«Oral» Björk & Rosalía: Потерянная поп-песня, ставшая оружием против «рыб Франкенштейна»

Песня “Oral” — это совместный трек Rosalía и Björk, выпущенный 21 ноября 2023 года. Но настоящая сенсация – не звук, а цель: все доходы направлены на борьбу с экологической катастрофой в исландских фьордах.

Прослушать «Oral» — Rosalía и Björk

Официальная анимированную обложку этого релиза.

История создания

Песня была записана более 20 лет назад — Björk сочинила её ещё в 1997 году между её альбомами Homogenic 1997 года и Vespertine 2001 года, в похожем стиле реггетон, но она так и не была выпущена. Долгое время композиция оставалась в архиве.

Как Björk потеряла свой трек)

Реггетон — музыкальный стиль и танец, возникший в конце 1990-х годов в Пуэрто-Рико под влиянием регги, дэнсхолла и хип-хопа, и получивший широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также среди латиноамериканцев, проживающих в США.

Она была слишком попсовой и не подходила ни к одному из этих альбомов, поэтому я её отложила в долгий ящик (англ. put it on salt — дословно «засолила», в смысле консервации). Поскольку тогда у нас не было ноутбуков, аналоговые мастер-ленты были архивированы. Каждые три года я вспоминала песню и просила своего менеджера поискать её, но он так и не смог её найти, потому что я постоянно давала ему неправильное название.


А в марте прошлого года я сидела в номере отеля в Австралии, и CNN освещал какое-то крупное судебное дело. В США был какой-то аристократ, у которого случился сексуальный скандал, и все спорили: «Это было орально или нет?» Я просто увидел слово «орально», и спустя 23 года подумал: «Ого! Вот как называется песня!» Я написал своему менеджеру, и на следующий день он прислал мне её.

Björk

В 2023 году Björk решила передать незавершённую песню Rosalía, которая добавила к ней свои вокальные партии и доработала звучание. Случился коллаб. Песня была переработана с добавлением вокала Rosalía и дополнительным продюсированием от Sega Bodega.

Она как-то не вписывалась ни в один из альбомов. Но я никогда о ней не забывала. Она постоянно крутилась у меня в голове.

Björk

Почему Rosalía

«Oral» Björk & Rosalía: Потерянная поп-песня, ставшая оружием против «рыб Франкенштейна»

"Поскольку в песне есть что-то вроде танцевального ритма, я подумала: а как насчёт Розалии? Она играет экспериментальный реггетон, а, полагаю, дэнсхолл — бабушка реггетона. А потом я подумала: «Хмм», потому что Росалия как раз выпустила своего рода экспериментальный альбом в стиле реггетон, и я подумала: «Ну, наверное, дэнсхолл — это своего рода бабушка реггетона». Мы с ней дружим уже несколько лет, поэтому я просто написала ей: «Не могла бы ты спеть для меня в этом треке? Это ради окружающей среды» — и она сразу согласилась". Björk

Название и смысл песни

В мелодии размашистые оркестровые струнные сочетаются с лёгким регги-битом, в то время как женщины поют о единении «мечты и реальности», размышляя о признании в любви мужчине, по которому они сходят с ума.

«Правильно ли это?» — спрашивают они в припеве.

«Я просто не знаю/Я просто не знаю».

В интервью журналу Rolling Stone Бьорк прокомментировала смысл текста песни:

Это как раз тот момент, когда встречаешь кого-то и не знаешь, дружба это или что-то большее. Поэтому, наверное, ты возбуждаешься. И начинаешь особенно остро ощущать свои губы. Возможно, поэтому я и назвала песню «Oral». Ты не знаешь, к чему приведёт действие. Иногда фантазия может быть потрясающей, и этого достаточно; тебе не нужно ничего делать. […] И хотя я, очевидно, написала эту песню не для лососей, мне нравится, что она весёлая.

Песня задумывалась как: «wondering about revealing your feelings to a man, maybe crossing over from a dream state».

Текст песни

Бьорк и Розалиа две исполнительницы с уникальными звучаниями, но в треке достаточно сложно понять кто поет, даже если смотреть клип (говорю за себя). Ниже текст песни, обратите внимание на заголовок в квадратных скобках: кто поет строки указано курсивом или жирным шрифтом или их отсутствием.

[Intro: Björk, Björk & ROSALÍA]

Your mouth floats above my bed at night

My own private moon


[Verse 1: ROSALÍA & Björk]

Just because the mind can make up whatever it wants

Does it mean that it'll never come true?

Won't ever happen (Just because she can)

Please, could I change that?


[Chorus: Björk & ROSALÍA, Björk]

Is that the right thing to do?

Oh, I just don't know

I just don't know

Is that the right thing to do?

Oh, I just don't know

I just don't know


[Verse 2: Björk & ROSALÍA]

Let me introduce one to the other

The dream and the real,

get them acquainted

Just because she can

Introduce

Just because she can

A mouth to a mouth

See upcoming pop shows

Get tickets for your favorite artists

You might also like


[Chorus: Björk & ROSALÍA, ROSALÍA, Björk]

Is that the right thing to do?

Oh, I just don't know

I just don't know

Is that the right thing to do?

Oh, I j-just don't know

I just don't know


[Bridge: Björk, ROSALÍA, Björk & ROSALÍA]

Can I just sneak up from behind

To the back of his head?

Then I lift up his hair

And nibble ever so lightly

That's where the hair starts

Just because she can

Now please, can I kiss him?

(Just because she can)

Yo quiero besarle

(Just because she can)

Come on, please, can I kiss him?

(Just because she can)

I just don't know, oh


[Outro: Björk, Björk & ROSALÍA]

Just because she can (Can)

There's a line there, I can't cross it (Ooh)

Just because she can

There's a line there, I can't cross it (Come)

Just because she can

There's a line there, I can't cross it

Just because she can (Oh, it must come)

There's a line there, I can't cross it (Oh)

There's a line there, I can't cross it (Come)

There's a line there, I can't cross it

Перевод на русском, какой нашла:

Твой рот висит ночью над моей кроватью —

Моя собственная личная луна.


Тот факт, что ум может выдумывать всё, что захочет,

Не означает, что это не может стать правдой.

Что же случилось? (Просто потому что она может...)

Прошу, можно мне изменить это?


[2x:]

Правильно ли я поступаю? (О, о...)

О, даже не знаю.

Даже не знаю.


Позволь мне представить друг другу

Сон и реальность,

Познакомить их.

Просто потому что она может

Представить...

Просто потому что она может

Рот в рот...


[2x:]

Правильно ли я поступаю? (О, о...)

О, даже не знаю.

Даже не знаю.


Можно мне подкрасться сзади

К его затылку?

А потом я приподниму его волосы

И буду жить вечно легко-легко...

Вот где начинаются его волосы.

Просто потому что она может.

Прошу, можно мне поцеловать его?

Просто потому что она может.

Я хочу поцеловать его.

Просто потому что она может.

Ну пожалуйста!

Можно поцеловать его?

Просто потому что она может.

Я даже не знаю, о...


Просто потому что она может. (Может...)

Здесь граница, и я не могу перейти её. (У-у!)

Просто потому что она может.

Здесь граница, и я не могу перейти её. (Прийти...)

Просто потому что она может.

Здесь граница, и я не могу перейти её.

Просто потому что она может. (О, это должно прийти...)

Здесь граница, и я не могу перейти её.

Здесь граница, и я не могу перейти её. (Просто...)

Просто потому что она может.

Здесь граница, и я не могу перейти её. [4x]

За что борются Björk и Rosalía | Манифест коллаборации | Трагедия исландского лосося

Доходы от песни идут на защиту и восстановление диких популяций лосося в Исландии.

Чтобы предотвратить открытие промышленной лососевой фермы в Исландии и провести кампанию за новое исландское законодательство, Бьорк и Розалиа передали свои права на доход, получаемый от «Oral», некоммерческой организации AEGIS, основанной после того, как выяснилось, что тысячи рыб неоднократно сбегали в дикую природу.

Манифест в начале клипа
Манифест в начале клипа

Бьорк (давняя активистка) приходит в ярость, когда думает о тысячах особей, которых она называет «рыбами Франкенштейна», плававших в реках Исландии за последний год.

Как в сцене из «Пираньи», рыба — лосось, выращенный промышленным способом в открытых садках, — несколько месяцев сбегала из вольеров в западных фьордах Исландии и попадала в реки страны в разных местах. Это был серьезный эко-скандал. Эти захватчики угрожали естественной популяции лосося страны, при размножении, поскольку они могут переносить пестициды и органические отходы. Численность дикого атлантического лосося в мире в целом резко сократилась за последние 20 лет из-за изменения климата и увеличения количества паразитов, таких как морские вши. А популяция дикого североатлантического лосося на родине Бьорк составляет всего четверть от того, что было в 1970 году, согласно данным, предоставленным Исландским фондом дикой природы .

Бьорк, которая всегда открыто заявляла о своих усилиях по улучшению окружающей среды, особенно в Исландии, решила привлечь внимание к бедственному положению лосося в своей стране с помощью новой песни, которую она спела вместе с Розалией.

И чтобы сделать ее призыв еще более заманчивым: сама песня не имеет никакого отношения к рыбе. Но Бьорк считает её игривой.

«Рыбы Франкенштейна»

«Естественная среда обитания дикого североатлантического лосося ухудшается из-за изменения климата и повышения кислотности океана»,

«В связи с этим нам абсолютно необходимо снизить воздействие других угроз, чтобы поддержать способность дикого лосося адаптироваться к меняющимся условиям. Лососевые вши, генетическое смешение с сбежавшим лососем, выращенным на фермах, и инфекции, связанные с выращиванием лосося в открытых садках, являются самыми серьезными антропогенными угрозами для дикого лосося».

— заявил журналу Rolling Stone Йон Калдал из IWF.

«Мы опросили всех учёных и юристов-экологов, и ущерб всё ещё можно обратить вспять. Важно понимать, что во всех экологических новостях, которые вы читаете, может быть счастливый конец».


«Мы являемся крупнейшим нетронутым уголком природы в Европе, и вот уже тысячу лет мы сами занимаемся сельским хозяйством. Наши овцы пасутся на свободе, четыре месяца летом они бегают по высокогорью. Мы всегда считали наше сельское хозяйство «свободным выгулом, органическим», ещё до того, как люди придумали эти слова».


«Поэтому для нас было огромным шоком, когда мы увидели рыбоводные фермы открытого типа. Они дают рыбам препараты, стимулирующие их рост; скелеты рыб росли в два или три раза быстрее, поэтому 60 процентов из них были изуродованы. Много кожи отваливалось. А потом, около 20 процентов из них умирали в сетях, потому что условия были настолько ужасными. Затем они высыпали на них тонны яда для насекомых. Условия, в которых они жили, настолько плохи, что врачи [ в Норвегии ] не советуют беременным женщинам и детям есть эту рыбу. Так что вы можете просто представить, что они продают в магазинах под названием «дикий североатлантический лосось» — это не так. Это не так. По сути, они там живут в условиях Освенцима».

Björk

[ «У всех выращиваемых лососей, 100 процентов, есть проблемы с сердцем , а позвоночник и череп часто деформированы из-за слишком быстрого роста. И более половины страдают от потери слуха . Этому способствует стрессовая реакция из-за окружающей среды в морских загонах и дезинсекции. Это душераздирающий момент, когда узнаешь, что продукт, который продается как выращенный в экологически чистых условиях в нетронутой Северной Атлантике, на самом деле основан на беспрецедентной жестокости к животным. Рыба не может кричать; насилие более или менее происходит под поверхностью, вне поля зрения. Это должно прекратиться». ] — заявил журналу Rolling Stone Йон Калдал из IWF.

«Oral» Björk & Rosalía: Потерянная поп-песня, ставшая оружием против «рыб Франкенштейна»

— Раз врачи говорят людям, что есть эту рыбу небезопасно, разве в магазинах она маркируется по-другому?

— Нет, никакой маркировки нет. Вот к чему мы должны призвать. Это, по сути, скандал. Это как какой-то «дикий арктический лосось». Но это не дикий, и это даже не «арктический» [ смеётся ]. Это как мутант… Это, по сути, урод.

Кратко суть такой острой проблемы с рыбными фермами:

  • Жестокие условия на фермах (60% рыб с деформациями, 20% гибнет в сетях).
  • Рыба продаётся как "дикий арктический лосось" без маркировки о реальном происхождении и рисках для здоровья.

Можно ли реально снизить смертность?

Или это фантазии эко-активистов? — такой вопрос у меня возник.

«Oral» Björk & Rosalía: Потерянная поп-песня, ставшая оружием против «рыб Франкенштейна»

«Нулевой смертности никогда не будет, потому что рыбы всегда будут подвержены болезням и штормам. Этого не избежать. Но снижение смертности ниже шести процентов вполне осуществимо. Нынешние 14 процентов — слишком много, но когда-то она достигала почти 20 процентов, поэтому мы знаем, что уровень смертности можно снизить», — заключает Хайди.

«Oral» Björk & Rosalía: Потерянная поп-песня, ставшая оружием против «рыб Франкенштейна»

Профессор Стив Суэрер из Мельбурнского университета, отметил, что низкая продуктивность пополняемых запасов рыбы долгое время оставалась загадкой.

Мы считаем, что одной из причин проблемы может быть нарушение слуха. Все программы по восстановлению популяции местных рыб теперь должны оценивать, есть ли у рыб деформация слуховых косточек и как это влияет на их выживаемость.


«Если мы не изменим способ выращивания рыбы для выпуска на волю, мы, скорее всего, просто выбрасываем деньги и ресурсы в море».

Исследователи из Мельбурнского университета

То есть, если с 1970-ых популяция лососёвых в Исландии уменьшилась на 20%, то оценка деформации слуховых косточек, как теории уменьшения популяции местных рыб, важное направление.

На что конкретно должны были пойти деньги с трека

Основная цель — финансирование судебного процесса против строительства новой промышленной лососевой фермы в Сейдисфьордюре (Восточные фьорды Исландии). Деньги должны помочь местным активистам оспорить проект в суде.

Дополнительно средства предполагалось направить на:

  • Финансирование судебного иска местных жителей против проекта.

  • Поддержку разработки нового экологического законодательства для аквакультуры.

  • Просветительские кампании об экологических рисках рыбных ферм (в Исландии и мире, например, в Чили и Аргентине).

AEGIS – это фонд, управляющий средствами от песни для этих целей.

Пост носит исключительно культурно-просветительский характер. Упоминание организаций, артистов и инициатив в этом тексте не означает поддержки политических и иных взглядов. Автор публикации не выражает одобрения или поддержки какой-либо организации, движения или позиции.

Получилось выиграть суд? | Открыли ли ферму? | Чего смогли добиться в итоге

Выяснить это было очень тяжело! Было много шумихи и громких интервью в момент выхода коллаборации двух популярных исполнительниц, но тишина в последующие два года.

Итак!

Kaldvik — единственная рыбоводная компания в регионе Аустфьордур, ведущая операции в Фаскрудсфьордуре, Рейдарфьордуре и Беруфьордуре, а также лицензии в Стёдварфьордуре и заявки на участки в Сейдисфьордуре и Мьоафьордуре.

16.12.2024:

Агентство по охране окружающей среды подготовило предложение о выдаче лицензии на эксплуатацию фермы Kaldvík hf. в Сейдисфьордюре.

Проект подлежит оценке воздействия на окружающую среду, и окончательный отчет об оценке застройщика был представлен 8 декабря 2021 года. Заключение Агентства по планированию было представлено 31 декабря 2021 года, но в заключении указано, что воздействие выращивания 6500 тонн плодовитого лосося считается незначительным на запасы лосося, охваченные оценкой риска. Проект подпадает под переизданную оценку грузоподъемности и оценку риска генетического смешивания от 2022 года. Предлагаемое разрешение на эксплуатацию соответствует плану прибрежной зоны Восточных фьордов и оценке риска судоходства, представленной в октябре прошлого года.... Агентство по охране окружающей среды предоставило комментарии в процессе оценки проекта и считает, что обсуждаемые условия отражены в плане мониторинга оператора вместе с положениями разрешения на эксплуатацию.

Из официального отчета на сайте компании от 06 июня 2025 года:

Финансовые отчеты Kaldvik за 2024 год (например, об успешном рефинансировании, покупке мусороперерабатывающего завода и завода по производству коробок) говорят о стабильном положении компании.

На сколько я поняла, но не могу быть до конца уверена — в настоящее время компания имеет лицензию в Сейдисфьордюре (на осуществление деятельности?) и в процессе получения лицензии на эксплуатацию нового сельскохозяйственного участка в Сейдисфьордюре.

В новостях сайта органа местного самоуправления информация отсутствует, непохоже на то, что город ведет борьбу.

Вывод: Средства от «Oral» не остановили проект — компания близка к получению лицензии.

Сейдисфьордюр, в котором пытаются открыть новую рыбную ферму

Немного углубившись в контекст захотелось посмотреть на самом город. Нашла следующую информацию:

"После закрытия местного рыбоперерабатывающего завода экономика деревни переориентировалась на туризм. Она по-прежнему остаётся важным рыболовецким портом на восточном побережье Исландии с гаванями, судостроительными верфями и стапелем".

Сейдисфьордюр — город-порт и община в Исландии.

«Oral» Björk & Rosalía: Потерянная поп-песня, ставшая оружием против «рыб Франкенштейна»

А еще советую посмотреть данный пост, в котором человек делится как случайно попал на съемки фильма Бенна Стиллера в этом городе:

Ссылка. Здесь же можно посмотреть на виды исландского городка.

Отношения Björk и Rosalía

Несмотря на разницу в возрасте и музыкальных поколениях — это история взаимного уважения и восхищения.

Что вас восхищает в Розалии как художнице?

Бьорк: Конечно, она невероятная певица. Помню, когда вышел её первый альбом, я была просто поражена её голосом и её стремлением к развитию. Она поёт акустическим голосом, а не просто поп-музыкой – понятно? Это другой стиль пения – можно заполнить комнату, не используя микрофон. Это как разница между виолончелью и электрогитарой: Розалиа умеет играть и то, и другое, а также поп-музыку.

После получения премии «Латинская Грэмми» в 2018 году Rosalía назвала Björkсвоим источником вдохновения, сказав: «Я хочу поблагодарить таких женщин, как Лорин Хилл… Бьорк, Кейт Буш… хочу сказать спасибо всем женщинам в индустрии, которые научили меня, что я могу это сделать, потому что благодаря им я здесь». Бьорк, в свою очередь, выразила восхищение, сказав испанской газете El País, что Розалия «разбудила» в людях интерес к испаноязычной музыке.

Клип

Björk и Rosalía снялись в клипе на песню «Oral» — он минималистичный, с метафорическим визуалом (море, волосы, танцы/бой).

Видна метафора хрупкой связи человека и природы.

"Что происходит, когда два самых изобретательных автора поп-музыки, ломающие границы жанров, решают объединиться? В случае Бьорк и Росалии летят искры и самурайские мечи".

«Oral» Björk & Rosalía: Потерянная поп-песня, ставшая оружием против «рыб Франкенштейна»

Смотреть клип по ссылке:

Rosalía в тот момент находилась в переходном этапе своей карьеры — после Motomami, она отходила от поп-формата и искала новые пути, как и Björk в своё время. В клипе Розалии 31 год, почти столько же, сколько было Бьорк, когда она написала эту песню.

Почему Бьорк считает подходящей к теме - трагедии рыбных промыслов - как она говорит "весёлую" ("happy" - счастливую?...) песню

Я хочу вселить надежду во всё, что связано с экологией. Я категорически против голливудского подхода, когда снимают фильм за фильмом, сериал за сериалом о выживальщиках в постапокалиптических условиях, которые носят консервные банки, не могут дышать, и говорят: «Мы все умрём» и стреляют друг в друга. Я считаю это ограниченным, трусливым и полным жалости к себе. Я хотел бы относиться к проблемам окружающей среды с большим оптимизмом и искать решения, находить судебные дела, которые можно выиграть, и менять то, что можно изменить.

Думаю, в XXI веке мы потеряем довольно много видов животных, и мы уже многое потеряли. Но я всё ещё очень верю в биологию. Возможно, некоторые из нас будут как растения-мутанты, как растения-люди, как что-то на грани научной фантастики. Но я действительно считаю, что важно иметь достаточно сильное воображение и творческое, плодородное пространство. Нужно уметь представить себе будущее и жить в нём. Слишком лень постоянно довольствоваться худшим сценарием.

Вывод

Ирония в том, что ответ на вопрос припева «Правильно ли это? Я не знаю» стал пророческим для кампании: спустя 1.5 года Kaldvik близка к лицензии, а «рыбы Франкенштейна» всё так же угрожают фьордам.

Своё расследование я хочу закончить прекрасными словами Björk: иногда фантазия может быть потрясающей, и этого достаточно.

P.S. Мой личный совет — как обычно бывает с Björk, песню нужно прослушать раза три, чтобы она зашла.

9
1
1
1
15 комментариев