (2021) Jadsa отдала дань уважения этому герою андеграунда. Подобно своему кумиру Ассунпсану, а также более известному Тому Зе, она воспринимает музыку как пространство для игры — с воображением, формой и озорством.
Смешивая элементы минималистичного инди-рока из 80-х и нулевых с вечной тканью бразильских мелодий, её новый альбом продолжает традиции тропикализма — но переписывает их с отчётливым new wave-оттенком. Здесь больше синтезаторной пульсации, чем босса-новы (хотя, по иронии, оба названия можно перевести как «новая волна»). Это звучание одновременно укоренённое и радикально свежее.
Особенно выделяется голос Jadsa — инструментальный по своей сути. Она поёт как джазовая вокалистка без джаза, балансируя между виртуозностью и оголённой эмоцией. В её песнях главное — ритм, и именно он ведёт её вокальную акробатику.
Хотя «Olho de Vidro» и получил признание критиков в Бразилии, он лишь отчасти намекал на то, что ждёт впереди. Выпущенный в честь 30-летия певицы, «big buraco» — это уже другой масштаб: больше возможностей, богаче аранжировки, заметное влияние соула и явная творческая дерзость. Прежде всего, альбом подтверждает главное — Jadsa не поддаётся рамкам.
«big buraco» не звучит как «Olho de Vidro», точно так же как «Olho de Vidro» не был похож на её ранние работы под именем Taxidermia. Сейчас, как никогда раньше, она приближается к золотой эпохе психоделической MPB, только теперь — с красной дорожкой, расстеленной под её танцующими ногами.
By Stéphane Deschamps, June 2, 2025