Maruja — «Pain to Power» 🅴 (2025) [91.3]
Прошаренный музыкальный мир ждал дебютника Maruja с нетерпением: яростные лайвы, где журналисту The Quietus выбили зуб, + смесь нойз- и пост-рока с джазом, которые короновали манчестерскую группу в андерграунде. Как подлинные панки из подземки, группа публиковала только короткие EP, да импровизации, записанные чуть ли не на диктофон.
Но вот, спустя 11 лет после основания, Maruja выпускают первый альбом и… входят на территорию мейнстрима. Дело не в смене творческого вектора, а в том, что в последние годы почти что культовый статус Maruja вышел за пределы локальных тусовок. Группа отлично чувствует себя на фестивалях (еще год назад была на «Гластонбери»), а сейчас западные издания делают фичеры и рецензируют их как давно знакомое явление. Если для новых «шумных» [британских] групп вроде English Teacher и The Last Dinner Party, дебютник это логическое движение вперед и кульминация, то для «марухи» это уже не столько главный момент в карьере, сколько жесткая проверка на выносливость.
И эту проверку группа сдает превосходно. Песня «Bloodsport» передаёт бешеный экстаз перегруженной вусмерть гитары, тяжелого ню-метального баса и саксофона, который вытягивает весь воздух из легких его обладателя, — самая яростная открывашка альбома в этом году. С ней контрастирует чудесная мелодическая нежность (вторая ключевая черта коллектива) в треке «Saoirse»: инструменты уже гипнотизируют, Гарри Уилкинсон перестаёт кричать и начинает профессионально петь, беря высокие ноты. На альбоме сразу три 10-минутных песни: и как же легко (в относительных пределах) они слушаются. В них остались пространные и почти что бессобытийные минутные куски, но они не напрягают, а дают отдышаться после потока эмоций и надрыва.
Продолжаю слышать хорошую фразу «для простых времен нужны сложные истории, для сложных времен — простые». Maruja звучат сыро, зачастую без студийного лоска, но внутри они кристально чисты и понятны. Война и неравенство — плохо, наши различия — то, что нас объединяет, а бояться ничего не стоит, ведь мы забитые маленькие божества. Контраст между авангардной формой и прямым содержанием работает идеально и определенно поможет группе стать еще больше. Этот путь гораздо сильнее, чем какие-нибудь многословные перепалки Джорди Гриппа из Black Midi с самим собой.
Пробираясь через бурю душевных выплесков, звукового конфликта и синергии всех участников Maruja, чувствуешь себя ещё более вознаграждённым за такие простые истории, за осознание, что находишься с группой в одном психологическом и контекстуальном поле. «Pain To Power» — не просто злой альбом против системы, но ещё и крепкая поддежка страждущим. В том числе из-за этого их лайвы такие выдающиеся и на них люди готовы терять зубы.
Пост перепечатан из телеграм-канала 91.3 с разрешения автора.